Главная страница
Навигация по странице:

  • 43. Особенности экономических отношений в сфере культуры

  • 44. Внешние эффекты и общественные блага в сфере культуры

  • 45. Болезнь издержек.

  • 46.Стоимость товара и качество товара в сфере культуры.

  • 47.Негативный отбор в сфере культуры.

  • 48.Государственная политика в сфере культуры.

  • 49.Экономические проблемы российской культуры.

  • 50. Климатические изменения и экстерналии.

  • 51.Снижение загрязнения:издержки и выгоды

  • шпаргалки для зачета по экономическому анализу. Зачет эконом анализ. 1. Аспекты рассмотрения социальных проблем


    Скачать 137.07 Kb.
    Название1. Аспекты рассмотрения социальных проблем
    Анкоршпаргалки для зачета по экономическому анализу
    Дата05.11.2019
    Размер137.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗачет эконом анализ.docx
    ТипДокументы
    #93543
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    42. Состав отраслей в сфере культуры

    В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: «культура и искусство» и «средства массовой информации».

    Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы:

    художественное творчество;

    сохранение культурного наследия;

    клубная и развлекательная деятельность;

    массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).

    Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.
    43. Особенности экономических отношений в сфере культуры

    В современных условиях развития экономики культуры России – это важнейшее стратегическое направление государственной политики ориентированной на социальный и экономический рост. Мировая практика не знает стран, которые отказались от поддержки культуры. Сегодня в российской действительности происходит смена парадигмы и осуществляется переход от «государства-мецената» к «государству-инвестору».

    Таким образом, в современном мире формирование новой комплексной модели развития экономики и культуры становится важным фактором экономического и социального роста России.

    Культура как совокупность экономических и творческих ресурсов, создает эффекты для разных сфер экономики. К данным эффектам относят: решение социально - экономических проблем; улучшение городской среды; развитие туризма; привлечение инвестиций; создание новых рабочих мест.

    Следует привести пример, когда исследование, подготовленное в 2006 году по заказу Европейской комиссии, показало, что экономическая деятельность, связанная с культурой и искусством, обеспечивает в два раза больше доходов на единицу продукции, чем все европейское автомобилестроение; культура как отрасль экономики придает развитию более сильный импульс, чем химическая промышленность, рынок недвижимости или производство продовольствия.

    Для понимания специфики экономических отношений в сфере культуры важными моментами является выявление особенностей экономического взаимодействия между производителями и потребителями определенных видов культурных благ, которые отличают их взаимодействие от случаев реализации материальных товаров и обусловливают финансирование сферы культуры со стороны государства.
    44. Внешние эффекты и общественные блага в сфере культуры

    Изначально культура была предметом, которую исследовали философы, социологи, историки. На первых этапах развития общества, «культуру» связывали с экономической деятельностью( земледелие). Сам термин культура связан с производством материальных благ и земледельческим трудом.

    После разделения труда, которое развило производственные силы, разделило материально-производственную и духовную сферы деятельности, однако отождествляться культура стала, когда социум стал проявлять духовные ценности.

    Характеристика потребительских качеств продуктов Продукт является одновременно и результатом труда и средством удовлетворения потребностей(результат труда, который создан для удовлетворения потребностей). Смыслы понятия культура:

    Процесс эстетического, интеллектуального, духовного развития, все это применительно, когда речь идет об абстрактном

    обозначении.

    обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; указание абстрактное на особенности способа образа жизни или существования, которое свойственно какому-либо обществу или конкретному периоду истории ;

    обозначение абстрактное форм и продуктов интеллектуальной и главным образом художественной деятельности

    В данном контексте культура рассматривается как сфера деятельности(культурной), отрасль экономики в которой создаются, обмениваются и потребляются продукты культурные(культурные блага).

    Удовлетворение и потребление может быть самостоятельно(чтение и собирание книг, просмотр передач, видео- и аудиотеки и др.) Это возможно благодаря высокому распространению коммуникационных и информационных технологий. Это существенно влияет на развитие экономики, поскольку увеличивается спрос на предметы культурной деятельности.

    Отрасль культуры включает только общественно-организованное потребление благ культуры, что в значительной мере уменьшает представления о масштабах отрасли.

    Черты культурных благ Помимо внутренней образной формы многочисленным видам культурных благ свойственны следующие общие черты:

    Отсутствуют объективные критерии качества как у материальных продуктов(цена зависит от качества) . Нельзя измерить качество продукта культурного,что является следствием первого. Социально-экономические процессы являются вероятностными

    Уникальность и неповторимость

    Потребность в культурных благах не является жизненно важной. Данное свойство в некой мере дает определение главным особенностям экономики культуры: средний и часто низкий уровень з/п работников , значительное участие государства, низкая финансированность и остаточный метод финансирования.

    В потреблении культурных благ отсутствует прямая экономическая выгода.

    В процессе производства продукции используют самый редкий и самый сложный экономический ресурс- интеллектуальные и творческие способности.

    Экономическая форма продуктов культуры Экономической формой продуктов являются услуги и товары. Товар представляет собой труд в форме вещи, который создан для обмена. Товары можно накапливать, хранить,

    транспортировать, что нельзя сделать с услугами. Некоторая часть продуктов культуры создается внутри отрасли( скульптуры, памятники, картины, произведения искусства). Товары культуры можно индивидуализировать. Полезный труд, который совершается для обмена, называют услугой. Услуги бывают чистыми и материальными. Создают чистые услуги цирки, выставочные залы, библиотеки, театры, оперы, кинотеатры и прочее. Индивидуальные производители таких услуг являются художники, постановщики и др. Материальные услуги производятся в реставрационных мастерских. Потребители и производители продукции культуры Делят все блага на частные, общественные и смешанные. Обладают общественные блага свойствами неконкурентности и неисключаемости. Неконкурентность подразумевает, что благо неделимо и потребляется совместно; если один человек потребил благо, то это не сокращает потребление блага другим человеком. Если увеличить число потребителей, это не снизит полезность. Неисключаемость подразумевает, что потребление блага одним человеком не исключает его из потребления другого человека.

    Примеры общественных благ: продукция национальной обороны(обороноспособность), продукция государственного управления( регулируется отношения в стране). Отрасль культуры создает общественные блага: парки, заповедники, театрализованные праздники, скульптуры, государственное управление отраслью культуры. Общегосударственные блага потребляются людьми бесплатно, а создаются за счет сбора налогов принудительным характером от лица государства, также средства финансируются добровольно. Решающую роль при создании благ играет государство.

    Антиподом общественных благ служат частные блага. Свойства частных благ: Конкурентность это значит, что благо делимо, потребление блага одним человеком уменьшает потребление другого. Исключаемость подразумевает, что потребляемые блага одним человеком исключает потребление блага другим(единица блага приносит пользу только покупателю). Примеры: обувь, продукты питания, одежда и др. На основе рыночной системы создаются частные блага частными производителями. В культуре частные блага не создаются. Смешанные принимают промежуточное положение между первыми двумя. Они имеют свойства ограниченной

    неконкурентности, это значит. Что благо делимо и объем потребления уменьшается с ростом количества потребителей.

    Так, порциями продукции театра будут спектакли, их можно назвать объектами оптовой реализации. Они потребляются индивидуально и вместе с тем, потребление происходит с остальными зрителями.

    Также свойством будет ограниченная неисключаемость, это значит, что в процессе потребления блага часть эффекта, достается другому субъекту, который не заказывал и не платил за благо(внешний эффект). Полную исключаемость при производстве смешанных благ обеспечить невозможно. Различают внешние эффекты по:

    - Масштабу

    - Долгосрочности воздействия

    - Положительные

    - Отрицательные

    Государство провоцирует потребление благ за счет помощи бюджетным расходам, создавая бесплатные блага( например, библиотеки), организовывает труды благотворителей, которые предоставляют гранты для создателей благ. Блага культуры правильно формируют и развивают общественное сознание, они сохраняются и передаются поколениям. Государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого уровня благ культуры при помощи государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. Они вместе финансируют театры, музеи, филармонии, а частный сектор- кинотеатры, шоу-программы, казино. Содержание продуктов в отрасли выделяет 2 под отрасли: Искусство, где создаются культурные блага и происходит просвещение культурное. Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

    Определение отраслей – классификация производителей продукции по видам их экономической деятельности – основывается на следующей совокупности.
    45. Болезнь издержек.

    Отрасли исполнительского искусства, утверждали Баумоль и Боуэн, будут неизбежно страдать от «болезни издержек». В «обычных» отраслях (производящих товары для промышленности и конечного потребления) производительность труда постоянно возрастает -- за счет технологических нововведений, обучения персонала, экономии от масштаба. В исполнительском искусстве она возрастать не может: для того, чтобы исполнить концерт для струнного квартета, как и сто лет назад, требуется ровно четыре музыканта. Следовательно, издержки отраслей исполнительского искусства будут расти быстрее, чем цены в среднем в экономике.Теория «болезни издержек» получила множество сторонников, но, вероятно, и не меньше противников. Ее критика началась сразу же после выхода работы и продолжается до сих пор. Одни утверждают, что «болезнь издержек» не является специфичной для сферы искусства, а наблюдается практически во всех сферах услуг (например, услуги массажиста или парикмахера также могут быть подвержены «болезни издержек»). Другие -- говорят о том, что производители культурных благ готовы нести дополнительные издержки, поскольку получают дополнительное неденежное вознаграждение (признание, почет, моральное удовлетворение от самореализации). Третьи замечают, что авторы рассмотрели только издержки производителей, но не рассматривали эволюцию самих рынков и возможные изменения предпочтений потребителей (а следовательно, возможность производителей извлекать «монопольную» ренту за счет создания и распространения новых продуктов). Несмотря на справедливость этих критических замечаний, работа Баумоля и Боуэна продолжает оставаться одной из наиболее влиятельных в сфере грантовой поддержки искусства.
    46.Стоимость товара и качество товара в сфере культуры.

    Стоимостью можно назвать количество денег, за которые продается и покупается единица товара или услуги.

    Функции стоимости:

    Измерительная. Предприниматель способен оплатить все ресурсы, которые используются в процессе производства благ. Что может развить бизнес, привлечь инвесторов.

    Стимулирующая. Цены стимулируют производственный процесс, посредством подсчета прибыли и затрат. Прибыль должна быть выше чем затраты.

    Распределительная. Между отраслями распределяется национальная прибыль, также идет распределение между регионами, собственниками, населением(группы населения). Эта функция показывает в чью пользу идет движение распределения(потребитель или изготовитель).

    Баланс между спросом и предложением

    Схематически продукт отрасли культура и искусство можно представить следующим образом: Продукт отрасли «культура» -Продукт может быть одновременно материальным и нематериальным. Непосредственные услуги -(игра актера, исполнение танца, песни, лекция, диспут ,работа билетера, кассира в театре) Посреднические услуги- (работа режиссера, звукорежиссера, киномеханика, балетмейстера ) Предметы культуры- (например, картины, скульптуры, изделия ДПИ) Средства культуры- (то с помощью чего создается продукт: радио, телевидение, аудио-визуальная техника …) нематериальный материальный.
    47.Негативный отбор в сфере культуры.

    В культуре своя специфика - здесь движителем ухудшающего отбора является стремление фирм наращивать выпуск и, соответственно, прибыль. В цифровых сегментах, где стоимость копирования ничтожна, этот мотив особенно силен. В осязаемых секторах он стремительно нарастает по мере удешевления материальной оболочки.Поскольку качество произведений искусства плохо формализуется, это как магнит притягивает коммерсантов, которым вольготно в ситуации морального риска.

    Симптомы ухудшающего отбора в культуре. Если ухудшающий отбор в культуре действует, то ему должны сопутствовать характерные внешние проявления. Исходя из того, что известно о других рынках, в сфере культуры должно наблюдаться следующее: - массовый выброс продуктов сомнительного качества; - снижение доли качественной продукции (малый процент удачных произведений); - высокие потребительские издержки на поиск и пробу, неудовлетворенность потребителей и отток наиболее компетентных из них; - недореализация некоторых типов продуктов из-за проблем с их дис-трибьюцией/обнаружением и, как следствие, их недопроизводство; - узкая специализация и размежевание культурного сообщества в соответствии с предпочтениями; - деградация вкусов; - оскудение/деформация талантов, вынужденных подстраивать свою лиру на потребу бизнеса.
    48.Государственная политика в сфере культуры.

    Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.

    Государственная культурная политика основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности.

    Природа русской культуры, обеспечивающей единство многонационального народа России на основе сохранения культурной и национальной самобытности всех народов страны, делает необходимым отражение в государственной культурной политике культурного своеобразия каждого региона страны, каждого народа или этноса. Государственная культурная политика призвана стимулировать насыщенность культурной жизни в каждом регионе России, способствовать развитию межрегионального культурного взаимодействия. Это является важнейшим фактором роста качества жизни, залогом динамичного развития субъектов Российской Федерации, основой единства не только культурного пространства, но и государственного единства России.

    Государственная культурная политика предполагает повышение общественного статуса культуры, влияние культуры на все сферы государственной политики и жизни общества, рассматривается не как единожды принятый и закрепленный в программах и мероприятиях комплекс мер, а как непрерывный динамичный процесс. Она постоянно корректируется в зависимости от изменений внутренней и внешней ситуации, учитывает вновь появляющиеся проблемы, изменяет набор действий при невозможности достичь требуемого результата первоначально выбранными средствами.

    Основные цели современного российского государства в сфере культуры:

    – обеспечение условий для свободного развития каждого гражданина страны;

    – защита культурного суверенитета страны и единой историко-культурной самоидентификации граждан и общества;

    – обеспечение доступа граждан к накопленному национальному культурному богатству, сохранение, умножение и защита этого богатства, гарантия их права на сохранение исторически сложившейся культурной среды и привычной им среды обитания;

    – сохранение и возвышающее развитие высших достижений отечественной и мировой культуры, преодоление угроз культурному достоянию, которые несут нормы и образцы общества потребления, массовой культуры, энтропийные тенденции цивилизации постмодерна, создание и распространение культурных образцов и идеалов общества познания и созидания;

    – сохранение классических образцов мировой культуры, защита их от постмодернистской диффузии и обеспечение их экспансии и возрождения в остальном мире.


    49.Экономические проблемы российской культуры.

    Коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет одностороннюю направленность: богатые люди России предпочитает вкладывать средства в развлекательную индустрию (это пока высокодоходная область). В то же время такие институты как образовательные учреждения, музеи, театры, библиотеки, классическое искусство не представляют коммерческого интереса, испытывают трудности из-за недостаточности финансирования. Это ведет к кризису данных институтов. В данной ситуации особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше отдаляется от духовной культуры, так как несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований и правовому нигилизму.
    50. Климатические изменения и экстерналии.

    Климатические изменения и экстерналии

    Чрезвычайно важным понятием в экономике являются экстерналии или внешние эффекты, в особенности, экологические экстерналии. В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д., но часто отсутствует возможность их ответного воздействия на первичный источник. С такой ситуацией и связано возникновение экстерналий. В самом общем виде их можно определить как некомпенсируемые воздействия одной стороны на другую. Экстерналии могут возникать как в результате производства, так и потребления товаров и услуг.Экстерналии могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные экстерналии возникают в случае, когда деятельность одной стороны вызывает издержки у других сторон, уменьшение их благосостояния. Положительные – когда деятельность одной стороны приносит выгоды другим, увеличивает их благосостояние.

    Глобальные экстерналии возникают, когда действия отдельных стран приводят к тем или иным последствиям для всего мира. Особенно остры эти проблемы в контексте отношений промышленно развитых и развивающихся стран, когда негативное экологическое воздействие оказывают богатые страны, основные загрязнители и потребители природных ресурсов, а страдают от этого слаборазвитые бедные страны.

    Глобальное изменение климата является типичным примером глобальных экстерналий. Действительно, изменение климата и его негативные последствия во многом являются следствием возраставшего на протяжении последних веков потребления (в особенности, ископаемого топлива) в развитых богатых странах. До настоящего времени богатые промышленно развитые страны продолжают вносить основной вклад в глобальное изменение климата и производить значительную часть климатических экстерналий, в то время как ущербы понесет и большинство развивающихся стран. При этом у последних гораздо слабее ресурсы для снижения этих ущербов и адаптации к изменениям. Так, в случае глобального изменения климата ожидается подъем уровня океана. При его подъеме на один метр территория Бангладеш сократится на 17%, хотя на долю этой страны приходится всего 0,3% объема выбросов парниковых газов. Возможностей справиться самостоятельно с этой потерей у этой беднейшей страны нет.

    В то же время сегодня наблюдается ускоренный рост выбросов парниковых газов в большинстве новых индустриальных стран, например, в Индии и Китае, и, поскольку этот рост будет продолжаться в будущем, то их вклад в мировой уровень выбросов в скором времени превзойдет вклад промышленно развитых стран, соответственно, изменится география глобальных климатических экстерналий.
    51.Снижение загрязнения:издержки и выгоды

    Как и в случае с ущербом, мы будем рассматривать предельные природоохранные издержки, т.е. функцию затрат на каждую дополнительную единицу снижения загрязнения -- MAC (marginal abatement costs).




    Рис. 2.3. Предельные природоохранные издержки

    На рис. 2.3,а представлена гипотетическая кривая предельных природоохранных затрат. Пусть Е0 — начальный уровень загрязнения окружающей среды. На первом этапе 0 — Е1) снижение загрязнения может потребовать совершенно незначительных затрат. Это могут быть, например, административные меры, направленные на улучшение дисциплины на производстве, выполнение инструкций, простейшие меры по очистке территории от отходов и т.д. Каждое последующее снижение загрязнения 1 — E2), (E2 –Е3) и т.д. потребует все более высоких затрат. В качестве примера можно привести затраты на переработку отходов, очистку сточных вод, установку фильтров на заводских трубах и т.д.

    Например, сначала предпринимаются "недорогие" меры по экономии энергии, установке приборов по контролю за расходом топлива. Но дальнейшее снижение загрязнения может быть достигнуто только за счет дорогостоящего перехода на более экологичные виды топлива, модернизацию производственной технологии и т.п. В более общем виде функцию предельных природоохранных издержек можно представить кривой, изображенной на рис. 2.3

    Таким образом, во многих случаях полное снижение выбросов будет стоить бесконечно много, поэтому вряд ли возможно. Важной задачей в этой связи является определение оптимального Уровня загрязнения и соответственно затрат на его снижение.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта