Главная страница
Навигация по странице:

  • А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)

  • «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. “Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  • А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени»).

  • Вспомним «Грозу» А.Н. Островского

  • Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”.

  • В пьесах А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад»

  • И.А. Бунин «Чистый понедельник».

  • Л.Н. Толстой «Война и мир».

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

  • Ответы по педагогике. Ответы педагогика. 1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания


    Скачать 1.67 Mb.
    Название1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания
    АнкорОтветы по педагогике
    Дата29.09.2022
    Размер1.67 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы педагогика.docx
    ТипДокументы
    #706176
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

    А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»), напротив, должны, по мнению авторасентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа — кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.

    О тяжкой участи крестьянских семей, где мужчины­кормильцы вынуждены, нарушая христианские правила, работать на пашне по воскресеньям (в остальное время они трудятся на “помещика жёстокосердного”), а вечно голодные дети в глаза не видели “барской еды” (сахара), упоминает в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

    Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен: “привыкнув, разлюблю тотчас”. Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.

    А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени»). Пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлёкшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он, по сути, обрекает семью “мирного князя” на гибель (глава «Бэла»). Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно “кинуть в мирный круг честных контрабандистов”, разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и “ундина” вынуждены уехать, опасаясь доноса на них “странствующего офицера”, старуха обречена на смерть, а слепой мальчик — на страдания (глава «Тамань»). Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, — единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Печорин — понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, “твёрдым голосом и с принуждённою усмешкою” говорит: “…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться” (глава «Княжна Мери»). А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину! Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-­капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»). Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: “Печорин, возвращаясь из Персии, умер”. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”.

    Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейст­во и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

    Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — бое­вом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

    С разными семьями как крестьян, так и помещиков знакомимся мы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: это и краткие упоминания о семье старухи, сокрушающейся, что ей “домой идти тошнее, чем на каторгу”; и эпизод с признанием крестьянина Вавилы в сердечной привязанности к внучке-“егозе”, мечтающей получить от деда в подарок “козловые ботиночки”; и рассказ тянущегося к красоте Якима Нагого о тяготах, которые испытывают крестьянские семьи. Но прежде всего это семьи помещиков (главы «Помещик», «Последыш») и крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка») — о них подробно говорилось в моей статье «“Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”» (2004. № 24).

    В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они уна­следовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.

    Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели — “деятельность и ум” и постоянно чем­нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитиче­ским умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам — так же, как и его сестра Марья, — наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

    “Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

    В пьесах А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных — даже внешне — семей. До крайности напряжены отношения Константина Треплева с матерью — известной провинциальной актрисой Аркадиной («Чайка»). Герои не могут, да и не стараются понять друг друга, а в порыве гнева способны дойти до прямых оскорблений: “скряга”, “оборвыш”. Мечтают вырваться из омута обывательской жизни провинциального городка сестры Прозоровы («Три сестры»), но суждено ли этой мечте сбыться?

    “В Москву! В Москву!” — эти слова, как заклинание, звучат в течение всей пьесы, но это лишь слова, а не действия. Действует же в семье только один человек — Наташа, вздорная мещанка, прибравшая к рукам и безвольного мужа, и весь дом — наследственное гнездо Прозоровых. Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...

    34. Тема нравственного становления человека в художественной литературе.

    И.А. Бунин «Чистый понедельник». Ярким примером нравственного возрождения человека является рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главные герои произведения – мужчина и женщина. У них нет имён, но они и не имеют значения. Автор описывает главного героя как молодого, красивого и богатого мужчину, который безумно влюблён в загадочную и таинственную женщину. Он готов на всё что угодно, лишь бы быть рядом со своей возлюбленной. Героиню Бунин называет в рассказе «Она», это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть то, что для Бога имена не важны, для Него единственную ценность представляет человеческая душа. Она с самого начала была молчаливой, странной и необыкновенной. Эта женщина было словно чужая всему окружающему миру: машинально читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки. Всё это делалось по привычке, особого желания со стороны героини заметно не было. Всё земное её страшно тяготило, душа тянулась к чему-то более светлому, нематериальному – к вере, Богу. Она часто ходила в церковь, посещала кладбище. Только там её сердце чувствовало необходимое умиротворение и покой. И вот, наконец, она решилась. Познав все мирские радости, в Чистый понедельник ушла в монастырь. Именно в этот день произошло её нравственное возрождение, она выбрала свой путь и осознала собственное предназначение. И.А. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» вершиной своего творчества. Судьба его героини символизировала судьбу всей России, писатель надеялся на то, что родное государство сможет очиститься от кровавых событий революционной эпохи.

    Л.Н. Толстой «Война и мир». Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – ярко выраженное свидетельство беспрерывных душевных исканий писателя. Главной своей задачей он считал раскрытие внутреннего мира героев. Духовная красота персонажей проявляется в постоянной борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы человечества. Прежде всего, тема нравственного возрождения касается Пьера Безухова. Он является символом постоянного становления и духовного самосовершенствования. В начале романа Пьер изображается как обыкновенный представитель светского общества, проводивший свободное время в поисках удовольствий, а в конце – отец семейства, значимый общественный деятель. В поисках смысла жизни, главный герой совершает множество ошибок, одной из которых была женитьба на порочной и подлой Элен Курагиной. Затем душевные искания приводят Пьера в масонскую ложу, где на время у него создаётся видимость внутреннего умиротворения. Однако и здесь графа ожидало разочарование: он увидел, что в рядах масонов распространена фальшь, лицемерие, личная корысть, карьеризм. Следующим его предназначением, по мнению самого Пьера, было убийство Наполеона. Правда, он быстро смиряется с тем, что цель невыполнима, так как к Бонапарту не пробраться. Нравственное возрождение к Пьеру пришло после соприкосновения с народом во время Бородинского сражения, затем в Москве и плену. Только попав к неприятелю, граф обретает душевную свободу, потеряв физическую. Отношение к жизни у Пьера меняется в полной мере после встречи с Платоном Каратаевым, который при помощи народной мудрости дал ему возможность увидеть мир с другой стороны. Наградой за духовное развитие главному герою стала любовь Наташи Ростовой. Она словно ангел вошла в его жизнь, озаряя её тёплым и ласковым светом. Своё счастье Пьер обрёл в тихой семейной жизни с любимой женщиной.

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Часто литературным героям предстоит пройти трудный и тяжёлый путь нравственного возрождения, в результате которого станет возможным вернуть душе человеческий облик. К числу таких персонажей относится главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников. С первых страниц произведения становится понятно, что Раскольников находится в каком-то болезненном и угнетённом состоянии. Размышляя и наблюдая за окружающей действительностью, он пришёл к выводу, что любые изменения, происходящие в обществе, осуществляются только за счёт лишений, жертв и крови. В связи с этим все люди подразделяются на два типа – «право имеющие» и «твари дрожащие». Первые имеют право нарушать общественные устои и моральные принципы ради более высоких целей, а вторые обязаны безропотно принимать происходящее. Вынашивая свою теорию о «сверхлюдях», Раскольников представлял себя спасителем и властителем всего мира. Излишняя увлечённость собственной идеей толкнула студента на совершение преступление, которое погубило его душу и привело к нравственному падению. Он думал, что убийство возвысит его, сделает «сверхчеловеком», а в итоге опустился до уровня Лужина и Свидригайлова. Ожидаемое возрождение стало сплошным упадком. Единственное, что дарило надежду на исправление – это муки совести. Именно из-за них главный герой начал анализировать совершённое преступление и потянулся к Соне. Родион чувствовал, что в моральном плане девушка гораздо выше его самого. Только её мировоззрение заставило Раскольникова по-другому посмотреть на людей вокруг, осознать провал собственной теории. После наступившего просветления главный герой принял решение во всём сознаться и понести положенное наказание. А раскаяние пришло позже, уже на каторге. Родион понял, что он ничем не отличается от других людей, даже от каторжников, ставших ему соседями на долгое время. Благодаря Соне Мармеладовой главный герой пришёл к Богу, а после обретения веры и произошло его нравственное возрождение. Раскольников смирился с тем, что для большинства людей он навсегда останется преступником, убийцей. Это клеймо так просто смыть невозможно, зато он смыл грязь с души и раскаялся. Выходит, что возрождение Родиона произошло не в момент признания в убийстве, а тогда, когда пришло искреннее раскаяние. Первым шагом на пути исправления можно считать отказ от теории о «сверхлюдях», Раскольников признал человеческое равенство и наличие души у всех людей. Ф.М. Достоевский считал, что духовное возрождение и очищение возможно после совершения даже такого страшного греха как убийство. Но воскресить человеческую нравственность способна только вера и любовь.

    35. Тема взаимоотношений родитель-дитя, старший-младший, учащий-учащийся в художественной литературе.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта