Главная страница
Навигация по странице:

  • Образование в педагогике понимается как

  • Так, в Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская.

  • В средневековье воспитание и обучение носили религиозно–догматический характер.

  • В эпоху Возрождения

  • Во второй половине XX века

  • Ответы по педагогике. Ответы педагогика. 1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания


    Скачать 1.67 Mb.
    Название1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания
    АнкорОтветы по педагогике
    Дата29.09.2022
    Размер1.67 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы педагогика.docx
    ТипДокументы
    #706176
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

    19. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН ИСТОРИИ. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ СУЩНОСТИ ДАННОГО УТВЕРЖДЕНИЯ, СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ, НАЗОВИТЕ АВТОРОВ.

    Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет данной науки. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия) – образование, воспитание, обучение. Однако в историческом развитии содержание этих понятий претерпевало изменения. И в настоящее время в отечественной педагогике нет единого мнения, например, по вопросу «какое понятие является более общим: воспитание или образование? » . В связи с этим, каждый исследователь вынужден начинать свою работу с уточнения используемого им понятийного аппарата. Далее излагается взгляд лектора на содержание основных категорий педагогики, основанный на формулировке в Законе «Об образовании » , где понятие образования трактуется как всеобщая категория, включающая воспитание (в узком смысле этого слова) и обучение.

    Образование в педагогике понимается как:

    – ценность развивающегося человека и общества;

    – процесс или социальное явление;

    – результат;

    – система.

    Наиболее часто используется понятие процесса образования. Существует несколько подходов к трактовке данного термина. Один из них представляет его как тождественный понятию воспитания в самом широком смысле этого слова (именно этот подход будет принят нами как базовый). Однако термин «воспитание » исторически более ранний, в трудах философов, классиков педагогики (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.) и в некоторых современных исследованиях (Б.Т. Лихачев, Н.В. Бордовская и др.) используется именно он. В этом случае образование определяют как часть воспитания, становления личности, связанную с передачей-освоением опыта предшествующих поколений, накопленного в виде знаний, умений, навыков и способов деятельности (здесь практически совпадают понятия образования и обучения). Руководствуясь Законом «Об образовании » , мы будем понимать образование как всеобщую категорию, включающую воспитание (в узком смысле этого слова) и обучение.

    Итак, образование – это целенаправленный общественно-исторический процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества. В этом смысле понятие образования сближается с понятием социализации. Но если социализация предполагает становление личности под влиянием всего спектра воздействий (факторы социализации могут быть управляемыми и неуправляемыми), то образование – процесс целенаправленный. И с этой точки зрения образование можно рассматривать как механизм управления социализацией (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов), функциями которого являются, во-первых, упорядочивание всего спектра влияний на личность и, во-вторых, создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

    Так, в Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Обе они определялись потребностями рабовладельческого общества: подготовка сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, умеющих держать рабов в страхе и повиновении, обладающих определенными познаниями и качествами для управления государством и защиты его от врагов. Разница этих систем воспитания определялась некоторыми особенностями экономики, политики и культуры этих государств. Историки полагают, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, включающими семейные, государственные, храмовые формы, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения.

    Движущей силой дальнейшего развития образования являлись противоречия между увеличивающимися объемами подлежащей усвоению информации, усложняющимися требованиями к человеку, с одной стороны, и формами, способами передачи культурного опыта от старшего поколения к младшему, с другой. Так, с изобретением письменности и математической символики существенно увеличилось время, затрачиваемое на освоение этих знаний, а также появилась необходимость в специально подготовленных людях для руководства этим процессом. Таким образом произошло выделение образования из процесса воспроизводства общественной жизни. Цели образования, его функции и организация зависели от общественного устройства и определялись взглядами видных деятелей эпохи и правящих классов.

    В средневековье воспитание и обучение носили религиозно–догматический характер. Школа была сосредоточена в руках церкви, и ее целью была подготовка духовенства. Содержание образования составляли молитвы, письмо, чтение, счет. Для наиболее способных учеников со временем прибавлялись грамматика, риторика, диалектика (философия), а позже – арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки. Методы обучения основывались на подражании и механической памяти (заучивание), широко практиковались телесные наказания. Для мальчиков знатного происхождения имелась система рыцарского воспитания, содержанием которого были семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шашки, слагание и пение стихов.

    Усложнение общественной жизни и государственного механизма привело к тому, что в XII–XIII веках в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

    В эпоху Возрождения ослабление влияния церкви выразилось в развитии государственной школы, в изменении характера образования. На первый план выдвигалось изучение классической античной культуры, природы, вместо религии как центра всего образования. Гуманистические взгляды деятелей эпохи Возрождения нашли отражение и в образовании: изменились принципы взаимодействия учителя и ученика, отверглась суровая дисциплина, выдвинулся принцип интереса в обучении.

    Возросшие потребности общества в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Это упорядочило образовательный процесс и значительно повысило его эффективность. Процессы расширения и углубления образования протекали весьма противоречиво. Формалистическая классическая школа не справлялась со своими задачами. В XVII–XIX веках стали возникать экспериментальные школы, породившие множество теоретических идей, связанных с совершенствованием обучения и воспитания. Организация работы в новых школах проводилась на принципах свободы, самостоятельности, самодеятельности и активности учащихся.

    Если в докапиталистическую эпоху образование не оказывало существенного влияния на производство и экономику (по причине преимущественно гуманитарного содержания образования ему отводилась по отношению к массам, в основном, просветительская роль), то с зарождением капитализма, развитием математики, механики, естествознания, медицины, инженерного дела, ростом промышленности и экономики появилась необходимость широкого использования научного знания. Стали возникать реальные училища и технические школы, высшие технические учебные заведения.

    Объективные требования производства привели к тому, что постепенно всеобщее начальное, неполное, а затем полное среднее образование становятся основным условием воспроизводства рабочей силы. В процессе расширения технико-технологической деятельности человечества в идеологию и мораль человеческого общества стали проникать технократические ценности, декларирующие всесилие науки и техники. Технократизм не только предъявлял повышенные требования к профессиональной подготовке человека, но и посягал на его духовную сферу, культурную самобытность, образ жизни. Человек при таком подходе рассматривался как элемент единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование – не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач общественного развития. А поскольку технократический императив не совместим с экологическим, результатом такого подхода может стать разрушение природной среды, деградация и гибель человечества.

    Во второй половине XX века существенно меняется понимание положения человека в производственном процессе. Теперь это не винтик производственного механизма и не придаток машины. Как полагают философы, мы движемся к новому обществу, основным отличием которого от всех предыдущих станут место и роль в нем активной личности, информация и знания станут основным ресурсом современного производства, изменится характер человеческой деятельности – она трансформируется из трудовой в творческую. Безусловно, это отразится (и уже проявляется) в системе образования, затронув и цели, и средства, и его организацию. Современный период характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования, переходом к всеобщему высшему образованию, а также включением в этот процесс (в разных качествах) каждого члена общества.

    Образование – один из самых многозначных терминов. Он означает: ценность, социальное явление, систему, процесс, цель, средство, деятельность, путь и результат.

    Первым типом образования в древних обществах было мифологическое образование, основанное на сказках, былинах, мифах, традициях, песнях и пр.,- именно через них шло естественное освоение окружающего мира и его ценностей.

    Исторически вторым типом образования было схоластическое образование, основанное на работе с текстами (чаще- религиозного содержания, и на латинском языке), их переписывании, заучивании и пр. Тренировалась память, шло овладение грамотой, риторикой и пр. при безусловном принятии «на веру» всего, что было написано в церковных текстах. Так получали знания о земле и небе, окружающем мире, о смысле человеческого существования и пр.

    Третий исторический тип образования –просветительское образование,- возник в период рождения регулярного светского образования; когда встала задача дать как можно больше разнообразных знаний, необходимых для жизни и развития ремёсел; когда выделились теории и сторонники формального и материального образования; наметились и определились ведущие парадигмы образования.

    Четвёртым типом можно назвать современное образование, которое сложилось к началу 20века, и продолжая развиваться, представляет собой разнообразие образовательных парадигм, типов и видов образования.

    Сравним теории формального и материального образования, сложившиеся в период просветительского образования :

    Сравнительная характеристика теорий формального и материального образования:



    п/п

    Линии

    сравнения

    Теория формального

    образования

    Теория материального

    образования

    1.

    Сторонники

    теории

    Д.Локк, И.Песталоцци,

    Э.Кант, Гербарт

    Г.Спенсер,

    Д.Дьюи

    2.

    Философская

    основа

    Рационализм

    Эмпиризм

    3.

    Источник

    знаний

    Разум

    Опыт

    4.

    Основная

    Цель

    Образования

    Развитие умственных спо

    собностей и познават-х

    интересов уч-ся, их внимания, памяти, мышления, логики

    Передача уч-ся как можно большего объёма знаний из различных областей наук, пригодных для жизни. Энциклопедизм знаний.

    5.

    Ведущие Учебные

    предметы

    Греческий и латинский языки, математика, риторика, логика

    Естественно-научные дисциплины и предметы прикладного характера.

    6.

    Положительные

    стороны

    Формирование умения мыслить, развитие интеллектуальной сферы личности

    Высокая оценка содержания образования с точки зрения его прикладного значения.

    7.

    Недостатки

    Одностороннее использование знаний в подборе учебного материала; недооценка их ценностного и практического значения.

    Перегруженность уч-ся информацией, слабая связь между курсами, линейный принцип составления учебных программ

    8.

    Тип учебных

    заведений

    Классические

    гимназии

    Реальные училища и

    лицеи

    В период просветительского образования наметились и определились и основные парадигмы образования.

    Парадигма (пример, образец) – понимается как направление, или концептуальная модель образования; а также как ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций . Парадигмы различаются пониманием целей образования, от чего зависит выбор педагогических средств, характер взаимодействия педагога и воспитанника, и многое другое.

    Разберём ведущие парадигмы образования.

    Эзотерическая парадигма (эзотерич.- тайный, скрытый, предназначенный только для посвящённых) – это самая древняя образовательная парадигма.

    Её суть состоит в отношении к Истине как вечной, неизменной, которую нельзя понять, а можно только приобщиться в состоянии озарения.

    Высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с Космосом, для выхода в сверхсознание; - и учитель превращается в Учителя, -гуру,- ведущего ученика к некоей Истине. И тогда педагогический процесс – это путь приобщения к Истине.

    Но, так как Истина неизменна, непознаваема, и её не надо доказывать, то к ней можно лишь «прорваться» через откровение в состоянии просветления, инсайта (озарения) и т.д. Процесс такого учения-приобщения- долгий, и предполагает полное добровольное подчинение Учителю-Наставнику.

    На этом подходе была основана школа Пифагора. Эзотерическими техниками владели Тибетские ламы; православные старцы.

    Некоторые из их приёмов известны сегодня по упражнениям аутотренинга, нейролингвистическому программированию, дыхательным методикам, и пр.

    Знаниевая (традиционалистско-консервативная) парадигма. (Здесь понятие «консервативность» понимается в позитивном смысле: как сохранение культуры с помощью образования).

    В основе- 3 постулата: 1)-В основе образования должны лежать базовые знания, соответствующие им умения, способы обучения и навыки. Поэтому учащиеся должны владеть чтением, письмом, математической грамотностью. 2)- Система образования должна носить академический характер: содержание образования должны составлять только важные, проверенные знания. 3)- Образование должно быть гуманистическим, т.е. большую роль должны играть этические общечеловеческие ценности

    Школа должна создавать благоприятную среду для обучения: а)иметь компетентных учителей; б)иметь материально-техническую базу.

    Школа должна противостоять отрицательному влиянию СМИ.

    Стремиться к высокому уровню образования. Сохранять и передавать культурное наследие, идеалы, ценности. Создавать и сохранять интеллектуальный потенциал нации. Формировать человека с заданными качествами, нужными обществу.

    Такой во многом была советская школа.

    Технократическая парадигма. (крайний вариант знаниевой парадигмы).

    В основе лежит представление об истине, доказанной научно обоснованным знанием, проверенным опытом.

    Девизы: «Знание- сила» и «Практика- критерий истины».

    Представление о должном знании, поведении – формируется на государственном уровне. Взаимодействие «учитель-ученик» строится информативно от учителя к ученику. Уроки-монологи. Всегда ищется алгоритм более оптимальной передачи нормативных знаний (даже если иногда и применяются творческие приёмы).

    Здесь царит любовь к науке и знаниям, а вот любовь к ребёнку заменяется уважением и требовательностью. Свобода реализуется лишь в рамках стандартов и нормативов.

    Оценки любых достижений УВП даются в системе «да- нет», «знает- не знает», «воспитан- не воспитан», «владеет- не владеет», «лучше- хуже», «сильнее- слабее». Здесь всегда есть некий эталон, норматив, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитанности.

    Несмотря на недостатки, технократическая парадигма обеспечивает высокий уровень знаний учащихся.

    Бихевиористская парадигма.(=поведение) – поведенческая, рационалистическая парадигма.

    В основе – психологическая теория бихевиоризма, рассматривающая поведение человека как реакцию на внешнее воздействие по принципу «стимул – реакция».

    Школа- есть механизм адаптации к среде, есть основной путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей. Цель школы – сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам и требованиям. Образовательная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих терминов. Основные методы – научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуализация обучения, диагностика, корректировка. Поведение понимается широко – как все виды реакции на внешние стимулы: мысли, чувства, действия.

    В рамках подхода родилась концепция полного усвоения знаний Б.Ьлума. Главный её смысл – интенсивное развитие способностей средних и слабых учеников с использованием тренингов, индивидуализации, диагностики, корректировки и пр(Кукушин,с42-44)

    Гуманистическая (феноменологическая) парадигма. (гуманизм= человеколюбие; человек – феномен природы, образования, культуры).

    Образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учёта его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке, т.е. он- самодостаточен. Нужно создавать условия для самопознания, самоактуализации, самореализации, самоутверждения и т.д Высший уровень развития – саморазвитие, к чему и должно стремиться образование. Итог – «очеловечивание» взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоуважение, сотрудничество.

    Гуманитарная парадигма.

    Считается, что человек – целостен, но и окружающий его мир – тоже целостен. Поэтому цели образования должны ставиться

    и «от человека», и «от общества».

    Другими словами, в центре гуманитарной парадигмы находится человек во всей его целостности, во всём многообразии его связей и отношений с окружающим миром, с обществом.

    Диалогичность и полилогичность образования, субъект- субъектные отношения на основе смыслов и ценностей культуры, человеческих отношений, толерантности и сотрудничества, импровизации и творчества.

    Девиз парадигмы: «Познание – сила!», т.е. главное – нахождение собственного пути познания окружающего мира.

    Культурологический подход к отбору содержания образования, интеграция учебных дисциплин для создания целостного образа окружающего мира.

    Понятно, что эти парадигмы только наметились в период просветительского периода образования. Своё название и дальнейшее развитие они получили гораздо позже, ближе к нашему времени.

    +Четвёртым типом, как было сказано выше, можно назвать современное образование, которое сложилось к началу 20века, и продолжая развиваться, представляет собой разнообразие образовательных парадигм, типов и видов образования.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта