Главная страница
Навигация по странице:

  • В ходе педагогического самоанализа

  • Педагогическому самоанализу

  • Механизм и формы проявления воспитания

  • Критерии эффективности и действенности воспитания как общественного явления.

  • 15. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Образование как социальное явление

  • На начальных этапах

  • Расширение границ общения

  • Возникновение частной собственной

  • Главная цель образования

  • Ответы по педагогике. Ответы педагогика. 1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания


    Скачать 1.67 Mb.
    Название1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания
    АнкорОтветы по педагогике
    Дата29.09.2022
    Размер1.67 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы педагогика.docx
    ТипДокументы
    #706176
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

    13. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЕГО РАБОТЕ

    Одним из важнейших видов человеческой деятельности является профессиональная деятельность педагога. Она имеет высокую социальную значимость, так как обеспечивает передачу накопленного человечеством опыта, способствует приобщению детей к ценностям человеческой культуры. Труд педагога почетен и востребован. Именно от его усилий, во многом, зависит будущее страны.

    В самом широком понимании, педагог - это человек сведущий в воспитании. Педагог осуществляет деятельность по обучению и воспитанию детей или педагогическую деятельность.

    По определению российского ученого В.А. Сластенина, «педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе».

    Педагогическая деятельность, по своей сути, достаточно специфична, что определяет некоторое отличие ее структуры от общей структуры деятельности. Она основана на интеграции двух ее основных видов – преподавания и воспитательной работы. По определению В.А. Сластенина, воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся[6].

    Воспитательная работа и преподавание неразрывны и очень близки по своей сути, однако каждый вид деятельности имеет свои особенности. Преподавание жестко ограничено по времени, имеет строго определенную цель и варианты способов ее достижения, ведется в соответствии с установленной программой. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа предполагает последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель, так как цель воспитания недостижима в короткие временные сроки. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Воспитательная работа – очень индивидуальна, поэтому поддается планированию лишь в общих чертах.

    Каждый компонент педагогической деятельности является самоценным и должен быть выполнен в полном объеме. Только в этом случае педагог становится истинным субъектом педагогической деятельности. Например, если он не может самостоятельно сформулировать цель, а использует цели, определенные в методических рекомендациях, то он выступает в роли исполнителя, а не субъекта деятельности. Это может привести к искажению ее смысла.

    Основная специфика педагогической деятельности заключается в том, что учитель должен не только сам определить цели и задачи деятельности, но и трансформировать их в доступную для восприятия учеников форму, стимулировать их активность при обосновании собственной цели и задач. Позитивные мотивы и результативная деятельность учеников во многом определяют итоговый результат. Это подчеркивает совместный характер педагогической деятельности, который не может быть реализован без активного участия учащихся.

    При выборе средств воздействия на учеников учитель должен последовательно ответить на три основных вопроса: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». Отвечая на эти вопросы, учитель должен изучить имеющиеся возможности учеников и особенности из психического развития; отобрать и переработать учебный материал; выбрать те педагогические средства, которые обеспечат активность учеников при изучении материала. Деятельность учителя и учеников ведется согласованно. Ученики принимают активное участие в планировании совместной работы, готовятся к ее выполнению и, включаясь в разнообразные виды деятельности, достигают намеченного результата, осуществляя при этом самоконтроль успешности деятельности.

    В ходе педагогического самоанализа учитель сопоставляет цель и полученный результат деятельности и на этой основе, выделяет сильные и слабые ее стороны, ищет пути ее совершенствования. Стремление учителя к постоянному и конструктивному самоанализу свидетельствует о его профессиональной зрелости, является залогом эффективности его труда. При этом следует учитывать, что результаты педагогической деятельности отдалены во времени, поэтому их объективная оценка вызывает затруднения.

    Педагогическому самоанализу способствует установление обратной связи с учениками, которые принимают участие как при оценке процесса и результатов совместной деятельности, так и при определении перспектив дальнейшей работы.

    Рассмотренная структура педагогической деятельности характерна не только для преподавания и воспитательной работы, но и для других ее видов – организаторской, пропагандистской, управленческой, консультационно-диагностической, деятельности по самообразованию.

    14. ВОСПИТАНИЕ КАК РОДОВАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

    В педагогике есть только одно методологически основополагающее понятие-категория — «воспитание».

    Точно так же, как в философии всеобщей, всеопределяющей и всеподчиняющей, всеохватывающей, связующей, системе- и смыслообразующей категорией является истина, стимулирующая стремление человека к ее постижению, в педагогике, как одной из объективно-научных областей искания и познания истины, такой категорией является истина воспитания. Эта категория — родовое понятие — относится к области сотворения человеческой личности в социуме. Она и сам феномен воспитания даны человечеству изначально и навечно. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной воли, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке Неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий. Истина воспитания, как родового объективного и вечного общественного явления, в самой общей абстрактной форме состоит в том, что оно изначально, с момента появления социума, «беременно идеями», скрытыми до времени реальными возможностями и сознательного и эффективного вмешательства взрослых в подготовку подрастающих поколений. Оно, воспитание, как объективный процесс несет в себе «зародыши» субъективного самосознания взрослыми людьми своего долга, ответственности,-необходимости накопления опыта воспитательного взаимодействия с детьми. Переход объективного в субъективное и влияние субъективного на ход объективных процессов в воспитании, развитие, в обществе педагогических феноменов нашло отражение в педагогической науке, именно в таких видовых категориях, как педагогическая деятельность, педагогический процесс, образование и др.

    Можно сказать о нескольких научных и религиозных концепциях объективного происхождения и назначения феномена воспитания. С точки зрения генетики воспитание — необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание рода человеческого, его бессмертия и бесконечности. При этом благодаря экологически чистому бытию и воспитанию происходит психосоматическое совершенствование человека. С социально-культурной точки зрения воспитание (так же как язык есть объективный механизм общения и взаимодействия между людьми) представляет собой объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта. Наконец, с философс-ко-религиозной позиции. Бог наделил и одарил людей категорией и конкретным социальным феноменом воспитания как действенным орудием осуществления божественных замыслов на Земле. Вера в Бога, хотя и имеет некоторые психофизиологические основания в человеке, не передается генетически и автоматически. Воспитание и является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение и дорастание человека до Бога. Однако люди — не.безучастные и бессознательные существа по отношению к воспитанию. Постепенно познавая окружающий их мир природы и общества, совершенствуя свой разум, с его помощью люди стремятся внести свою лепту в объективные процессы, субъективно усовершенствовать их и преобразовать в своих интересах. Так из родового феномена возникают видовые, субъективированные виды воспитания и соответствующие им видовые категории.

    Назначение. Воспитание как общественное явление имеет своим назначением исполнение объективной функции общественного механизма взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений в жизнь общества, становление их производительной силой и личностями, активными субъектами конкретно-исторического процесса.

    Содержание. Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеет своим содержанием прежде всего эмпирический опыт познания мира человечеством, постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Но одновременно содержанием воспитания является и опыт мировой общественной воспитательной практики. Именно этот опыт и обеспечивает возможность трансляции подрастающим поколениям культуры общества во всех областях общественной жизни и сознания.

    Механизм и формы проявления воспитания. В качестве объективных механизмов воспитательного взаимодействия взрослых с подрастающим поколением всегда выступали непосредственное Общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения. Именно эти механизмы, и только они, объективно и эффективно способны так или иначе влиять и воздействовать как на развитие детского организма, необходимых привычек и навыков, .так и на становление его сознания, духа.

    Критерии эффективности и действенности воспитания как общественного явления. В качестве критерия действенности воспитания в общественных отношениях можно воспринять только и исключительно то, что должно естественно следовать за объективными потребностями и запросами природы и общества. А именно, очевидно, что критерии эффективности и действенности воспитания в обществе — это прежде всего следующая за ним конечная природосообраз-ная и культуросообразная готовность индивида. Речь идет о самых общих критериях его соответствия требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.

    15. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

    Образование как социальное явление – это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества через овладение определенными знаниями, умениями, навыками, идейно-нравственными ценностями и нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

    Как и всякие социальный институт, институт образования складывается на протяжении длительного периода исторического развития и принимал различные исторические формы.

    На начальных этапах человеческой истории образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всем взрослым населением непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

    Расширение границ общения, развития языка и общей культуры привело к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче подрастающему поколению. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания социальных структур, специализирующихся на накоплении и распространении знаний – института образования. Историки свидетельствуют, что уже в условия первобытно-общинного строя в каждом племени создавались специальные школы, в которых наиболее знающие люди передавались молодым знания и опыт племени, знакомили их с обрядами и преданиями, посвящали в искусство магии и колдовства.

    Возникновение частной собственной, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающихся и воспитательных функций и переход от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.

    Однако уже мыслители древности осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семьи зависит от могущества государства. Последнее может быть достигнуто не семейными, а общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях.

    Главная цель образования состояла в воспитании сильных . выносливых, дисциплинированных и искусных воинов способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев.

    Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существования наряду с семейным государственных, храмовых и других форм образования было характерным для многих рабовладельческих обществ.

    Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждения. Это означало и переход от неинституциональной социализации к институциональной.

    Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В ХП-ХШ вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

    Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу у классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.

    Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машина индустрии потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение этого противоречия связано с возникновением реальных училищ им технических школ, высших технических учебных заведений.

    Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования ужу в Х1Х в. Привели к том, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.

    Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков образовательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.

    Вторая половина ХХ в. Характеризуется небывалом охватом детей, молодежи и взрослых различными формами обучения. Это период так называемого образовательного взрыва такое стало возможным потому, что автоматы, придя на смену механическим машинам, измени положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительного труда постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.

    Таким образом, выделение образования в специфическую отрасль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение.

    В современном мире институт образования имеет огромную социальную ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества в решающей мере зависит от уровня развития этого социального института. Те страны, руководство которых своевременно осознало важность развития института образования, достигли высокого уровня развития и занимают господствующие позиции в современном мире. Руководство же тех стран, которые не уделяют должного внимания сфере образования, обрекает свои страны на роль аутсайдеров, сырьевых придатков мировых держав.

    Образование представляет собой не только общественное явление, но и педагогический процесс. Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

    Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.П. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта