Ответы по педагогике. Ответы педагогика. 1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания
Скачать 1.67 Mb.
|
1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности. Гуманитарное знание включает в себя поиски современных идеалов и целей, обосновывает решающее значение духовного начала и интеллекта как важнейшего условия направляемого развития. Исходным пунктом гуманитарных наук становится разумная деятельность человека как первичная субстанция по отношению к науке и социальным процессам. Исходным пунктом гуманитарного познания все в большей степени становится разумная деятельность человека, выступающая как первичная субстанция по от ношению к социально экономическим процессам и науке. В истории развития наук о человеке естественнонаучный и гуманитарный подходы были принципиально различны. Долгое время эти два подхода абсолютизировались и иногда стимулировали, а чаще препятствовали развитию друг друга. Но и тот и другой должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной на земле силой? Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «природа» не является чем-то заданным, строится в каждой культуре по-своему. Признание того, что все, что люди умеют, есть продукт культурного развития, воспитания и образования, позволяет преодолеть односторонность сведения человека к животному, а изучение биологией, этнологией, зоопсихологией форм жизнедеятельности животных конкретизирует и содержательно обогащает философские идеи о единстве мира. В общей истории изучения личности различными гуманитарными науками выделились несколько подходов. Самые важные из них: философско-литературный подход — изучение личности прежде всего во взаимодействии с обществом; клинический подход — исследование нормы, патологии и аномалии в развитии личности; психологический экспериментальный подход — определение доминантных личностных черт, комплексов, обуславливающих психику и поведение. Кроме того, следует отметить влия-ние на философское понимание личности таких глобальных проблем психологической науки, как роль наследственности и среды, сознательного и бессознательного в формировании личностной психики и поведения. Первой особенностью гуманитарного знания в отличие от знаний о природе обычно отмечают следующую. Гуманитарное знание говорит о том, что создано человеком на протяжении его истории, а не о том, что возникло естественным образом. О естественных образованиях говорят другие виды знания, например, естественные науки. В то же время, в отличие от технического знания, которое также обращено к человеческим творениям, гуманитарное знание относится к тем объектам, которые создавались, прежде всего, в целях самоорганизации как материальные или идеальные образования. Это государство и право, мораль и религия, искусство и язык и т.д. В таком случае, гуманитарное знание содержит знание о языке и его знаках и смыслах, например, филология, семиотика, или о Боге, например, теология. Гуманитарное знание обычно не обслуживает предметно-инструментальную деятельность человека, в отличие от технического знания, а обращено к самому человеку и его способам производства «духа». Поэтому к гуманитарному знанию относится знание о сознании и мышлении, например, психология, философия, логика, но не физиология высшей нервной деятельности, хотя без последней сознание и мышление невозможно. Физиология высшей нервной деятельности относится к естественнонаучному знанию. Но при таком подходе возникает ряд трудностей. Во-первых, неопределенный термин «дух» допускает различные толкования, ведь сюда можно отнести, кроме гуманитарного, и техническое, и естественнонаучное знание, которые также являются результатом духовной деятельности. Во-вторых, существование такого объекта как Бог основывается на вере и может быть оспорено. Но даже если это не отрицается, включение данного «объекта» в один классификационный ряд с материальным государством или идеальной эстетической нормой весьма сомнительно. В-третьих, техническое и гуманитарное виды знания тесно связаны, настолько тесно, что порой провести разграничительную линию невозможно. Их взаимосвязь усиливается с развитием техники и новых технологий. Современная технологическая ситуация во многом заставляет по-иному взглянуть на традиционный подход к соотношению и даже противопоставлению техники и искусства. Если по старинке рассматривать технику лишь как инструментальные средства, необходимые, в частности, художнику-творцу для создания его произведения, то упустим из виду целый комплекс проблем, характерных именно для нашего времени. Ведь само понимание искусства претерпевает изменения вследствие того, что новые технологии, начиная с фотографии и кинематографа и вплоть до современной компьютерной графики, диктуют новые условия рассмотрения подобной взаимосвязи. Гуманитарное знание – это знание о человеке и обществе, а потому оно всегда было среди актуальных вопросов мыслителей разных времен и народов, ведь в конечном итоге вся философия и всякое знание вообще исходят из стремления человека понять самого себя и найти свое место в этом мире. Вместе с тем, гуманитарное знание значительно дольше, чем естествознание, находилось и развивалось в лоне философии, прежде чем смогло выделиться в самостоятельную систему наук. Уже в античной философии, начиная с Сократа, философы поднимали вопросы о сущности человеческой души, об устройстве человеческого общества, о правилах и способах поведения, изложения мыслей, истории народов и т.д. Однако длительное время, начиная с античности и практически вплоть до девятнадцатого века, гуманитарное знание развивается относительно самостоятельно в рамках так называемого «тривиума», включающего в себя: Риторику, т.е. искусство ведение диалога и произношения речей; Грамматику, т.е. искусство письменной речи; Поэтику, т.е. искусство стихосложения. Как полностью самостоятельная область знаний гуманитарные науки оформляются лишь в девятнадцатом веке и данный процесс полностью детерминирован логикой развития человеческого общества. Философия просвещение, торжество научно-технического прогресса, следующая за ними либерализация и демократизация общества, расширение возможностей образования и его доступности для широких слоев, превратили народы из пассивного третьего сословия, которое долгие века было лишь покорным фундаментом для властвующих и действующих элит, в самостоятельный субъект истории, способный формировать собственную политическую волю и проявлять ее через новые социальные институты. Необходимость понять процессы, происходящие в обществе, а также получить в свои руки рычаги к их эффективному управлению, обусловили необходимость возникновения гуманитарного знания, как самостоятельной области науки, а не как разделов философских размышлений. Вместе с тем, на своем пути гуманитарные науки встречали большее число препятствий в сравнении с науками естественными, что обусловлено особенностями их специфики: Феноменом свободы главного объекта познания – человека и общества; Уникальностью объекта исследования; Ограниченной применимостью естественно-научной методологии, необходимостью собственных, уникальных методов исследования. В то время как естественные науки изучают окружающий мир существующий по более-менее объективным законам, гуманитарные рассматривают мир человека и его деятельности, в котором любые законы создаются самим человеком и им же нарушаются. Человеческое поведение в самых разных сферах жизни – политической, экономической, духовной, юридической и т.д. остается слабо прогнозируемым и в настоящее время, более того закономерности и процессы, выявленные в одно время и в одной культуре, становятся неактуальными уже спустя несколько десятилетий или даже лет, и не пригодными для другой культуры, в то время как законы природы относительно незыблемы и вечны. Гуманитарное знание с самого момента своего возникновения находится под давлением позитивистских установок в науке, рассматривающих опытно-экспериментальную организацию науки как идеал и образец. Однако в гуманитарных областях использование как экспериментальных методов исследования, так и соблюдение требований к критериям истинности знания не представляется возможным, более того сам характер объекта исследования таков, что каждый исследователь становится скорее интерпретатором, чем объективным описателем данного объекта, ведь культура непосредственно связана с системой ценностей, мировоззрения, убеждений каждого человека, и любая оценка будет в той или иной степени пристрастной. Естественнонаучное знание объективно, гуманитарное — субъективно. Естествоиспытатель имеет дело только с материальными явлениями, обусловленными объективными законами. Объяснение же социальных или культурных событий включает как анализ объективных причин, приведших к их возможности или даже необходимости, так и схубъективных мотивов, мыслей и переживаний тех, кто их совершает. Но чужая мысль не дана исследователю непосредственно, поэтому процесс реконструкции принципиально не может быть освобожден от влияния личности исследователя. Вследствие этого гуманитарный метод допускает отсутствие однозначных, общеобязательных выводов, что для знания естественнонаучного было бы недопустимо. Гуманитарное знание исторично, естественнонаучное — не обязательно. Состояние общества или культуры в данный момент нельзя понять, не обращаясь к прошлому, к истории возникновения этого состояния. В естественных же науках предыстория системы зачастую несущественна: все определяется ее состоянием в настоящий момент. Так, химику для анализа состава образца не обязательно знать, откуда его принесли. Вероятность распада радиоактивного ядра в следующую секунду не зависит от возраста ядра. Предмет гуманитарно-художественного познания индивидуален, предмет естественнонаучного познания типичен. В естественных исследованиях ученый не интересуется индивидуальными, неповторимыми особенностями изучаемых объектов, старается отвлечься от них. Однако для филолога «Преступление и наказание» — не только типичный образец русской литературы XIX в., но и уникальное произведение, ценное именно своей неповторимостью. Ученые-естественники прикладывают массу усилий, чтобы обеспечить себя измерительными приборами, как можно более близкими к эталону. Они выводят линии специальных, генетически почти идентичных друг другу лабораторных животных, стараются работать с как можно с более чистыми (а значит, одинаковыми) образцами веществ. Гуманитарии же собирают в музеях реликвии, ценные именно своей уникальностью, иевоспроизводимостью. Гуманитарный метод в отличие от естественнонаучного создает не только знание, но и мнение, оценку познаваемого предмета. Гуманитарное познание, кроме описания и объяснения явлений окружающей реальности, еще и оценивает их (хорошо — плохо, красиво — безобразно, справедливо — несправедливо). Здесь знание обязательно сопровождается мнением, выражающим отношение исследователя к предмету. Явления же, изучаемые естествознанием, не добры и не злы, сами по себе они не имеют ценности. Дело в том, что морально-этические оценки возможны лишь при наличии свободы выбора. Человек может выбирать, подчиняться или нет закону, запрещающему красть, но он не волен подчиняться или не подчиняться закону всемирного тяготения. Можно спорить о том, благом или злом оказывается развитие ядерной энергетики (которое зависит от нас), но цепная реакция деления ядер как физическое явление не хороша и не плоха — она просто существует. Гуманитарий неизбежно участвует в исследуемом процессе, естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем. Обязательной составляющей научного метода является эксперимент (п. 1.7.1). В ходе эксперимента искусственно создаются условия, ограничивающие влияние всех факторов, кроме изучаемого. Особое внимание уделяется тому, чтобы в максимально возможной степени исключить воздействие па ход событий со стороны исследователя и его измерительных приборов. В социокультурном познании все совершенно иначе. Во-первых, сама возможность создания искусственных условий сильно ограничена как недостатком материальных ресурсов, так и соображениями этического характера. Попробуйте представить, с какими проблемами пришлось бы столкнуться, пожелай вы провести исторический или юридический эксперимент! Во-вторых, гуманитарий, как правило, изменяет то, что хочет познать. Какое бы объективное и беспристрастное исследование ни провел социолог, его результаты, влияя на выбор политики, изменяют социальную реальность. Недаром во многих странах в последние дни перед выборами запрещена публикация результатов зондирования общественного мнения. Художник, стараясь постичь законы красоты, создает картины и тем самым формирует новые представления о прекрасном и безобразном. Естественно, при этом не может быть речи о воспроизводимости результатов: любой деятель искусства хорошо знает, что настоящий шедевр неповторим. Гуманитарная культура опирается па язык образов, естественнонаучная — на язык терминов и чисел. Естественные науки используют четкий формализованный язык терминов, значения которых понимаются однозначно любым ученым. Идеалом, восходящим к Галилею, который сказал: «Великая книга природы написана на языке математики», здесь является математическая модель (п. 1.7.3) природного явления, оперирующая с точно измеримыми величинами по раз и навсегда заданным правилам. Достижения же гуманитарной культуры могут быть вообще выражены не словами, а только образами (картины, статуи, музыкальные произведения). Если же говорить о гуманитарных науках, то они не могут ограничиться только специальной терминологией и вынуждены обращаться к возможностям естественного языка — нестрогого, многозначного и образного. Причина гут, во-первых, в чрезвычайной текучести, подвижности социально-культурных явлений, которую трудно описать жесткими терминами с фиксированными, застывшими значениями. Во-вторых, предмет исследования здесь доступен не только специалистам, и потому люди дают ему название, не дожидаясь, пока это сделает ученая комиссия по терминам. В-третьих, дело еще и в том, что почти никакие характеристики людей, предметов искусства, общественных отношений не поддаются точному измерению или определению. Попробуйте объяснить, что такое «добрый»! А в каких единицах измерить талант художника или прогрессивность общественной реформы? 2. ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЦЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке человечество вынуждено будет решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т. д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т. д. Правдоподобной гипотезой является то, что образование XXI века является ключом к решению этих глобальных проблем современного мира. Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования). Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц. Функции образования: 1. Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. 2. Социальная – социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности. 3. Культурная – использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. В мировой системе образования выделяют определенные глобальные тенденции: 1. Демократизация системы образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются. 2. Рост продолжительности образования – современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения. 3. Непрерывность образования – в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии. 4. Гуманизация образования – внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям. 5. Гуманитаризация образования – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний. 6. Интернационализация процесса образования – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем. 7. Компьютеризация процесса образования – использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба. К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн. человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет – лишь 75 %. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн. 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, – иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу. В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла 5,98 млн человек. По данным за 2008 год в России насчитывалось 1134 государственных и негосударственных вуза и 1663 филиала, в которых обучалось 7 513 119 человек. Общее количество преподавателей составляло 341 тыс. человек. На январь 2010 года в России насчитывалось 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределялись по 53 тысячам школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских). Непрерывно и неустанно передавать опыт старших поколений младшим, сохранять и поднимать планку накопленных человечеством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и выступать двигателем прогресса, способствуя направлению его в цивилизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло – таковы извечные стратегические задачи российского образования. Современное понимание образования содержится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования в России, Государственном образовательном стандарте, Федеральном Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других основополагающих документах. Федеральный Закон «Об образовании» гласит: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в ст. 14 этого закона. Образованный человек – это не только знающий и умеющий специалист в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и тот, у кого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Иными словами, образованность предполагает и воспитанность человека. В современном мире образование стало массовым. Полное среднее образование обязательно во всех цивилизованных (и не только) странах, для всех слоев населения. Этот факт является неслучайным, в информационном обществе, когда динамика развития прогрессивных технологий столь высока, на рынке труда нечего делать человеку без высшего или среднего профессионального образования. Следует также отметить, что учёба не ограничивается 11 годами в школе и 4-6 годами в ВУЗе (колледже). Специалистам приходиться учиться в течение всей жизни. В настоящее время развитие знаний и рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Говоря о ценностях образования, необходимо рассмотреть её ценность для личности и для общества. Ценность образования для общества отражает коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно она выступала во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. Личностную ценность образования можно рассмотреть на примере «культуры полезности» и «культуры достоинства», - понятий, введенных известным психологом А.Г. Асмоловым. Культура полезности или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет «единственную цель... - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений ... образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций». По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. «В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет». Очевидно, что культура достоинства требует новой основы образования – образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления. Образование (помимо собственно образовательных целей) выполняет важнейшие социальные функции в современном информационном обществе (непрерывное образование субъекта в области телекоммуникационных технологий, коммуникация между субъектами и социальными институтами, технологическое развитие информационного общества и т.д.) и в этом смысле выступает как функциональный механизм, который делает возможным дальнейшее развитие информационного общества. Вместе с тем цель образования – развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Современному обществу нужны люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией – только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе. Однако для общества необходима молодежь и ее культурные ценности, и институт взрослых должен привлекать ее своими установками и знать её интересы и цели. В основном высшее образование у молодежи ассоциируется с высокооплачиваемой работой в будущем. Данная точка зрения понятна, так как современная культура основана на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. На первый план выходят деньги и материальное благополучие. Но не стоит забывать и о духовном аспекте данного вопроса. Ведь образование должно развивать не только ум, но и культуру человека, поскольку процесс обучения проходит на стадии становления личности. В современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны общества. Образование выступает как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования, и в этом смысле необходимо таким образом разработать модель образования, чтобы оно (образование) функционировало как динамичная и гибкая система, способная реагировать на социальные изменения. Как показывает опыт многих стран, только опережающее развитие сферы образования формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв. |