Ответы по педагогике. Ответы педагогика. 1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания
Скачать 1.67 Mb.
|
25. ЛИТЕРАТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ. ВАШЕ ПОНИМАНИЕ И ПРИМЕР. Литературно-педагогическое наследие в контексте русского мира – это современная востребованность классической литературы, за которой стоит жизненный и творческий опыт литературных гениев России. Значит, задача педагога – подготовить почву для восприятия литературного материала, сформировав необходимую базу культурных, исторических знаний и языковых навыков у обучаемых, поставить правильные вопросы к тексту и не предвосхищать ответы на них, стимулировать детей к размышлению, рассуждению, рефлексии при погружении в художественную среду произведения. Будаков Будаков Виктор Викторович [1.6.1940, с. Нижний Карабут Россошанского района Воронежской области] — прозаик, поэт, переводчик, публицист. С 1958 по 1963 год обучался на историко-филологическом факультете Воронежского государственного педагогического института. С 1965 по 1969 год работал сельском среднем образовательном учреждении Чечено-Ингушской АССР в должности учителя русского и немецкого языков, а так же истории и литературы. С 1965 по 1969 год — литературный сотрудник воронежской газеты «Молодой коммунар». С 1969 по 1986 год — редактор «Центрально-Черноземного книжного издательства», был выпускающим редактором 30-томной серии «Отчий край». С 1994 по 1997 год — главный редактор и директор Центра духовного возрождения Черноземного края. С 1997 по 2001 год — директор Воронежского областного литературного музея имени И. С. Никитина, с 2001 года председатель учёного совета этого музея. Далеким недавним днем. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1972 г. — 224 с. Колодец у Белой дороги : Рассказы / Виктор Будаков ; [Худож. Л. Летов]. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1975 г. — 192 с. Миронова гора : Рассказы / Виктор Будаков. - М. : «Современник», 1982 г. — 255 с. Молчание Тема человека; мгновенность и вечность жизни; земля и небо; эпохальное и сиюминутное, философия войны и мира, православие как корневое начало русского мира, национальное и всечеловеческое в сюжетах, образах, картинах; отчий край и весь земной шар; история отечественная и мировая; малая родина через образы её великих подвижников культуры, литературы, науки; эпохи и дороги человека и человечества; отцы и дети; тема детства, особенно послевоенного детства; семья как приобретение и потеря; темы верности и предательства, любви и ненависти; темы искусства и подмены искусства; извращения вечноприродного; тема провинциальной, уездной Руси; духовное и материальное; разломы человеческой души; дороги и диалоги. Тема человека – разноречива, многообразна, константна одновременно; в современной литературе данная тема – «вечный странник». Человек – философ, психолог, культуролог – безбожный покоритель природы, неповторимое разумное существо, печальный безумец, игрушка страстей, грешник и пр. – постепенно занимает видное место в публикациях второй половины XX века. В прозе, поэзии, публицистике В.В. Будакова всегда присутствует человек со своими достоинствами и недостатками: штрих к портрету человека; галерея портретов, портрет героя рассказа – штрих к портрету самого автора. Человек в контексте истории и современности состояния родного края, Родины. Человек как проявление национального самосознания, его жизнедеятельности, как индивидуальная способность реализовывать себя. Человек как сочетание удивительно замечательных и удивительно странных поступков. Тема, достойная для серьёзного диссертационного исследования на стыке истории, философии, психологии, педагогики. В книге «Далёким недавним днём» автор предложил читателям совершить путешествие по дороге, начинающееся на Отчей земле и уводящей к некой выси, откуда можно обозреть всю планету и почувствовать себя её живым ростком. Путешествие по стране растянулось на всю жизнь, можно сказать: путешествие через всю жизнь. Будаков – внимательный созерцатель, щедрый рассказчик, певец со своей тональностью. Он не мифологизирует, не поэтизирует, а передаёт правду о местах своего рождения, взросления в развитии своих размышлений. В результате он возвратил нам забытое, но очень нужное словосочетание «Отчий край», вдохнул смыслы, одухотворил, связал с историей, культурой, бытом Воронежа, области, края, России, Вселенной.7 Работая в Центрально-Чернозёмном издательстве, Виктор Будаков подготовил и выпустил в свет десятки книг исторического характера («Поле Куликово», «Собеседник», «Мы были дети 1812 года», участвовал в подготовке и издании книжной серии «Ратная слава»), редактировал произведения молодых авторов, художественные сборники «Чисто поле», которые стали первым подступом к книжной серии «Отчий край». По замыслу автора идеи и ведущего редактора многотомного издания, книжной серии «Отчий край» надлежало стать библиотекой – собирательницей произведений художественного слова, жизнью и творчеством породнённых с Чернозёмным краем, средней полосой России. Представленные в «Отчем крае» имена: Гаврила Державин, Евгений Боратынский, Дмитрий Веневитинов, Николай Станкевич, Алексей Кольцов, Иван Никитин, Афанасий Фет, Николай Лесков, Александр Эртель, Иван Бунин, Михаил Пришвин, Евгений Замятин, Андрей Платонов… – могли бы составить честь любой литературе мира. Сегодня, спустя много лет, становится очевидной справедливая мысль писателя, что «смысловая направленность воронежской книжной серии – верность отечественной литературной традиции, публикация произведений, в которых сильно и благородно проявились патриотические начала, мотивы общественного долга, народности, высокой сострадательной человечности». Издание тридцатитомной серии книг «Отчий край», за которую Виктору Будакову было присвоено звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации, стало событием в культурной жизни страны и послужило примером для других провинциальных издательств, позже осуществивших выпуск подобных серий. Обратим внимание на три обстоятельства. Первое – высокое, благотворное воздействие русского слова и русской литературы; второе – писатель говорит не только об издательском проекте, он предлагает, формулирует своё представление о том, что такое «Отчий край» как ценность русского мироощущения – «увидеть в малых пределах родной земли образ Родины»; третье – всё творчество, вся жизнедеятельность В. Будакова, разворачиваясь, углубляясь, возвышаясь, расширяясь во времени и пространстве, посвящены данному понятию, раскрытию различных его смыслов. Образы отца и матери, образ семьи можно встретить и понять в поэзии, в прозе («Вещий сон матери», «Бандероль из Севастополя», «Спасибо, мои родные», «Матерью собранный чемодан», «Отчий дом», «Что ответить сыну», «Об отце и отечестве»), что позволило Будакову стать тем, кем он стал. Он признаётся: «картина, некогда созданная детским воображением, почти неизменною, разве с некоторыми психологическими переосмыслениями и догадками, перешла в мою взрослую жизнь». Исследователи называют основополагающие мировоззренческие ценности, которые лежат в основе понятий «Отчий край»: гражданственность – преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека; государственность – утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; патриотизм – глубокое и возвышенное чувство любви к родине, Отчему краю, избранной профессии на благо Отчизны. Особенность наследия В.В. Будакова в том, что его художественный мир, его жизнедеятельность глубоко, естественно интегрированы в историко-культурный контекст России. Личность писателя, его произведения, его деятельность находятся в центре диалога, благодаря которому совершается культурная жизнь. Особый пласт в творческой и редакторской деятельности Будакова — судьбы великих земляков, выходцев из Черноземного края. «Отчий край Ивана Бунина» — лирическое путешествие (в прозе и стихах) на географическую и духовную родину писателя, книга «В стране Андрея Платонова» — о влиянии воронежской земли, ее истории на творчество великого земляка. Повесть «Одинокое сердце поэта. Время и пространство Алексея Прасолова» (2003) вызвала широкий интерес к личности поэта. О вдохновенных уголках, где жили великие художники, о русских усадьбах как духовном достоянии повествуют страницы книги о русской словесности «Родине поклонитесь» (1989). Своеобразие художественного освещения Будаковым темы войны отмечено, например, в отклике на книгу «Колодец у белой дороги» (1976): «Военный кошмар, с идейной и художественной позиции В.Будакова, исключает всякую торжественность, всякую лихость в описании... Физические потери рождают душевную муку даже при большой силе характера, но духовный взлет народа потому и велик, что произошел он несмотря на невосполнимые потери, неизбывную боль. И есть миллионы погибших и есть необходимость бороться за память, иначе появится тот зарастающий колодец, так удачно, на мой взгляд, объединивший в себе символику нравственной неисчерпаемости и тленности всего живого». (Усминский О, Запах полыни в полдень // Молодой коммунар. Воронеж. 1976. 11 мая). Андрей Платонов АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ — настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов. Русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века. Родился 16 (28) августа 1899 в Воронеже. Kaк пpoзaик Плaтoнoв нaпиcaл в этoт пepиoд pяд пpoизвeдeний o caмooтвepжeнныx людяx, o «бyдничнoм гepoизмe»: «Бeccмepтиe», «Ha зape тyмaннoй юнocти», «B пpeкpacнoм и яpocтнoм миpe (Maшиниcт Maльцeв)», «Cвeжaя вoдa из кoлoдцa» и дp. Oн coздaл coвepшeннo в нoвoм дyxe лиpичecкyю пpoзy o любви, o миpe дeтcтвa («Peкa Пoтyдaнь», «Фpo». «Июльcкaя гpoзa»). Hecмoтpя нa интeнcивнocть твopчecтвa, в 30–e гoды пиcaтeлю yдaлocь издaть вceгo oдин cбopник пpoзы «Peкa Пoтyдaнь»(1937). B гoды вoйны Плaтoнoв–кoppecпoндeнт пишeт oчepки и paccкaзы o гepoизмe «oдyxoтвopeнныx людeй», глyбoкo pacкpывaeт cyщнocть фaшиcтcкoй идeoлoгии. B пocлeвoeннoe вpeмя oн coздaeт oдин из лyчшиx cвoиx paccкaзoв — «Ceмья Ивaнoвa», пoдвepгшийcя жecткoй кpитикe. Плaтoнoвa cнoвa пoчти нe пeчaтaют. 3aвepшaeт oн cвoe твopчecтвo кaк cкaзoчник («Boлшeбнoe кoльцo») и дpaмaтypг. Плaтoнoв пpoявлял бoльшoй интepec к дpaмaтypгии, нaпиcaл нecкoлькo пьec: «Шapмaнкa», «Bыcoкoe нaпpяжeниe», «14 кpacныx избyшeк», пocлe вoйны — «Учeник Лицeя». «Hoeв кoвчeг (Kaинoвo oтpoдьe)». Ho кaк дpaмaтypг пpи жизни oн пpaктичecки ocтaлcя нeизвecтным. Oн явилcя и aвтopoм нecкoлькиx кинocцeнapиeв, в тoм чиcлe пo paccкaзaм «Июльcкaя гpoзa» и «Ceмья Ивaнoвa» («Boзвpaщeниe»). Taкoв кpaткo пyть Плaтoнoвa–xyдoжникa, oбъeм и диaпaзoн eгo твopчecтвa. Иван Бунин Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870 года, Воронеж, Воронежская губерния, Российская империя — 8 ноября 1953, Париж, Франция) — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию. Размышляя о содержании образования, обратимся к роману И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», с одной стороны, автобиографии вымышленного лица, с другой - самой откровенной, лирической, исповедальной из всех бунинских книг. Вот почему мы и находим в ней как документальные свидетельства, так и раздумья автора о предмете нашего внимания. Алеша Арсеньев, как и Ваня Бунин, учился в Елецкой гимназии - на пересечении Покровской и Успенской. Сейчас здесь средняя школа № 1. А слава о бывшей мужской классической гимназии далеко перешагнула пределы Ельца: в ней обучались и С.Н. Булгаков, и М.М. Пришвин, преподавал В.В. Розанов... Содержание образования - три пласта, три компонента, представляющих сложное (порой противоречивое, а временами гармоничное) сочетание знаний, переживаний и отношений. Если это так, тогда содержание образования - не простое перечисление дисциплин в учебных планах, не только программы учебных предметов, стандарты образования. Они составляют лишь часть содержания образования. Так называемое нормативное стандартизированное знание - минимум переживаний, формальные отношения - важная часть образования, но не более того. Оно, как правило, редко вспоминается, а если и вспоминается, то отнюдь не вдохновляет. Но никакое образование не может существовать без этого знания. С новой силой захватила Алексея Арсеньева любовь - любовь к России, родине, ко всему живому, к природе своего края, ночной пустынности, вьюжным сумеркам... Алексей ощутил в себе подъем поэтических мыслей и чувств. Таким образом, второй пласт, второй компонент содержания образования Алеши - знание, живое и житейское, рожденное наблюдениями, впечатлениями и размышлениями. Елецкие церкви, монастыри, часовни, погосты, кресты, памятники были для юного гимназиста другой школой. Размышления, в результате наблюдений и впечатлений об окружающей реальности, как бы продолжали и обогащали гимназическое обучение. А может быть, не продолжали и обогащали, а опережали и стимулировали самый процесс обучения. Живое знание, прежде всего, касалось душевных сторон обучаемого, оно, прежде всего, вдохновляло на воспоминания и размышления. Ясно одно: учебные предметы, нормативное знание и живое, жизненное знание составляют содержание образования; гармония образовательного учреждения и окружающей среды, природы, традиционного быта обрядов, уклада жизни - важная примета образования, во многом определяющая его содержание. Но есть еще один пласт, третий - знание религиозное. Целый мир соответствующих переживаний, отношений, обрядов и традиций. В детстве, отрочестве, юности И. А. Бунин, несомненно, испытывал влияние христианской культуры. Педагогическое наследие А.П. Киселева В Донецке 17 марта состоялись педагогические чтения, посвященные выдающемуся педагогу-математику Андрею Петровичу Киселеву. А. П. Киселев – это эпоха в педагогике и преподавании математики в средней школе. Его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в отечественной школе, и на многие десятилетия определили уровень математической подготовки нескольких поколений граждан нашей страны. Киселёв Андрей Петрович – русский и советский педагог, «законодатель» школьной математики, родился 30 ноября 1852 в г. Мценске Орловской губернии в бедной мещанской семье. Начал обучение в приходском училище, затем три года проучился в уездном училище. С детства ему пришлось зарабатывать на жизнь: обучал дочь лавочника математике и русскому языку. По окончании училища Киселев едет в губернский город Орел для поступления в гимназию. В Орле становится репетитором детей богатого купца Афанасия Михайловича Ситникова, за что ему предоставляются стол и угол. А.М. Ситников, видя способности, упорство и прилежание Андрея, обратился к директору Орловской мужской гимназии с прошением о принятии в нее Киселева. Прошение Ситникова было очень кстати, т.к. 80% учащихся гимназии были дворянского происхождения. Учился Андрей Петрович только на «отлично» и каждый год получал разрешение давать частные уроки, так как не имел помощи из дома. В 1871 году А.П. Киселев окончил гимназию с золотой медалью. И в том же году был принят на физико-математическое отделение естественного факультета Петербургского университета. "В начале 30-х годов прошлого века лучшие в мире учебники математики "устаревшего" дореволюционного Киселева, возвращенные социалистическим детям, мгновенно подняли качество знаний и оздоровили их психику" "Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию – 1%). В 40-х годах (сразу после войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся "по Киселеву". Упразднила эти учебники образовательная реформа 1970-1978 гг. Педагогический талант редок – гораздо реже собственно математического (хороших математиков тьма, авторов хороших учебников – единицы). 26. Психолого-педагогическое наследие. Ваше понимание и пример. Выготский Лев Семенович Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время. Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований: —сравнение взрослых и детей; —сравнение современного человека и древнего; —сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями. Так Л. С. Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении. Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика. Лев Семенович Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время. Л. С. Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты. Так воспитание становится активным процессом с трех сторон: — ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие); — воспитатель активен (он наблюдает и помогает); — среда между ребенком и воспитателем активна. Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками. Научное наследство Л. С. Выготского лежало в основе разработки проблемы о детях с так называемой задержкой психического развития. (ЗПР), для которых в 1981 г. утвержден новый тип специальной школы. Это особая категория детей, куда входят дети с осложненными формами инфантилизма, церебральной астении и другими малыми мозговыми дисфункциями. На последнем этапе своей научной деятельности Выготского заинтересовали проблемы мышления и речи и им была написана научная работа Мышление и речь. В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов. Выдвинутые и разработанные в трудах Л. С. Выготского и его учеников и последователей Н. П. Блонского, Б. Г. Ананьева, Л. С. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др. идеи бесценны для решения современных проблем организации научных исследований и целенаправленной коррекционно-психологической помощи детям.\ Исаев Евгений Иванович — доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, педагогики и логопедии факультета психологии, педагогики и права Столичной финансово-гуманитарной академии. Педагогическая психология. Вводный раздел настоящего учебника посвящен исследованию предпосылок зарождения, основных этапов развития, современного состояния, ведущих научных подходов и школ зарубежной и отечественной педагогической психологии. Отличительную особенность учебника, проявившуюся при изложении истории и современного состояния педагогической психологии, составляет прикладной характер данной отрасли научно-психологического знания. Ориентированность педагогической психологии на научное исследование, объяснение, проектирование и преобразование педагогической практики, практики обучения и воспитания человека на основных ступенях образования потребовало от автора изложения вопросов из смежных областей знания - истории образования и педагогики, философии образования, теоретической педагогики. Свою теоретическую и экспериментальную деятельность педагогические психологи ведут с опорой на актуальные образовательные потребности государства, общества, личности, на современную социокультурную ситуацию в образовании, на запросы общества к психолого-педагогическим наукам. За определенным научным подходом и научной школой в педагогической психологии всегда стоит та или иная общественно-историческая проблема, конкретный запрос сферы образования или педагогической практики. Вводный раздел включает в себя три главы. Глава 1 "Развитие и современное состояние зарубежной педагогической психологии" излагает этапы становления, основные направления и современное состояние зарубежной педагогической психологии. Глава 2 "Становление и развитие отечественной педагогической психологии" и глава 3 "Современный этап развития российской педагогической психологии" представляют историю и современное состояние отечественной педагогической психологии. Особый интерес автора учебника к истории, этапам, достижениям и проблемам отечественной педагогической психологии объясняется не только адресованностью учебника отечественному читателю, но и признанием неоценимого вклада русских психологов в развитие мировой педагогической психологии. Достижения отечественной педагогической психологии бесспорны; культурно-исторический подход Л. С. Выготского, система воспитания личности А. С. Макаренко, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, теория учебной деятельности В. В. Давыдова, разработанные в XX в., оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на развитие мировой педагогической психологии третьего тысячелетия. Автор стремился показать, что в истории становления и развития зарубежной и отечественной педагогической психологии прослеживаются общие закономерности. В США, Западной Европе, России педагогическая психология оформляется для решения как собственно педагогических, так и актуальных социально-общественных задач. Общемировые тенденции отмечаются в особенностях поиска предмета и методов педагогической психологии, истории ее взаимоотношений с общей и возрастной психологией. Несомненна созвучность устремлений современной зарубежной и отечественной педагогической психологии в поисках развивающего потенциала образования, в необходимости гуманизации взаимоотношений всех субъектов образования, в наполнении их антропологическим смыслом. Особое место в разделе занимает глава 3, излагающая радикальные изменения в современном российском образовании, наиболее наглядно проявившиеся в отказе от авторитарной педагогики и переходе на парадигму развивающего, личностно ориентированного образования. В развивающем образовании основные проблемы традиционной педагогической психологии как прикладной области психологического знания существенно переопределяются. Переопределение ключевых проблем педагогической психологии в свою очередь проблематизирует предметность педагогической психологии и выводит ее на новый уровень развития. В развивающем образовании педагогическая психология уже не может оставаться прикладной отраслью психологии, обслуживающей педагогическую деятельность учителя; ее предметная область совпадает с образованием в целом как сферой становления целостного человека. |