Ответы по педагогике. Ответы педагогика. 1. характеристика науки. Специфика гуманитарного знания
Скачать 1.67 Mb.
|
Слободчиков Виктор Иванович Виктор Иванович Слободчиков - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви. В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. Не всем мечтам Слободчикова суждено было осуществиться. Чиновники не дали Институту педагогических инноваций стать экспертным институтом, а в 2004 году вообще расформировали его на несколько институтов. С 2004 года Слободчиков возглавляет Институт развития дошкольного образования. С середины 1990-х гг. под руководством Слободчикова разрабатывается новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах. Слободчиков является также организатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере. В настоящее время он федеральный эксперт и куратор Мегапроекта «Развитие образования в России», программы модернизации российского образования. Участвовал в разработке программы «Столичное образование», внедрение которой финансировал мэр Москвы Лужков. Уже осуществлены 3 версии этой программы. 27. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ. ВАШЕ ПОНИМАНИЕ И ПРИМЕР. Поэт, философ и переводчик Димитрий Владимирович Веневитинов, родился 26 сентября 1805 года в Москве. Его отец, гвардии прапорщик Преображенского полка в отставке Владимир Петрович Веневитинов, происходил из старинной дворянской семьи Воронежской губернии. Мать Анна Николаевна, столбовая дворянка, в девичестве княжна Оболенская – Белая. У четы Веневитиновых родилось пятеро детей, Дмитрий был третьим ребёнком. Имя Димитрия Владимировича Веневитинова тесно связано с историей русской литературы и общественной мысли России. Изначально он привлек к себе внимание университетских преподавателей и посетителей литературных салонов замечательной диалектикой. Эти качества Веневитинов проявлял и в кружке «Общество любомудрия». В числе работ, читавшихся на собраниях общества, были его прозаические наброски: «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», «Беседы Платона с Александром». Мыслитель Веневитинов своеобразно понимал предназначение молодого поколения в России, а значит и свое. Народ забит и безграмотен, и задача состоит в его просвещении, повышении его культурного уровня. И «русские молодые люди... опередившие, так сказать, свой народ и, по-видимому, стоящие наравне с веком и просвещенным миром» предназначены выполнить эту задачу. Поэтому именно они, более чем кто-либо другой, должны понимать главный смысл своей жизни – быть «мыслящим гражданином», «вести свой народ...» В центре философских раздумий, мировоззренческих интересов Веневитинова и его единомышленников оказались такие проблемы как исторический и самобытный путь России, предназначение русского народа, смысл России во всемирной истории, идея национального самосознания и т.п. Любомудры не дали ответов на эти сложнейшие философско-мировоззренческие вопросы, но их заслуга состоит в том, что они их поставили и пытались осмыслить в соответствии с запросами и потребностями своего времени. Можно добавить, что поскольку отличительным признаком этих построений было тяготение к интерпретации всемирно-исторического процесса в психолого-эстети– ческом ключе, то этот тип философских взглядов можно назвать русской философской эстетикой. Корни этой совершенно новой идеи – через поэзию выражать свое философско-эстетическое видение мира, – взяты Веневитиновым у Шеллинга. У Веневитинова и других любомудров истинный философ – это романтический образ поэта, пребывающего в постоянном конфликте с непосвященной толпой и находящего истинное счастье лишь в собственном творчестве. Философ и поэт – два основных действующих лица в области самопознания, но они имеют существенные различия в сферах приложения: философ изучает «сущности», поэт «существование», философ – центр, поэт – точка на периферии. Через философскую поэзию Веневитинов и его друзья вышли на глобальные проблемы: смысла мироздания, понимания хода всемирно-исторического процесса, в частности, на примере России. НАДТОЧИИ Игорь Олегович, заведующий кафедрой философии Воронежской государственной лесотехнической академии, кандидат философских наук, доцент. Главный теоретический постулат воронежской региональной школы заключается в том, что философская этика радикально отличается от научной и религиозной. Думается, что этот опыт может быть широко использован в практике современного вузовского преподавания этики, поскольку преодолевает крайности сциентистско-позитивистского и радикально религиозного отношения к этике, философии, к жизни человека в целом. Основная проблема здесь заключается в том, что, несмотря на высокий уровень духовно-культурного универсализма, заключенного в этике, в этическом мировосприятии в целом, в ходе исторического развития этического знания четко выделяются научная, религиозная и философская этика. Их критерии, основания и картины мира существенно различаются. Оставим в стороне религиозную этику и обратим внимание на научную этику, поскольку именно она является доминирующей в современном преподавании этики. Когда говорят о соотношении этики и науки, то, как правило, речь идет о трех вещах: во-первых, ставится вопрос о том, является ли сама этика наукой или нет; во-вторых, ставится вопрос об этической нейтральности науки; в-третьих, говорится о проблемах этики той или иной науки, т. е. о профессиональной этике. Таким образом, подлинная наука заключается в том, чтобы через научные открытия раскрывать больший объем таинственности и непостижимости мироздания и тем самым человека делать более философски вовлеченным в процесс его метафизического постижения. Это как раз то, что испытал Г. Ионас, когда по-философски прикоснулся к биологии, которая, по его словам, позволила открыться «чуду царства живого, его развитию, богатству его образов, способов функционирования, эшелонированности — всей этой пребывающей посреди неорганической природы авантюре органического существования, ранимого и бесконечно изобретательного, удерживающего баланс меж бытием и небытием в состоянии равновесия»14. Это научное удивление не равно философскому, ибо наука стремится найти однозначно-непротиворечивый ответ, создав систему точного знания, в то время как философия только ставит вопросы, стимулируя человеческий дух на вечное вопрошание, что делает его человеком. Владимир Петрович Фетисов (13.05.1941-09.05.2009) – русский философ, создатель Воронежской школы философской этики, основанной на традициях отечественной нравственной философии. Родился в Воронеже. В 1967 г. окончил факультет романо-германской филологии Воронежского государственного университета (отделение испанского языка и литературы). В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1984 г. докторскую по этике. С 1992 по 2008 гг. – заведующий кафедрой философии Воронежской государственной лесотехнической академии, в которой с 1995 г. по 2007 гг. проводил конференции по нравственной проблематике, собиравших видных философов из различных городов России и ближнего зарубежья. В. П. Фетисов - автор оригинальных работ по моральной философии: «Добро и зло» (1982), «Философия морали. (Тоска по русскому аристократизму)» (1995), «Возвращение в мир» (2000); «Трактат о вере» (2002); «Земля и Небо» (2004), «Оправдание жизни» (2005), «Солнце не заходит» (2006), «О философичности русского человека и сердечности русской философии» (2008), «Жить за умерших» (2009) и др. В этих трудах выражено философское мирочувствие автора, главная духовная проблематика его творчества, а также особый стиль философского письма, отличающийся одновременно глубиной мышления и доступной формой выражения. Практически весь круг нравственных вопросов, волнующих как профессиональных философов, так и простых людей от античных времен до современности, охвачен в этих работах. В них автор предстает как продолжатель традиций русской философии, оставаясь при этом самобытным и оригинальным мыслителем. 28. Целостный образ Учителя: история вопроса и современный взгляд. В рабовладельческую эпоху не было каких -то определенных, профессиональных воспитательных учреждений, не было людей, занимавшихся именно педагогической деятельностью или другой профессией, которая отвечала бы за воспитание детей. «Первое упоминание о школе, говорится в древних египетских источниках, которые были созданы за две тысячи лет до нашей эры. В те времена, существовала так называемая дворцовая школа, где учились дети царских сановников, жрецы обучали начаткам арифметики и геометрии». Главное представление о педагоге мы находим у древних Греков. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которые были не в силах выполнять тяжелую работу, зачастую это были инвалиды, которым высшие слои населения поручали своих детей. Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Чуть позже педагоги стали заниматься образованием и воспитанием детей. Впоследствии наука о воспитании стала называться педагогикой. Одним из первых учителей исследователи называют Сократа «мудрейшего из греков». Сократ считал, что настоящий учитель-это не тот, который может ответить на любой вопрос, а тот который готов признать свои ошибки, свое незнание, но он хочет самосовершенствоваться дальше, искать истину, ежедневно учиться. Древняя Греция, состояла из маленьких рабовладельческих государств, или полисов, как их еще называют. Самой авторитетной была Лакония и Аттика, с главными городами Спартой и Афинами. В Спарте детей учили проявлять насилие и жестокость, главное требование быть всегда готовым к войне, к боли и смерти. В Афинах никакой определенной программы обучения не было, учителя на свое усмотрение должны были наполнять его содержанием. Учитель должен был говорить с ними о любви к отечеству, о презрении к демократии. В своих педагогических идеях, Платон пытался объединить некоторые черты спартанского и афинского воспитания, в единую систему. Так как по Аристотелю, физическое и умственное воспитание крепко связаны между собой, то помимо гимнастики, на первых этапах, по его мнению, детей стоит обучать грамматике, чтению, рисованию и музыке. Для получения серьезного образования в школе, юноши обязаны были изучать: литературу, историю, философию, математику, астрономию. Что же касается женщин, то по Аристотелю, их природа отличается от природы мужчин, поэтому они не могли получать такого же образования. В отличии от Платона, Аристотель, считал, что семья не должна отстраняться от ребенка, напротив, именно на ней, лежит вся ответственность и забота о нравственном воспитании. С возникновением христианства и христианских общин, педагогические приоритеты стали отталкиваться от Библии. Иоанн Златоуст упрекал античные школы в их стремлении научить человека ораторскому искусству. В воспитании он призывал обращаться к божественному началу в человеке, делая упор на увещевания, душевные предостережения. Августин Аврелий призывал бережно относиться к ребенку, не наносить вреда его психике наказаниями. Однако светские знания рассматривались им как второстепенные, подчиненные изучению Библии и христианской догматики. В школах, вместо светского образования, велись проповеди о спасении души. Поэтому образование носило религиозный характер. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены. Принципиальное отличие предшествующей Новому времени эпохи Возрождения заключается в том, что основную линию образования и воспитания определял гуманизм, в то время как с началом «Новой истории» главной особенностью становится Просвещение, философия которого строится на основополагающей роли разума и науки в развитии общества. Особая роль в вопросах взращивания нового поколения, готового к переустройству мира, отводилась педагогам. Так Дж. Локк в "Мыслях о воспитании» наиболее развернуто определил роль воспитателя и его основную задачу: формирование поведения и души воспитанника для того, чтобы привить ему полезные привычки, заложить базис добродетели и мудрости, научить знанию людей, внушить любовь и стремление подражать прекрасному, и вооружать его силой, энергией и усердием в стремлении к этим целям, приучить прикладывать усилия и дать ему некоторое представление о том, в чем он должен совершенствоваться уже самостоятельно. Р. Декарт и Г.В. Лейбниц замечали, что процесс обучения должен положительно сказаться и на деле совершенствования самой природы человека. Именно такой вектор направленности принимает педагогика Нового времени в трудах отцов современной науки – Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева. Их педагогические концепции формируют образ учителя, созданный под влиянием принципиальных отличий периода. Рассматривая образ педагога в период Новейшего времени, нельзя не уделить внимания тем важным преобразованиям школьной системы, которые произошли в России на рубеже 19-20 вв. В последней декаде 19 в. происходит значительный рост светских образовательных учреждений, средний срок обучения в которых достигает 5 лет. Возникает необходимость обучения профессиональных педагогов, способных пополнить кадровый резерв. Появляются курсы подготовки учителей – при чем не только государственные, но и частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения. Во главе школьного дела были поставлены видные деятели большевистского движения А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.М. БончБруевич.
Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (компетенций), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Она предполагает наличие у учителя как методологической, методической и технологической грамотности, так и его ценностных установок, жизненного опыта. Профессиональная компетенция, в свете стремительно изменяющейся жизни, требует от учителя непрерывного образования и самообразования [1; 106]. В век компьютерных технологий для учителя важно быть сведущим в этой сфере, а значит обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обычные доска и мел постепенно уходят в прошлое, все больше учителя используют компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Помимо этого, учитель должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности. Поскольку деятельность педагога представляет собой непрерывное решение педагогических задач, то невозможно представить учителя, не владеющего коммуникативной компетентностью. Она представляет собой совокупность навыков и умений в сфере вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения реального действительности в различных ситуациях общения. Именно поэтому коммуникативная компетентность является базисом профессиональной деятельности педагога [1; 107].
|