Главная страница
Навигация по странице:

  • 19.Структурализм как психологическое направление. Основные идеи структурализма

  • 21.Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

  • 22.Вильгельм Вундт и его вклад в развитие психологии

  • 23.Французская социологическая школа психологии Э. Дюркгейма, П. Жане

  • История психологии, шпаргалки. История психологии шпоры. 1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками


    Скачать 146.17 Kb.
    Название1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками
    АнкорИстория психологии, шпаргалки
    Дата15.03.2023
    Размер146.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория психологии шпоры.docx
    ТипЗакон
    #992536
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    18.Работы Э. Вебера в области физиологии органов чувств.

    Большой вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии Лейпцигского университета Э. X. Вебер. Он работал главным образом над осязанием («Об осязании» (1924)). Вебер различал в кожных ощущениях три рода ощущений: давления, или прикосновения, температурные, а также локализации. Для изучения этого последнего он изобрел специальный прибор — эстезиометр, или циркуль Вебера, и с его помощью проводил экспериментальные исследования осязания. Он установил экспериментально, что при действии двух раздражителей на кожу, они различаются как разные в том случае, если отстоят друг от друга на известном расстоянии, причем это расстояние различно для разных участков кожи, т. е. что кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновения.

    Самые известные эксперименты Вебера относятся к различительной чувствительности, которые привели к выводу: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Для звука это отношение составляет 1/10, для света— 1/100, и т. д. Этим обобщением Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии.

    Психофизика и ее основные задачи. Работа «Элементы метафизики» Г. Фехнера.

    Другим важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика. Фехнер (1801—1887) в работе «Элементы психофизики» сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.

    Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.

    Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода:

    - метод едва заметных различий,

    - метод средних ошибок,

    - метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев.

    Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

    Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздражителя возрастает, то, в конце концов, наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе.
    19.Структурализм как психологическое направление. Основные идеи структурализма

    В. Вундт, разрабатывая основы экспериментальной психологии, опирался на методологию естественных наук, известную как структурализм. Особое внимание это направление уделяло изучению базовых элементов материи, например атомов и молекул.

    Программу исследования восприятия в рамках этого направления предложил американский психолог Э. Титченер.

    Структурализм в психологии ставит своей целью изучение структуры разума, анализируя составляющиеперцептивногопроцесса. При анализе структуры разума применяется метод индивидуального чувственного опыта —интроспекция или самонаблюдение. Одним из основателей структурализма считается немецкий психологВильгельм Вундт, разработавший метод интроспекции в психологии. Видным представителем структурализма в психологии был ученик ВундтаЭдвард Титченерсчитавший, что сознание может быть сведено к трем элементарным состояниям:ощущения, представление, аффекция.

    Его вариант структуралистского подхода предусматривал поиск «элементов» сознания посредством аналитической интроспекции: наблюдатель-испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на максимально простые составляющие.Э. Титченерпредполагал, что именно таким способом можно добраться до элементарных ощущений, атрибутами которых являются качество, интенсивность, длительность, протяженность и ясность.

    После анализа, в соответствии с исследовательской программой ученого, наступает стадия агрегации, или синтеза, компонентов. Именно перцептивный синтез и составляет центральную проблему психологии восприятия. Для объяснения этого процесса привлекались законы ассоциации и внимания. Образы, оставшиеся из прошлого опыта, дополняют ощущения, смысл которым придает широко понимаемый контекст.

    Сходные идеи развивал В. Вундт,хотя он и ограничивался выделением всего лишь двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности. Как иЭ. Титченер, он считал, чтовосприятие - это нечто большее, чем простая сумма ощущений, поскольку последние не содержат информации о прошлом опыте и о значении сознательного образа.

    В. Вундтописывал процесс комбинирования элементарных ощущений в терминах фузии, ассимиляции, контраста и усложнения, а также апперцепции, или творческого синтеза, объединяющего процессы восприятия, воображения и памяти.

    Исследовательскую программу структурализма хорошо демонстрирует так называемый «структуралистский треугольник».

    Каждая точка такого треугольника вызывает одиночное элементарное ощущение, а сумма таких ощущений, в свою очередь, дает восприятие треугольника в целом. В настоящее время структурализм для психологии восприятия представляет преимущественно исторический интерес.
    20. Функционализм как психологическое течение, его общая характеристика.

    Австрийский философ и психолог Франц Брентачо (1838-1917), являясь противником как экспериментальной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психологии, создал свою психологическую теорию и

    программу развития психологии как самостоятельной науки,

    получившую название функционализма. В ней содержатся следующие ключевые идеи.

    1. Главное качество сознания - интенциональность, или особого рода активность, в результате которой оно

    всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Содержаниями сознания являются; ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют.

    2. Предмет психологии - не содержания, а акты сознания.

    3. Задача психологии как науки - изучение интенциональных актов сознания и описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит.

    4. Существуют три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания):

    - акты представления - они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию. Это восприятие, воображение, понятие;

    - акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности;

    - акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом.

    5. Метод исследования интенциональных актов

    не эксперимент, а тщательное непредвзятое и непосредственное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов.

    При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и предметность сознания, что дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальное мышления, обусловили развитие новых экспериментальных методик изучения сознания, в частности феноменологический метод.
    21.Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

    Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии.

    Мысль о том, что одним из условий достижения психологией самостоятельности является ее отделение от философии, выразил Г. И. Челпанов в докладе на I Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) «О предпосылках современной эмпирической психологии».

    Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х- гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

    По С. Л. Рубинштейну, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания (из физиологии органов чувств и нервной системы). Интенсивное развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни (механико-физико-химическая теория жизни, концепция К. Бернара о гомеостазе), возникновение психофизики и психометрии явились важнейшими предпосылками преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловили ее развитие по образцу естественных наук.

    22.Вильгельм Вундт и его вклад в развитие психологии

    В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

    Вундт считал, что психология – наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов сознания с помощью интроспекции. В целом, он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется структурализм, а теория Вундта – теорией элементов сознания.

    Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о “непосредственном опыте”. Он назвал ее физиологической психологией. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания - психофизики и направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

    Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. Т. о., в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде “Основы физиологической психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов, тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа.

    В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи же, стоящие перед психологией, он видел в том, чтобы:

    -выделить путем анализа исходные элементы;

    -установить характер связи между ними и

    -найти законы этой связи.

    Он считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи такие качества, как модальность( например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: удовольствия - неудовольствия, напряженности - расслабленности, возбужденности - успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

    Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами. Связи - это и есть те универсальные механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы - представлений, идей и т. д. До Вундта такими универсальными механизмами считались ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые определяли ее как спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших психических процессов, которые с его точки зрения нельзя связывать только с законами ассоциаций. Важным моментом является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их деятельность.
    23.Французская социологическая школа психологии Э. Дюркгейма, П. Жане

    Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек – существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики.

    В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции Дюркгейма.

    Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно – духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и др., которые отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями. Закрепляются в языке. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Все собственно человеческое в человеке от общества.

    Однако общество Дюркгейм понимает односторонне, отождествляя его структуру с системой коллективных представлений, т. е. общественным сознанием. Т. о., в целом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности. Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний.

    Психология поведения Жане имела иные исходные позиции. Жане неоднократно говорил, что поведение человека отнюдь не сводится к механизму, каждый раз одинаково отвечающему на стимул, исходящий от внешнего мира. Бихевиористы апеллировали к понятию поведения как к системе элементарных реакций, исключая сознание из предметной области психологии, но именно в нем специфика человеческого существа. Жане же говорил о двух условиях психологию поведения: 1) о феномене сознания следует говорить как об особом поведении, как об усложнении акта, надстраивающемся над элементарными действиями; 2) в описании поведения нельзя остановится на его простых формах, но максимальное внимание необходимо уделить именно сложным формам поведения – убеждениям, размышлениям, рассуждениям, переживаниям. Важно с особым вниманием отнестись к речевому поведению, поскольку язык – особое, присущее человеку действие. Важными положениями для Жане являются: отход от элементаризма бихевиоризма, расширение поля психологии и включение в него собственно человеческих психических феноменов; отрицание механистичности, непосредственной связи между стимулом и реакцией, введение сложной системы регуляторов поведения (как на уровне телесной личности, так и социальной и исторической); дифференцированные представления о роли социальной среды.

    Основные положения французской социологической школы:

    1. Человек биосоциален, т. е. имеет двойственную природу - биологическую, включающую в себя всю совокупность ощущений, чувственного опыта и деятельности, и социальную, включающую в себя усвоение общественного опыта, и это отличает человека от животного, которое не обладает социальной психикой.

    2. Биологическая часть индивида имеет корни в его организме, а социальная формируется благодаря обществу, культуре, образованию и т. п., т. е. сознание социально обусловлено.

    3. Коллективные представления, являясь структурой общества, закрепляются в языке и таким образом передаются из поколения в поколение и в индивидуальное сознание, при этом они не имеют высокой степени осознанности и понимания и часто могут носить аффективный характер.

    4. Формирование мышления происходит не посредством деятельности, а через механическое взаимодействие индивидуального и общественного сознаний и представляется неосознанным. В этом состоит принципиальная ошибка данной школы в понимании сознания.

    5. Сознание изменялось вместе с развитием общества. Когда появилось разделение труда, к сознанию стали предъявляться новые требования, обусловившие необходимость выбора индивидом своего места в новой системе, что в результате привело

    индивидуализации сознания. Первобытное сознание включало в себя только коллективные представления, а позже к ним прибавились индивидуальные представления.

    6. Умственная деятельность человека, так же как и его сознание, биполярна - она имеет как рациональную сторону, выражающуюся в общих логических законах мышления, так и иррациональную, составляющей которой являются религия, понятие о душе и иные верования, присутствующие в психике современного человека и по сей день.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта