Главная страница
Навигация по странице:

  • 30.Психоанализ и предпосылки его возникновения.

  • 31.Базовые идеи психоанализа З. Фрейда

  • 32.Индивидуальная психология А. Адлера

  • 33.Аналитическая психология К. Юнга.

  • 34.Неофрейдизм и причины его возникновения

  • 35.Эго-психоло́гия

  • 36.Радикально-гуманистический психоанализ Э. Фромма.

  • История психологии, шпаргалки. История психологии шпоры. 1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками


    Скачать 146.17 Kb.
    Название1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками
    АнкорИстория психологии, шпаргалки
    Дата15.03.2023
    Размер146.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория психологии шпоры.docx
    ТипЗакон
    #992536
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    29.Возникновение и развитие социального бихевиоризма (А. Бандура,Дж. Роттер)

    Большое значение в социальном бихевиоризме имеют работы Альберта Бандуры. Считал, что людям не всегда требуется для научения прямое подкрепление, т.к. они могут учиться и на чужом опыте.

    Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей. Особое внимание он уделял подражанию. Он считал, что мы подражаем чаще более простым образцам поведения или тем, с которыми человек чаще непосредственно контактирует (это может быть поведение людей своего пола, одного возраста, высокого социального положения).

    Дети же усваивают модели поведения «про запас», даже когда эти модели не очень успешны. Они легко подражают и агрессивному поведению. Исследования А.Бандуры описывают причины агрессивности в семье, причем, последовательность возникновения определенного типа поведения такова: от вознаграждения и подражания к формированию определенных моделей поведения у детей. В работах Бандуры впервые описаны механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы. Он приходит к выводу, что люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и более успешны в жизни. Вывод Бандуры: значимым механизмом персонального действия служит эффективность контроля над бытием человека. Значение в социальной психологии имеют и его работы по коррекции отклоняющегося поведения (он изучал агрессивное поведение детей 8 – 12 лет). Кроме того, Бандура признавал, что успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и снимает напряжение у клиента в условиях психотерапевтического воздействия (его метод был назван методом систематической десенсибилизации (уменьшение или устранение повышенной чувствительности организма  сенсибилизации  к воздействию какого-нибудь вещества).

    Теория социального научения Д.Б.Роттера (р.1916) описывает социальное поведение с помощью следующих понятий:

    1. Поведенческий потенциал (человек в течение жизни формирует набор поведенческих реакций);

    2. Субъективная вероятность (т.е. ожидания человека);

    3. Характер подкрепления и его ценность для человека;

    4. Локус контроля (экстернальный – человек переносит ответственность за все происходящее с ним на других людей и внешние обстоятельства, и интернальный локус контроля – человек считает себя ответственным за все события своей жизни).

    5. Поведенческий потенциал, по Роттеру, включает пять блоков поведенческих реакций или «техник существования»:

    6. Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха (они служат для социального признания индивида);

    7. Поведенческие реакции приспособления и адаптации – это техники согласования поведения с общественными нормами;

    8. Защитные поведенческие реакции – они используются в ситуациях, требующих превышения возможностей человека в данный момент (это отрицание, подавление желаний, обесценивание);

    Техники избегания: выход из «поля напряжения», уход, бегство, отдых и другие;

    Агрессивные поведенческие реакции – это и реальная физическая агрессия и символические формы агрессии: ирония, критика, насмешка, интриги, направленные против интересов других людей.
    30.Психоанализ и предпосылки его возникновения.

    Психоанализ – одно из уникальных течений психологии 20 века, зародившегося в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами. Термин «психоанализ» имеет три значения:

    1. Метод лечения

    2. Концепция личности

    3. Концепция общества и истории человеческой цивилизации (в этом значении психоанализ наиболее уязвим)

    Фрейд не был абсолютным новатором, у него существовали предшественники.

    • Г. Лейбниц – основоположник немецкой классической философии, который впервые использовал термин «бессознательное», как область сознания, где хранятся забытые фрагменты опыта человека.

    • Гербарт – немецкий философ-эмпирик, который попытался применить измерительные процедуры при исследовании психических процессов (представлений). Он полагал, что каждое представление обладает энергетическим значением. Разные представления находятся в состоянии борьбы, стремясь попасть в область сознания, оттеснив другие представления в область бессознательного.

    • Чарльз Дарвин – автор эволюционной теории, полагал, что человек – биологическое существо, стремящееся к размножению и продолжению вида.

    • Жан Мартен Шарко, Ипполит Бернгейм и Амброз Льебо – врачи двух наиболее известных французских психиатрических клиник «Сальпетриер» и «Нанси», проводившие эксперименты по лечению истерии гипнозом. Фрейд наблюдал за экспериментами Шарко по формированию невротических симптомов в состоянии гипноза, а в клинике «Нанси» он наблюдал за экспериментами постгипнотическому внушению.
    31.Базовые идеи психоанализа З. Фрейда

    Психоанализ (от греч. р$ус(ю - душа и апа!уз1В - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856-1939). Работу 3. Фрейда -Толкование сновидений- (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

    Основные положения и принципы психоанализа

    1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

    2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

    3. Выделяются три уровня психической жизни:

    - сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;

    - предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

    - бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т, п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).

    Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

    Он рассматривал психоанализ как универсальную теорию, способную объяснить не только поведение отдельной личности, но и все общественные явления. Фрейд считал, что все действия и мысли человека, в конечном счете, преследуют сексуальную цель, что люди обращаются к общественной деятельности только потому, что они не могут полностью удовлетворять свое половое влечение, ибо общество подавляет эти естественные стремления человека. В основе деятельности и поведения человека, согласно Фрейду, лежат стихийные сексуальные влечения. Эти влечения - важнейший элемент его сущности, его природы.

    Эротические желания заложены в человеке с детства. У ребенка эти побуждения проходят несколько этапов:

    I этап. Аутоэротизм и нарцизм - половые побуждения направлены на

    собственное тело (аутоэротизм - объект полового влечения еще не

    определен; нарцизм - объект определен, им становиться само тело ребенка).

    II этап. Эротические побуждения раздваиваются: у мальчиков

    эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как

    нежелательный соперник и к нему бессознательное враждебное чувство); у

    девочек на отца. В подкреплении этой идеи Фрейд ссылается на

    древнегреческое сказание об Эдипе (поэтически обработанное в трагедии

    Софокла), который сам того не зная в силу сложившихся обстоятельств

    убивает своего отца и женится на своей матери («Эдипов комплекс»). Также

    толкуется Фрейдом и трагедия Гамлета: Гамлет лишь потому не хочет и не

    может отомстить убийце своего отца, что он (убийца) лишь выполнил его же,

    Гамлета, желание - убить своего отца.

    Прослеживая особенности психосексуального развития в детстве и юности Фрейд выделяет следующие стадии:

    1. Оральная - становление сексуальности выражается в манипуляциях ртом: кусании, сосании, жевании (период от рождения до 18 месяцев.); в этот период происходит отвыкание от материнской груди, отделение себя от материнского тела.

    2. Анальная - сексуальность выражается в удержании или выталкивании фекалий; идет приучение детей к туалету (период 1.5-3 года).

    3. Фаллическая - дети рассматривают и исследуют свои гениталии,

    мастурбируют, проявляют интерес к вопросам рождения и половым

    отношениям (идентификация со взрослым того же пола, выступающим в

    роли образца для подражания). Период с 3 до 6 лет.

    4. Латентная - отсутствует явное сексуальное влечение; идет расширение социальных контактов со сверстниками (период 6-12 лет).

    5. Генитальная - стадия полового созревания (12 - 16 лет). В этот период наступает половая зрелость, восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, усиливается интерес к противоположному полу.
    32.Индивидуальная психология А. Адлера.

    Основные принципы системы Адлера:

    1.индивидуум рассматривается как единая самосогласующаяся целостность;

    2.человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

    3.социальная принадлежность индивидуума;

    4.индивидуум творческая самоопределяющаяся сущность.

    Человек старается преодолеть неполноценность и в течение всей жизни борется за превосходство. Чувство неполноценности является фактором развития личности. Стремление к превосходству есть врожденное и бессознательное. Адлер вводит понятие фиктивный финализм или постановка жизненной цели. Он обусловлен характером неполноценности. Например, если человек ленив, он старается преодолеть это. Преодолевая мнимый или реальный недостаток, человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни. Стиль жизни – это набор особенностей и привычных способов функционирования в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально и уникален у каждого человека. Смысл жизни наиболее четко проявляется в установках и поведении, направлен на решения трех основных задач: дружба, любовь, работа.

    Еще одним понятием теории Адлера является социальный интерес – чувство эмпатии по отношению к человечеству, чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать и взаимодействовать. Социальный интерес – это критерий психологического здоровья человека. Степень выраженности социального интереса обусловливает особенности адаптации и жизненного стиля. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к трем жизненным задачам. Адлер различал 4 типа установок: получающий, управляющий, избегающий и социально-полезный типы.

    На формирования стиля жизни оказывают влияния творческие силы человека (творческое «Я» – это энергия, помогающая личности поставить цель и осуществить свой уникальный смысл) и порядок его рождения.

    Адлер различал 4 порядковые позиции:

    - первенец (самый высокий уровень интеллектуального развития)

    - единственный ребенок (избалован)

    - средний ребенок

    - последний ребенок (склонный к аддикции)

    Применение положений Адлера способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. Адлеровская идея творческой активности и индивидуальности оказала сильное влияние на развитие психологии и впоследствии разрабатывалась гуманистическими психологами. Адлера считают основателем социального психоанализа. В его теории поднимаются важнейшие вопросы природы человека, однако остается без внимания отношение между личностью и обществом, оно лишь констатируется.
    33.Аналитическая психология К. Юнга.

    К.Г. Юнг долгое время является учеником З. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией.

    Юнг описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также он придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

    Главное расхождение между Фрейдом и Юнгом касается природы либидо. Фрейд видел в либидо сексуальную энергию, а Юнг – творческую жизненную энергию, которая может способствовать личностному росту.
    34.Неофрейдизм и причины его возникновения Неофрейдизм (от греч. пеоs — новый + фрейдизм) — одно из влиятельных направлений в современной психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ 3. Фрейда.

    Неофрейдизм возник в 20 — 30-е гг. подвергая критике пансексуализм и представления об организации психической жизни, представленные в ортодоксальном психоанализе.

    На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Неофрейдизм признает важное значение открытий антропологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значение социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Современные неофрейдисты придерживаются в своих исследованиях социальной направленности, подчеркивая значение социальных условий, интерперсональных и семейных отношений в формировании личности человека. Крупнейшими представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни (1885 — 1952), Г. С. Салливен (1892 — 1949), Э. Фромм (1900—1980).

    Неофрейдизм во всех своих вариантах остается теорией бессознательного, его сторонники продолжают рассматривать бессознательное как основу психической деятельности человека. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу.

    В целом для неофрейдизма характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал. С точки зрения неофрейдистов, конечная цель аналитической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, "дать ему мужество быть самим собой" и возможность работать

    "в направлении своей самореализации" (Хорни), помочь ему стать продуктивным, "заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы" (Фромм). Идеи неофрейдизма получили поддержку у части психоаналитиков и оказали влияние на распространение гуманистических умонастроений в некоторых странах, особенно в США. Вместе с тем неофрейдистская модификация классического психоанализа была подвергнута критике теми, кто усмотрел в ней стирание различий между теорией и практикой психоанализа.

    Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций.
    35.Эго-психоло́гия — направление психоанализа. Отличается выдвижением на первый план Эго (в то время как Фрейд в основном исследовал Оно), а также вниманием к адаптации личности в окружающем мире, вопросам свободы личности, автономии личности и особенностям личностной работы. Основные представители данного направления: А. Фрейд, Х. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон.

    Основные идеи эго-психологии разрабатывались на основании данных детского психоанализа. Первоначально образовались два направления эго-психологии: А. Фрейд изучала защитные механизмы Я (Эго), а Э. Гартман делал упор на вторичные аспекты Я — рациональное мышление, рациональное действие и т. п. Однако, общим было представлении о Я как о главной формирующей силе личности, не зависящей (как это считал Фрейд) от Оно, отвечающей за идентичность личности. Много нового ввёл в Эго-психологию ученик А. Фрейд — Э. Эриксон, плодтворно изучавший вопросы развития личности, выделивший возрастные стадии развития личности, перемежающиеся кризисами.

    Эго-психология была объектом критики Жака Лакана.
    36.Радикально-гуманистический психоанализ Э. Фромма.

    Эрих Фромм (1900-1980) окончил Франкфуртский университет. Он был приглашен специализироваться в области психоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее - в знаменитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переезжает в США, где он вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в котором работала и К. Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-Йорк, где занимается частной практикой, параллельно читая лекции в ряде американских университетов.

    Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков. Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории.

    Движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека. Стремление примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом.

    В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, «свобода для», то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. Любовь дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое общество –«гуманистический идеализм», основанный на любви людей друг к другу.

    Фромм также говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта (садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм).

    Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть (придать себе значительность) и способ иметь (главное для таких людей - не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком).

    Главное значение работ Фромма в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта