Главная страница
Навигация по странице:

  • 15.Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Милль).

  • 16.Значение эволюционных идей Ч. Дарвина для психологии. Анализ фрагмента «Выражение эмоций у человека и животных».

  • 17.Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца.

  • История психологии, шпаргалки. История психологии шпоры. 1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками


    Скачать 146.17 Kb.
    Название1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками
    АнкорИстория психологии, шпаргалки
    Дата15.03.2023
    Размер146.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория психологии шпоры.docx
    ТипЗакон
    #992536
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    14.Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бекон)

    Глашатаем эмпиризма выступил Френсис Бэкон (XVI в.), сделавший главный упор на создание эффективного метода науки. В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму первенства индукции, т. е. такому толкованию множества эмпирических данных, которое позволяет их обобщать с тем, чтобы предсказывать грядущие события и тем самым овладевать их ходом. При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания ученые разделились на два течения – эмпирическое и рационалистическое. Разногласия между ними возникали по трем кардинальным вопросам: об источниках и происхождении знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека. Основатели эмпирического направления Бэкон, Гоббс, Локк и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт.

    Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии, ее родоначальник Ф. Бэкон, продолжатель - Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформляется у Локка.

    Томас Гоббс (1588-1679) - философ, окончил Оксфордиский университет, принимал участие в политической жизни.

    Согласно Гоббсу, философия - это наука о телах: о природных, естественных, физических и теле человека, искусственных телах (государство). Его работы: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан».

    Человек - это тело в ряду бесчисленного множества природных тел, все, что относилось к области духовных ценностей из философии Гоббса исключалось.

    Он полагал, что мир сосотоит не из двух субстанций (Декарт), а из одной телесной. Основным свойством тела является движение. Психика -это тень материальных процессов, все психические свойства человека (псих. процессы) результат или следствие движений, распространяющихся внутри органов чувств, сердца и мозга. Так возникает концепция психики как эпифеномена (побочного продукта). Всю психику Гоббс сводит к образам.

    По Гоббсу, началом всех представлений является ощущение, а механизм мышления описывался автором через арифметические операции (сложение, вычитание).

    Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Он доказывает, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом. Различия между людьми складываются прижизненно (житейская практика, обучение), и если бы для всех людей были созданы одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум; но есть компонент в уме, по которому люди отличаются - это активность и инициативность.

    Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель.

    В 1690 г. вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме». Еще при жизни автора книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии.

    Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой ноской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет.

    Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Деление Локком опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является, интроспекция.

    Опыт имеет два источника: ощущение и рефлексия. Ощущение — начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений («Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве»). Все идеи происходят или из ощущения или из рефлексии. Идеи, по Локку, бывают простые и сложные, восхождение от простых идей к сложным идет путем выделения общего.

    Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. ОБ впервые ввел термин «ассоциация идей». После него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.
    15.Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии (Д. Гартли, Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Милль).

    В Англии идеи Просвещения развивались под влиянием учений И. Ньютона и Дж. Локка. Идеи, разработанные ими, были положены в основу объяснения психического мира человека английским врачом Дейвидом Гартли (1705-1757), вошедшим в историю в качестве одного из основателей английской ассоциативной психологии.

    Увлекшись физикой, Гартли оставил занятия теологией и стал врачом. На его научное мировоззрение оказали влияние: рефлекторная концепция Р. Декарта, эмпирическое и ассоциативное учение Дж. Локка, а также выдвинутая Г. Лейбницем идея о бессознательных перцепциях. "Моя главная цель, - пишет Гартли в своих "Размышлениях", - объяснить, установить и применить учение о вибрациях и об ассоциации. Первое из этих учений выведено из размышлений о формировании ощущений и движения Ньютона… Второе вытекает из того, что Локк и другие талантливые авторы после него писали о влиянии ассоциаций на наши мнения и чувства".

    Д. Гартли отстаивал положение о материальности и реальности внешнего мира, пытался соединить теологическое видение мира с механистическим.

    Психика понимается им, с одной стороны, как результат воздействия на человека внешнего мира, а с другой стороны, психика выступает у него как продукт работы организма.Д. Гартли рассматривает организм как своеобразную вибраторную машину.

    В основе образования всех психических явлений лежит механизм ассоциаций. Гартли придал ассоциации силу всеобщего закона, применимого ко всем формам психической деятельности. В своем труде "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" Гартли доказывал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов посредством их ассоциаций. Он указывал, что вибрации, возникающие в теле, обладают способностью сохраняться. Частое повторение ощущений оставляет "определенные следы, типы или образы, которые можно назвать простыми идеями ощущений". Эти простые идеи "путем ассоциаций превращаются в сложные".

    С точки зрения ассоциативного механизма он рассматривает происхождение и таких высших психических явлений, как понятия, воля, воображение.

    Гартли выделяет мотивационные силы, регулирующие организацию поведения: чувства удовольствия и боли (страдания). По законам ассоциации они соединяются с различными объектами. Соответственно задачу воспитания он видит в создании и закреплении у людей таких связей, которые отвращают их от безнравственных дел и доставляют удовольствие от совершения нравственных, социально ценных поступков.

    Установка на опытное и строго причинное объяснение возникновения и функционирования психического механизма, а также направленность учения Гартли на решение социально-нравственных задач обеспечили его заслуженно широкую популярность. Его идеи оказали влияние на различные отрасли знания: этику, эстетику, логику, педагогику. В работах Гартли получило дальнейшее развитие рефлекторное учение Декарта

    С иных, субъективно-идеалистических позиций рассматривали принцип ассоциации два других английских мыслителя XVIII в. Джордж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776), считавшие первичным не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.

    Дж. Беркли - наиболее значительный английский ученый первой половины XVIII в., посвятивший всю свою творческую деятельность всецело защите религии и идеалистической философии от материализма, атеизма и свободомыслия. Его теория познания опирается на идеи номинализма и феноменализма.

    Исходный постулат Беркли - отрицание реального, независимого от разума, бытия мира. Согласно его учению, "существовать (esse) значит быть воспринимаемым (percipe)" и "все имеет существование только в Сознании". Беркли аргументирует это утверждение, например, тем, что невозможно воспринимать какой-либо запах, если прежде его никто не ощущал (и не знает). Отсюда делается вывод, что "если существование (esse) стоит раньше восприятия, то мы никогда не сможем узнать, что это такое".

    Беркли отрицает существование материи и утверждает, что реально существуют только души людей и Бог.

    Беркли является сторонником опытного познания, сенсуалистом, признавая в качестве источника знания непосредственно испытываемые субъектом ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, осязательные и другие. Согласно Беркли, физический мир - комплекс ощущений человека.

    Беркли утверждает, что мы не видим "вещей"; а то, что есть на самом деле - это "идеи", внутри которых мы видим "вещи". Существуют только умы, в которых находятся идеи, а последние сводятся к ощущениям. Идеи являются ощущениями, а предметы - комплексами или устойчивыми комбинациями ощущений. Вся реальность замыкается в сфере сознания человека и, постигаемая посредством ощущений, она отождествляется с самими этими ощущениями.

    В свою очередь, Юм, с одной стороны, абсолютизировал идею эмпиризма, доведя ее до логического предела и отвергнув силу человеческого разума. Он утверждал, что природа сильнее разума. С другой стороны, он считал, что человек не может познать мир, находящийся вне его сознания. Таким образом, Юм является родоначальником агностицизма, учения о непознаваемости мира.

    В работе "Трактат о человеческой природе" (1739-1740) Юм говорит о необходимости применить экспериментальный метод к изучению человеческой природы.

    Содержание человеческого разума, по Юму, включает в себя перцепции, "восприятия", которые разделяются на 2 класса: "впечатления" и "идеи". В основу их различения положены 2 критерия: 1) сила и яркость и 2) порядок и временная последовательность их появления.

    Первичным элементом психического опыта является впечатление, а идея вторична и зависит от него.Юм выделяет простые впечатления и сложные, являющиеся различными комбинациями первых. В основе комбинирования простых представлений лежат принципы ассоциации.

    Учение Юма представляло собой эмпиризм, доведенный до логической крайности и породивший ряд противоречивых тенденций (иррационализм, скептицизм), которые стали предметом осмысления и разрешения в трудах И. Канта.
    16.Значение эволюционных идей Ч. Дарвина для психологии. Анализ фрагмента «Выражение эмоций у человека и животных».

    Чарльз Дарвин (1809-1882) не сразу нашел свое призвание в жизни. Он последовательно разочаровывался то в медицинском, а затем в теологическом образовании, пока его наставник из Кембриджского университета не определилиего в качестве натуралиста на корабль «Бигль», совершавший кругосветное плавание вдоль побережья Южной Америки, через Таити и Новую Зеландию с 1831 по 1836 гг. Материалы, собранные в этом плавании, явились фактологической основой для эволюционной теории, изложенной в книге «Происхождение видов путеместественного отбора» (1858 г.). До Дарвина эволюционные идеи высказывал Аристотель, Ламетри, Ламарк.

    Мысль о борьбе за выживание Дарвин позаимствовал у Томаса Мальтуса («Опыт о законе народонаселения»), который доказывал, что производство продовольственной продукции растет в арифметической прогрессии, в то время как народонаселение увеличивается в геометрической. Дефицит питание, по мнению Мальтуса, может привести к выживанию наиболее сильных и жестоких. Дарвин распространил этот принцип на мир живой природы и сформулировал концепцию естественного отбора. Так как основной формой закона наследственности является изменчивость вида, то потомки будут более приспособленными к среде обитания, чем их родители.

    Теория Дарвина входила в разрез не только с религиозной концепцией сотворения мира, но и с механистической концепцией мира И. Ньютона, которая также предполагала неизменность мира. Возможно, в этом заключалась одна из причин того, что Дарвин не публиковал свой труд в течение 16 лет после написания.

    1871 г. – «Происхождение человека и половой отбор», где дано доказательство происхождения человека от животных предшественников.

    1872 г. – «Выражение эмоций у человека и животных», где Дарвин анализирует эволюционный смысл выразительных мимических движений при переживании эмоций. Дарвин сделал вывод, что у животных эмоции имеют сигнальное значение, а у человека являются атавизмами.

    Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и т. п.). Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное». Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой им сравнительной психологии. Животные изображались по образцу человека, делались выводы о том, что в каких-то отношениях животные выше людей (имелись в виду взаимопомощь, взаимовыручка и другие факты поведения так называемых «общественных» животных).

    Наиболее важным следствием теории эволюции является появление ключевого понятия – развитие, которое разрабатывалось в трех направлениях:

    - в зоопсихологии применительно к филогенезу (На какой стадии развития живого возникают свойства психического? В чем заключается сходство и различие поведения животных и человека?)

    В конце XIX в. исследования по психологии животных развернулись особенно широко в Америке. Собственно экспериментальные исследования были начаты Э. Торндайком. В книге «Ум животных» (1898) он доказывал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия без всякого понимания того, что они делают. По оценке И. П. Павлова, это было первое исследование на пути экспериментального объективного изучения поведения животных. Торндайк ввел новую экспериментальную технику, которая вошла в золотой фонд сравнительной психологии (метод проблемного ящика и лабиринта). Был сделан вывод, что животные способны решать задачи только путем случайных проб и ошибок; сформулированы законы научения: закон эффекта (из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию более прочно закрепляется та из реакций, которая сопровождается удовлетворением от награды); закон упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения); закон готовности (упражнения изменяют готовность синапсов к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, проторению новых путей); закон сдвига. Через несколько лет, в 1901г., Э. Торндайк опубликовал монографию «Ум обезьян». Исследования Торндайка показали возможность объективного изучения поведения и этим проложили путь для бихевиоризма. Однако общая механистическая установка Торндайка и его выводы, согласно которым духовная жизнь сводилась к механическим ассоциациям, возбудили споры. Высказывались мнения, что искусственная ситуация лаборатории не может быть адекватным приемом для исследования поведения.

    - в детской психологии применительно к онтогенезу (Какова специфика развития психических свойств и функций в онтогенезе?)

    Ч. Дарвин является автором небольшой статьи «Биографический очерк одного ребенка» (1877), который представляет собой описание наблюдений за поведением сына с рождения до 10 мес. Вслед за этой статьей Дарвина стали появляться исследования в форме наблюдений над развитием ребенка и (В. Прейер, Дж. Селли, Стенли Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и др.)- Первой теорией в этой области явилась теория рекапитуляции,. которую сформулировали Ст. Холл (1844—1924) и Дж. Болдуин (1861—1934).

    - в психологии народов применительно к истории человеческой цивилизации.

    Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина возник вопрос о том, отличается ли и, если отличается, то чем, психика современного человека от психики первобытного (о первобытном состоянии можно судить, изучая современные народы, уровень развития которых соответствует первобытному).

    Возникли две школы. В Англии Э. Тейлор (Первобытная культура, 1870) выдвинул концепцию первобытного анимизма. К этой школе принадлежит также Дж. Фрэзер. Тейлор рассматривает многочисленные факты, в которых убедительно выступает исключительное своеобразие представлений о мире отсталых народов (обрядовые действия, вера в сновидения, мифы о природе, верования и др.). По Тейлору, на всех этапах исторического развития мышление человека всюду одинаково. Дикарь, так же как и современный человек, пытается ответить на вопросы о законах мира, причинах событий, которые он наблюдает, о причинах явлений природы.

    Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма, оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.

    Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека. Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики.
    17.Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца.

    Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Гельмгольц (1821 —1894). В 1850 г. в статье «Измерение скорости нервного возбуждения» он опубликовал результаты экспериментальных исследований, в которых показал, что скорость распространения возбуждения по нерву составляет примерно 120 м/сек.

    В 1849 г. другой великий физиолог, друг Гельмгольца Дюбуа-Реймон, который исследовал электрические явления в мышце и нерве, показал, что нервный процесс — это не движение животных духов, а не что иное, как электрическая волна. Этот вывод приближал к пониманию физиологического процесса возбуждения и вместе с исследованиями Гельмгольца о скорости нервного возбуждения способствовал материалистическому пониманию нервного процесса и психики. В 1851 г. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, прибор, с помощью которого можно было исследовать глазное дно. С этого времени Гельмгольц занимается зрением. Он принимает теорию Юнга о цветовом зрении и развивает ее. Из всех исследований, направленных на изучение зрения, рождается знаменитая работа «Физиологическая оптика» (1856—1866). Здесь представлены физика света, анатомия и физиология органов зрения, а также психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Здесь же Гельмгольц сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений. В 1863 г. выходит еще одна большая работа Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях». Здесь даются физическая характеристика звука, анатомия и физиология органов слуха, резонансная теория слуха, описываются психологические феномены. Так, к 60-м годам XIX в. благодаря работам Вебера и Гельмгольца три органа чувств — осязание, зрение и слух — получили капитальную разработку.

    Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственно данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является: мы как бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент.

    Гельмгольц указывал на условность термина «бессознательное умозаключение»: оно — результат не сознательной деятельности, а какой-то игры нервных процессов.

    Выделяются следующие особенности бессознательных умозаключений.

    1) они действуют принудительно, от них нельзя избавиться с помощью мышления. Они возникают бессознательно и не управляются сознанием.

    2) они формируются в опыте, путем многократного повторения,

    3) механизмом умозаключений являются какие-то сенсомоторные связи между собственно зрительными ощущениями и ощущениями от движений глаза в процессе восприятия.

    Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания восприятия: она указывает на существование механизмов, которые хотя и не выступают в самонаблюдении, но составляют действительное содержание таких явлений, как «я вижу», «я слышу» и др. Объективно все это выявляет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии.

    Гельмгольц оставил интересные психологические заметки по творческому мышлению, вниманию и др. вопросам. Но они имеют более частное значение.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта