История психологии, шпаргалки. История психологии шпоры. 1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками
Скачать 146.17 Kb.
|
9.Основные тенденции в развитии в эпоху Возраждения. Период Возрождения наступает после эпохи средневековья и датируется 14-16 вв. Он характеризуется активизацией культурной и научной жизни. В той или иной степени он затронул большую часть стран средневековой Европы. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании. В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок- - началась эпоха книгопечатания. Первым в печатную форму перевели философские трактаты античных авторов. Расцвет переживали все виды искусства: литература, живопись, скульптура, архитектура. В Европе начинаются активные процессы урбанизации, появляются университеты. Образование приобретает огромное значение. Эпоха Возрождения - период великих открытий в области астрономии (Николай Коперник - идея гелеоцентризма, Джордано Бруно - идея о бесконечном множестве миров во Вселенной, Галилео Галилей), географии, физики и т.д. Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, новые философы вновь обращаются к Аристотелю, его пониманию души. Споры и разногласия исследователей касались вопроса о бессмертии души. Первая группа (аверроисты) разделяли разум и душу и считали разум, высшей частью души. Вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души исчезают вместе с телом.
Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца. Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям. Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Из всех областей естественнонаучные направления следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. В анатомии Андрей Везалий (1514 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак. Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII. в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта. 10.Психологические идеи эпохи Просвещения Просвещение. В XVIII в. в Западной Европе происходило дальнейшее промышленное развитие. Индустриальная революция превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политические и экономические перемены происходили во Франции и в Германии. Расширяется движение, названное Просвещением. Мыслители, представлявшие это движение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество и требовали вернуться к естественной, неиспорченной цивилизацией природе человека. Предполагалось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и прийти к справедливому миру. Ассоцианизм Д.Гартли. Д.Гартли (1705 – 1757) является основателем ассоциативной психологии. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Гартли выделяет в структуре психики две подструктуры, - два круга, - большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является, фактически, рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Внешние воздействия, согласно Гартли, вызывают вибрацию органов чувств, что вызывает в свою очередь вибрацию соответствующих частей головного мозга, которые стимулируют работу определенных мышц, вызывая их движение. Если большой круг регулирует поведение, то малый круг психики, расположенный в белом веществе мозга, является основой душевной жизни, основой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Эти вибрации создают основу представлений, памяти и чувств. Гартли полагал, что в основе психических процессов лежат ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом, Гартли объяснял самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словами, а в основе воли – ассоциация слова и движения. Считая, что психика складывается при жизни человека, Гартли говорил, что возможности воспитания поистине безграничны. Будущее ребенка зависит от того, какой материал для ассоциаций ему поставят окружающие. Гартли был одним из первых философов, который заговорил о необходимости для педагогов использовать знание законов психической жизни в своих обучающих системах. При этом он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, будет более стойким, а отрицательное чувство будет способствовать забыванию рефлекса. Таким образом, возможно формирование социально одобряемых форм поведения, возможно формирование идеально нравственного человека Т.обр., Теория идеального человека возникла еще в XVIII в. и была связана с механистическим пониманием его психической жизни. Солипсизм Дж. Беркли и Д.Юма. По-иному истолковали принцип ассоциации два других английских мыслителя – Джордж Беркли и Дэвид Юм. В качестве первичного они рассматривали не физическую реальность или жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Согласно Беркли, опыт - это непосредственно испытываемые субъектом ощущения. Физика предполагает, что пространство дано объективно, но для человека оно – продукт взаимодействия ощущений. Этот комплекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания, но, считает Беркли, доказать это невозможно. Это положение приводит мыслителя на позицию солипсизма – отрицания любого бытия, кроме собственного сознания. Английский мыслитель Д.Юм занимал иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от человеческого сознания, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. Учение о причинности, по мнению Юма, - не более чем продукт веры в неизбежность определенной последовательности событий. На самом деле это ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект – всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. Мнение Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представлений о душе как об особой сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены. Согласно Юму, душа есть нечто вроде театральных подмостков, где разыгрываются связанные между собой сцены. Эта позиция английского мыслителя изменила взгляды на природу и функции души его современников и ученых последующих поколений. Ее развивали философы-позитивисты и психологи, анализировавшие элементы субъективного опыта как особые, ни из чего не выводимые психические реалии. 11.Р. Декарт и развитие психологии в рамках учения о сознании. Рене Декарт (1596-1650) - французский философ и математик, один из наиболее ярких представителей рационализма. Родился в знатной семье, получил хорошее образование, изучал как гуманитарные науки (латынь, риторика), так и математические (математика, физика, логика, метафизика), а также медицину и право. Умер простудившись во время уроков философии, которые давал шведской королеве Христине. Декарт первым осуществил важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями, сосуществование которых основано на принципе психофизического взаимодействия (тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться). Такая позиция получила название -дуализм. Рассмотрим понятия тела и души в теории Декарта. Тело - объект, которым можно манипулировать {сравнить современные манипуляции с телом, пластика, протезирование и т.д.). Способностью тела является движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма. Душа по Декарту - это внутренний мир, духовное бытие, доступное для самонаблюдения, мир сознания и самосознания. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание. Методом познания является систематическое сомнение: следует сомневаться во всем, независимо от того, представляется ли оно естественным или сверхъестественным. Этот метод стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину. 12. Проблемы психики человека в концепциях Г.В. Лейбница и Б. Спинозы. Бенедикт Спиноза (1632-1677) - известный философ Нового времени. Он формулирует представления о существовании единой субстанции, которая происходит сама из себя и творит сама себя, является вечной, существует объективно и не зависит от творца. Спиноза полагал, что психическое (сенсорика, воображение, память, мышление, воля, аффекты) присуще предметам окружающего мира, т.е. природа одушевленная. Эта позиция получила название гилозоизма или пантеизма. Существует четыре способа познания: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины. На основе этих четырех способов познания Спиноза выводит три типа познания: 1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. Эти познания являются смутными и искаженными, а также дают лишь абстрактные знания; 2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов; 3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве. 13.Психологические идеи во французской философии 17-19 вв. (Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, Э. Кондильяк, П. Гольбах) Самыми радикальными критиками любых учений, отрицающих роль опыта и разума, выступили французские мыслители. Они объединились вокруг 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780), представлявшей собой важнейшее явление культуры, политики и социальной жизни, мощнейшее средство обновления общественной мысли, освещения и пропаганды новейших достижений человеческого знания. К числу энциклопедистов относились выдающиеся французские мыслители: Ж.Б.Л. Д. Аламбер, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж.Ж. П. Гольбах и др. Энциклопедисты противопоставляли "естественное право" традиционному и Божественному, опытный анализ природы и человека - вере. Большое внимание уделялось вопросам образования и воспитания. Критике подвергались религия и любая изжившая себя научная традиция. Научная концепция энциклопедистов была направлена против системы врожденных идей. Утверждалось опытное происхождение знаний, подчеркивалась роль ощущений как их основного источника. В "Энциклопедии" с материалистических позиций излагались и вопросы психологии. Ж.Б. Л. Д. Аламбер (1717-1783) являлся последователем Дж. Локка, сенсуалистом, считал, что "все прямые знания мы получаем от органов чувств" и "своими идеями мы обязаны ощущениям", хотя подчеркивал также роль разума в обработке и осмыслении фактов, в доказательстве научных положений. Он призывал опираться в познании на разум, контролируемый опытом. Дени Дидро (1713-1784) - материалист, атеист, критик религии, один из лидеров французских ученых, руководитель проекта создания "Энциклопедии". Он признает материю и вплотную подходит к идее об ее самодвижении. Дидро высказывает мысль о том, что ощущение является всеобщим свойством материального мира, что по всей материи рассеяны живые молекулы - носители чувственности, образующие в процессе развития все более сложные образования. Дидро выступает против преувеличения роли воспитания и недооценки биологических детерминант психики. Дидро разграничивает условия развития отдельной личности и общества. Говоря о психических качествах человека, он подчеркивает их телесную обусловленность; умственное же состояние народа определяется им как зависимое не от биологических, а от социальных факторов. Он верит в разум человека, здравый смысл, но не является сторонником идеи его всемогущества, доказывает необходимость сомнения и скептицизма как способов доказательства истинности идей. Крайним и наиболее последовательным сенсуалистом был Этьен Бонно де Кондильяк (1714-1780). Его взгляды наиболее полно отражены в работах "Опыт о происхождении человеческих знаний" (1746) и "Трактат о системах" (1749). Он отвергает научные системы, в которых "мысли вертятся вокруг слов, лишенных определенного смысла". Надежны только те теории, которые опираются на точно установленные и проверенные факты. С этой точки зрения он критикует учения Декарта, Спинозы, Лейбница, основывающиеся на абстрактных, не связанных с чувственным опытом положениях. Кондильяк утверждает, что источник знаний - опыт, а ощущения являются единственным началом, определяющим все познание и развитие способностей души. Познание трактуется им как видоизмененное ощущение. Важной движущей силой развития психического мира человека являются чувства удовольствия или боли. Ученый доказывает, что "ощущение содержит в себе все способности души", что интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы - это видоизмененные ощущения. Кондильяк выделяет осязание из других ощущений, придает ему особое значение. Он считает, что благодаря осязанию возникает чувство взаимодействия частей тела, осуществляется соприкосновение с внешним миром, познание его как причины всех ощущений. Тем самым подчеркивается объективность познания. Кондильяк считает, что душа существует отдельно от тела; тело не имеет никакого отношения к психическим явлениям. Признается бессмертие души и существование Бога. Французский философ и врач Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) в работе "Естественная история души" ("Трактат о душе") (1745) пишет, что предметом изучения философии должна стать природа, Ламетри - сторонник опытного познания. Используя данные сравнительной анатомии, он приходит к выводу о постепенном совершенствовании органических (одушевленных) существ, доказывает, что телесное сходство между людьми и животными свидетельствует об их близости и в отношении психической деятельности. У человека и животного, по его мнению, существуют только количественные различия: человек обладает большей степенью чувственности. Ламетри утверждает, что наделять организм человека душой столь же абсурдно, как искать ее в действиях машины. Душа, по Ламетри, - это "всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего начала". Им доказывается телесная обусловленность психических способностей, которые рассматриваются как продукт машиноподобных действий тела. Особую роль Ламетри отводит потребностям организма как фактору, определяющему развитие психики. Он утверждал, что чем разнообразнее и сложнее потребности организма и чем больше усилий требуется для их удовлетворения, тем выше уровень психического развития. Клод Адриан Гельвеций являлся представителем материалистического сенсуализма. Основные труды Гельвеция: "Счастье" (1772); "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1772); "Об уме" (1758). Последняя книга вызвала волну ярости и протеста реакционных кругов, была запрещена властями и сожжена. Одна из задач Гельвеция - раскрытие природы и путей формирования идей. Он считает, что единственной основой психической жизни являются ощущения ("физическая восприимчивость"). Именно они вызывают формирование всех идей. Наряду с ощущениями, к числу базовых психических явлений относится интерес, который выступает основанием нравственных представлений и социальных качеств человека. "интерес направляет все наши суждения"; "этот самый интерес является единственным раздатчиком уважения или презрения по поводу наших идей". Личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес - "суждения целых наций". Следовательно, для оценки значения идей и их отбора Гельвеций использует прагматический критерий: меру их полезности, вредности или нейтральности для общества. Соответственно все идеи, согласно данному критерию, разделяются на 3 класса: 1) "добродетельные", или "полезные", которые учат людей чему-либо или развлекают их; 2) "порочные", или "вредные", оказывающие на людей негативное воздействие; 3) "допустимые", или "безразличные", к которым относятся малоприятные или привычные идеи, не оказывающие серьезного влияния. Физический мир подчиняется законам движения, мир морали - принципам интереса и самолюбия. Гельвеций считает, что общественный прогресс обеспечивается разумным сочетанием частных интересов с общественными. Гельвеций доказывал решающую роль культуры, общественного воспитания и моральных законов в развитии человека и общества. Сила воспитания, согласно его взглядам, безгранична и обеспечивает формирование любых требуемых свойств человека. Интеллектуальные и нравственные качества выводились им всецело из обстоятельств жизни человека. Такая категоричность приводила к односторонней трактовке личности, нивелированию реальной сложности тех факторов, которые определяют ее способности и характер. Поль Анри Дитрих, барон Гольбах был активным борцом против религии и суеверий. Его труд "Система природы" (1770) оценивался его современниками как "библия атеистического мировоззрения". В нем обосновываются и защищаются материалистическое понимание действительности, идеи Просвещения, решительной критике подвергаются религия и политические устои общества. Человек рассматривается им как "творение природы", развивающееся в соответствии с ее законами. Гольбах выступает против дуализма, отвергает существование души, отделенной от тела. В познании реальности человек, по Гольбаху, должен руководствоваться опытными данными. Гольбах - сторонник детерминистического взгляда на поведение человека, которое объясняется им как обусловленное темпераментом, приобретенными в процессе воспитания и жизненного опыта идеями и моральными понятиями. Ставя вопрос, является ли человек свободным, он дает отрицательный ответ, ибо любой шаг человека "необходимым образом управляется реальными или кажущимися преимуществами (или пользой, выгодой), которые он приписывает предметам, возбуждающим его страсти". Выдающимся просветителем, крупным теоретиком педагогики был Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он выдвигает понятие "естественного человека", наделенного различными моральными совершенствами. Человек, в его учении, от природы добр, обладает нравственным здоровьем и чувством справедливости. Отсутствие равновесия с природой, вызванное социальными условиями, сделало его злым и несправедливым. Отрыв от природных потребностей и наклонностей формирует у человека лицемерие, ложь, чувство отчуждения. Культура, по Руссо, исказила и обезобразила природу человека. Критический взгляд приводит его к отрицанию роли науки, знания, к утверждению, что они приносят человеку вред, являются источником высокомерия, социальных бед. Руссо считает, что не всякое незнание - зло; то незнание и невежество, которое заключается "в ограничении собственной любознательности до пределов полученных от природы способностей", оценивается им как "приятное и нужное невежество, сокровище чистой и довольной собой души". Под естественным человеком в его концепции имеется в виду не конкретный исторический тип человека, а теоретическая модель - идеальный образ. Она является точкой отсчета для понимания и описания испорченной природы современного человека. Таким образом, "естественное состояние" человека, его "природа" идеализируется Руссо, выступает у него как олицетворение доброты и благополучия, критерий высшей ценности, источник последующего развития. Сравнивая "естественного" и современного человека, он призывал людей задуматься о себе, о путях своего нравственного возрождения: "Безрассудные, беспрестанно жалующиеся на природу, знайте, что все ваши беды приходят к вам от вас же самих". Спасение человечества - в возвращении к природе, "ренатурализации" человека, создании социальных условий, которые искореняют зло и культивируют добро. Человек в концепции Руссо выступает в своей целостности; он не только разумное существо, но и носитель страстей и чувств. Более того, чувство генетически предшествовало разуму. Сам разум не только не отрицается Руссо, но и рассматривается как оптимальный инструмент познания. Заслуга французских материалистов эпохи Просвещения состояла в развитии идей целостности человека, связи его телесно-духовного бытия с окружающей средой - природной и социальной, психических явлений и нервно-мозгового субстрата, в утверждении сенсуалистических взглядов на чувственный опыт как единственный источник и гарант рационального знания о внешнем мире. Они возвышали человека, его ценность, обосновывали его огромные познавательные возможности. Человек рассматривался как венец природы, как свободная самодеятельная личность. |