Главная страница
Навигация по странице:

  • 44.Генетическая психология Ж. Пиаже

  • 45.Теория развития нравственности (Л. Кольберг). Теория перцептивных гипотез (Д.С. Брунер)

  • Уровень 1. Доконвенциональный

  • Уровень 2. Конвенциональный

  • Уровень 3. Постконвенциональный

  • 46.Основные идеи гуманистической концепции А.Маслоу

  • 47.Психотерапевтическая концепция К. Роджерса

  • 48.Логотерапия В. Франкла

  • История психологии, шпаргалки. История психологии шпоры. 1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками


    Скачать 146.17 Kb.
    Название1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками
    АнкорИстория психологии, шпаргалки
    Дата15.03.2023
    Размер146.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория психологии шпоры.docx
    ТипЗакон
    #992536
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    43.Психотерапия Ф Перлза в рамках гештальтпсихологии

    В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения.

    Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

    Важнейшим принципом гештальт-терапии является то, что ответственность за изменения лежит на клиенте, а терапевт лишь помогает ему расширить зону осознавания. Здесь и теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания. Принцип, связанный с процессом формирования фигуры и фона является динамическим, так как для нормального, полноценного функционирования организма необходима постоянная смена потребностей. Если гештальт не завершен и потребность не удовлетворена, то возникает опасность, что фигура станет ригидной, и в различных неадекватных ситуациях человек будет пытаться удовлетворить одну и ту же потребность. Следующим важнейшим принципом гештальт-терапии служит идея холизма, идея единства психической и телесной жизни человека, как проявления одной и той же реальности - человеческого бытия. В психике нет ничего такого, что не имело бы отражения в теле человека. Поэтому работа с телом является одной из важных составляющих гештальт-терапии.

    Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознавания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых. В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.
    44.Генетическая психология Ж. Пиаже.

    Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

    Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.

    Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребе нок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

    При исследовании интеллекта Пиаже использовал так называемый метод срезов: он предъявлял детям различного возраста одну и ту же задачу и сравнивал результаты ее решения. Такой метод позволял уловить определенные сдвиги в интеллектуальной деятельности ребенка, увидеть в предыдущем этапе зарождение предпосылок и некоторых элементов последующего этапа. Однако этот метод не мог обеспечить раскрытие психологического формирования у ребенка нового интеллектуального приема, понятия, знания.
    45.Теория развития нравственности (Л. Кольберг). Теория перцептивных гипотез (Д.С. Брунер)

    Теория морального развития Л. Ко́льберга (также Теория нравственного развития или Стадии нравственного развития) представляет собой адаптацию психологической теории, первоначально разрабатываемой швейцарским психологом Жаном Пиаже. Согласно этой теории, у моральных рассуждений, составляющих основу этического поведения, есть шесть идентифицируемых стадий развития, на каждой из которых ответы на моральные дилеммы более адекватны, чем на предыдущей. Кольберг отследил нравственное развитие далеко за границами тех возрастов, что ранее были изучены Ж. Пиаже, который также утверждал, что логика и мораль развиваются на основе конструктивных этапов. Развивая работы Пиаже, Кольберг определил, что в процессе нравственного развития главную роль играет понятие справедливости, и что это развитие происходит на протяжении всей жизни человека.[4] Использование данного понятия породило диалог о философских последствиях таких исследований.

    Шесть этапов нравственного развития подразделяются на три уровня: доконвенциона́льный, конвенциона́льный и постконвенциона́льный.

    Шесть стадий Л. Кольберга можно сгруппировать в три уровня по две стадии в каждом: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный

    Л. Кольберг выделил 6 стадий нравственного развития, развёртывающихся в строгой последовательности аналогично когнитивным стадиям Пиаже. Переход от одной нравственной стадии к другой — результат развития как когнитивных навыков, так и способности к эмпатии. Кольберг не связывает свои стадии с рамками определённого возраста. В то время как большинство людей в своем нравственном развитии достигает, по крайней мере, третьей стадии, другие остаются нравственно незрелыми на протяжении всей жизни. Этапы не могут быть пропущены, каждый неизбежно ведёт к новому, более комплексному и дифференцированному, чем его предшественники, при этом объединяясь с ними.

    Уровень 1. Доконвенциональный.

    1. Ориентация на наказание и послушание (Как я могу избежать наказания?)

    2. Наивная гедонистическая ориентация (Какая здесь польза для меня?)

    Уровень 2. Конвенциональный.

    3. Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (социальные нормы, модель «хорошего ребёнка»)

    4. Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам)

    Уровень 3. Постконвенциональный

    5. Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт)

    6. Универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как регулятор)

    Понимание, полученное на каждой стадии, сохраняется на более поздних этапах, однако может рассматриваться как упрощённое, с недостаточным вниманием к деталям.

    Д.С. Брунер(род.1915) в своих исследованиях впервые начал изучение влияния потребностей и ценностных ориентаций на процесс восприятия. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно.

    В состоянии фрустрации даже нейтральные слова воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие. Д.С. Брунер ввел термин «социальная перцепция», подчеркивал зависимость восприятия от социального опыта детей.

    Анализируя структуру восприятия, Д.С. Брунер выделил в нем три компонента:

    1.представления об окружающем мире в форме действий;

    2.представления об окружающем мире в форме образов; 3. представления об окружающем мире в форме слов (языковая форма).

    Теория перцептивных гипотез: все познавательные процессы представляют процессы категоризации, т. е. предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоения детьми правил объединения (категорий). В процессе объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие качества являются основой для объединения данных предметов и все ли предметы имеют эти качества. Овладение понятийным мышлением происходит как обучение тому, какие свойства среды наиболее значимы для группировки объектов в определенном классе.

    На основе проведенных кросскультурных исследований Д.С. Брунер дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», то есть способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач.

    Д.С. Брунер разработал методику формирования искусственных понятий. В целом работы Ж. Пиаже и Д.С. Брунера во многом способствовали появлению нового направления в 60-е гг. XX в. – когнитивной психологии.
    46.Основные идеи гуманистической концепции А.Маслоу

    Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную теорию, названную им

    гуманистической психологией, в середине прошлого века. Постулировал идею антидоктринерства: абсолютизация любой, даже самой удачной теории недопустима, и все теории должны взаимодополнять друг друга. Принцип изучения здоровой личности применялся в исследовании личностных качеств лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека. На основе полученных результатов была создана теория потребностей, которая

    включает в себя следующие положения.

    1. Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.

    2. Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно без удовлетворения низшей потребности, эта потребность не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально, что для каждого человека индивидуально.

    3. В этой иерархии существуют следующие потребности:

    - физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

    - потребности в безопасности (стабильность, порядок);

    - потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);

    - потребность в уважении (самоуважение, признание);

    - потребность в самоактуализации (развитие способностей).

    4. Самоактуализация означает умение понять себя,свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.

    5. Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего ≪Я≫ и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

    Феноменологическая психология К. Роджерса Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, является одним из основателей концепции гуманистической психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней психотерапевтический метод ≪клиентцентрированной терапии≫ очень популярны и влиятельны в научных кругах.

    Основные идеи феноменологической концепции Роджерса. 1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие ≪феноменальное поле≫. 2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию. 3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только в ситуации жизни в настоящем- главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невротизации. 4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации. 5. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования. Созданная Роджерсом концепция личности имеет огромную популярность, а разработанный им метод психотерапии, ориентированный на клиента, активно используется как в психологическом консультировании, так и в психотерапии. Также на его основе был создан метод групповой психотерапии и коррекции, основанный на посещении так называемых ≪групп встреч≫. В настоящее время этот метод групповой работы является одним из ведущих, причем не только в психологии, но и в медицине и педагогике.
    47.Психотерапевтическая концепция К. Роджерса

    В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий, позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге - к невротизации личности.

    Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

    Говоря о структуре «Я», Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его «Я». У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой скорее самоощущение, а не самооценку. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду, - интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более позднем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, оно выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты деятельности приносят человеку удовлетворение, повышают его статус в глазах других, такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, создают полную конгруэнтность.
    48.Логотерапия В. Франкла

    Логотерапия (с греч. logos – слово, речь и thererapeia – забота, уход, лечение) – одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапию трудно назвать теорией в строгом смысле слова. Она близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается на психоанализе. Логотерапия – это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни.

    Создатель логотерапии – В. Франкл, основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). После краткого увлечения психоанализом В. Франкл работал над созданием своей концепции, окончательное оформление которой произошло в экстремальных условиях фашистского концентрационного лагеря, узником которого В. Франкл был в 1942 – 1945 гг. Его теоретические и психотерапевтические взгляды прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников. Самая известная книга В. Франкла – «Человек в поисках смысла» - неоднократно переиздавалась во всем мире.

    Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли.

    В этом аспекте заложено несогласие – с бихевиоризмом, по сути, отвергающим представление о свободе воли; – с психоанализом, выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, тем самым проявляет психическое неблагополучие.

    Стремление к осознанию смысла жизни В. Франкл считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни, и смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей, но обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека и его продуктивными достижениями.

    Франкл, отстранившись от глубинных психоаналитических ориентаций, стремился к постижению вершинных психических переживаний и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы (характеризуются утратой смысла жизни) и, ставя целью, раскрытие стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал терапию на преодоление «экзистенциального вакуума» – чувства пустоты и бессмысленности, а также на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» – страдания, вины и смерти.

    Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний в связи с отсутствием бессмысленности и никчемности жизни.

    Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности – именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.

    В центре концепции В. Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, позволяющих сделать осмысленной человеческую жизнь: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь), и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить. Так как смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими, то из этого следует, согласно логике В. Франкла, что нет таких ситуаций и обстоятельств, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации В. Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, помогающая человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. Важно: смысл должен быть не только найден, но и реализован, т.к. его реализация связана с реализацией человеком самого себя. Деятельность человека в реализации смысла должна быть абсолютно свободной.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта