Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект

  • 2. Анализ развития логоритмики зарубежными и отечественными исследователями.

  • «метод ритмической гимнастики»

  • Система ритмического и музыкально- ритмического воспитания строилась с учетом следующих положений

  • 3. Принципы логоритмики. 1. Общедидактические принципы.

  • 2. Специфические принципы.

  • 6. Закономерности психомоторного развития в норме и детей с нарушениями речи. Психомоторное развитие

  • Нормы развития ребенка в четыре года

  • 7. Ритмическое и логоритмическое воздействия на развитие моторики и речи детей с нарушениями речи.

  • Главная задача в логопедической ритмике

  • Структура логоритмического занятия

  • Основной принцип построения логоритмических занятий

  • На занятиях активно используются следующие формы и методы обучения

  • Логоритмика. 1. Логоритмика объект, предмет, цель, задачи, основные понятия логопедической ритмики


    Скачать 0.64 Mb.
    Название1. Логоритмика объект, предмет, цель, задачи, основные понятия логопедической ритмики
    АнкорЛогоритмика
    Дата29.01.2022
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛогоритмика .pdf
    ТипДокументы
    #345516
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Логоритмика: объект, предмет, цель, задачи,
    основные понятия логопедической ритмики.
    Логоритмика включает в себя взаимосвязь 3 компонентов: слово, движения, музыка.
    Волкова Галина Анатольевна – основала применение методики по отношению детям с нарушениями …
    Логоритмикаметодика коррекционной работы, направленное на совершенствование речевых и двигательных навыков, включающая в себя синтез 3 компонентов (слово, движения, музыка).
    Объект – человек с речевыми нарушениями.
    Предмет
    – психомоторное развитие детей с нарушениями речи.
    Цель – преодоление речевого нарушения в сочетании с музыкой и движениями, адаптированной к условиям внешней и внутренней среды.
    Задачи:
    Оздоровительные:
    1. Укрепляют костно-мышечный аппарат
    2. Развивают моторные функции, дыхание
    3. Воспитывает осанку, походку
    Образовательные:

    1. Формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений
    2. Форм-е ловкости, координации движений
    Воспитательные:
    1. Воспитание чувства ритма
    2. Воспитание способности выражать с помощью движений настроение музыки
    3. Проявлять художественно-творческие способности
    Основные двигательные навыки:
    - ходьба
    - бег
    - прыжки
    - лазанье
    - бросание предметов
    Основные понятия:
    Двигательное умение – владение в той или иной степени техникой действия, которые требуют повышенной концентрации внимания на составных частях движений и способствующих решению двигательных задач.
    Двигательные навыки – высокая степень владения техникой действия, при котором управление движения
    происходит автоматизировано и отличается высокой подвижностью.
    Психомоторика – целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование окружающей деятельности с помощью действий в которую включается II сигнальная система, совершенствующаяся в процессе развития ребенка.
    2. Анализ развития логоритмики зарубежными и
    отечественными исследователями.
    В начале XX в. во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метод ритмической
    гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950).
    Н. Г. Александрова подчеркнула важность ритмического воспитания в школе, которое должно вестись на основе тесного соединения ритма и музыки (на основе метода Э.
    Жак- Далькроза). По инициативе Н. Г. Александровой в
    Москве при
    Государственной Академии художественных наук (ГА
    ХН) была организована Московская Ассоциация ритмистов, которая разработала программу занятий по ритмике для музыкальных учебных заведений (школ, техникумов, консерваторий), сформулировала
    методические указания к программе и систематизировала методический и нотный материал.
    Система
    ритмического
    и
    музыкально-
    ритмического воспитания строилась с учетом
    следующих положений:
    1. Учет особенностей возраста и пола. Поэтому
    Московская школа ритмистов выделила дошкольную и школьную ритмику в особые секции.
    2. Учет профессиональных особенностей. Например, занятия по ритмике проходят различно в художественных, хорео графических, музыкальных школах, театральных училищах. Также адаптировать ритмику следует и к профессиям, лежащим вне искусства. Например, установлено, что будущему летчику необходимы четкая координация движений, способность не упускать из внимания три и более объектов; соответственно определяются и задачи ритмики.
    3. Опора на моторную и интеллектуальную одаренность учеников. Н. Г. Александрова подчеркивала, что на этом основании занятия ритмикой с дефективными детьми должны строиться совершенно иначе, чем занятия с нормальными детьми.
    4. Воспитание чувства коллективизма. Каждый участник действия как бы тонет в общей массе, но вместе
    с тем осознает всю ответственность возложенной на него задачи, так как небрежность одного мешает делу всех.
    5. Ритмика позволяет человеку проявиться в движениях, не заученных, не зафиксированных, а всегда новых, неожиданных.
    3. Принципы логоритмики.
    1. Общедидактические принципы.
    -
    Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала
    ЛР, соотнесение теоретического положения с практикой, определяет распределение материала.
    - Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого (в отношении заикающихся детей, начиная со школьного возраста) к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями. В школьном и взрослом возрасте, помимо этого, используются прямые инструкции по развитию
    активности при выполнении движения (команды, элементы соревнования, поощрение и т.п.).
    - Принцип наглядности в логопедической ритмике осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения.
    Это непосредственная наглядность.
    Опосредствованная наглядность вступает тогда, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей музыкальных произведений в работе со взрослыми заикающимися, больными афазией).
    Большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения
    -
    Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Он обусловлен разным развитием физиологии и биомеханики взрослых и детей, разным методическим подходом к построению логоритмического занятия, разными средствами, формами воздействия и т.д.
    Оптимальная мера доступности определяется
    возрастными и двигательными возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий.
    2. Специфические принципы. Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством.
    - Принцип всестороннего воздействия влияет на организм в целом. Ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.
    -
    Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства.
    - Принцип учета симптоматики определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с за -иканием, с ал алией, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии,
    частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
    -
    Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с медико-психолого- педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и т.д.). Например, на логоритмических занятиях с заикающимися следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и логопедических занятиях, или у детей с дизартрией после лекарственной терапии или физиотерапии использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса и т.д.
    6. Закономерности психомоторного развития в норме
    и детей с нарушениями речи.
    Психомоторное развитие - включает в себя большой комплекс самых разных показателей.
    Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются.
    Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая
    моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей.
    Нормы развития ребенка в четыре года
    Движения: ребенок может подпрыгнуть на двух ногах из положения стоя и в движении. Спускаясь по лестнице, малыш в состоянии шагать через ступеньку. Бросает и ловит брошенный ему мячик. Самостоятельно одевается и обувается, в том числе может расстегнуть пуговицы и завязать шнурки. Чистит зубы, используя зубную щетку.
    Таким образом психомоторное развитие детей дошкольного возраста выходит на новый уровень.
    Мышление, память, речь. Доступна классификация предметов по общим признакам (овощи, посуда, животные, одежда), в разговоре используются глаголы в прошедшем времени, наречия. Ребенок понимает единственное и множественное число, различает основные цвета, собирает конструкцию из кубиков, разбирает и собирает матрешку, складывает разрезанные на несколько частей картинки. Быстро запоминает стихотворения, слова песен, простую мелодию.
    Начинается период бесконечных вопросов «почему»,
    «как», «зачем» и т.п.
    Социальные контакты: охотно играет со сверстниками, причем с соблюдением установленных правил, без капризов и ссор.

    Возрастные особенности развития ребенка от 2 до 3 лет социально-эмоциональное развитие:
    Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
    ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге.
    Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки.
    Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
    ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.
    Рисует по образцу крест.
    ВОСПРИЯТИЕ,
    ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец.
    Выделяет парную картинку по образцу.
    Нарушение речи: Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.

    При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом.
    7. Ритмическое и логоритмическое воздействия на
    развитие моторики и речи детей с нарушениями речи.
    Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы.
    Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
    Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.
    Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи.
    Принципиально важно начинать проводить занятия как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.
    Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

    Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
    Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
    Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.
    Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
    Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно - эстетические и этические чувства.
    Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим
    удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
    Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.
    Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности.
    Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
    В основе методики таких занятий положен комплексно- тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приёмами.
    Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи,
    поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
    Основной принцип построения логоритмических
    занятий – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
    В каждое занятие нами включаются пальчиковые игры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. Играя с детьми в пальчиковые игры, мы развиваем у детей мелкую моторику, про которую уже много лет известно, какие блага она несёт ребенку: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки к письму.
    Так как игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с
    различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.
    На занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.
    Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи.
    Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
    Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности.

    Логопедическая ритмика применяется учителем- логопедом в ходе фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционного часа.
    На занятиях активно используются следующие
    формы и методы обучения:
    · -речевые и ритмические игры;
    · -активное слушание;
    · -творческие задания, импровизации;
    · -выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;
    · -отработка артикуляционных упражнений;
    · -дыхательная гимнастика;
    · -фонопедические упражнения;
    · -игры на развитие памяти и внимания;
    · -пальчиковые игры;
    · -театральные этюды.
    Развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много
    усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
    Практика логопедической работы показывает, что очень трудно определить условные границы коррекционного влияния на личность ребенка с выраженным отставанием в развитии.
    Еще труднее, хотя бы условно, определить этапы появления активной, самостоятельной речи.
    Специфические приемы логоритмики, помогает каждому ребенку обрести веру в себя, создает обстановку непринужденного общения, помогают почувствовать себя во всех проявлениях, понять необходимость речевых контактов. Очень важным является привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.
    Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики.
    Она способствует преодолению речевых расстройств: от легких до тяжелых.
    Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их
    подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Применяя логоритмику, развиваются у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально- дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта