Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

  • 14. Упражнения на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие мелкоймоторики – одно из средств логопедической ритмики. По мнению Шашкиной Г.Р.

  • 16. Ритмические упражнения. Музыкальный ритм...

  • Ритмические игры и с детьми и со взрослыми строятся по двум принципам

  • В ритмические упражнения обязательно включается речь

  • Первая группа упражнений

  • Вторая группа упражнений

  • Третья группа упражнений

  • 17. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА.

  • Упражнения на восприятие неожиданного акцента.

  • Упражнения на восприятие метрического акцента.

  • 18. Упражнения для развития музыкального темпа. 1. Кукла танцует.

  • Логоритмика. 1. Логоритмика объект, предмет, цель, задачи, основные понятия логопедической ритмики


    Скачать 0.64 Mb.
    Название1. Логоритмика объект, предмет, цель, задачи, основные понятия логопедической ритмики
    АнкорЛогоритмика
    Дата29.01.2022
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛогоритмика .pdf
    ТипДокументы
    #345516
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    Для развития силы голоса можно использовать такой
    прием:
    слоники.
    большая собака (следите, чтобы ребенок говорил громко, но не кричал).
    13. Ходьба. Упражнения, регулирующие мышечный
    тонус.
    Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.
    Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.
    С детьми со средним уровнем состояния моторики обращается внимание на осанку, выразительность и пластичность движений.
    С детьми с низким уровнем состояния моторики формируется ориентация в пространстве и координация.
    Примеры упражнений:
    Упражнение 1. Ходьба по дорожке, обозначенной канатами, в определенном темпе.
    Упражнение 2. Ходьба друг за другом по канату боком приставным шагом.
    Упражнение 3. Ходьба с остановкой на шаге.
    Упражнение 4. Ходьба вперед и отступая назад.

    Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
    Используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.
    Способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями. Понятия большей и меньшей силы мышечного напряжения соотносятся с понятиями
    «громко» и «тихо» в музыке.
    С детьми со средним уровнем состояния моторики обращается внимание самоконтроль за состоянием мышечного тонуса
    С детьми с низким уровнем состояния моторики акцент на качество выполнения движений
    Примеры упражнении:
    Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку.
    Упражнение 2. В процессе ходьбы по кругу дети под громкую музыку идут, выполняя определенные движения руками (чередуя положения рук - на пояс, в стороны, вверх, вниз), под тихую - останавливаются и прячут руки за спину.
    Упражнение 3. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую - идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз).
    1) Пружинки (для старшей группы).

    Исходное положение: руки на поясе. Такты 1—4
    (пиано; на «раз» и на «два» каждого такта дети исполняют небольшое полуприседание, на «и» выпрямляют колени. Между движением вниз и вверх остановок не делают. Движение легкое, пружинистое, плясового характера. Такты 5—8 (форте). Дети легко подпрыгивают на месте на двух ногах (по два прыжка на такт). При приземлении колени слегка сгибаются.
    Упражнение прививает детям навыки правильного исполнения бега, прыжков, подскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения).
    При показе и исполнении упражнения педагог обращает внимание детей на легкий, плясовой характер музыки и движения, увеличение силы движения с усилением звучания музыки.
    2) Легкие и тяжелые руки.
    Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1—2: плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину. Такты 3—
    4, 5—6, 7—8: повторение движений I—2 тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9— 12: сильное качание рук вперед и назад до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки. Такты 13—16: плавный подъем рук и опускание вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

    Этим упражнением воспитывается умение менять мышечный тонус.
    3) Качание рук и мельница.
    Дети стоят, свободно расположившись по всей комнате так, чтобы не задевать друг друга при движении рук. И.п.
    — руки подняты в стороны. Такты 1 —8: дети качают руками перед корпусом, на нечетных тактах скрещивая их перед грудью, на четных — взмахивая в стороны.
    Такты 9—16: «мельница» — на каждый такт дети взмахом описывают руками большие круги: вперед — вверх и назад — вниз.
    Упражнение совершенствует навыки махового движения. Внимание детей направляется на различный ритм первой и второй частей мелодии.
    Дополнительно к задачам 1 варианта: учить детей постепенно увеличивать силу и размах движения с усилением звучания музыки.
    Расположение детей то же. Такты 1—8: дети легко раскачивают руками: на нечетные такты — вперед, на четные — назад. Такты 9— 12: исполняют круговые взмахи вперед — вверх при легком пружинящем сгибании колен. Такты 13—15: с каждым взмахом дети усиливают движение, одновременно пружинящим движением приподнимаясь на носки. После последнего взмаха вперед — вверх (на «раз» 16-ого такта) медленно и плавно опускают руки в стороны и вниз.
    5) Ветерок и ветер.

    Дети свободно располагаются по всей комнате, лица повернуты в одну сторону так, чтобы поднятые в стороны руки не касались соседей.
    1)«Ветерок слабо колышет ветви деревьев (кустов)» — дети переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их впереди вверх. Движения плавные.
    2) То же самое, но с поднятыми вверх руками.
    3) «Поднялся ветер» — дети сильно бросают руки то вправо, то влево.
    4) «Ветер улегся» —дети повторяют движения № 1, постепенно опуская руки вниз.
    Упражнение на снятие напряжения в плечах, локтях, кисти и пальцах:
    «Листочки-пальчики должны слегка шевелится на ветру».
    Веселые ножки.
    Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны и выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют подъем, касаются пола концами пальцев и приставляют ногу к другой ноге; то же левой ногой; тоже обеими ногами вместе.
    14. Упражнения на развитие мелкой моторики.
    Упражнения на развитие мелкоймоторики – одно из
    средств логопедической ритмики.

    По мнению Шашкиной Г.Р. упражнения на развитие
    мелкой моторики, развивая движения пальцев рук,
    их взаимодействие, координацию, способствуют
    развитию артикуляционной моторики. Упражнения
    проводятся на музыкальном материале, позже под
    речевое сопровождение. Чаще всего в качестве таких упражнений выступают различные пальчиковые игры.
    Примеры упражнений (Г.Р. Шашкина):
    Упражнение 1. «Скакалка».
    Я скачу, я верчу новую скакалку.
    (Кисти сжаты в кулачок, большие пальцы выполняют вращательные движения.)
    Захочу, научу Галю и Наталку.
    (Разжимание и сжимание пальцев рук.)
    Вот так, вот так посреди дорожки.
    (Хлопок — кулачки, 4 раза.)
    Раз вперед, раз назад и на правой ножке.
    (Руки в замок, в обратный замок, правый кулачок стучит по левой ладони.)
    Упражнение 2. «Зайчики и белочки».
    Зайчики и белочки вышли погулять,
    (Кисти в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев.)
    На полянке солнечной в салочки играть.
    (Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.)

    Выходи скорей в кружок!
    (3 хлопка, кисти принимают форму шара.)
    Здравствуй, здравствуй, мой дружок!
    (Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки.)
    15. Упражнения на развитие координации движений
    и речи.
    Динамическое упражнение (на координацию речи и движения)
    Хором.
    Раз, два, три — выросли цветы.
    Медленно вставать из положения сидя.
    К солнцу потянулись высоко, высоко!
    Поднять вверх руки, потянуться.
    Цветам тепло и хорошо!
    Обмахивать лицо руками.
    Подвижная игра «Веселый мячик»
    Дети встают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу.
    Ты катись, веселый мячик,
    Быстро-быстро по рукам,
    У кого веселый мячик,
    Тот сейчас станцует нам!
    Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

    «Обувь»
    Подвижная игра «Тапки» [Развитие координации движений, координация речи с движением, закрепление умения договаривать отдельные слова и словосочетания].
    Это тапки для Антошки, (По два раза ритмично топают каждой ногой),
    Чтобы в них не мерзли ножки. (Выполняют четыре ритмичных прыжка на обеих ногах),
    Топ-топ- топотушки, (По два раза ритмично топают каждой ногой)
    Что за тапки? Как игрушки! (Сначала левую ногу ставят на носок, потом — на пятку, затем — правую).
    16. Ритмические упражнения.
    Музыкальный
    ритм... представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц
    (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп).
    Ритмическими единицами являются длительности отдельных звуков и пауз. Наряду с ними в создании ритмического рисунка участвуют и более крупные
    элементы — мотивы, стопы, фактурные ячейки, внутрислоговые распевы в вокальных партиях.
    Ритмические игры и с детьми и со взрослыми
    строятся
    по
    двум
    принципам:
    1) отражающий порядок и беспорядок, т. е. быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному;
    2) «третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры. В основе плясок коллективного характера лежат фигурные построения, которые берут начало от старинных кадрилей и лансье, от деревенской пляски «Метелица». В танце всегда наблюдаются сложные переплетения узоров. Ритмические пляски представляют собой сочетание естественных движений — шагов, бега, прыжков (поскоков), боковых прыжков, поворотов и т. д.— и музыки. Они не требуют специальной танцевальной техники, но отличаются сложностью построения, требуют времени для их полного усвоения.
    В ритмические упражнения обязательно включается
    речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом, т. е. над всей просодией.
    Речевой материал условно можно разделить на три
    группы.
    1.
    Движение со словом и жестом.
    2. Называние действия группой участников или одним
    участником упражнения.
    3.
    Диалоги: а) по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; б) речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами.
    Первая группа упражнений используется в основном с детьми дошкольного и школьного возраста. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Аи боюсь! Аи боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.
    Вторая группа упражнений используется на занятиях с людьми любого возраста в соответствии с их речевыми и двигательными возможностями.
    В начале коррекционного курса действие называет педагог, а участники занятия выполняют его все вместе или по очереди; затем действие называет кто-либо из участников занятия или группа занимающихся, а другая группа это действие выполняет. Эти упражнения важны для воспитания коллективного ритма. Приведем примерную игру для детей трех лет.
    «Мы на луг ходили». (Слова В. Кукловской, пер. с укр. Т.
    Волгиной, музыка А.

    Филиппенко. Автор 3. Березницкая.) Дети стоят в кругу.
    Поодаль — зайчик.
    Мы на луг ходили, хоровод водили.
    Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза).
    Дети, взявшись за руки, ходят вправо по кругу.
    Задремал на кочке зайчик в холодочке
    Вот так, задремал зайчик в холодочке (2 раза).
    Остановившись, дети указывают на зайчика. Положив руки под щеки, показывают, как он спит.
    Разбудить хотели, в дудочки дудели: Ту-ту, ру-ту-ту!
    В дудочки дудели (2 раза).
    74
    Дети имитируют игру на дудочках. Зайчик спит.
    Зайку мы будили, в барабаны били:
    Бум-бум, тра-та-та! В барабаны били (2 раза).
    Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане.
    Зайка, просыпайся, ну-ка, поднимайся.
    Вот так, не ленись, ну-ка, поднимайся (2 раза).
    Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.
    Третья группа упражнений проводится в форме диалога, выражающего взаимоотношения двух лиц (или групп). Некоторые из них заключают обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других
    упражнениях говорят обе стороны: двое участников или групп.
    П р и м е р и г р ы для д е т е й д в у х л е т и старше.
    «Сорока, сорока». (Русская народная песня в обработке
    В. Агафонникова.
    Автор М. Медведева.)
    Играющие становятся в круг и берутся за руки. Девочка- сорока в центре.
    Играется вступление. Дети идут по кругу вправо.
    «Сорока» скачет влево то на одной, то на другой ноге. В конце четвертого такта все останавливаются.
    Дети поют:
    Сорока, сорока, где была? «Сорока» отвечает и показывает движениями, как она мешает кашку.
    — Далеко. Кашку варила, детушек кормила, на порог скакала, гостей созывала. Гости услыхали, быть обещали.
    Дети поют.
    «Сорока» скачет по кругу то на правой, то на левой ноге, дотрагиваясь до плеча нескольких детей (созывает гостей).
    С окончанием музыки «сорока» останавливается, к ней подбегают гости. Под веселую народную мелодию они пляшут. Остальные дети хлопают в ладоши.

    17. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА
    МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА.
    Музыкальный метр представляет собой систему соотношений ак-1 центов и неакцентированных долей различных рангов.
    Эта система определяется количеством метрических уровней и конкретным рисунком различных в метрическом отношении временных долей. Смена метра приводит к перенесению акцента.
    Сначала проводится специальная работа над неожиданным акцентом, затем — над метрическим
    (равномерно повторяющимся) и переходным. После первоначального усвоения этих понятий занятия проводятся так же, как и занятия на развитие внимания.
    Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
    Упражнения на восприятие неожиданного акцента.
    На полу рисуются круги по количеству участвующих.
    Под марш каждый ходит вокруг своего круга. На акцент в музыке впрыгивают в свой круг на двух ногах и ждут следующего сигнала, на который нужно будет выпрыгнуть из круга и опять ходить вокруг своего круга.

    1) Занимающиеся идут по кругу, держа в руке бубен. На неожиданный акцент останавливаются и ударяют в бубен.
    2) Каждой паре дается обруч, за который внешний из пары держится левой рукой, а внутренний — правой, и занимающиеся идут парами по кругу.
    На неожиданный звуковой сигнал внешний, не отнимая руки от обруча, заворачивает вперед и пролезает через обруч, перешагивая сначала левой ногой. После этого движение по кругу опять продолжается. На следующий сигнал то же делает внутренний из пары, но перешагивание начинаете правой ноги.
    3) Занимающиеся стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. У одной шеренги обручи, которые дети (взрослые) тихо качают, держа в правой руке. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладони дети перекатывают обручи в другую шеренгу.
    Вторая шеренга, поймав обручи, тихо качает их до следующего акцента.
    Упражнения на восприятие метрического акцента.
    При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через определенные промежутки времени. Дети (дошкольники и младшие школьники) воспринимают равномерно повторяющийся акцент и
    передают его движениями рук, ног и всем корпусом, еще не определяя его путем счета. Только в конце занятий передача акцента обозначается словом. Практическая работа над акцентом сводится к тому, что занимающиеся усваивают акцент (в любом положении), отмечая его движениями рук или ног. Сначала даются упражнения только для рук, затем — только для ног, а потом — комбинированные движения, например, на акцент — шаг вперед (движения ног), на последующие слабые части звучания — хлопки (движения рук). Первоначальные упражнения проводятся с целой группой, но по существу каждый выполняет задание индивидуально, не нарушая своей ошибкой общего выполнения задания. Затем следуют упражнения, в выполнении которых участвуют все, но ошибка одного нарушает правильное выполнение задания.
    18. Упражнения для развития музыкального темпа.
    1. Кукла танцует.
    Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки и движений куклы.
    Оборудование: кукла игрушка – бибабо.
    Описание:
    Дети сидят на стульчиках перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе, кукла, ведомая взрослым, не спеша танцует, а дети медленно, в такт музыке,
    хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на коленях.
    Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку – дети сопровождают танец хлопками соответствующего темпа.
    Музыкальное сопровождение: по выбору педагога.
    2. Машина.
    Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
    Оборудование: кольца от игры «серсо» по количеству детей.
    Описание:
    Дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули»
    (кольца). Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» - едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.
    В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее.
    Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.
    Музыкальное сопровождение: песня
    «Машина», сл.Н.Найденовой, муз.Т.Попатенко.
    3. Ноги и ножки.
    Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения ног с темпом музыки.

    Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.
    Музыкальное сопровождение: песня
    «Ноги и ножки»,слова народные, музыка В.Агафонников.
    4.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта