Логоритмика. 1. Логоритмика объект, предмет, цель, задачи, основные понятия логопедической ритмики
Скачать 0.64 Mb.
|
Мельница. Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения руки с темпом музыки. Оборудование: показать детям мельницу на картинке или принести игрушку-мельницу. Описание: Перед началом упражнения педагог читает детям стихотворение: Крутит мельница крыло, Мелет мельница зерно. А из молотой муки Испекут нам пироги. Под музыку, исполняемой в замедленном темпе, дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу левую руку, изображая мельничное крыло. С окончанием музыки вращение рук прекращается. В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе, а дети вращают перед собой правую руку. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как вращалось их мельничное крыло: быстро или медленно. Музыкальное сопровождение: «Благодарность ручью» ,муз.Ф.Шуберта 5. Часы. Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки. Описание: Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. С окончанием музыки наклоны прекращаются. В следующий раз педагог проигрывает музыку в быстром темпе, соответственно и дети выполняют наклоны быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как шли их часы: быстро или медленно. Музыкальное сопровождение: песенка «Часы», сл. С.Маршака, муз. Е.Тиличеевой. 6. Дождик. Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки. Описание: Под музыку, исполняемую педагогом, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.. поочередно дети то поднимают, то опускают кисти рук. В начале музыка звучит в замедленном темпе, затем постепенно ускоряется, а перед окончанием вновь начинает замедляться- в соответствии с темпом музыки меняется и темп движения кистей рук детей. Музыкальное сопровождение: «Дождик», муз. И.Кореневской. 7. Самолеты. Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения в колонне в соответствии с изменением темпа музыки. Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок: Самолет летит, В нем мотор гудит – У-у-у… Дети под быструю музыку бегут друг за другом по залу, изображая самолеты, - руки подняты в стороны, как крылья самолетов. С замедлением дети опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются. Музыкальное сопровождение: «Самолет», муз.К.Дискина. 19. Упражнения, активизирующие речевое внимание. Упражнение «Чудо-лесенка» (развитие речевого внимания и голоса) Чудо-лесенкой шагаю, высоту я набираю Шаг на горы, шаг на тучи А подъем все выше-круче. (Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса). Игра «День и ночь». Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. Речевые упражнения с одновременным выполнением действия. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят: Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Или: Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там и сможем отдохнуть Переходят на нормальный шаг: Чу-чу, чу-чу, чу-чу, Бежит паровоз, Далеко, далеко Ребят он повез. Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения. Плыли гусята красные лапки, Озером, озером-все по порядку. Серые плыли, белые плыли, Красными лапками воду мутили. Раздельное выполнение речевых упражнений и действий. Я произношу текст, а дети выполняют различные прыжки: Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там, Что за шум и что за гам! Или, на пример: Дети садятся на корточки, прижимая головы внизу, обхватив руками колени. Затем постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся, сколько возможно вверх, поднимая руки: Сначала буду маленький, К коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большой, До лампы дотянусь. Упражнение «Доскажи словечко» Не гляди ты так сурово! Молочко нам дай,... (корова) Друг – собака человеку. Чтоб спасти, ныряет в … (реку) Не мяукай у окошка, а ищи мышей ты,... (кошка) Лает в клетке забияка. В конуре сидит (собака) Га-га-га - смех для Маруси. Вы как лебеди, но... (гуси) - Хрю-хрю-хрю - жирею я! Нам прохрюкала... (свинья) Опасайтесь вы с ним игр. Агрессивен мощный ... (тигр) Окружил собачий полк. В плен попался серый... (волк) До воды зелён, не мил, полз зубастый... (крокодил) Шею длинную задрав, высоченный шёл... (жираф) Словно люди. В играх рьяны. Мчат по веткам... (обезьяны) Не рычи пред Машей впредь! Встал коричневый... (медведь) Сел, на солнце разомлев, царь зверей могучий... (лев) Он как кит, в морях один И умён, и добр.... (дельфин) В холода на юг стремится. В небесах порхает... (птица) Как колючий шар он всё ж! Полз по лесу серый... (ёж) Мчится рыжая в леса. Это хитрая... (лиса) 20. Упражнения в игре на инструментах. На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети различают направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов — струнных, духовых или ударных, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бубенчика и бубна, металлофона и треугольника и т. д. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «горячо — холодно»). Дошкольникам и школьникам можно предложить музыкальные игры в «концерт», «музыкальное занятие», «оркестр», основанные на опыте детей. В упражнении «концерт» дети исполняют ряд номеров под руководством ведущего, включают в свой концерт и пение, и танцы, и игру на музыкальных инструментах. Играя в «музыкальное занятие», дети распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя, участников занятия, а затем объединяют в своей игре несколько видов деятельности; например, исполнение на цитре, металлофоне; танец; отгадывание песни по мелодии; хоровод и т. д. В упражнении «оркестр» выбирается дирижер и музыканты, определяются музыкальные инструменты для исполнения песни, или пляски, или бального танца. Педагог рассаживает детей так, чтобы справа от него находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно. 21. ПЕНИЕ. Пение — сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки про себя с мышечным напряжением. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное действие на лиц с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после одного слога — другой слог и т.д. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждать поющих, делать богаче их переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения. Приступая к занятиям, педагог выясняет певческий диапазон занимающихся. Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется расстоянием от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. У занимающихся воспитывается певческая установка, т.е. правильная поза в пении. Педагог напоминает, что во время пения можно сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч, положив руки па колени или опустив вдоль туловища. Воспитывая вокальные навыки (взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции), педагог следит, чтобы занимающиеся пели звонко, легко, напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Дикция четкая и ясная. Все это формируется постепенно, в зависимости от успехов логопедического воздействия. Вначале на занятиях берутся песни с короткими предложениями, позднее — с длинными. Песни нужно подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания, осторожно вводить песни быстрые и отрывистого характера. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Песню можно исполнять хором, дуэтом или подгруппами, и с нее лучше начинать занятия. При использовании пения в коррекционных целях следует придерживаться требований, имеющихся в логопедической работе с людьми, страдающими различными нарушениями речи: учитывать поэтапность в нормализации речи заикающихся; периоды щадящего режима у больных с органическими нарушениями голоса; наличие назализации у лиц с ринолалией и т.п. 22 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно- музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество. Важно проводить их в облегченных вариантах с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т.п., которые для своего выражения требуют особых, индивидуальных движений. Упражнения для детей Танец с воздушными шарами. (Музыка М. Раухвергера.) Дети самостоятельно различают двухчастную музыку, меняют движения со сменой характера музыки, покачивают и подбрасывают воздушные шары. «Прощаться — здороваться». (Чешская народная песенка.) Дети под музыку начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда. Дети стоят в кругу, в середине круга — двое детей в костюмах Незнайки и Буратино. Под музыку каждого персонажа дети исполняют танец того или другого. Один из детей, стоящий в кругу, повторяет движения и добавляет свое, с которого начинает или продолжает импровизацию Незнайки и Буратино. Упражнения для подростков и взрослых Выразить ритм свободными движениями. Это может быть так: 1) восьмерки отмечаются двумя хлопками (правой и левой рукой)по бедрам, четвертинки — двумя прыжками на обеих ногах; 2) на первую четвертинку на счет «раз» сделать шаг правой ногой вправо, на вторую четвертинку по счету «два» левую ногу приставить к правой. Восьмерки отмечаются четырьмя прыжками вокруг себя. 23. Музыкальная самостоятельная деятельность Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства, воспитанию любви к музыке и пению, обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых. Все виды музыкальной работы с людьми, имеющими речевые нарушения, можно рассматривать как коллективную активизирующую и корригирующую психотерапию. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Занимавшиеся по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских или настоящих музыкальным инструментах. Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников и школьников имеет различные источники: это музыкальные занятия, на которых дети разучивают песни, игры, танцы. Полученные на занятиях знания дети переносят в самостоятельную деятельность, это праздники, развлечения. На них дети незамедлительно откликаются в своих играх: чем ярче полученные впечатления, тем интереснее детям музицировать. Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио и телепередачи. Мультфильмы с музыкальным сопровождением, с занимательными персонажами вызывают у детей желание повторять полюбившиеся песни. Педагогу, осуществляющему коррекционное логоритмическое воздействие, необходимо учитывать источники музыкальной деятельности детей и руководить развитием этой деятельности таким образом, чтобы использовать ее для нормализации двигательной, сенсорной и речевой функций. На занятиях дети импровизируют однотипные действия, например, наездники едут на лошадях, летчики ведут самолеты, дровосеки рубят дрова, трактористы заводят мотор, портнихи шьют иглой и т.д. Затем музыкально-игровой образ создается в развитии, например, садовник копает землю, сажает растения, поливает их, белит забор, ухаживает за растениями (рыхлит вокруг землю, обрезает засохшие веточки, подкармливает удобрениями и т.п.), собирает плоды, угощает друзей. Далее музыкальное действие усложняется за счет введения в игру нескольких персонажей. И, наконец, играющие сами строят композицию действия. В творческие композиции включаются пляски, танцы, хороводы, песни, игра на музыкальных инструментах. Пляски могут быть комбинированные, т.е. имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера. Свободные пляски носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Хороводы плясового характера также связаны с народными песнями и представляют собой инсценировку сюжета песни, например «Каравай». Включаются в игры бальные танцы: полька, галоп, вальс; характерный танец — Петрушки, Незнайки, Медведя, Снегурочки, Снежной Королевы, Буратино и др. В сюжетно-ролевой игре дети исполняют песни в соответствии с игровым замыслом. Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях кукольного театра, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению лечебно-коррекционной и логопедической воспитательной работы за 2—3 месяца, за весь курс занятий. При подготовке к утренникам используются материалы всех видов музыкальной работы с детьми Цель кукольного театра, развлечений — в занимательной форме закрепить знания и навыки, полученные на других занятиях. Представления кукольного театра организуются примерно один-два раза в год; развлечения — один раз в месяц. Разнообразные виды развлечений логопед планирует совместно с воспитателем, музыкальным руководителем. Все виды развлечений распределяются поквартально и указываются в перспективном плане речевой группы детского сада, стационара, детской поликлиники и т.п. Например, планирование развлечений на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) в подготовительном к школе возрасте может включать следующее: 1) тематический концерт «Осенние приметы» (слушание инструментальной, вокальной музыки о природе в исполнении взрослых; чтение детьми стихотворений, исполнение песен об осени — ритмизированная речь); 2) показ диафильма с музыкальным сопровождением (организуют взрослые); 3) музыкальную викторину (проводит музыкальный руководитель совместно с логопедом, используются знакомые детям произведения); 4) вечер шуток, загадок (организуют взрослые); 5) «Наш веселый концерт» (программа концерта составляется соответственно речевым и двигательным возможностям детей; организаторы — взрослые); 6) показ мультфильма (организуют взрослые); 7) веселые соревнования, игры, аттракционы (проводят с детьми взрослые, помощниками могут быть и дети); 8) музыкальную игру-драматизацию (исполнители — взрослые и дети); 9) вечер юмора (организуют взрослые). Индивидуальные занятия проводятся воспитателем по рекомендации логопеда и музыкального руководителя и имеют точную цель. Например, развитие моторики пальцев в игре на струнных музыкальных инструментах; |