Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная линия педагога в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью

  • 25. Содержание логоритмических занятий с детьми с ринолалией. Логопедическая ритмика

  • Цель и задачи логопедической ритмики

  • Образовательные

  • Воспитательные

  • Игры на развитие артикуляционной моторики: «Дудочка-дуда». «Лошадки». Ситуации для развития мимики лица

  • Подвижные игры с соответствующим текстом. «Мы веселые ребята». Игры на развитие общей моторики

  • Таким образом

  • 26. Логоритмические занятия с детьми с ФФНР. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

  • 30. Организационно-методические указания по организации логоритмических занятий в образовательном учреждении.

  • Упражнения разучиваются поэтапно

  • Логоритмика. 1. Логоритмика объект, предмет, цель, задачи, основные понятия логопедической ритмики


    Скачать 0.64 Mb.
    Название1. Логоритмика объект, предмет, цель, задачи, основные понятия логопедической ритмики
    АнкорЛогоритмика
    Дата29.01.2022
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛогоритмика .pdf
    ТипДокументы
    #345516
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5
    Руководство детским музицированием значительно
    отличается от приемов воспитания и обучения на
    занятиях. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, намечает и реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе. Педагог косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит им.
    Во-первых, педагог устанавливает тесные связи между занятием и самостоятельной деятельностью ребенка. То, что ребенок умеет делать самостоятельно, он с удовольствием выполняет на занятиях и на прогулках.
    Во-вторых, занятие должно быть настолько интересным и увлекательным, чтобы у детей появилось желание повторить выученные произведения дома. Необходимо создать и внешние условия для самостоятельной музыкальной деятельности.
    Логопед может рекомендовать родителям организовать дома музыкальный уголок с набором небольшого количества инструментов, чаще посещать с ребенком театр
    (специальные и музыкальные спектакли, детские оперы, балет), кинотеатр.

    Основная
    линия
    педагога
    в
    руководстве
    музыкальной самостоятельной деятельностью — это соучастие в ней. Планируя приемы руководства музицированием, педагог выявляет: что надо внести нового в оснащении музыкальной деятельности
    (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.), в каком порядке целесообразно это сделать, за чем понаблюдать, чтобы выяснить интерес ребенка, какому виду деятельности отдают предпочтение дети.
    24.
    Содержание
    логоритмических
    занятий
    с
    заикающимися.
    На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и
    игры:
    · вводные упражнения;
    · упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;
    · упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти;
    · упражнения и игры для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;
    · упражнения и игры для развития подражательности;
    · творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

    · упражнения и игры с пением, хороводы, игры- драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
    · упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей;
    · упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;
    · заключительные упражнения;
    · инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), вечера юмора, пантомимы, концерты и т. п
    Средства логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют, и даже в большей степени, чем чисто логопедическая работа, нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи.
    Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 2--3 лет. В подвижные игры не включаются большие коллективные построения. С возрастом игры усложняются. В работе с маленькими заикающимися следует избегать муштровки, не требовать от них точного выполнения под музыку ритмичных движений. Для детей 2-3 лет нужно подбирать стихотворения, песни, четкие по ритму движений. Чтобы сделать занятия интересными, надо
    большинство упражнений предлагать в игровой форме.
    Необходимо вводить в занятие момент свободной, увлекательной, веселой беготни, лазанья, смешной забавный эпизод.
    25. Содержание логоритмических занятий с
    детьми с ринолалией.
    Логопедическая ритмика - одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом.
    При устранении ринолалии логопедическая ритмика рассматривается в комплексе с речевыми коррекционными методиками и лечебно- оздоровительными мероприятиями.
    Цель и задачи логопедической ритмики:
     Развивать подвижность нёбной занавески
     Развивать общую моторику
    (тонус движений, координацию, переключаемость).
     Развивать мимику
     Развивать речевую моторику
     Преодолевать назализацию
    Музыкально-ритмическое
    и
    логоритмическое
    воспитание направлено на решение: оздоровительных,
    образовательных, эстетических, воспитательных,
    коррекционных задач.

    1. При решение оздоровительных задач, особое внимание на логоритмических занятиях следует обратить на оздоровление детей с различными формами ринолалии. У детей с ринолалией следует развивать диафрагмальное дыхание, укреплять мышцы диафрагмы, брюшного пресса и межреберные мышцы.
    Дыхательными и голосовыми упражнениями у этих детей укрепляют мышцы глотки, гортани, мягкого нёба. Это создает благоприятные условия для проведения операций в ротовой полости, служит своеобразной профилактикой простудных заболеваний.
    2. Образовательные задачи решаются с учетом ведущей деятельности ребенка и программы воспитания и обучения детей в детском саду или ином специальном речевом учреждении.
    3. Эстетические задачи решаются в рамках программы воспитания детей дошкольного возраста. Они дифференцируются в зависимости от возраста ребенка, поскольку восприятие и понимание музыки в 3 года иное, чем в 7 лет. Для каждого возраста подбирается для занятий музыкальный и логоритмический материал.
    4. Воспитательные задачи направлены на развитие у детей чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности.
    5. Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с детьми решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка с речевой патологией.

    Логоритмические занятия проводятся на учебно- игровой основе в музыкальном сопровождении.
    Музыка является средством эстетического, нравственного и умственного воспитания ребенка. Она способствует формированию и развитию двигательных навыков, преодолению речевого расстройства.
    На логоритмических занятиях проводятся все упражнения логопедической работы с детьми с челюстно-лицевой патологией: закрепление ротового выдоха, диафрагмально-реберного дыхания, развитие фонационного дыхания, голоса, активизация артикуляционного аппарата и автоматизация правильного звукопроизношения.
    Методика коррекционной работы и ее содержание
    зависят от возраста ребенка, от характера речевого
    нарушения, состояния двигательной и речевой функции.
    Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся так, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее воздействие.
    Для развития речевой моторики с больными ринолалией проводятся артикуляторные упражнения.
    Музыкальный руководитель включает в свое занятие подготовительные артикуляционные упражнения и постановочные, необходимые для формирования определенного артикуляторного уклада.
    Игры на развитие артикуляционной моторики:
    «Дудочка-дуда». «Лошадки».

    Ситуации для развития мимики лица «Мы едим лимон»,
    «Сладкое варенье»,
    «Горький перец»,
    «Долгожданный подарок», «Кукла заболела», «Мама пришла», «Хочу мороженого»
    Подвижные игры с соответствующим текстом.
    «Мы веселые ребята».
    Игры на развитие общей моторики «Не сбивай, и поймай». «Сгибание и разгибание туловища».
    Для активизации нёбной занавески проводятся
    упражнения с имитацией
    кашля, зевания, глотания, игры с пением.
    Текст песен насыщен гласными звуками. Во время пения логопед следит за дыханием, дикцией, за широко открытым ртом.
    Пение нормализует звукообразование, дыхание, выразительность, слитность звучания. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях.
    Таким
    образом,
    логоритмические занятия положительно влияют на настроение и эмоции детей, создают уравновешенное нервно-психическое состояние, повышают общий тонус, способствуют тренировке подвижности нервных процессов.
    Логоритмические упражнения способствуют также профилактике простудных заболеваний, что очень важно
    для детей с челюстно-лицевой патологией, так как они из- за органических изменений артикуляционного аппарата чаще других болеют респираторными заболеваниями.
    Многообразие средств логопедической ритмики способствует развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально- ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
    26. Логоритмические занятия с детьми с ФФНР.
    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Таким детям крайне необходима логоритмика, т. к. каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры.
    Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста.
    Эти игры учит детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
    Сущность логоритмики состоит в создании для детей особой нетравматизирующей среды, какой является
    коллектив, куда в частности входит укрепление и развитие моторики.
    Основой логоритмики является эмоциональность, образность.
    Почти каждое упражнение хоть для дыхания, хоть для языка даётся в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно связаны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влияние музыки не требует доказательств.
    Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.
    Задачи:
    образовательные
    • укреплять косно-мышечный аппарат, координацию движений за счет ритмических упражнений – идет физическое развитие ребенка.
    • развивать правильное речевое и певческое дыхание.
    • улучшать осанку, походку и грацию.
    позновательные

    • занимаясь логоритмикой, дети осваивают муз культуру, становятся впечатлительными, что способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию.
    воспитательные
    • воспитывать способности воспринимать музыкальные образы перевоплощаться в них, что способствует развитию творческих способностей.
    В своей работе
    использую Музыкально
    — оздоровительный комплекс, куда входят:
    1. Валеологические песни – распевки
    2. Дыхательная гимнастика
    3. Артикуляционная гимнастика
    4.Логоритмические упражнения
    5. Пальчиковые игры
    6. Игровой массаж
    7. Психогимнастика
    30. Организационно-методические указания по
    организации
    логоритмических
    занятий
    в
    образовательном учреждении.
    К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, должны предъявляться определенные
    требования:

    • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
    • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей.
    • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
    • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
    • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
    • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
    Логоритмическое занятие должно включать в себя следующие элементы:
    Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
    Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.
    Развитие речи,
    внимания, умения ориентироваться в пространстве.
    Развитие чувства ритма.
    Логопедическая
    (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
    Развитие певческих данных.
    Чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
    Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.
    Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.
    Упражнения
    разучиваются
    поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта