Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды работ с пословицей

  • 18.Осн. типы уроков чтения,их компоненты. Особ.проведения уроков чтения в м/к школе.

  • Компонентами

  • Хар-ка типов урока. Комбинир.урок

  • Урок усвоения нового материала

  • Урок закрепления изучаемого материала.

  • Урок систематизации и обобщ. изуч.мат-ла

  • 19.Осн. ступени развития нав. чт и совершенств.отдел. его сторон в разные годы обучения. Учёт навыков и умений по чтению. Правильность чтения(1к

  • Выразительность

  • ). Приемы работы над прав-ю ч. и беглостью

  • Приемы над сознат. ч

  • 20.Методика выраз. чтения

  • , формир. навыков выраз. чтения у мл. шк.

  • 21.Творческие задания на уроках лит.чт.

  • 1. Творч.задания практического действия при работе с текстом на уроках литер. чтения

  • 2. Зад. творч. хар-ра речевой деят-ти на уроках литер. чтения.

  • 4. Лит. игры творч.хар-а при работе с текстом на уроках лит. чтения. “Древо мудрости!”

  • Я начну, а ты продолжи…”.

  • шпаргалка по методике преподавания русского языка в начальной школе. шпора русский. 1. М. рус яз как наука. Предметом явся процесс овладения школьниками теории и практики в основе обучения. В понятии обучение


    Скачать 410.5 Kb.
    Название1. М. рус яз как наука. Предметом явся процесс овладения школьниками теории и практики в основе обучения. В понятии обучение
    Анкоршпаргалка по методике преподавания русского языка в начальной школе
    Дата02.01.2021
    Размер410.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора русский.doc
    ТипУчебник
    #165546
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    17. Раб. с пословицами, загадками на уроках чтен. и грамм. в нач. кл.

    Пословица – меткое образное изречение назидат. хар-ра на самые различ. яв-ия жизни и имеющее форму законч. предлож. В них можно найти житейские и педагогич.советы, пожелания, поучения к благопристойности, нравств. поведению, - этич. оценку поведения чел-ка. Создаются всем народом, это выражение кол-го мнения. Ушинский поместил в книге «Родное слово», 300 пословиц и поговорок и неск. рассказов по пословицам.

    Л.Н. Толстой написал неск. рассказов по пословицам: «Старый дед и внучек», «Лгун»,  «Отец и сыновья», «Муравей и голубка», «Осёл и лошадь»

    Алгоритм работы с пословицей:

    1.Различие в пословице прямого и перенос. смысла.

    2.Формир. умения выражать скрытую мысль своими словами.

    3.Обучение употреб-ию послов. в соврем. ситуации.

    Виды работ с пословицей:

    - подбор пословицы по содерж. к тексту;

    - замена мысли текста пословицей;

    - поиск в пословице вопроса и ответа на него;

    - завершение недописанной пословицы;

    - составление из рассыпанных слов;

    - соотнесение пословицы и её мысли;

    - письмо пословицы по памяти;

    - различ.виды грам. работы;

     - различ. виды диктантов;

    - разбор пословицы как предложения;

    - составление схемы и словосочетаний и др.

    Поговорка – распростр. меткое, образное выражение, не являющ.( в отличие от послов.) цельной фразой. Поговорка не содержит поучит. смысла.Послов. и погов. рус. народа составляют неоценимое богатство рус. яз.  Знак-во с ними в школе развивает мышл. уч-ся, прививает любовь

    к род. языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамм., обогащает  уч-ся народной мудростью.

    Загадка - одна из малых форм устного народ.творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиб. яркие, хар-ные признаки предметов или яв-ий. Помогают усвоить звуковой и грамм.строй рус. речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее. Развив. способность к анализу, обобщению, формир. умение самостоят. делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиб. характерные, выразит. признаки предмета или яв-ия

    Типы загадок.

    1. Перечисл. призн. загаданного предмета. (мохнатенькая, усатая, молоко пьет, песенки поет).

    2. открытое сравнение призн. предмета с рядом «далеких» предметов. (Не ездок, а со шпорами. Не будильник, а будит).

    3. Скрытое сравнение. Предоставление признака загаданного предмета, к-ое без знания отгадки вызывает в воображении противореч. картину. (Золотое решето, черных домиков полно).

    Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивид). Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Итак, посредством загадки у детей развив. чуткость к яз., они учатся пользоваться различ.ср-ми, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Работа над загадками - это упр. в самостоят. развитии мышления, сообразит., воображения.

    Загадки могут быть применены на уроках рус. яз при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма.

    18.Осн. типы уроков чтения,их компоненты. Особ.проведения уроков чтения в м/к школе.Комбин. урок,Урок усвоения нов. знаний, Урок закрепл изуч матер., Урок повтор-ия, Урок систематиз. и обобщения нов. материала ,Урок проверки и оценки знаний . При отнесении уро­ка к тому или иному типу учитыв. преобладающий хар-р работы учит. и уч-ся над содержанием учеб. материала - усвоение, закре­пл., повторение и т.д.

    Компонентами общей дидактич. структуры ур.(и одновр. осн. этапами ур.)яв-ся:1. Актуализацияпрежних знаний  и способов действий уч-ся. Формир. нов. понятий и способов действий.Применение – формир. умений и навыков(включающее  и спец. повторение и закрепление). Хар-ка типов урока. Комбинир.урок Организ. этап,Этап проверки дом. зад.,Этап всесторонней проверки знаний,Этап подготовки уч-ся  к активному  усвоению знан.,Этап усвоения нов. знаний,Этап закрепления нов. знаний,Этап инф-ии уч-ся  о дом. задании и инструктаж по     его выполнению Урок усвоения нового материалаОрганизац.этап,Этап подготовки уч-ся к активному сознат. усвоению знаний,Этап усвоения новых знаний,Этап закрепл.новых знаний,Этап инф-ии уч-ся  о дом. задании и инструкции по его выполнению. Ц такого урока яв­л-ся учебно-воспит. задача этапа усвоения нов. знаний комбини­р.урока. Осн. назначени­ем этого урока яв-ся формир. знаний учеников.  Центральным звеном –самостоят. усваивать знания под руководством педагога Урок закрепления изучаемого материала.  Организ. этап,Этап подготовки уч-ся к активному сознат.усвоению знаний,Этап закрепл. нов. знаний,Этап инф-ии уч-ся  о дом. задании. Ц этого урока закл-ся в закрепл. и осмыслении изуч. в виде более соответствующих навы­ков и умений, как моторных, так и интел­лект.Урок повторении Организац. этап,Этап подготовки уч-ся к активному сознат. усвоению знаний,Этап повторения (образуется за счет времени , отводимого в комбинир. уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов),Этап инф-ии уч.  о дом.задании. Ц это­го типа урока заключается в предотвращении забывания усвоен. мате­риала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретен. представлений.Урок систематизации и обобщ. изуч.мат-ла .Организ.этап,Этап подготовки уч. к активному сознат. усвоению знаний,Этап обобщения и систематиз. изученного (образуется за счет времени, отведенного в комбинир.уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов),Этап инф. о дом. задании. Ц данного типа урока сводится к обобщению и систе­мат. знаний, изуч. материала. Обычно эти уроки, близкие по сво­ему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учеб. года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематиз.и обобщения выделяет вопросы программы, усвоение которых предо­пределяет овладение предметом.  Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный кол-в, где создаются улучшенные возможности для воспитани.Такие школы напоминают большую семью.Гл. отличит.чертами обучения в малокомпл. школе должны стать:1. мотивационный аспект и самостоят. хар-р обучения (У-к учится сам, У-ь помогает ему); активная позиция У-а: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний; увеличение индивид. общения У-я с У-ком; создание условий для самоорганизации учеб. процесса (планир-ие, дозирование объема школ. и дом. зад., регулирование ритма работы и отдыха); более прочное усвоение предм. знаний, умений и навыков; • всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших привлечение уч-ся к контролю, учету и управлению учебным процессом. отличается:1) небольшим колич.учеников;2) отсутствием параллельных классов;
    3) увеличением затрат на обучение одного У-ка.4) неравномерной наполняемостью кл. или отсутствием отдельных классов вовсе;5) наличием классов, где вместе обучаются дети – ученики разных возрастов;6) здесь работают один или два учителя; должности библиотекаря, завхоза, заведующего не предусмотрены. Их ф-ии выполняют учителя;7) учитель м/к. школы – не узкопроф. специалист, а мастер на все руки: от глубокой профес. диагностики до ремонта помещения простираются его обязанности 8) отлич.большим разнообразием: наличием в них 2–3 уч. и побольше – 40–50; в некоторых отсутствуют один или два класса;9) у большинства таких школ слабая матер.база. Предмет «Литер. чтение» в нач. школе с рус. (родным) языком обучения ориентирован на реализацию следующих целей форм-ние читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чув-ми, способного к творч. Деят-ти; формир. и совершенствование всех видов речевой деят-и мл. шк. (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), -знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской лит-ры.Типы урока (по Е.С.Соколовой):1. Уроки, на которых в обоих кл.изуч.новый материал.2. Уроки, на которых в одном классе изуч. новый материал, а в др. – только повторяется и закрепляется ранее пройденное илипроводится письменный учёт знаний.3. Уроки, на которых в обоих классах проводится закрепление или повторение ранее пройденного.

    19.Осн. ступени развития нав. чт и совершенств.отдел. его сторон в разные годы обучения. Учёт навыков и умений по чтению. Правильность чтения(1кл)- чтение без искажения смысла слова или предложения без замены букв, слогов, слов. Сознательность(2кл) – обусловлено пониманием млад.шк. фактич. содержания читаемого текста, идеи произведения, его образов и роли худож.средств. Выразительность- выразительно прочитать текст это с помощью интонации передать правдиво идеи и чувства произведения. Беглость(3кл)- скорость, темп чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется кол-ом печатных знаков, прочитанных за ед. времени. 1кл-25с/м, 2кл-не менее 30-40с/м, 3кл- не менее 50-60, 4кл-80-90с/м. Психолог Егоров выд-т 3 этапа формир.навыка чтения: 1- аналитический (свойствен для начин-х читать по слогам; произнесение, сознательность букв).2- синтетич. (чтение целыми словами к концу 4 кл). 3- автоматизация (на первый план выходит осознание текстов, композиции, идеи). Приемы работы над прав-ю ч. и беглостью: -выяснить перед чтением ЛЗ не понятных или новых слов;-предвор-е слоговое чтение длинных и трудных слов;-четкое формир-е вопросов и заданий, предворит. чтение про себя;-многокр. Чтение текста с различ. заданиями;-чтение в пол голоса, птичьим базаром. Приемы над сознат. ч: цепочка, по ролям, хором, выборочное ч. Средства речевой выразит: логич.ударение, соблюдение силы голоса, дикции, милодики, темпа чтения, мимики, жестов, манеры держаться.

    20.Методика выраз. чтения выразит. чтение- правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение худож.произвед. Именно такое чт. значит-но повышает кач-во усвоения литер. материала и содействует пониманию, осмыслению текстового матер-ла. Выраз. чт вошло в практику рус.школы и в систему воспитания во второй полов XVII в. Оно было связано с театр-ым искусством. Осн. методики чтения разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на худ. произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» .Выр. чтение предполагает выработку у чит-щего опред-го min навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот min включает в себя: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логич. и синтагматич ударения. Все средства интонации, выразит. речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.Процесс выраз. чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона включает выразит. и понимание (сознательность).  Большое значение для выраз. чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логич. ударения. Интонация яв-ся одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествоват., вопросит. и восклицат. предлож. Осн. компоненты интонации – логич.ударение, логич. и психологич. паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.1. Логическое ударение - выделение наиб.важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логич. смысле слов выразит. чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.2. Логич. и психолог. паузы. Логич.делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психолог. паузы нужны для перехода от одной части произвед. к другой, резко отличающейся по эмоц. содержанию.3. Темп и ритм чтения. Темп чтения - степень быстроты произношения текста. Общее требование к темпу - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Обычно хар-р ритмич.(четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безудар. слогов.4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Голос понижается в конце повествоват. предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая, или психологическая, к-ая опр-тся содерж. и отношением к нему.5. Основн. эмоц. окраска (тембр). Стремление передать свое понимание прочитанного. Таким образом,  формир. навыков выраз. чтения у мл. шк.- очень важная часть работы учит.НК. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выраз. прочитать, текст нужно понять.  Выраз. чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без  умения пользоваться интонационными средствами выразит.

    21.Творческие задания на уроках лит.чт.

    Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деят-ти, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой уч-ся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личн.качеств. Творчество доступно детям, оно оживляет познават. процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осущ-ся самовыражение, самораскрытие личности ребенка.Уроки литер. чтения обладают богатыми возможностями творч. обогащения. Условия, способствующие эффективности творч. деят-и
    1. Творч.задания практического действия при работе с текстом на уроках литер. чтения.Работа с иллюстрацией к тексту. Цель иллюстративная.Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстр. и предложит ученикам, максим. опираясь на текст, устанавливать степень соответ.и несоответ. данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится. Рецензирование детьми созданных рисунков. Каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;школьники обмениваются рис.;получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста..Составление диафильмов по произведению. по материалу прочит. произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
    – какие строки из текста вы соотнесете с ними;– определите кол-во кадров.Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Лепка и аппликация.Этотвид детского творче. используется чаще в 1-х и 2-х классах. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творч.работу.Книжки-самоделки.Каждая книжка имеет свое название. В этих книжках–дети записывают произведения только собств. сочинения. 2. Зад. творч. хар-ра речевой деят-ти на уроках литер. чтения.Составление вопросов и тестов по данному тексту. составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). Творческое пересказывание.Цель :вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Творч. пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творч. дополнением к тексту автора.

    Продолжение произведения (придумывание конца).

    Творческое сочинение. Значен.- привлечение внимания уч-ся к теме изучаемого литер.произведения;– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;– упр. в самостоят. построении сочинения. Словотворчество. Представление героя и выражение своего отношения к произведению.

    Работа с читат.дневником.

    3. Творч. задания игрового действия на уроках лит. чтения.Работа с кроссвордами.Составление викторин.

    Драматизация.Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить дей-ия героев сказки, предать их хар-р и настроение походкой, жестами, голосом.

    Составление сказочных объявлений и телеграмм.

    4. Лит. игры творч.хар-а при работе с текстом на уроках лит. чтения.

    Древо мудрости!”Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ..“Общее стихотворение”.Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его.Я начну, а ты продолжи…”.Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.Все приемы задания творч.хар-а активизир. мыслительную деят-ть уч-ся, воображение, стимулир. развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое худ. произведение.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта