Главная страница
Навигация по странице:

  • 10.Форм-ние кал.навыка по прописям В.А. Илюхиной, Н. Г.Агарковой,О.В.Прониной.

  • “Письмо с секретом” В.А.Илюхиной.

  • Е.Н.Потапова.

  • Списывание с готового образца.

  • Воображаемое письмо (письмо в воздухе).

  • Усвоение правил письма.

  • Письмо под счет.

  • 12.Чтение и анализ худ. произвед. по УМК «Шк.Р.», «Планета знаний».

  • 13 .Чтение и анализ басен.

  • Особен. М-ки анализа басни

  • 14. Чтение и анализ стихов.

  • 15. Чтение и анализ сказок.

  • Сказки

  • 16.Чтение научно-познават. лит.

  • шпаргалка по методике преподавания русского языка в начальной школе. шпора русский. 1. М. рус яз как наука. Предметом явся процесс овладения школьниками теории и практики в основе обучения. В понятии обучение


    Скачать 410.5 Kb.
    Название1. М. рус яз как наука. Предметом явся процесс овладения школьниками теории и практики в основе обучения. В понятии обучение
    Анкоршпаргалка по методике преподавания русского языка в начальной школе
    Дата02.01.2021
    Размер410.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора русский.doc
    ТипУчебник
    #165546
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоят. чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рас-ов повеств. хар-ра по серии сюжет. карт-к, мат-ам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

    10.Форм-ние кал.навыка по прописям В.А. Илюхиной, Н. Г.Агарковой,О.В.Прониной.
    Наряду с традиционной методикой формир. кал.навыка у мл.шк. существуют и авторские технологии по формир. навыка письма. “Письмо с секретом” В.А.Илюхиной. пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины"(туфелька балерины), "Секрет" и, "Закрыть секрет", и-королева, из нее остальные буквы. Упр., содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упр. ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учит.), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. Осн. элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово. М-ка В.А.Илюхиной очень эффективна. +: 1- экономичность обучения, быстрота периода обучения; 2- положит. мотивация в действиях детей; 3- развитие внимания, памяти. Е.Н.Потапова. Она основывается на трёх этапах: развит. мускульной памяти (система упр. для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), развитие тактильной памяти (работа с карточками-образцами для обвода); закрепление ЗУНов(работа с кальками). Многие размышления по данному вопросу соединились затем с размышлениями В.А.Илюхиной. Методика В.А.Илюхиной “Письмо с секретом” дает теоретич.разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма. Н.Г.Агаркова: технология обучения первонач. письму и формир. кал. навыка опред-ся сис-ой принц-ов, методов и приемов, используемых на уроках письма. Это, прежде всего, п-пы: поэлементного изучения; одновариантного (стабильного) начертания букв; п-п логической группировки буквенных знаков.Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формир. в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы.Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме..Логич.принципы группировки письм. букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систем-ски продолжить формир. в памяти уч-ся четко дифференцир. зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графич. ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности кал. навыка. 1) есть клюшки Р, П, Т 2) К – стульчик
    3) Е – знак > < 4) есть шалашик/гнёздышко а 5) перехлёст Д
    ОБЩЕЕ в м-ках: 1.В основе каждой из методик находятся п-пы, методы, зарекомендованные себя исторически; 2.М-ки, направлены на сознательное овладение у-ми кал. навыком. 3. Имеющиеся соврем. тех-ии обучения письму детей носят развивающий хар-р; 4.Предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологич.особ-ми развития детей.

    11.Мет. работы по чистописанию. начинается одновременно с обуч. письму, и ее цели и задачи связаны с формир. навыка письма в целом. Осн.цель – формир. графически прав., четкого и достаточно скорого письма. Достижение этой цели зависит от решения задач:- ознакомление с правилами посадки и владения инструм-ми;- обуч.ориентировке на странице прописей и тетр.;- ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;- обуч.письму слогов, слов и предлож. с соблюдением наклона и один. высоты, пропорций букв;- обучение связному, ритмичному и скорому письму;- предупрежд. искажения при написании букв;- исправление индивид. недостатков почерка у отдельных уч-ов. Методич. приемы обуч. письму: показ написания учит.;- списывание с готового образца;- копировальный метод;- воображаемое письмо;- анализ формы букв;- усвоение правил письма;- письмо под счет (тактирование);- анализ ошиб-го написания. Показ написания учит. Сопровождается объяснением способа написания. Показ осущ-ся на доске для всего класса или индивид. в тетр.ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Объяснение учит. должно сопровождать показ и ориентир. уч-ся, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Списывание с готового образца. Уч-ся подражают, воспроиз. образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетр. Этот способ необх-мо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно срав. свою работу с образцовым написанием. Копировальный метод. У-к обводит две буквы, после чего двигательный образ остается на нек-ое время в памяти, и следующие 1-2 буквы у-к пишет почти без ошибок, затем для закрепления он обводит еще букву - и снова самостоят-е письмо и т. д. Копировать можно через прозрач. бумагу. Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Уч-ся опирается не только на двиг. ощущ-я, но и на зрительно воспринимаемый образец. Это позволяет усвоить и движение, и прав. форму всей буквы. Воображаемое письмо проводится по написанному учит. образцу на доске или вслед за письмом у-я, а также по прописям. Можно писать и вовсе без образца.Анализ формы букв. Впервые изучаемая буква сначала анализир. по кол-ву элем. Затем у-ь объясняет, как писать букву, выделяя осн. эл-ты движения, указывая ее пропорции и особ-ти. Эффект-ым приемом формир. образа буквы явл-ся конструирование из элементов-шаблонов. Усвоение правил письма. 1 кл. – буквы надо писать с один. наклоном, буквы в словах надо писать на одинак-ом расстоянии, писать надо красиво. 2 кл. – буквы в словах надо писать одинаковой высоты, слог пишется безотрывно, писать надо быстро и красиво. Письмо под счет. Письмо в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма опред.темпа. Анализ ошибочного написания. При таком анализе в 1 кл. ошибочное написание не выносится на доску. Во 2-3 кл. общую для многих уч-ся ошибку у-ь выносит на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как ее следует избежать.

    12.Чтение и анализ худ. произвед. по УМК «Шк.Р.», «Планета знаний».Осн.этапы работы над худ.произв.1)первичный синтез,2)анализ,3) вторичный синтез.До перв. синтеза проводится подг.раб.Приёмы подготовки уч-ся к восприятию худ.пр.1)экскурсия2)вводная беседа.Всегда опирается на знания детей,отводится 2-3мин. 3)рассказ учит. об авторе-занимает 2-3мин (портрет,слайды,обложки кгиг) 4) выставка книг 5)муз.сопровождение 6) репродукции художн. Первичный синтез-первичное чтение лит.произв.Даётся образец чтения учит. или подготовл.учениками. Можно давать по схеме: учит.-учен.-учит.,прослушивание фонозаписи. После первичного чтения проводится беседа эмоционально-оценочного хар-ра (3-5вопросов). Анализ худ.произв.: 1)Вторичное чтение цепочкой,по абзацам, с комментир. (+словарная работа).При проведении сл.раб.используем толковые словари в учебниках. 2) Сопутствующая беседа-по содержанию произв. Выясняются прич.-следств. связи (Почему так поступил герой).Вопросы,ведущие к оценкам и рассуждениям(как бы ты поступил на месте героя).Виды иллюстрир.: словесное (нарисуй карт-ку,кот. представил,когда читал),графическое (рисование красками, фломастерами), муз.(лирические стихи читаются на фоне музыки). Хар-ка героев-работа над действ-ми лицами должна осуществляться во взаимосвязи с раскрытием идеи худ.произв. Литературоведение различает «образ-персонаж»(чел-кий хар-р), «образ-пейзаж»(картина природы), «образ-вещь» (изображение обстановки вещей, окр. чел-ка). Вводится термин «действующие лица»,а не «образ». Гл.задача:развитие у шк.умение подбирать мат-ал для высказываний о действ.лицах; выражать отношение к ним. План хар-ки дейст.лица: 1) кто он 2)внешний вид 3)отношение к людям 4)твоё отношение к нему. Вторичный синтез:обобщающая беседа, работа над гл. мыслью произведения.В 1-2 кл.-умение определять осн.мысль с плмощью учит.,отыскать в тексте слова,предложения,в кот.заключена данная мысль.3кл-умение выделять осн. в содержании,части и рассказе в целом,дать оценку дей-ий действ.лицам. 4кл-оценивать поступки дейст. лиц,выразить своё отношение к ним,составить рассказ о нём. В зависимости от темы произ-я делятся на общественно-исторические(экскурсия в музей, историч. памятникам), природоведческие(рассматриваются картины,используются фонозаписи).
    По стилю:научно-познавательные(спец.лексика) и худож. (много фразиологизмов,метафор,синонимов) .По жанрам: рассказ,стих-е,басня,сказка,статья, малые жанры фольклора (пословица,загадка, потешка,скороговорка, побасёнка)

    13 .Чтение и анализ басен.

    Басня - одна из форм эпич. жанра.

    +: 1.Басня заключает в себе большие возможности для нравств. воспитания. Каждая басня учит мудрости народной.

    2. Лаконизм, выразит. описаний, меткость и народность яз.многое дают для развития мышления и речи. Размер басни не превышает 20-30 строк

    Особен. М-ки анализа басни.

    Выделяют такие существ. признаки басни, как наличие морали, нравоучения и аллегории (иносказания).В баснях часто действ. лица животные, но не всегда. Не обязательно и стихотворная форма,они мб и в прозе (басни Толстого)

    Целесообразно сразу же после прочтения басни задавать вопрос «Какова основная мысль басни?» после чего им дается второй вопрос «Какова мораль басни?»,а затем они читают басню сами.

    Работа над басней имеет след. компаненты:1)восприятие конкретного содержания 2)раскрытие композиции, мотивов и поведения героев 3)выяснение гл. мысли 4)раскрытие аллегорий 5)анализ морали

    14. Чтение и анализ стихов.

    В нач.кл. шк. уч-ся практически знакомятся с рифмой и ритмом. Особенностью стих-я явл-ся эмоц-ть, где каждая фраза имеет свою интонацию не повторяющуюся в послед. фразах.

    Мет. анализа стих.

    Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

    В книгах для чтения (2-4) класс нет только драматического.

    Эпическое с. Наличие сюжета. В центре стих.- образы-персонажи. Автор показывает опред. сторону жизни. Все это роднит эпическое ст. с рассказом ,повестью.

    Анализ направлен на выяснение сюжета,раскрытия особенностей действ. лиц. Данное произв. допускает деление на части.

    Лирическое ст. Переживания,внутр. мир героя- это то центр-ое,что составляет мотив изображаемого.Переживания чел-ка мб обусловлено картинами природы,общественными явл-ми,полит. событиями.

    В книгах для чтения в нач. кл. представлена пейзажная и социально-полит.лирика. При подготовке к чтению стихов о природе тщательно отбирать репродукции,муз.сопровождение,созвучны стихи и фильмы. Процес изучения лир.стих. 1)первычный синтез(первичное восприятие)

    2) анализ(живописный образ)

    3)Вторичный синтез более высокого качества)более сложное обобщение)

    15. Чтение и анализ сказок.Мир сказок прекрасен и увлекателен для мл. шк. Их захватывает острый занимат. сюжет сказок, необычность обстановки. привлекают герои — смелые, сильные, находчивые. идейная направленность: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, ярк-ть изобраз. ср-в. Образы в сказках колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что мл.шк. уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обездоленных, готовы прийти им на помощь..Сильной стороной сказок явл-ся их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка.Чрезвычайно важна познават. сторона сказки. В народ. сказке о своей жизни повествует сам ее создатель — народ. Поэтому отдельные детали повеств.о труде, о быте, о материаль. лишениях и невзгодах позволяют представить особенности жизни народа в опред. время, думы и мечты людей.Велико знач. сказок как средства развития речи уч-ся. Текст сказок — прекрасный материал для формир.навыков связной речи. Мл. шк. с желанием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразит. средства (сравнения, эпитеты), структуру предложений, живость повествования.По сложившейся в литературовед. традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые новеллистические.
    Сказки о животных.Этот вид сказок отлич. от др. тем, что дей-ют в них животные. М-ка анализа в шк. сказок о животных существенно не отлич. от анализа реалистич. рассказов. Исполь-ся те же самые формы и приемы работы с текстом: выбор. чт, ответ на вопросы и постановка вопросов уч-ся, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые др. мл.шк. хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с удовольств. остаются в этом сказочном условном мире. нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. в процессе чтения сказок учит. постоянно работает над формир. таких сторон навыка чтения, как сознательность и выразительность. Подмечая особенности того или иного действ. лица сказки, уч-ся как бы перевоплощаются в это животное и передают голосом его намерения, его отношение к окр. Немалую роль при этом будет играть и правильно построенная работа над ЛЗ слова, его употреблением в предложении. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются: сказка Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»
    .Волшебные сказки.Волшеб. сказки отличает от др. особый хар-ер вымысла. В них всегда действуют сверхъестеств. силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают чел. в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Кощей бессмертный, Баба Яга, огненный змей, здесь и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.Волшеб. сказки так же, как и сказки о животных, народ начал создавать в глубокой древности. Многие яв-ия природы он не мог объяснить и не мог ими управлять. Поскольку происхождение явлений было не ясно, люди приписывали их сверхъестеств. силе.
    Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирич. начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их яв-ся простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат... Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изобр. его бедственное положение.в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика.Сказка всем своим содерж. утверждала: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев, мужик не перестает трудиться: сказка не представляет своего героя вне трудовой деят-ти. Сказки: авторские,народные,в прозе,в стихах. Выделяют две существенные особенности сказки:вымысел; композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка).

    При работе над сказкой необх. следовать след. рекоменд.:1. При подготовке к чтению может быть организована предварит. беседа или наглядно-практич. деят-ть детей.2. Первичное восприятие сказки может сопровождаться показом диафильма, иллюстр. Лучше рассказывать сказку; она может быть прослушана в записи.3.Анализ следует проводить без акцентирования на том, что что-то яв-ся вымыслом, а что-то правдой жизни. Вопросы формулир.так, как будто все события происходили на самом деле. Важна работа над языком сказки: (эпитеты - красна девица, добрый молодец; сравнение- вырос, словно гриб; сочетание слов - умный-разумный; сочетание синонимов - путь-дорога; употребление ласкательных суффиксов - миленький; обороты народной речи - откуда ни возьмись; устаревшие слова - гонцы, верста).4. Сказка может читаться по ролям. Можно поработать над составлением плана и пересказом сказки; предложить различ. творч.работы (иллюстрирование, драматизация).

    16.Чтение научно-познават. лит. Подразделяется на научно-популярную и научно-худож. Н-п ст прямо сообщает опред. знания, в ней сильнее логич.элемент. Свойственен свой язык. хар-р: простота и строгость синтаксич. конструкций, точность и однозначность словоупотребления, исполь. спец. терминов.

    Науч-худ. лит-ра основыв. на образно-повествов. элем-те, ей свойственна увлекат-ть; жанр имеют сюжетную линию, конкретных героев.

    Научо-поз. чт требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетич. деят-ю.

    Обычно излагается новый для уч-ся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка к его восприятию. На этапе подготовки решаются задачи:

    -возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;

    -дать детям значит.часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

    Основн. приемами подготов.работы яв-ся р-з учит., беседа, показ кино- или диафильмов, экскурсия.

    Первич. чт. обычно проводится самими учащимися.

    При работе над такими статьями используются такие приемы, как:

    -деление текста на части:

    -чтение по частям,

    -выделение осн. мысли в каждой части,

    -рассматривание доказательства:

    -сравнение излагаемого мат-ла с ранее известным,

    -установление вывода в ответ на проблему.

    Уроки чтения строятся сообразно познават. цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особен.построения и языка данного произведения.

    Урок включает следующие этапы:

    1.Подготовит. работа к восприятию произведения.

    2.Предварительная беседа.

    3.Чтение статьи уч-ся.

    4.Чтение всего очерка или статьи.

    5.Проведение опыта или запись осн.положений, выводов.

    6.Пересказ или ответы на вопросы.

    7.Итоговая беседа.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта