Ответы по методике русского языка и литературы (МГОУ). Ответы по методике РЯ и лит-ры. 1. Методика преподавания литературы как научная
Скачать 216.88 Kb.
|
2. Продуктивные: - развернутый устный ответ: сообщение, доклады (научные, литературные). - литературно-критические: а) литературное обозрение; б) критический этюд, эссе; в) слово о писателе. - искусствоведческие: рассказ, доклад о произведении искусства; - публицистические: репортаж, ораторские выступления; - художественные, творческие: авторские стихи, рассказы, очерки, пьесы, художественные зарисовки. Слово о писателе (художественно-биографический рассказ): - пересказы; - художественное рассказывание; - словарная работа; - доклад, сообщение, памятка; - устное словесное рисование; - отзыв; - работа с иллюстрациями. Основные виды устных работ в 5 – 9 классах. 5 класс: выразительное чтение: беглое, правильное, чтение вслух художественных, учебных текстов; чтение наизусть; дети должны читать 100-110 слов в мин.; пересказы (подробные, выборные, краткие); устное сочинение, рассуждение по изученному произведению (устное словесное рисование); обязательный полный развёрнутый ответ на поставленный вопрос (использование художественного текста); художественный рассказ о литературном герое, выражение личностного отношения к герою; краткий рассказ о писателе на основе прочитанной учебной статьи; отзыв на самостоятельно прочитанный текст, картину, звукопись; индивидуальное, творческое задание (сообщение). 6 класс: выразительное чтение 110 -120 слов в мин. пересказ (подробный, выборочный, сжатый) с элементами описания пейзажа, портрета; устное сочинение – рассуждение по прочитанному произведению; устное словесное рисование; рассказ о писателе; отзывы; сочинение (устное) авторских стихотворений, басен, былин; инсценирование. 7 класс: выразительное чтение 120 – 130 слов в мин.; пересказы эпического произведения или глав; устные рассказы о писателях; устное словесное рисование; отзывы (уделяется внимание сравнительной и индивидуальной характеристике героев); всевозможные творческие задания. 8 класс: выразительное чтение 160 слов в мин.; пересказы; выше перечисленные работы обязательно. (Уделять внимание проблемной характеристике героев). 9 класс: выразительное чтение 160 – 180 слов в мин.; выше перечисленные работы обязательно; обязательно рассуждения по прочитанным произведениям; устные рассказы о писателе, творчестве, творческом пути, об эпохе, привлечение смежных видов искусства; собственное авторское сочинение стихотворения. Доклады и сообщения. Виды устного монолога. Доклады и сообщения – обзорные темы, развивающие творческие способности, помогают учащимся развивать устную и письменную речь, понимать литературу как искусство слова. Требуется: строить устный ответ на вопрос с элементами анализа, выразительно читать. Недостатки: монотонное чтение, дословное пересказывание. Нужно: выбрать главное, отвечать на вопросы. По назначению доклады делятся: 1. информативные (вырабатываются элементы анализа, расширяются литературные и культурные знания); 2. исследовательские (в результате самостоятельно рассматриваются художественные произведения; 3. проблемно-дискуссионные. Словарная работа. Задача учителя – привлечь внимание к слову на уроках литературы, это даёт возможность учащимся глубоко проникнуть в идейный и художественный смысл изучаемого произведения, обогатить собственную устную и письменную речь. Словарной работе учитель должен уделять постоянное внимание. Программные цели. Словарная работа предполагает: работу над трудными словами в тексте; работу над синонимическими рядами; работу над авторским словом; наблюдение над группой слов в тексте, создающей яркие картины природы и портреты героев. Словарная работа позволяет узнать новое значение слова, уточнить семантику уже известных слов, познакомиться со словами уже известными, но употребленных в другом значении, поэтому необходимо ученика научить пользоваться изученной лексикой, вводить её в свою устную и письменную речь. Основные виды словарных работ и их значение. 1.Объяснение значения слова. Например, в любом художественном произведении есть сноски. 2.Работа с синонимами. Синонимы являются средством более точного выражения мыслей, средством стилистической окраски слова. В работе над синонимами важно подчеркнуть, что выбирать нужно тот синоним, который точно выражает мысль говорящего и подходит к определённому стилю речи, задания по подбору синонимов, по определению оттенков их значения помогают выработать навык правильного включения слов в речи, приучают думать о том, уместны или не уместны слова высказываний. Упражнение на усвоение разных синонимических гнёзд следует проводить систематически от произведения к произведению. Упражнения следует постепенно усложнять и расширять круг сведений о синонимии. 3.Работа с архаизмами и историзмами. Знакомство с лексикой пассивного фонда необходима для того, чтобы учащиеся понимали эпоху, отраженную в произведении, чтобы они могли использовать эти языковые средства в своей речи, чтобы рассказывая об эпохе, об исторических событиях не заменяли эти слова современными словами. С этой лексикой учащиеся встречаются во всех классах, как средство передачи торжественности, юмора и сатиры. 4.Просторечная лексика, диалектизмы. На них обращается внимание при работе над стилем писателя, над языком произведения, над речевой характеристикой героя. Это показатель территориальной принадлежности. 5.Работа с фразеологизмами и афоризмами. Устойчивые выражения придают речи особую выразительность, более ёмкие по содержанию, чем соответствующие им слова-синонимы, эта тема представляется для учащихся трудной, так как они не всегда могут отличить устойчивое словосочетание от свободных, не всегда понимают их образный смысл. Возможности для такой работы широко представлены в программных произведениях, чаще всего фразеологизмы являются средством характеристики героев, индивидуализации его речи. Виды письменных работ и их методика. Сочинение. Сочинение – разновидность речевой деятельности. Основные группы сочинений: 1.Сочинение на литературную тему; 2.Сочинение на свободную тему, основанное на личном впечатлении, жизненных наблюдениях, опыте. Классификация по тематическому и жанровому признаку: 1.Сочинение о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительна характеристика образов. 2.Сочинения, основанные на анализе произведения в целом, в которых темы требуют оценки произведения (личная, авторская, критиков), рассмотрение нравственных проблем, анализ художественных форм произведения. 3.Сочинение-рассуждение. Размышления учащихся о прочитанном произведении или оценки литературного героя: «Моё отношение…». 4.Отзыв-сочинение на прочитанную книгу (сочинение литературного обзора). 5.Сочинение-исследование проблемного нравственного характера. Сочинение творческого характера (методика Юрия Озерова). Типы сочинений: -сочинение-литературный портрет; - сочинение-лицензия; - сочинение-очерк; - сочинение-рассказ; - сочинение-воспоминание; - сочинение-дневник; - сочинение-литературно-критическая статья или эссе, сочинение. Сочинение – собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разработанного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В сочинении создается собственный текст. 27. Изучение литературно-критических статей. Изучение литературной критики в школе сегодня является методической проблемой, поскольку в условиях дефицита учебного времени на уроке все меньше уделяется внимания знакомству школьников с литературно-критической статьёй. Между тем исследование художественного произведения невозможно без глубокого изучения критического материала. Оно позволяет ученику обстоятельно ознакомиться с разными трактовками образной системы произведения, формировать собственное критическое мышление. В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство учащихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего — это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом. Все это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой. Развитие критического мышления способствует открытости ума, умению анализировать информацию, способности видеть проблему в целом, мобильности, самостоятельности суждений, ответственности за собственный выбор и результаты собственной деятельности. А это – первый шаг человека к социальному успеху. Критика составляет существенный компонент курса литературы на историко-литературной основе. Она органично входит в обзорные и монографические темы, помогает старшеклассникам вникнуть в диалектику сложного, противоречивого взаимодействия литературного процесса и творчества писателя с историей и современностью, способствует глубокому освоению стандартов литературного образования. Обращение к значительным литературно-критическим интерпретациям при знакомстве с личностью, мировоззрением, творческими принципами автора статьи или очерка оказывает неоценимую помощь в усвоении учащимися материалов школьного курса литературы. Перед учителем выдвигаются следующие целевые установки: 1) создать у старшеклассников целостное представление о критике; 2) объяснить, почему автор статьи или эссе обратился к тому или иному произведению, творчеству того или иного писателя, литературному направлению и т.п. 3) помочь воспринять и осмыслить данный литературно-критический феномен, учитывая исторический период, общественное и культурное движение 4)способствовать плодотворной работе над статьей посредством тезирования, конспектирования, эвристического и проблемного обсуждения; 5) обеспечить плодотворное освоение изучаемого литературного источника. При этом критика функционирует как особое искусство, включаясь в процесс истолкования произведений как посредник между художественной словесностью и читателем. Она сохраняет и самостоятельную значимость как сфера творческой деятельности, предполагающая применение специфического таланта и даже гения, и как документ культуры определенной эпохи. На уроках литературы в 9-10 классах ученики знакомятся в основном с литературной критикой XIX века. В 11классе – XX века. 28. Подготовка к восприятию художественного произведения на уроке. Для правильного восприятия содержания произведения учащиеся должны иметь необходимый запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности, поэтому если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей. Не менее важно в процессе работы, предшествующей чтению создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения. Перечислим задачи подготовительной работы: 1) расширить представления учащихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста; 2) познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству; 3) подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения; 4) раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания будет затруднено. Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Выбор приема подготовки зависит от имеющегося у детей жизненного опыта, уровня литературной подготовки характера произведения и других факторов. Перечислим некоторые виды работ, которые используются при подготовке детей к восприятию: — рассматривание книги; — свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях; — беседа; — рассказ учителя; — экскурсия; — рассматривание картин и рисунков; — демонстрация фильмов; — прослушивание музыкальных произведений; — викторина по книгам или произведениям автора; — обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении, и т.д – презентация. Планируя рассказ об авторе или беседу о его жизни и творчестве, следует помнить о том, что этот прием целесообразен лишь в тех случаях, когда такие сведения имеют отношение к описываемым событиям. Экскурсия организуется перед чтением произведений о природе для углубления конкретных знаний учащихся и формирования умения наблюдать и точно описывать явления природы. В зависимости от содержания произведения проводятэкскурсии в музеи, на производства. Во время таких экскурсий учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводит вречь учащихся новые слова и выражения, которые встретятся в тексте. Демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре. Фильмобычно используется как введение в тему чтения для уточненияи систематизации имеющихся у детей представлений. Фильмы содержат богатый познавательный материал и способствуют как осознанному чтению, так и яркому эмоциональному восприятиюсодержания произведений. В целях развития у детей умения выделять важные и существенные моменты фильма после его просмотра организуется беседа. Многиевопросы в этой беседе будут только поставлены, а ответы на них учащиеся получат из рассказа, который им предстоит читать. Такая ситуация позволяет повысить интерес к чтению, делает его более целенаправленным. В качестве источника информации могут также выступить сюжетныекартины, предметные рисунки, иллюстрации и т.п. Слушание музыки является хорошим средством подготовки к восприятию произведений большой эмоциональной наполненности. Программы по чтению и музыке для начальных классов дают большие возможности использования музыкальных произведений и отрывков перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений, сказок. Рассказ учителя присутствует, как правило, в комплексе с беседой. Значительно возрастает интерес к литературному произведению, если познакомить учащихся с писателем, рассказать о его любимых занятиях. Для этого наиболее аффективным методом является рассказ учителя. Рассказ позволяет экономно использовать время на уроке, доходчиво и эмоционально сообщить детям о писателе. Свой рассказ учитель обычно сопровождает показом портрета писателя, его книг разных изданий, что чрезвычайно важно в целях пропаганды книги, воспитания любви к чтению. На начальном этапе обучения можно ограничиться коротким сообщением, затемпредоставить детям возможность познакомиться с книгами писателя. От класса к классу постепенно углубляются знания учащихся об авторах читаемых произведений. От сообщения эпизодических сведений переходят к более целостному ознакомлению детей с жизнью и творчеством писателя. Однако в начальных классах в большинстве случаев учитель ограничивается рассказом об определенном периоде жизни и творчества писателя. В целях более глубокого восприятия произведения сообщается также о реальной основе событий, изображенных в произведении. Беседа возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать. Вопросы для беседы подбираются так, чтобы все учащиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие — различные, третьи рассчитаны на сообразительность. Но необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей ответа не знают. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением. Такое чередование вопросов позволяет вовлечь в работу всех детей, в том числе слабых учеников. В процессе беседы может использоваться наглядность, а также речь учащихся пополняется новыми, незнакомым словами, которые встретятся в изучаемом произведении. Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителя о теме произведения. В том случае, если дети имеют достаточно представлений по теме чтения, читали подобные произведения, имеют личный опыт в данной области, вопросы ставятся в такой форме, которая позволяет детям дать ответ в виде свободного связного высказывания. +Подготовительная работа не является обязательной. Она не проводится, если тематика произведения близка и понятна детям, если подобные произведения читались детьми на предыдущих уроках. Важным моментом в подготовке детей к первичному восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание или чтение художественного произведение; Установка дается в форме вопроса или задания, например: «Подумайте, почему рассказ так назван», «Подумайте, какое настроение испытывал поэт при написании этого стихотворения», и т.п. |