Ответы по методике русского языка и литературы (МГОУ). Ответы по методике РЯ и лит-ры. 1. Методика преподавания литературы как научная
Скачать 216.88 Kb.
|
Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности). Проблематика – перечень проблем. Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости). Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения. Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Художественная форма: сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь. Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения. Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Стадии развития действия Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения). Завязка — это событие, которое является началом действия. Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Средства создания образа 1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя. 2. Прямая авторская характеристика. 3. Речь героя. Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия. 4. Поступки, действия героя. 5. Психологический анализ персонажа: подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя). 6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения. 7. Портрет героя. Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами). 8. Социальная среда, общество. 9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа. 10. Художественная деталь: описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы). 11. Предыстория жизни героя. Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора. Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность. Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. 7. Язык художественного произведения: художественная лексика: тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления; синтаксические фигуры: повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания; эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы. Тропы (изобразительно-выразительные средства) Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве. Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Гипербола – художественное преувеличение. Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание. 8. Проза и поэзия: сходство и различие
Основы стихосложения Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп. Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ | Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` | Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |. Амфибрахий («окруженный») – трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ | Анапест («перевернутый, отраженный») – трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` | Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя. Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк. Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. 50. Виды и формы внеклассной работы по литературе. Существует несколько классификаций видов внеклассной работы. Так, Ю.Б. Зотов подразделяет внеклассную работу на две большие группы: регулярную и эпизодическую. К регулярным относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий к уроку, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др. Среди эпизодических можно выделить тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п. В.В. Голубев придерживается следующей классификации: внеклассное чтение, кружки, журнал и стенгазета, литературные выставки, литературные экскурсии. З.Я. Рез выделяет такие виды: внеклассное чтение, читательские конференции и диспуты, утренники и вечера, литературный кружок, клуб, литературное краеведение, музей. У Л.К. Голубева можно найти следующую классификацию: внеклассное чтение, литературный кружок, различные эпизодические мероприятия. Все виды тесно связаны между собой. Внеклассное чтение делится на индивидуальное и коллективное. Литературный кружок может быть: читательский, выразительного чтения, художественного рассказывания, драматический, творческий. Эпизодические мероприятия исследователь подразделяет на: встречи с писателями и героями литературных произведений, литературные диспуты, литературные выставки, литературные викторины, литературные экскурсии, литературные вечера. Данные классификации свидетельствуют о том, что не существует единого разделения видов внеклассной работы по литературе. Это является одной из основных методических проблем, актуальной на сегодняшний день и требующей решения. Формы внеклассной работы по литературе Формы внеклассной работы многообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать. Среди самых распространённых можно выделить следующие: литературный кружок, школьный театр, литературный клуб, лекторий, литературные экскурсии, вечера, выставки, игры, конкурсы, выпуски школьных литературных газет, читательские конференции, диспуты, олимпиады и многие другие. Каждая из форм внеклассной работы по литературе тесно связана между собой. Они образуют систему мероприятий, проводимых учителем. Так, например, при проведении литературного вечера целесообразным будет подготовить выставку или выпустить газету, соответствующую теме мероприятия. Одной из основных форм является литературный кружок. В нём учитель собирает учащихся, интересующихся литературой, постепенно привлекая внимание менее активных учеников. Руководитель кружка должен учитывать интересы участников, а также их творческие способности. Основная цель литературного кружка состоит в эстетическом развитии школьника, соединении литературы и других видов искусства с практической деятельностью учащихся [9, с. 141]. Ещё одной распространённой формой работы является литературная конференция. Её особенностью является то, что обговаривается не конкретное произведение, а определённая тема или проблема того или иного произведения. Литературные экскурсии также играют немаловажную роль. С их помощью учащиеся имеют возможность узнать об исторической эпохе, в которую работал тот или иной писатель, о его жизни и творчестве в целом. Экскурсия может быть, как очной, так и заочной, но её значимость при этом не уменьшается. Игровой формой внеклассной работы являются конкурсы. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными и объединять в себе одну или несколько тем. Конкурсы дают возможность учащимся показать свои знания не только программного материала, но и того, что они узнали индивидуально по той или иной теме. Выпуск литературных газет также немало важен. Они могут быть посвящены творчеству одного или нескольких писателей или целой эпохе. Литературные газеты выпускаются как для тематического вечера, так и для конкурса, где определяется лучшая работа. Таким образом, формы внеклассной работы по литературе разнообразны, что позволяет учителю выбирать, с чем работать, в зависимости от его творческих способностей и особенностей класса, с которым он работает. |