Главная страница
Навигация по странице:

  • В средней ступени

  • В лицеях и колледжах

  • 4. Проблемно-тематический путь анализа и его реализация при изучении художественного произведения.

  • 5. Учитель литературы и современные требования к нему.

  • Личностный характер

  • 6. Основные принципы изучения литературы в школе.

  • Ответы по методике русского языка и литературы (МГОУ). Ответы по методике РЯ и лит-ры. 1. Методика преподавания литературы как научная


    Скачать 216.88 Kb.
    Название1. Методика преподавания литературы как научная
    АнкорОтветы по методике русского языка и литературы (МГОУ
    Дата15.04.2022
    Размер216.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по методике РЯ и лит-ры.docx
    ТипЗадача
    #477464
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленно выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

    Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

    В средней ступени (V-IX классы) литература является, самостоятельным предметом, выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы. В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

    Программы V-VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого – к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теории литературы.

    Программы VIII-IX так же построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса в лицеях и колледжах, построенного на историко-литературной основе.

    В V-IX классах можно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности.

    В V-VI классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ.

    В лицеях и колледжах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и самостоятельного чтения.

    Учащиеся в лицеях и колледжах осваивают литературу в ее движении и развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствования читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.
    4. Проблемно-тематический путь анализа и его реализация при изучении художественного произведения.

    Если сравнивать проблемно-тематический путь с остальными, то необходимо отметить, что проблемно-тематический путь – высший путь анализа, рассчитанный для учащихся старших классов. Для того, чтобы охарактеризовать данный путь, необходимо сказать о таких понятиях, как проблемный вопрос и проблемная ситуация. Для проблемно-тематического анализа материалом может послужить и событие, и характер героя. Его характерным качеством является связь проблемных ситуаций, которая позволяет рассмотреть произведение в общем. Проблемный анализ предполагает, что проблемный вопрос, возникший при чтении литературного произведения, и организует весь процесс изучения и анализа, то есть проблемная ситуация предшествует анализу всего произведения, не ограничивая рамками одного урока, обеспечивая тем самым непрерывность разбора литературного произведения.

    Основные положения проблемно-тематического анализа:

    1. Вычленение из содержания произведения той или иной социальной, нравственной или иных проблем в зависимости от того, насколько ярко она представлена в тексте.

    2. Рассмотрение тематики и проблематики литературного текста в их взаимосвязи.

    3. Выбор эпизодов, опираясь на выбранные темы или проблемы.

    4. Анализ, опирающийся на проблематику и тематику, не означает отказ от анализа формы произведения.

    Если говорить о плюсах данного пути, несомненным достоинством является тот факт, что он, путь, дает общее представление о произведении, охватывая его и рассматривая с разных углов. И, соответственно, минусов выступает возможность упущения деталей.

    Приемы изучения проблемно-тематического пути делятся на :

    • литературоведческие;

    • школьные.

    Литературоведческие приемы:

    1. Анализ композиции литературного произведения, сюжетных линий, образов и т.д.

    2. Прием сопоставления жизненного материала с вымыслом

    3. Историко-литературные, историко-культурные комментарии к тексту

    4. Стилистический анализ произведения

    Школьные приемы:

    1. Выразительное чтение произведения

    2. Прием устного словестного рисования

    3. Сопровождение чтения живыми впечатлениями

    4. Пересказы

    5. Открытый анализ

    Говоря о достоинствах проблемно-тематического анализа литературного произведения, М. А. Рыбникова утверждает, что весь разбор литературного произведения можно свести к одному вопросу: когда беседа превращается в спор, можно осуществить всесторонний разбор литературного произведения: учащиеся будут отстаивать свою точку зрения, а учитель будет требовать аргументы. Рыбникова считает, что подобный путь анализа достаточно «жив и интересен». (М. А. Рыбникова. Методы преподавания литературы. Москва, 1930. - С. 59)

    Проблемный анализ основывается на связи проблемных вопросов, каждый из которых разрешается только в поединке мнений. Ценность проблемного анализа заключается и в том, что учащиеся в ходе таких поединков учатся высказывать свое мнение и защищать свою позицию.

    Проблемный анализ предполагает свободу обращения с текстом, ведь материл здесь объединен ни связью событий, как это происходит в композиционном анализе, ни определёнными образами, как в пообразном анализе, он объединен в соответствии с «логикой авторской мысли». Впрочем, анализ на основе проблемных вопросов возможен только при наличии анализа-переживания, если учащиеся прочувствовали произведение, если они переживают и анализируют действия, события, образы (Например, действительно ли Катерина – луч света в темном царстве? Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его? и т.д.), иначе вопросы и противоречия так и останутся нерешенными.

    5. Учитель литературы и современные требования к нему.

    Требование к личности и профессиональной подготовке учителя-словесника ярко и почти исчерпывающе определила методист М.А. Рыбникова. «Сегодня учителю, – говорила она, – необходимо совершенное владение своим предметом, знание школы и учащихся, яркое представление о требовании государства, об общественности к школе, к преподавании литературы, умение решать задачи воспитания на материале литературы и методами, близкими к литературе, вести работу в продуманной и четкой системе, опирающейся на понимании природы своего предмета и законов развития учащихся». Опираясь на современные исследования, психологи педагогического труда, можно назвать как важнейшие следующие стороны деятельности учителя-словесника:

    исследовательская – анализ явлений языка произведений литературы и искусства, применение научных трудов и пособий, изучение учащихся, собственной работы, опыта коллег;

    конструкторская деятельность учителя-словесника – разработка системы преподавания, уроков литературы, внеклассных мероприятий, определение этапов развития учащихся, видов и форм их работы;

    организаторская деятельность учителя-словесника –реализация намеченных планов, организация собственной работы, учебной и вне учебной деятельности классного коллектива и отдельных учащихся;

    коммуникативная деятельность учителя-словесника – установление контактов с учащимися, создание отношения, благоприятных для решения задач, речевая деятельность, выразительное чтение и рассказывание, применение текстовых и наглядных пособий и ТСО.

    Конечно, все стороны в работе учителя взаимосвязаны, взаимодействуют и направлены на обучение, воспитание, развитие учащихся. Учитель-словесник, как и учитель любой специальности, приходит к своим ученикам, чтобы руководить их познавательной деятельностью, направлять их развитие в соответствии с требованиями и идеалами общества. Его задача – приобщить своих учащихся к искусству слова и тем самым воздействовать на их взгляды, убеждения. С этой целью он заботится о совершенствовании речи и художественной восприимчивости школьников, помогает сознать основные закономерности языка и искусства слова.

    Одна из важнейших функций учителя – исследование. Учитель любого предмета должен овладеть научным мышлением, учить наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы для решения возникающих вопросов, проводить опытную работу, использовать научную литературу, осваивать опыт.

    В работе учителя-словесника исследовательская функция приобретает свои особенности. Словесник анализирует художественный текст, который каждому учителю-исследователю способен открыть какие-то новые, еще неизведанные стороны, изучает художественное восприятие, свойственное учащимся, чтобы совершенствовать его, исследует их речь, чтобы развивать ее.

    Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. И этот климат заинтересованности или равнодушия зависит во многом от учителя, от общения учителя с классом, учеников между собой. Психологи настойчиво обращают внимание на то, что общение не просто обмен информацией, что процесс общения предполагает взаимодействие его участников.

    Личностный характер общения предполагает исполнение ряда условий, без которых общения не состоит.

    Первое из этих условий – спонтанность восприятия, одновременность совместность реакций собеседников. Этого не просто добиться на уроке, как не просто актером на сцене не отключаться, не выходить из роли, когда партнер произносит монолог.

    Второе условие педагогического общения – информативность. Собеседники должны обладать разным объемом и характером информации, чтобы могло состояться взаимообогащение частников диалога.

    Третьим условием общения оказывается «фасциация», т.е. очарование партнера.

    Учитель, изучая учеников, вдумываясь в достижения других наук (литературоведение, педагогики, психологии, философии, социологии, эстетики), стремится определить основные тенденции практической работы в школе, направить ее в русло, необходимое современному развитию нашего общества.

    Интерес к ученику, к его потребностям и возможностям, стремление не просто информировать ученика, развивать его как читателя и гражданина, направленное воздействие уроков литературы на формирование мировоззрения школьников, осознанных идеологических и эстетических критериев оценки литературного произведения, воспитание историзма мышления, эстетическое воспитание, нравственное воспитание, проблемное обучение – это направления работы учителя литературы, обеспечивающие общение с искусством на уроке литературы.

    Конечно, настоящий учитель всегда пересоздает созданное наукой, чтобы лично присоединиться к тем истинам, которые он несет в класс. Дети не принимают от учителя чужого, взятого напрокат, не пережитого им самим мнения. Учитель изучает читательские реакции учеников определенного возраста и поколения, выясняет, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, каковы основные пути освоения этого содержания. Учитель опирается на работу литературоведа и методиста, но у него своя творческая задача: как сблизить с писателем этих конкретных его учеников.

    Когда речь идет о том, эффективно ли мы используем огромное духовное богатство культуры нашего города, достаточно ли органично связываем в сознании учеников искусство прошлого и нашу современность, нельзя не обратиться к живой практике школы.

    Концепция обучения как взаимодействия обучающих и обучаемых ведет к представлению о педагогической деятельности как творческом процессе. Общение в системах: учитель – учащиеся, учитель – ученик, ученик – учащиеся при изучении литературного произведения осложняется взаимодействием каждого из этих звеньев с художественным текстом. Творчество увлекает участников процесса обучения тем, что ведет к неожиданным результатам. Поэтому изучение литературного произведения в школе, которое строилось в соответствии с целями обучения и возможностями учеников, требует творческого поиска оптимального для данных условий варианта учебных операций и нахождения необходимой последовательности работы.

    Известно, что для учащихся учебный предмет и педагог – неразрывное единство. Радость учения, всегда желанная в школе, порождается общением с учителем, умеющим сохранить в классе оптимистическую настроенность, истоки которой – вера в детей, любовь к ним и творческая свобода мастера-профессионала.

    Плодотворность деятельности учителя-словесника в огромной степени зависит от того, насколько он умеет «властвовать собой», «способен к самооценке», самовоспитанию. Приобретение специальности учителя – предполагает высокий уровень активности и самостоятельности студента, чтобы разнообразные знания и умения, полученные в стенах вуза, образовали целостную систему.

    Счастье стать властителем душ своих учащихся и повести их за собой в мир литературы не приходит само собой вместе с дипломом о высшем образовании. Учителю-словеснику надо добывать его всю жизнь, неустанно формируя и обогащая собственную личность. В сфере художественной деятельности человеческая личность раскрывается особенно глубоко и полно: невозможно говорить о литературе, не раскрывая своего отношения к писателю, к произведению. У многих учащихся после окончания школы сохраняются в памяти не только интересные уроки, но и, прежде всего, сама личность педагога.
    6. Основные принципы изучения литературы в школе.

    1. Единство историко-литературного процесса. В истории литературы нет периодов незначимых или лишенных содержательной и художественной ценности.  Достижения каждого предшествующего периода лежат в основе последующих, литература суть единое историческое и культурное целое.

    2. Единство формы и содержания литературного произведения. Среди множества дидактических принципов, на которых основано обучение (научность, доступность, систематичность, преемственность и т.д.) важен принцип изучения литературы в единстве формы и содержания.

    Идейное содержание произведения должно быть в центре внимания учителя и ученика, поскольку оно обеспечивает воспитательную, личностно образующую, творческую функцию литературного образования.

    3. Историко-мировоззренческий принцип. Линейная система (хронологическая) построения программы, как показывает многолетняя практика, дает результаты в плане понимания учеником картины мира, русской и мировой истории, формирования логического мышления, духовного стержня, патриотизма. Литературные произведения должны изучаться в единстве.

    4. При изучении литературы в школе учитываются особенности личности учащегося, спектр его интересов, а также возрастные особенности восприятия литературы.

    5. Предметом конкретного изучения литературы в школе является цельный текст художественного произведения, рассматриваемый в историко-литературном контексте и как факт биографии писателя. Текст (художественный) — запечатленная в слове художественная идея, целостное эстетическое выражение в нем мыслимого, чувственного, духовного опыта.

    Лишь цельный текст произведения способен дать представление о его истинном художественном смысле и определить полноту его духовно-эстетического содержания.

    Отрывки из произведений классики, равно как и произведения, данные в сокращении, допускаются к изучению (в виде исключения) в младших классах школы, но при условии, что предлагаемые части (часть) произведения, будучи представлены самостоятельно, вне цельного произведения, преподносятся в русле пафоса цельного произведения и в соответствии с его общим духом.

    6. Школьное освоение, осмысление и оценка художественного текста произведения основываются на этапах эстетического переживания, осмысления и анализа художественных, духовно-эстетических, национальных, социально-исторических и религиозно- нравственных его начал и исключают ненаучное, внеисторическое субъективистское толкование (интерпретацию).

    7. Изучению каждого литературного произведения основывается на триедином подходе: духовно-эстетическом, социально-историческом и художественном. Духовно-эстетический подход направлен на выявление в произведении духовно-эстетических свойств и способов их выражения. Социально-исторический подход заключается в выявлении в произведении социально-исторических предпосылок его духовно-эстетических, нравственных и проч. идей. Художественный подход реализуется в изучении (освоении) художественного мира произведения.

    Художественный (поэтический) мир — это образная реальность, сотворенная писателем, осмысленная и перечувствованная его сознанием и душою и воссозданная воображением читателя на основе его жизненного опыта. Поэтический мир "побуждает читателя не просто воображать или даже думать, но думать именно в тех понятиях, которые соприродны этому миру" 

    8. Грамотное рассмотрение литературного произведения возможно лишь в историко-литературном контексте, на основе историзма.

    Историзм проявляется в литературе как свойство художественного образа запечатлевать последовательность, взаимосвязь, логику и закономерность развития во времени общественных явлений, характеров, взглядов на жизнь и историю человека. Историзм требует освещения исторической, социальной, национальной духовной среды, которая породила художественное произведение, представления о творческом пафосе и исторической судьбе автора.

    9. История литературы рассматривается в школе прежде всего как отражение поисков идеала, как поступательное движение художественных открытий. Под художественным открытием понимаются ведущие показатели литературного развития, важнейшие критерии достоинств произведения и вклада писателя в литературу, т. е. появление новой тематики, проблематики, новых жанров и способов выражения, возникновение новых стилей, изменение отношений к тем или иным художественным традициям или ценностям.

    10. Духовно-творческие начала и их воплощение в произведениях классики рассматриваются в единстве исторических взаимосвязей.

    11. Уроки литературы, отечественного языка и отечественной истории составляют предметное и воспитательное единство и координируются в связи с общими задачами школы и гуманитарного цикла предметов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта