Ответы по методике русского языка и литературы (МГОУ). Ответы по методике РЯ и лит-ры. 1. Методика преподавания литературы как научная
Скачать 216.88 Kb.
|
7. Приемы и методы обучения литературе в школе. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» четко обозначено, что педагог имеет право использовать современные технологии, методы и формы обучения. Учителя, преподающие литературу на третьем и четвертом уровне общего образования, часто используют различные приемы – элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности, компьютерные презентации, выход в Интернет. Метод беседы – умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово педагога. Используют филологи в своей педагогической деятельности метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, метод проектов, репродуктивный метод, методы и приемы эмоционально-образного постижения, методы и приемы истолкования произведений, метод художественной интерпретации, критико-публицистический метод, метод литературного поиска. Метод беседы предполагает обращение к различным сторонам художественного произведения; ряд вопросов ориентирован на восприятие текста учениками. Аналитическая беседа предусматривает историко-литературное введение; важно учитывать факты биографии писателя, проблемы историзма. Обращаясь к методу выразительного чтения, необходимо учитывать значение повторного чтения и беседы по тексту. Для современной методики остается актуальным определение меры между текстуальным анализом и объемом ученического чтения, не говоря уже о системе руководства выразительным чтением. Даже в начальном общем образовании ученикам полезно вслушиваться в связную, последовательную речь. В целом же в начальном общем образовании чаще всего используется сократический, в старших – академический метод обучения литературе. Существует понятие метод воспитательного чтения – чтение учителем, письменные заметки о прочитанном, беседа о прочитанном, письменное изложение впечатлений, исправление ошибок, чтение учеников, списывание с письменного текста и грамматические упражнения, самостоятельная подготовка к уроку литературы. Беседа с учениками о прочитанном имеет тройную цель: воспроизведение учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; комментирование прочитанного текста; оценка учениками главнейших, наиболее понравившихся каждому моментов из текста; комментирование прочитанного текста; оценка учениками под руководством учителя литературы явлений жизни, изображенных в рассказе, достоинств и недостатков самого рассказа. В условиях реализации ФГОС необходимо в преподавании литературы уделить особое внимание дальнейшей разработке таких методов как: выразительное чтение и художественное рассказывание, установление связей прошлого и настоящего, работа над самостоятельными выводами, самостоятельный анализ отдельных эпизодов и проблем, использование дискуссионного материала. Лекция должна иметь основную цель, которая определяет подбор материала; включать материал художественных текстов. Особого внимания требует форма изложения, работа над планом, подбор цитат, отрывков из произведений. Предметом особых забот является речь учителя, ее эмоциональность, выразительность. Из приемов усвоения лекции можно назвать: работа над планом, запись материала, работа над обобщениями, составление синхронистических таблиц. Работая над литературной темой, необходимо уделять внимание на приемах анализа текста: беседа с предварительной домашней подготовкой; доклады учащихся как важнейший вид самостоятельной работы. В старших классах в качестве приема анализа текста рекомендуется использовать свободную беседу, в том числе подготовленную группами учащихся; подготовку выразительного чтения как средства анализа текста. Из других методических приемов, используемых в старших классах, филологи используют работу с критической статьей, с историко-литературным материалом, использование зрительной, слуховой и синтетической наглядности. Метод творческого чтения можно сочетать с другими методами, воплощенными в различных приемах и видах деятельности учащихся. При этом учитель ведет учащихся от непосредственных жизненных впечатлений, от активизации образов памяти к восприятию образов, созданных поэтами. В работе учителя филологии все большее место занимает проблемная лекция, проблемная беседа, обсуждение проблем поэтики художественных произведений. А это требует включения деятельностного метода, личностно ориентированного обучения и технологии проблемно-диалогового обучения. 8. Заключительные занятия при изучении художественного произведения. На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора. Здесь необходимо заново осмыслить изученное, чтобы для учащихся выявился не обнаруженный ранее угол зрения на произведения. Напоминание центральных мотивов произведения в финале, как правило, связано с новым поворотом темы, прозрением, которое несколько иначе, чем предшествующий ход мысли, освещает изображенное. В системе работы над литературным произведением заключительные занятия – тот же финал. Они должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного. Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, учитель использует разнообразные формы работы: чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова (прослушивание грамзаписи), составление монтажа из наиболее ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций. Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается новыми открытиями в произведении, которое как будто вполне знакомо учениками. Но чтобы эти открытия произошли, необходимо вызвать в школьниках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворными оказываются на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной его основы. Новый материал, введенный в урок (мемуары), позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе. В старших классах степень самостоятельности учащихся на заключительных занятиях усиливается, постепенно усложняются задачи, которые мы ставим перед классом. Но сущность заключительного этапа остается такой же. Заключительные занятия – это этап анализа, его завершение, а не просто урок прощания с произведением. Поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, здесь должны найти свое законченное выражение. Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом – такова цель заключительных занятий. Появлению у школьников общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей, сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве. Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически мотивировать позицию писателя, оценить ее с позиции современности. Заключительное занятие может протекать как размышления о жанре пьесы, анализ произведения может завершиться посещением спектакля (или просмотром его по телевидению) и написанием рецензии, которая позволит учителю заметить, насколько осознанны школьниками знания, перешли ли они в убеждения, умеют ли они их активно применять. Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач: 1. после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения, 2. заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам. 3. заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников. В классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания. 9. Этапы работы над художественной литературой. Выделяются 3 этапа работы над художественным произведением: 1)Первичный синтез (первичное целостное восприятие) 2) Анализ. 3)Вторичный синтез. Первый этап (первичный синтез). Основные задачи: ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Выяснение эмоционального воздействия произведения. Второй этап (анализ). Задачи и содержание работы: установление причинно-следственных связей в развитии сюжета; выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступили и как это их характеризует), раскрытие композиции произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка), анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев (что изобразил автор и как, почему выбрал те или иные факты) и т. п. Третий этап (вторичный синтез). Содержание работы: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности произведения, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства (что узнали нового, чему учит произведение, как автору удалось так ярко и увлекательно передать читателю свои мысли и чувства и т. п.). Выяснение идеи – конечная цель анализа произведения. Раскрытие идеи объединяет работу над образом, композицией, художественно – изобразительными средствами. В произведении идея раскрывается через образ или систему образов, через поступки героев, их взаимоотношения. Поэтому, чтобы подвести учащихся к пониманию идеи, необходимо выяснить мотивы поведения действующих лиц, их отношение к фактам и событиям. Анализ должен выливаться в свободную непринужденную беседу. Беседа сочетается с чтением текста. Идея не дается детям в готовом виде. Важно, чтобы уч–ся поняли логику развития действия, целесообразность введения автором тех или иных эпизодов, жизненных картин, отдельных деталей и т.д. К пониманию идеи приходят на основе обобщения конкретного содержания. В некоторых рассказах идея четко сформулирована автором в одном – двух предложениях. В таких случаях возможны два пути раскрытия основной мысли: 1)от вывода к конкретным событиям, на которых она основана; 2)от конкретного содержания к обобщенному выводу. Для понимания идейно – тематической основы произведения важно заострить внимание к названию рассказа. Поиск ответа на вопрос: почему автор так назвал свой рассказ или стих, нередко одновременно является и размышлением над главной мыслью произведения. Работа над действующими лицами должна осуществляться во взаимосвязи и единстве с раскрытием идеи худ. произведения. В литературе есть «образ-персонаж»(человеческий характер),»образ-пейзаж»(природа), «образ-вещь»(изображение обстановки, вещей окружающих человека) и т. д. Центральным является образ-персонаж, а остальные образы служат средством его раскрытия. Исключение может составить образ-пейзаж в живописной лирике. Термин «образ» в школьной программе не вводится, при анализе произведения используется «действующее лицо». Главной задачей работы с текстом является развитие у уч-ся умения подбирать материал для высказывания о действующих лицах, выражать свое отношение к ним, составлять рассказ о них. Программа предусматривает постепенно усложняющуюся от класса к классу систему работы над главной мыслью произведения и его действий. 10. Метод творческого чтения в работе учителя-словесника. Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного восприятия, формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. В то же время художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы. В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных способностей. Чтение художественного произведения качественно отличается от чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно. Метод творческого чтения художественного текста не сводиться лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя и видах деятельности учащихся. Все это способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом нале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже. Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя, чтение мастеров по телевизору и т.д.); обучение выразительному чтению учащихся, чтение учителя художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения. Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное чтение с обоснованием его особенностей; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов; близкие к тексту пересказы, художественное рассказывание; составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле; рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения по живым впечатлениям. 11. Чтение и изучение текста художественного произведения в школе. Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой. Изучение художественного произведения начинается с чтения его. Но часто чтению предшествует выразительное чтение, которое должен подготовить учащихся к чтению. Часто в средних классах целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком. Такое совместное чтение первых глав произведений сопровождается комментированием. Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно. Учителя - практики различают следующие виды комментариев: предварительный, историко-бытовой, исторический, историко-литературный, лексический, лексико-фразеологический, идейно-стилевой, коннотативный (контекстуальный), подытоживающий. Чтение может быть домашним и классным. В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение. Оно личное, интимное. Читая вслух, учитель невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, при самостоятельном чтении нет посредника между произведением и учеником. В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В младших классах чтение произведения вслух практикуется чаще, чем в старших. Дело здесь не только в объеме произведения, но и в подготовке ученика. В 1 классах техника чтения у детей недостаточно высокая, и, читая про себя, дети не чувствуют удовольствия. Да и классное чтение в этих классах сопряжено с рядом трудностей. 10 -11 - летние школьники не могут в течение длительного времени слушать напряженно без перерыва. Они любят, когда им читают вслух, но через 20-25 мин их внимание рассеивается, они начинают отвлекаться. К тому же в этих классах остро стоит вопрос о совершенствовании техники чтения. Поэтому есть тенденция сливать первоначальное чтение с аналитической работой. Однако это неверно. Нельзя встречу с произведением искусства подменять с работой над техникой чтения. Произведение во всей силе должно звучать на уроке, а техникой чтения следует заниматься в процессе анализа, отчасти индивидуально. В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли. Желательно контроль, за ходом чтения, облечь в разнообразные формы: 1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.). Такая викторина подтягивает учеников, побуждает их читать, поскольку они знают, что каждый должен дать отчет о прочитанном. 2. Выполнение заданий. Например: назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе. 3. Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе. 4. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их. Лишь, после того как учитель будет уверен, что произведение школьниками прочитано, можно приступить к изучению его. Изучение текста художественных произведений должно строиться, опираясь на принципы научности, историзма. Анализ художественного произведения в школе - это процесс углубленного вчитывания, умного осмысленного чтения текста, который не должен уничтожить того эмоционального впечатления, какое могло возникнуть у школьников при самостоятельном чтении. Содержание школьного разбора - сложный, неоднородный, многослойный процесс. Оно вводит в особый мир, где исследуются разнообразные явления человеческого бытия, отношения людей, их характеры чувства. Школьник не только знакомится с жизнью, он как бы проживает ее вместе с героями. При изучении произведений школьной программы учащиеся приучаются видеть, что каждое из них обладает своей формой и строится писателем в соответствии с определенным замыслом, что, стремясь выразить переживание, автор создает лирическое произведение, осмысляя же жизненные конфликты, пишет драму и т. п. В работе над произведением всегда рассматривается и исследуемая автором жизнь, и элементы художественной формы, выражающие данное содержание, и личность автора, авторская художественная концепция. После того как содержание анализа определено, учителю следует практически осуществить его в конкретных условиях, придать процессу изучения определенную структуру. Из чего это складывается? 1. Нужно распределить материал во времени (часть произведений школьной программы изучается в течении 1-2 уроков, а часть 15 и более уроков). 2. Материал надо сгруппировать (тематически, по проблемам, по сюжетным звеньям), найти внутренние связи между ними в каждом уроке, а также переходы и линии, соединяющие все уроки между собой в единую систему. Внутри каждого урока следует продумать учебную ситуацию. Важно помнить и о характере разбора текста. Одни произведения рассматриваются полностью («Хамелеон» А.П. Чехова в 7 классе), другие - выборочно (главы из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского); одни - подробно, другие - сжато и т.д. Условно можно выделить в качестве основных разновидностей анализа детальный разбор текста (или текстуальный),выборочно – направленный и обзорный. Твердых границ между этими разновидностями нет, но все же различия существуют. Например, при изучении «Кладовой солнца» Пришвина возможна следующая работа. Когда текст изучается обзорно, то произведение рассматривается в общих чертах. Учитель не ставит при этом проблемных, дискуссионных вопросов. Задача обзорного изучения - осмыслить сюжетную канву, тематическую основу, композицию произведения в целом или его части, чтобы учащиеся могли свободно ориентироваться в тексте. Практика показывает, что при изучении «Кладовой солнца» обзорно изучается I глава, как вводная и несложная. Учащиеся выясняют, что рассказывается в ней о жизни Насти и Митраши (сюжетная сторона), о том, как относились дети друг к другу (факт для понимания дальнейших событий и художественной идеи произведения). Выборочно - направленный разбор текста - это изучение его с известной степенью заостренности на какой-либо проблеме, как бы под заданным углом зрения. В этом случае вопросы к тексту должны быть емкими и исключающими односложность, однолинейность ответов. Работа над II главой «Кладовой солнца» строится выборочно - направленным путем. С этой целью ставится такой вопрос: какое заглавие и почему лучше передает смысл II главы - «Дети собираются в лес» или «Первая размолвка»? При выборочно - направленном разборе ученики вновь и вновь обращаются к тексту, ищут доказательства для тех предположений, какие будут высказаны. Иным по характеру является детальный (текстуальный) разбор. Объектом его может быть глава, эпизод или другие компоненты художественного произведения. То есть текстуальный анализ предполагает пристальное рассмотрение текста на разных его глубинах и уровнях. Для подробного разбора обычно берутся ключевые эпизоды произведения, где наиболее ярко раскрываются характеры героев. Например, в «Кладовой солнца» обзорно изучается I глава, выборочно - направленно-II глава и, наконец, детально рассматривается III глава. Автор (Пришвин) одновременно пользуется как бы двумя принципами изучения: изучая природу, он узнает себя и свой внутренний мир, и свои личные мысли переносит на открытие природы (в этой главе Настя и Митраша впервые показаны автором на фоне природы) При детальном анализе задания и вопросы предполагают разнообразную деятельность учащихся: пересказ(эпизод: сосна и ель попали на Блудово болото), устное словесное описание (утро в лесу и назвать наиболее запоминавшиеся краски, голоса, звуки пробуждающейся природы), беседа. Подробным анализом нельзя злоупотреблять: он требует много времени, может привести к дробности восприятия, может утомить учащегося, вследствие чего школьники потеряют интерес к работе. Разбор в старших классах должен быть крупнее, проблемнее. Например, при изучении романа «Отцы и дети» на уроке обзорно можно познакомиться с прошлым братьев Кирсановых, детально - страницы текста, посвященные описанию внешности, манер Базарова и его занятий в первые дни после приезда в Марьино. Х главу следует рассмотреть выборочно, поставив при этом вопросы «О чем спорят Базаров и Павел Кирсанов? Каково психологическое состояние каждого из них в этой сцене? На чьей стороне автор в этом споре?». Лучевой проблемный вопрос «Почему не могут понять и принять друг друга Базаров и Павел Кирсанов?». Таким образом, все три вида разбора помогут понять авторскую позицию, усвоить авторскую концепцию. |