Ответы по методике русского языка и литературы (МГОУ). Ответы по методике РЯ и лит-ры. 1. Методика преподавания литературы как научная
Скачать 216.88 Kb.
|
31. Специфика календарно-тематического планирования. Календарно – тематическое планирование регламентирует деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету, разрабатывается учителем на каждый год обучения в соответствии с учебной программой и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Задачами составления календарно-тематического планирования являются: - определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме; - определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса; - формирование рациональной системы работы по формированию планируемых результатов. Календарно-тематическое планирование в обязательном порядке включает: общее название темы, количество часов, отведенных на изучение данной темы, название темы каждого урока или содержание учебного материала, планируемые результаты, формы организации познавательной деятельности учащихся, формы контроля. В графе «Примечание» могут содержаться сведения, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, - например, используемая дополнительная литература, содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих или одаренных детей и т.д. 32. Организация внеклассного чтения учащихся. Составная часть учебного процесса - самостоятельное чтение учеников. Цель состоит в том, чтобы приобщить к чтению, совершенствовать читательскую культуру. Оно организуется на тех же дидактических принципах, что и урок литературы. Уроки внеклассного чтения должен быть сопряжены с основным курсом литературы. Это делается по 3 направлениям: по персоналиям; жанрам; по теме, идее. Программы не регламентируют количество таких уроков. Учитель сам выбирает, когда их проводить (не менее 2 уроков в четверть). Они должны носить форму диспутов, путешествий, портретов, гостиных. Оценки не ставятся, но по усмотрению учителя можно. Возможно ведение читательского дневника. 33. Подготовка к анализу художественного произведения в школе. Чтение и анализ художественных произведений - важнейшее средство литературного развития школьников. Выяснение читательского восприятия необходимо учителю, чтобы определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста. В основе школьного разбора произведения всегда лежит литературоведческая концепция. Учителю необходимо учитывать достижения литературоведения на уровне общего осмысления художественного произведения, а не только комментария. В 7 классе, например, иногда ребятам предлагают подумать, что же представляет собой «Слово о полку Игореве»: оригинальный памятник ХП в. или позднейшее подражание «Задонщине»? Вопрос этот может, конечно, заинтересовать учеников. Но подлинной творческой увлеченности он вызвать не может, так как для этого требуется уже сложившееся историческое мировоззрение, знание русской истории и древней литературы, тонкое владение филологическим анализом. Школьный анализ избирателен по материалу, вовлеченному в разбор. Выбор основного мотива анализа не должен ослабить внимания к другим сферам произведения, например, при изучении «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя желательно сосредоточить внимание учеников на важнейшей для автора мысли: человек и родина. С этой целью следует рассмотреть отношения Андрия с дочерью польского воеводы. Избирательность в анализе не должна приводить к искажению произведения. Построение школьного анализа опирается на сложившееся в методической литературе и школьной практике пути изучения литературного произведения. Путь изучения - это особая последовательность разбора, своеобразный ход, «сюжет» рассмотрения литературного произведения. Обычно выделяют три пути разбора: «вслед за автором», «по образам», и проблемно-тематический. Каждый из них обладает особыми свойствами, влияющими на отношение учеников к произведению, определяющими сам процесс его постижения. В зависимости от этих свойств каждого пути разбора определяются целесообразные условия его применения. Учителю важно понять, когда и почему он избирает определенный путь анализа. Вместе с тем, многие словесники говорят о смешанном пути анализа, в ходе которого рассматриваются то события произведения в их сюжетной последовательности, то образы героев, то сквозные темы или проблемы. Такая точка зрения привлекательна живым разнообразием, отказом от схемы. Однако, чтобы целесообразно вести анализ, необходимо осмыслить каждый путь в его специфике, изучить его функции. Выбор пути изучения литературного произведения в школе определяется многими мотивами: художественной природой произведения, системой работы по литературе в данном классе, опытом анализа ранее изученных произведений, целью, которую ставит перед собой учитель в данном разборе, уровнем развития учеников, характером их читательского восприятия. 34. История методики преподавания литературы в ХХ веке. Развитие методической мысли в начале 20 века было обусловлено борьбой разных школ литературоведения. Существовало несколько школ: культурно-историческая, психологическая, формальная (форма произведения). Намечались положительные тенденции: 1) сокращение произведений древнерусской литературы; 2) больше внимания чтению и анализу художественных произведений новой и новейшей литературы. В начале январе 1917 года на всероссийском съезде словесников была принята резолюция, основные пункты которой: Изучение художественных произведений в социально-историческом контексте. Разумная регламентация выбора произведения. Организация внеклассного чтения без предварительных списков. После революции план изменяется: творческое восприятие произведения; анализ этических проблем; совершенствование речи; воспитание эстетического вкуса; сочинения разных жанров; организация выставок, стенгазет. В 1921 году была составлена первая советская программа. Ее принципы: основной материал чтения - художественные произведения; восприятие произведения в единстве формы и содержания; выбор должен основываться на психологии учащихся. В 1925 году литература переводится в разряд прикладных дисциплин. В 1927 году была принята новая программа Переверзева. Она приняла вульгарно-социологическую направленность. К разработке программ подключились Луначарский и Крупская. Луначарский предложил изучать советских писателей. Крупская внесла и положительные и отрицательные моменты: Учёт эмоционального развития школьников, взаимосвязи классной и внеклассной работы, обращение внимания на теорию литературы. Ленинский принцип отбора литературы. Анализ предлагалось вести с марксистских позиций. В 1931 году была принята программа по ряду проектов. Цель - привлечь учащихся к социалистическому строительству. Огромный вклад в методику этого периода внесла М.А. Рыбникова. Тематика: внеклассная работа, эстетическое восприятие школьниками художественного произведения, методика изучения произведения разных жанров. Основные работы: «Современная и классная литература в школе», «Очерки по методике литературного чтения». В этой книге она: 1) формулирует задачи методики, 2) выделяет факторы, которые определяют содержание методики как науки, 3) разрабатывает методику выразительного чтения, приемы анализа художественного текста и систему письменных работ учащихся, 4) утверждает обязательный разбор произведения в единстве формы и содержания, 5) особое значение изучению языка художественного произведения, 6) требует от учителя хорошего знания своего предмета, 7) представляет целостную систему преподавания литературы в средних классах. В 1933 году вышла стабильная программа литературного образования, которая сохранилась до 1991 г. Главные особенности: Литература признается одним из важнейших предметов. В средних классах утверждается курс «Литературное чтение», то есть предлагается особое изучение художественных произведений. Внимание учителя направляется на анализ произведения в единстве формы и содержания. В старших классах изучается краткий курс истории литературы, внедряющий ряд монографий и обзорных тем. Основа программы - марксистско-ленинская философия. Начало 1960-х гг. Всероссийский съезд учителей => закон о школе, начинается работа по созданию новых программ по литературе. В 70 гг. производится небольшой «косметический ремонт» программы. Центральной проблеме преподавания литературы, анализу литературного произведения, посвящается целый ряд методических работ, авторы которых высказывают неудовлетворенность сложившейся практикой школьного анализа. Событием в методике становится посмертное издание книги Гуковского «Изучение литературного произведения в школе», в которой предлагается сосредоточить внимание учащихся на анализе текста, основанном на научной методологии. В 60-80 гг. в школе по-прежнему преобладают традиции воспитательного чтения в средних классах и тенденциозный историко-литературный курс в старших классах. Оживленные споры и неоднозначные оценки вызывает движение учителей-новаторов, опиравшихся прежде всего на традиции этико-эстетического направления в преподавании литературы. Акцент на воспитательном значении произведений классической и современной литературы ставится практически во всех методических работах. В конце 80 гг. в МПЛ намечаются перемены, связанные с разработкой новой концепции общего среднего образования. Публикуются варианты программ по литературе, издаются пробные учебники. Много внимания МПЛ уделял Кудряшев вопросу эстетического воспитания учащихся, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики - «Об изучении языка художественных произведений в 5-7 классах». Он отмечает определение значение личности ученика в процессе обучения в работе «Теоретические основы методики литературы». Активно участвовал в разработке школьных программ и подготовке пособий. Методический сборник «Вопросы методики преподавания литературы в школе». Разделяет 4 основных метода обучения: творческое чтение, репродуктивный, эвристический, исследовательский. 35. Виды и формы внеклассной работы учащихся по литературе. Существует несколько классификаций видов внеклассной работы. Так, Ю.Б. Зотов подразделяет внеклассную работу на две большие группы: регулярную и эпизодическую. К регулярным относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий к уроку, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др. Среди эпизодических можно выделить тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п. В.В. Голубев: внеклассное чтение, кружки, журнал и стенгазета, литературные выставки, литературные экскурсии. З.Я. Рез: внеклассное чтение, читательские конференции и диспуты, утренники и вечера, литературный кружок, клуб, литературное краеведение, музей. Л.К. Голубев: внеклассное чтение, литературный кружок, различные эпизодические мероприятия. Все виды тесно связаны. Внеклассное чтение: индивидуальное/коллективное. Литературный кружок: читательский, выразительного чтения, художественного рассказывания, драматический, творческий. Эпизодические мероприятия: встречи с писателями и героями литературных произведений, литературные диспуты, литературные выставки, литературные викторины, литературные экскурсии, литературные вечера. Данные классификации свидетельствуют об отсутствии единого разделения видов внеклассной работы по литературе. Это является одной из основных методических проблем, актуальной на сегодняшний день и требующей решения. Формы внеклассной работы многообразны, что помогает учителю выбрать ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать. Самые распространённые формы: литературный кружок, школьный театр, литературный клуб/лекторий, литературные экскурсии/вечера/выставки, игры, конкурсы, выпуски школьных литгазет, читательские конференции, диспуты, олимпиады и многие другие. Каждая из форм, тесно связанная между собой, образует систему мероприятий, проводимых учителем. Например, при проведении литературного вечера целесообразным будет подготовить выставку или выпустить газету, соответствующую теме мероприятия. Литературный кружок – одна из основных форм: сбор учащихся, интересующихся литературой, постепенно привлекая внимание менее активных учеников. Руководитель кружка должен учитывать интересы участников, а также их творческие способности. Основная цель литературного кружка: эстетическое развитие школьника, соединение литературы и других видов искусства с практической деятельностью учащихся. Литературная конференция: особенность – обсуждение определённой темы/проблемы того/иного произведения. Литературные экскурсии: учащиеся имеют возможность узнать об исторической эпохе, в которую работал тот/иной писатель, о его жизни и творчестве в целом. Экскурсия: очная/заочная. Конкурсы: игровая форма внеклассной работы: групповые/индивидуальные, объединяют в себе одну или несколько тем. Конкурсы дают возможность учащимся показать свои знания того, что они узнали индивидуально по той/иной теме. Выпуск литературных газет: они могут быть посвящены творчеству одного/нескольких писателей или целой эпохе. Литературные газеты выпускаются как для тематического вечера, так и для конкурса, где определяется лучшая работа. Таким образом, формы внеклассной работы по литературе разнообразны, что позволяет учителю выбирать, с чем работать, в зависимости от его творческих способностей и особенностей класса, с которым он работает. 36. Методика обучения литературе на современном этапе. В первые послевоенные десятилетия на страницах периодических изданий горячо обсуждаются самые разные проблемы методики преподавания литературы в школе. Активное участие в дискуссиях принимают известные ученые, учителя-словесники, писатели (А. Т. Твардовский, К. И. Чуковский, С. В. Михалков и др.). В отдельных выступлениях содержатся призывы к решительному пересмотру существующей системы литературного образования. Ожесточенная полемика разворачивается в связи с переизданием старых и выпуском новых учебников по литературе. В начале 60-х гг. на Всероссийском съезде учителей принимается «Закон о школе» (1960), начинается работа по созданию новых программ по литературе. Свой вариант программы, не получивший поддержки, представляет В. В. Голубков, который считал необходимым восстановление систематического курса теории литературы. По жанровому, а не хронологическому принципу предлагают строить курс литературы в VII-VIII классах словесники из Самары. Однако за основу принимается проект, подготовленный сектором литературы НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, сохранявший историко-хронологическое изучение литературных произведений в средних классах и курс на историко-литературной основе в VIII-Х классах, дополненный произведениями Достоевского, Блока, Есенина и некоторых других авторов. Предусматриваются также специальные уроки внеклассного чтения и факультативные занятия, содержание и методика проведения которых постепенно все более регламентируются. В 70-е гг. производится небольшой «косметический ремонт» программы. Центральной проблеме преподавания литературы, анализу литературного произведения, посвящается целый ряд методических работ, авторы которых высказывают неудовлетворенность сложившейся практикой школьного анализа, не учитывающего эстетические аспекты художественного творчества, особенности читательского восприятия. Событием в методике становится посмертное издание книги Г. А. Гуковского «Изучение литературного произведения в школе» (1966), в которой предлагается сосредоточить внимание учащихся на анализе текста, основанном на научной методологии. Школа, по мнению литературоведа, должна давать основы литературной науки, учить трудному, но доступному учащимся: «То, что и без того, и без нас понятно учащимся, — и в плане познавательном, и в плане эмоциональном, и в плане широко-идейном, — незачем растолковывать». Ученый выступает решительным противником засилья анализа «по образам», предупреждает об опасности прямых сближений литературных явлений с жизнью, распространенных в практике преподавания литературы. Взгляд Гуковского на методику как прикладное литературоведение, нашедший отражение и в его более ранних работах, вызвал несогласие многих педагогов-словесников. В. А. Никольский пишет о связи методики прежде всего с педагогикой. В. И. Сорокин также называет методику педагогической наукой, однако учитывающей «природу изучаемой дисциплины». Симпозиум «Проблемы художественного восприятия», проходивший в 1968 г. в Ленинграде, сыграл важную роль в сближении методики и психологии, в обращении методистов-словесников к проблеме взаимосвязи восприятия учащимися литературных произведений и методики школьного анализа. В последующие годы выходит ряд работ, посвященных читателю-школьнику. В 60-80-е гг. в школе по-прежнему преобладают традиции «воспитательного чтения» в средних классах и тенденциозный историко-литературный курс в старших классах, построенный на основе ленинской периодизации русского освободительного движения. Оживленные споры и неоднозначные оценки вызывает движение учителей-новаторов. Акцент на воспитательном значении произведений классической и современной литературы ставится практически во всех методических работах, выходивших в 60-80-е гг. Несомненный вклад в развитие теории и практики преподавания литературы в школе вносят последние работы В. В. Голубкова, методические пособия А. М. Докусова, Н. В. Колокольцева, Н. О. Корста, Н. И. Кудряшева, Н. Я. Мещеряковой, Н. Д. Молдавской, В. А. Никольского, С. А. Смирнова, В. И. Сорокина, труды по истории отечественной методики Я. А. Ротковича, работы современных ученых-методистов и учителей-исследователей. Своеобразными творческими лабораториями для учителей-словесников являются методические центры, работающие в Москве, Петербурге, Самаре, Пскове, Туле, Саратове, Кургане, Казани, Южно-Сахалинске, Ярославле и других городах страны. В конце 80-х гг. в методике преподавания литературы намечаются перемены, связанные с разработкой новой концепции общего среднего образования, созданием новых типов учебных заведений. Публикуются варианты программ по литературе, издаются пробные учебники. Не утихают споры о содержании литературного образования и методике преподавания литературы в школе. В настоящее время перед методической наукой стоит целый комплекс проблем, связанных с разработкой концепции литературного образования, созданием учебных программ и учебных пособий нового типа. Специальной задачей современной методики является возвращение забытых имен и традиций отечественной школы. |