1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века
Скачать 492 Kb.
|
3. Общая хар-ка лит-ры 1800-1810гг.Жизнь лит-ры приобретает своеобразный хар-р. Это связано с нов.формами сущ-ия лит-ры. Подъем общ-ой жизни вызывает быстрый рост журналистики. Возник-ет много новых журналов. Появляются лит.кружки, которые способствовали эстетич.самоопределению. Также возникают лит.общ-ва.Ведется идейная борьба. В Москве: Дружеское лит.общ-во 1801.В Сп-б:1).Вольное общ-во любителей словесности, наук и худож-в 1801, с перерывами до 1825. 2.) Беседа любителей рус.слова 1811-1816 3)Арзамас 1815-1817 4)Зеленая лампа- лит.филиал декабристского общ-ва 1818-1819.Также возникают Салоны. НО! неустойчивость этих форм сущ-я. В лит-ре того времени участвуют писатели 2-го и 3-го ряда и лит.фон. Лит.процесс создается усилиями писателей разного дарования. Особенностью лит-ры данного периода: отсутствие единого господствующего лит.стиля. Период хар-ся переходностью: распад классиц-ма, складывается предромант-м, созд-ся неокласс-м, созр-ся сентиментализм.Осн.идеями дух.исканий рус лит-ры данного периода, по определению Ю.М.Лотмана, были идеи личности и народности. В 18в этой проблемы не было: человек был и индивидом, и частью народа, и частью чел-ва — противоречий в этом не виделось. В конце века, особенно в тв-ве Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина появилось осознание разрыва м/у народом и чел-м, но этот разрыв не был трагически непреодолимым. Личность — развившийся элемент народа, движение к народу — это возвращение к естественности, к природным основам личности.XIX век начался с осознания личности и народа как 2разных и противоположных начал; личные устремления человека и его прир.основа противоречат м/у собой. В 18в уже возникали противопоставления долга и страсти, чувства и разума, но они не захватывали человека целиком; в нач19в человек целиком противостоит миру. Трагич. напряжение м/у ними, попытки сближения ради обретения “потерянного рая” гармонич. цельности человека и мира стали основным сод-м дух.жизни России первых десятилетий 19века.У лит-ры | появились новые задачи. Проблема личности и народности, слияние личности и народа мыслилось, в основном, как культурная, а не соц. задача. Перед лит. встала необходимость выработки поэтич. форм, “которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой”. Эта задача сводилась к проблеме нового лит. языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров хаотическое сущ.рус.лит-ры обретало более/менее опред.черты; писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали лит. кружки, общества, журналы, в которых шёл процесс кристаллизации эстетических идей, стилей, поэтических форм. В рез-те этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая лит-ра, давшая нам Пушкина и Гоголя.Проблема создания нового лит. языка сразу наметилась в 2версиях. Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был язык и письменной лит-ры, и устной речи для интеллект.общения всех людей; такое качество языка объединит людей и вернёт искомое единство личности и народа; реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия(русский и французский), не отрывая, таким образом, русс.лит-ру и общество от достижений Европ. культуры. Другая версия решения проблемы языка основывалась на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации рус.языка и лит-ры. Сторонники этой версии полагали, что разрыв личности и народа произошёл как раз из-за влияния вредных идей развращённой, погрязшей в жестокости Европы, чему доказательством служила Франц. революция. Решением проблемы при таких взглядах мог быть только категорический отказ от любых иностранных влияний и развитие самобытного нац.языка. Разные решения проблемы языка касались не одной лишь лексики. Карамзинская теория предполагала исп.европ.жанры, а значит идущие из Европы идеи; противники Карамзина отказывались от этих идей и жанров, устанавливали др.приоритеты. |
8. Историко-литературное значение творчества Жуковского. Жанрово-стилевое своеобразие его лирики. Формирование Жуковского как поэта началось на рубеже 18 и 19 веков, в период общеевропейской популярности сентиментализма. Жуковский испытал на себе влияние Карамзина и сам себя называл «учеником Карамзина». Жуковскому была близка идея сентиментальной литературы о ценности «естественного» человека, независимо от того, к какому сословию он принадлежит, и интерес к душевной жизни. В области прозы Жуковский не был новатором, свою творческую индивидуальность он проявил в поэзии.Белинский говорил о субъективности поэзии Жуковского: для Жуковского его судьба, драматические события личной жизни стали источником творчества. А таких событий в его жизни было много: ранняя смерть близкого друга Андрея Тургенева, печальные обстоятельства любви к Маше Протасовой, участие драматических судьбах русских поэтов – Батюшкова, Пушкина, Лермонтова и др. «Родитель на Руси романтизма» - так называл себя сам Жуковский. Романтизм стал преобладающим художественным методом Жуковского во второй (1808-1817) и третий (1818-1824) периоды его творчества. Этот стиль обусловлен несколькими обстоятельствами: 1. социальные противоречия в России, связанные с ними разочарования поэта в окружающей действительности; 2. господствующее в начале столетия сентименталистское течение, имевшее в эту пору в России предромантический облик; 3. воздействие среды, в | которой формировался поэт: религиозно-нравственные идеи «дружеского литературного общества», семья Тургеневых, увлекавшаяся фольклором и творчеством английских элегиков; 4. глубокий интерес к немецкой культуре, творчеству Гёте и Шиллера. Немалую роль сыграл и психологический склад поэта, его меланхолический темперамент, мечтательная натура, и как уже говорилось, пережитые им несчастья. Руководство журналом «Вестник Европы».Своеобразие романтизма Жуковского заключатся в психологизме (поэт глубоко проникает в душевную организацию изображаемого человека и столь же обстоятельно воспроизводит мир собственной души), философской созерцательности, повышенном элегизме, меланхоличности, в редкостной человечности и этической содержательности, устремленной к сфере духовной жизни, где поэт находит и прекрасное, и возвышенное, и бесконечное. Поэтому специфику метода Жуковского определяют ныне как гуманистическо-элегический, этико-психологический, созерцателно-элегический романтизм. Еще одно отличие Жуковского от других поэтов-романтиков: его исключительная музыкальность, по словам Полевого, Жуковский выделял «мелодическое выражение, сладкозвучие». Был первым в русской поэзии использов двоемирие. Названные особенности получили выражение в жанрах, особенно характерных для Жуковского, - элегиях, посланиях и балладах. |
10. Разработка Жуковским принципов суггестивной поэтики. Анализ стихотворения «Невыразимое».Невыразимое. Отличается философичностью. Поэт рассуждает о первенстве жизни и вторичности искусства. Основная идея: объективный мир природы – это не то, что должно передавать искусство. Объективный мир поглощается субъективным. Описание лишается описательности. Это не картина мира. Все приобретает характер символа. Тихое небо – эпитет тихий – это состояние души того, кто видит это небо. Вечер – не время суток, а состояние души. В конце – много оксюморонов, отсутствие логич., ряды слов, а не предложения – эмоциональный, словесный поток – особое семантическое наполнение слов (иные смыслы и звучания). Смысловые связи в стихе (заключ. в сопоставлении смыслов). Смысл стиха рождается не в словах, а между ними, в сознании читателя. Эмоц. поток вызывает ассоциации (открыл возможности слова в полисемии). Жуковский предпочитает использовать не предметные слова (существит), а прилагательные, которые становятся существительными (милое, радостное – это тоже явления окр мира). Наречие может сделать | подлежащим (святое Прежде – имитация собственного имени,явление, одухотворен.) слово разрастается до масштабов темы. Пользуется рефренами, лейтмотивами, повторами синтаксич, похоже на музыку - суггестивная поэтика. Элегия написана так, что она сумела выразить в слове то, что, казалось бы, относиться к миру невыразимого.«Невыразимое» опрвергает тезис о невозможности выразить чувства словами, о бедности языка.Стих-е, кот-е мах приближ-но к потоку чел.жизни. Внутр.жизнь ч-ка – единый поток. Отражена текчесть внутр.жизни ч-ка. И вообще, в поэзии Ж.все воспр-ся с т.зр.человека, все носит отпечаток его видения. Главное- человек. Мир интересен Ж лишь в той мере, в какой его воспринимает ч-к. Таким обр-м, Ж.сузил объект изобр-я до ч-ка.В «Невыразимом» Ж. затрагивает вопрос о пределах «земного языка» и иск-ва. И тому и другому доступна внешняя красота природы. Но передать ее «святые таинства», ее внутр-юю танств-ю красоту слово и иск-во бессильны: Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать – И обессилено безмолствует искусство... |
34. Развитие Пушкиным реалистических художественных принципов.Повести Белкина(1830) - первые законченные прозаические произведения Пушкина, состоящие из пяти: «Выстрел», « Станционный смотритель», « Метель», « Гробовщик», « Барышня – крестьянка». В предисловии Пушкин взял на себя роль публикатора и издателя « Повестей», подписавшись своими инициалами « А.П.».ПБ-наиболее реалистич.произведение рус.прозы до Гоголя.Они явись откликом Пушкина на все проблемы современной ему рус.прозы. Своей правдивостью,глубоким проникновением в характер человека,отсутствием всякого мелодраматизма повесть «Станц.смотритель»положила конец влинию сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке»,ведущей начало от «Бедной Лизы»Карамзина. Идеализированные образы сменяются реальными типами и бытовыми картинами незаметых,но всем хорошо знакомых уголков рус.действительности.Такова почтовая станция,где писатель находит неподдельные радости и горести жизни. Манерный,впадающий в мелодраматическую риторику язык уступает место простому и бесхитростному,опирающемуся на народно-бытовое просторечие рассказу вроде рассказа старика-смотрител о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в рус.прозе. В ПБ Пушкин опирается на традиции повеств.прозы конца 20-х годов. Повествование ведется от имени Ивана Петровича Белкина, это лицо вымышленное. Из предисловия От издатели и Истории села Горюхина, становится известно, что Белкин кроткий и смирный человек, пересказывает в своих повестях истории, слышанные им от разных лиц: полковника, петербургского советника, приказчика, девицы. Поэтому в повествовании взаимодействуют голоса авторов | историй, Белкина и самого Пушкина, вторгающегося в текст, по средством отступлений, ремарок, эпиграфов. Сквозь легкую пушкинскую иронию смотрит читатель на все происходящее и на самого Белкина, хотя формально автору принадлежит лишь роль издателя.Как справедливо заметил Чернышевский, Пушкин первый стал описывать русские нравы и жизнь различных сословий русского народа с удивительной верностью и проницательностью. При внешней безыскусственности и простоте стиля пушкинское произведение – явление художественно сложное. Это сказывается в выборе проблем, сюжетов и героев. С повестей Белкина начинает свою родословную в русской литературе маленький человек. Вследствие того, что в повестях обнаруживается присутствие и Пушкина и Белкина, отчётливо проступает их многообразие. Повести можно считать «белкинским» циклом, потому что читать их, не учитывая фигуры Белкина, невозможно. Это позволило Тюпе, вслед за Бахтиным, выдвинуть идею о «двойном авторстве». Эта идея проскальзывает и в самом произведении « Повести Белкина, изданные А.П.». Однако, по мнению других исследователей, Шкловского и Бочарова, «голоса» Белкина в повестях нет. По-видимому, Пушкину просто не нужны были индивидуальные голоса Белкина и рассказчиков. Белкин говорит за всю провинцию, без каких либо индивидуальных тонкостей. С помощью этого приёма Пушкин и решает все стилизаторские задачи. Автор как бы «прикрывается» фигурой Белкина, но слова ему так и не даёт. Если роль Белкина состоит в романтизации персонажей и ситуаций, то автор, напротив, выявляет реальное содержание и двойственный смысл событий. |
18. проблема жанровой специфики комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»Ком. Грибоедова “Горе от ума” (1828) одно из лучших произв-й великого драматурга. Ком. стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Г., да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Г. в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым, рубежным произведением на стыке “века нынешнего” и “века минувшего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического ис-ва. В этом состоит лит-рное своеобразие комедии. Но вместе с тем произв-е Г. - это новое слово не только в драматургии, но и воплощение нового мышления, нового понимания отношений личности и общества. Г. создал комедию с обширной проблематикой. Она затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и современные в любую эпоху нравственные вопросы. Пис-ль осмысляет те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают пьесу | истинно художественным произведением. Конфликт ком. Г. отличается психологической и философской новизной и глубиной. Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира — всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. В ком. также можно найти фарсовые элементы, кот-е в общем-то не являлись в те времена новшеством (Напр., реплики Скалозуба, княгини, явление Репетилова), но в пьесе Г. все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения. Чацкий не просто объект сочувствия автора и не просто герой-резонер, выражающий идеи Г.. Чацкий тоже смешон, смешна и Софья, и все фамусовское общество. Значит, это особая комедия, обличающая (устами Чацкого) нравы фамусовского общества, и в то же время комедия, в которой зрители смеются над своим обличителем |
30. образ Онегина.В романе П. показывает человека не статично, в движении, в процессе жизни, и притом как продукт педелёной общественной среды, как социально обусловленного, конкретного исторического человека. Образ ЕО обобщает собой всё, что П. стремился воплотить в образах КП и Алеко. О устал от жизни, чувства его охладели. Онегин – социально – исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определённой общественной средой конца 10-х – начала 20-х годов. Онегин стоит на высоком уровне культуры своего времени. Пушк. Герой – порождение общества, но вместе с тем он и чужд ему. Пустота жизни мучает О, он во всём разочаровывается, впадает в хандру. В его настроениях поэт отмечает кризис старых идеалов жизни, восходящих к 18 в. Вместе с тем – О – сын своей среды. Он вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодёжи, ему свойственны светские предрассудки. Онегин живёт «без цели, без трудов». Его охлаждённый ум все подвергает сомнению, ничто не увлекает его. Он человек мыслящий и свободолюбивый, но романтические пламенные чувства, резкость политического протеста ему не присущи. В герое пушк. Романа слились самые | различные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождается «лишний человек». ЕО принадл. аристократическому кругу, живет по его законам. П. подробно описывает быт, восп-ние, увлечения О-на, кот-ый был очень искусен в этой иск-ной жизни, как и положено ч-ку его круга. Он воспитывался мамадами и мосье, как типичный предст-ль своего времени, окружен всем нерусским, герой оторван отнац-ных корней. Этим объсн-ся неустроенность О-на, невозм-сть реализовать свои свои способности, в итоге – трагич. судьба героя. Но П. противопост-ет О-на свету, он впадает в хандру, ему неслучайно надоедает светская жизнь, т.к. О. умен, «резкий охлажденный ум» выделяет О-на из суеты его круга. Но П. показ-ет и др. сторону проявления ума – О. смотрит на мир рационально, для него любовь – наука, ему важно не чув-ть, а играть, важно не быть, а казаться. О. – актер, он изображает чув-ва, знает, как достигнуть своей цели. В итоге эта игра ему надоедает. Взгляд героя направлен не внутрь своего сердца, а вовне, этим объясн-ся безопорность героя, его ущербность, связь с мотивом дороги. |
6. Поэты-радищевцыВольное общ-во любителей словесности, наук и худ-в. 1801-1825(расцвет 1801-1807).Волс, н и х – литературно-обществ.организация, сущ. в Петербурге в 1801-1825 годах (с перерывами). Первоначально создана как Дружеское общество любителей изящного (15 июля 1801 года) группой выпускников гимназии при Академии наук (И.М.Борн, В.В.Попугаев, В.И.Красовский, В.В.Дмитриев, А.Г.Волков, М.К.Михайлов), но вскоре переименована в Волс, н и х. В следующем году его состав значительно расширился. В общество вошли молодые поэты А.Х.Востоков, И.П.Пнин, Н.Ф.Остолопов, Г.П.Каменев, А.Е.Измайлов, сыновья А.Н.Радищева – Николай и Василий Радищевы, позднее К.Н.Батюшков, С.С.Бобров; близко стоял к ним Н.И.Гнедич. Участники общества принадлежали в основном к разночинной интеллигенции, что было новым явлением в русской культурной жизни. В 1803 году по ходатайству Борна и Попугаева получено правительственное утверждение Вольного общества. С 1804 года отчеты о его заседаниях печатались в журнале «Северный вестник». 15 июля 1805 года президентом общества вместо Борна был избран Пнин, вскоре умерший (17 сентября 1805 года). В ранний период своей деятельности (1801-1807) общество являлось центром передовой демократической | мысли в России начала века. В нем преобладали свободолюбивые настроения, отрицательное отношение к деспотизму и крепостническому строю.Первый период существ-я общ-ва ознаменовался творч-м группы поэтов, поэтов-радищевцев. Немалое влияние на общество оказали идеи Радищева, хотя участники его не поднимались до радищевской постановки вопроса о революции. Они продолжали вслед за Радищ. обсуждение в лит-ре злободневных соц проблем Самый видный из радищевцев– Иван Петрович Пнин. Лит.деят-ть поэтов-радищ. объединялась общностью их идейн.позиций – протестом против креп.права и деспотизма, провозглаш-ем идеи равенства людей, борьбой за просвещение, зачатки материалистического мировоззрения.Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых обществом и связанных с ним – альманах «Свиток муз» (1802 - 1803), жур. «Периодическое издание общ-ва любителей…»(1804 – вышел только один номер), жур. «Северный вестник» (1804 - 1805), «Журнал рос. словесности» (1805), «Санкт-Петербургский вестник» (1812) и др. В журналах рядились все на те же темы крепостного права, гос. устройства и просвещения. |