1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века
Скачать 492 Kb.
|
5. Полемика архаистов и новаторов. Термин архаисты был открыт тыняновым. На эту тему хорошо написано в его работе архаисты и новаторы. Центром этого течения стала деятельность адмирала Шишкова. Его общество беседа любителей русс слова. Основано в 1811г. в него вошли реакционеры и консерваторы. Это любители старого доброго времени. Кюхельбекер считал что Пушкин был ближе к архаистам. в 1883 Шишков издал трактат рассуждение о новом и старом слове. В этом трактате осуждалась языковая реформа Карамзина. Он считал что реформа Карамзина сеет развратные нравы. Он считал славянский яз духовными истинным. Карамзин утверждал что старые каноны становятся не актуальными и искусство нуждается в новых задачах. Шишков же с этим не соглашался он считал что язык в развитие не нуждается. Шишков утверждает что необходимо убрать из языка все неологизмы и заменить их на русские слова. Проблема народности не была новаторством Ш-ва. Трактат стал поводом В 1810 литературной войны. Главный вопрос этой войны о яз литры. Ш. выражает взгляды тех кто относится с отчуждением к политике Александра первого. В русс сознание проникают | революционные идеи. Он обвиняет Карамзина в том что он пренебрегает нац традициями. К. отказался от церковно славянизмов. Ш. считал что древнерусс и ц-слав язык одно и тоже. Он считает себя последователем Ломоносова. Он говорит что русс стали много читать ин писателей, а нужно читать Нестора. Он отрицает неологизмы Карамзина и устанавливает близость простонародного и церковнослав яз. Эту идею подхватили поэты декабристы. Шишков борется за ясность и простоту русского слова. И здесь начинается критика Шишкова. Карамзин продолжает свою работу в литре он пытается найти новый путь в литре. Рыцарь нашего времени пок4азывает характер молодого современного человека. Работа осталась не дописанной. Позже этот опыт подхватят Пушкин и Лермонтов. Начинается массовое подражание сентиментализму. Одним из ярких сентименталистов явл Шариков. Сентиментализм входит в бытовую лит-ру Распространение получают игры в \буриме и шарады. Появляется мода на непроф поэзию. |
6. идейно-худ своеобраз поэтов радищевцев. Вклад в русс классицизм. Анализ Вольное общ-во любителей словесности или по др поэты радищевцы. Образовалось в 1801 году. Сущ-ло долго в него вхолили не только писатели но и художники и скульпторы. Путь к общему благу мыслился через идеи Радищева. В Радищеве видели человек кот пожертвоввл собой ради поэзии. Еготсмерить переживалсь тяжело и воспримним как отв на вопрос жить иили умирать. Против воли Божьей. Религния у них была свободная считали что на земле все идт так к хочет человек и Бог не вмешивается. Их называли просветителями. Это нвый этап в развитие классицизма. Пнин незаконный сын Репнина. Его мать не известна. В своей лирике стремился говорить об истинности для него характерна оринтация на высокий стиль дилдактического звучания. Его поэзия-фитософская ода. Одно из его произведений звучит оч торжественно Ода человек – гимн в честь человека. В этой оде воплощена идея Радищева. Бог не вмешивается, развиваетс оьраз творца, который преобразует окр мир. Ода полна веры в человека. Это подлинная ода Пнин стремится приобрести идеал а не создать новый. Известна его ода Бог . Речь идет о причинах чел страданий в зависимости отт воли творца. Спасение оказывается не в руках Бога а в руках человека. Стиль Пнина рядом со стилем классицизма. Образы статичны. Все вопросы решаются раз и навсегда. Лирич субъект говорит от имени творца много аллегорий и витийственности. Попугаев. Автор политического трактата о рабстве начало и следствие в России. Написано на приеме аллюзии. Попугаев утверждает потребность | свободы врожденной. Счастье по его мнению закл в том что надо быть самим собой. Пигмалион Попугаева предвосхищает вольность Пушкин. У попуг повествование ведется олт челвеческого Я. Стихия более эмоц, ближе к Державину. На снове распространения дружеских отношений классицистов и сентименталистов. Стихи попугаева позитивны, но как и Пнин он стремится док-ть свои идеи. Борнин. Героический пафос вводит тему подвига в свои произведения «Ода Калистрата», в ней очень хорошо слышен героич пафос. Это стихотворение отклик на убийство Павла 1. Раньше всех на оду откликнулся Востоков. Он формирует романтическую суть. Он 1й заговорил о том что поэт отлич от обычгного человека. Он обращается к истории и один из 1х показывает историю простых людей например Светлана и Мстислав. Анализ. Б. Вокханка. Лучшим из античных стихов является вокханка. Жрица бога Вакха. В центре стихотворения картина погони за нимфой и акт любви. Образы в стихотворение оч пластичны. Белинский:картина эластична и хочется ощупать мраморные складки . Б. любит играть с цветом (красный розовый) что создает ощущение радости здоровья. Все стихотворении пронизано праздничностью красотой человеческого счастья. Но при вним анализе мы замечаем что самого описания нет, стихотворение построено на эмоц сущности. «уста в которых тает пурпурный виноград» виноград –цвет роскоши, далее сближается образы венца и хмеля, венец обвив стан. Предметно логической ясности тоже нет. Ассоциативно эти слова сцепляются в смысл всемогущей власти |
7. Возникновение и развитие романтизма. Его эстетич сущность и сновные течения. Первые кто пытался разобрать что такое романтизм были Пушкин и Рылеев позже появляется трактат георгиевского и Галича. В работах Веселовского романтизм рассм как проявл либерализма. Замотин полагает что романтизм это проявление выражение идеалистического в литературе. Сиповский определяет романтизм как индивидуализм эпохи. Сокурин говорит что Р это ирреализм. В 57 г происходит дисскусия по проблемам реалиазма. На этой почве появл сборники и монографии о романтизме. Один из это проблемы романтизма, статья Соколова к спорам о романтизме. Выходят сборники Волкова и Гуляева. Книгша история романтизма и. эстетика романтизма. Майнин поэтика русского романтизма, волков романтизм как худ система. Р явление не историческое Тимофеев утверждает что что существует два типа мышления воспроизводящий и пересоздающий. Первые это реалисы вторые это романтики. Гуляев считает что романтизм и реализм две грани худ процесса субъект (ром) и объект (реал.). Р – явление кот возникает в опред эпоху проходит определенный этап и время его можно точно определить. Время возникновения 10 е гг, конец- 30. Буревич считает что русский романтизм возникает в к 30х гг т е Пушкин и др не романтики. Возникает проблема течений. В нашем Р-зме существовало два течения революционное и реакционное. Сейчас другие определения декабристы- гражданскийрмантизм и общ-во Жук – псих-й романтизм. Об ЭСТЕТИКЕ Р. Выделяли в кач-ве первоочередного то субъектив.пафос, то апологию мечты, то волюнтаризм, то | двоемирие, то максимализм требований, то видение романтики жизни.Нельзя ск-ть, что все эти приз.Р.исключают др.др, они неплохо уживаются и скорее дополняют представления о романтич-ой эстетич-ой системе, нежели ее разрушают. Р. по своему ведущему методологическому пр-пу противостоял Реализму, который в содерж-ии и формах тв-ва ориент-ся на объектив.действит-ть ч-з самого себя, творца худ-й ценности. С собств-м опытом дух жизни ром-ки соотносили содержание и формы тв-ва. Отсюда проблемы самовыражения и мучений из-за невыразимого, но хранящегося в тайниках души, приобретали для них первостененное значение.Литераторы Р. не идеализировали действ-ть, им было свойств-но неприятие общ-х пороков, и , хотя в их теор.трудах можно было встретить идею тлетворного влияния общ-ва на ч-ка, более значит-ой им представл-сь идея ответс-ти личности за соц.бытие, противостояния нравственно сильной личности порочной толпе, кот-я получала обобщ-ую хар-ку: толпа малодушна, холодна. Но обличит-ый образ толпы выдерж-ся в эмоц-ой тональности не комической, а серьезной. Целям обличения служили трагические коллизии в Р. Трагич-ое мироощущ-е специфично по сравнению с лит-ой классицизма. Обнажается трагизм гибели красоты, любви, духовности под воздействием пошлости и бездуховности.В ром-ой лит-ре признан один вид комич-го – романтическая ирония, в основе кот-й лежит горькая усмешка мечтателя, кот-ый строит воздуш.замки над прозой жизни.Роман-ки признавали еще меланхолическую, грустную полуулыбку чел-ка разочаров-го, но примирившегося с несовершенствами жизни и чел-ой натуры. |
8. истрико-лит знач тв-ва жук-кого. Жанрово-стиливое своеобразие. Ж. первый русс романтик сыграл выдающуюся роль в формировании романтического направления рл. Вместе с другими прогрессивными лимтературными деятелями начала 19 в он способствовал подготовке переворота в русс лит-ре произв Пушкиным. Будучи учителем Пушкина он не пошел вметсе с пуш по пути революцинного романтизма и реализма и потому оказался в числе тех, кто стал отставать от развития жизни и лит-ры. Поэзия Жуковского стала началом русской класич лирики. Белинский сказал, что до Ж на Руси никто и не подозревал, что жизнь может быть в тесной связи с поэзией. Это было и до Жуковского, например, в поэзии Муравьева, Державина. Нам важно понять, что новое внес Ж. Для этого сопоставим поэзию Державина и Жуковского. У Держ: внешний автобиографизм, т.е.он создает единство, в основе которого лежит биография ч-ка, это точный автобиографизм. У Жук: единство основано на внутр а., главное – чувства, психологич аспект. Стихи Ж. после завершения его лирич-го тв-ва стали РОМАНОМ В СТИХАХ.(когда стало ясно, что его стихи – это единство.) Они объединены личностью автора, он гл. герой своих стихов. И самое важное - это строй души. т.е. все его стих-я предст-ют собой роман псих-ий, роман души. Именно в таком аспекте рассматривал Ж. Г.А.Гуковский. Пуш высоко ценил то что сделал Жук. Чернышевский сказал о Жук-м: он открыл нам ценность рл. Начинал Ж как поэт карамзист прошел сентимент шк. В своем тв-ве на протяжен всей жизни он использовал элементы сентим. Несм на это современники не сомневались что Жук романтик. Но в 1904 году вышла кн Веселовского жук. Поэзия чувств и сердечного воображения. в этой кн автор утверждал что жук был и ест сентименталист. Гинзбург также придерживалась этой т з и говорила что романтизм у жук только в переводах. Гуревич говорил что романтизм появл только в 25 году и жук туда не попадает. Гуковский рассматривал жук как ведущего романтика как и мн др. есть и компромиссные решения семенко считал Жук художником в поиске кот двигался к романтизму. Меланхоличн стихов и повышенный автобиографизм показывает что поэзия жук выходит далеко за рамки сентим и романтизма. Многие его стихи были вольными переводами в этом закл новоя особенность. | Он говорил все чужое но среди этого ест и мое. Он выстраивал оригинальные произведения на основе европейских. Например сельское кладбище посв Тургеневу. Эта элегия восх к ант ич –заплачке, т е в ней воскрешается образ умершего. Элия также строится на моменте воспеавания. Элегия-повесть о том что было пережито. Эмоции сельского кладбища- меланхолия, чувства едва мерцают. Душа лирич субъекта не может высказ лир субъект боьльше созерцатель кот озабочен тем что чтобы воссоздать поток впечатлений от внешнего мира. Объект – собственно душевная жизнь, кот настроена обусловлен потокм внешних факторов. В конце появл своеобраз двойнитк лирич я –ушедшего юноши. Характер чувства устоявш и угасающие с ни гармонируют сост мира статичность нет эмоц взрыва интонации спокойны но это начало лирики Жук. Зрелая лирика отлич. Для этого можно сравнить славянку и сельс кладбище сл строение элегии обрастает философией но поэта не знаним изобр внешнего мира как в сельском Кл. Акцент теперь ставится на душ состоняие. Природа едина с человеком. Предаются субъективные впечатления, кот зависят от лирич я. Само сот мира – движущийся пейзаж. Лирич сюжет построен на парадоксе. Герой двид=жжется по течению но вспять к воспоминаниям. В итоге мы выходим к состоянию лирич субъекта кот потрясен неуловимым состоянием. Мир прошлого прропрущен ч-з фильтр памяти. Нам дано только воспоминание т к воспоминание только то что хотим. Т о миру реальности противополставл мир души и как след мы видим двоемирие. Ч-з изображение минувшего мир поэта – целое душа лирич я находится в системе.В своих стихах Ж воплощает не внешнию красоту в конце нет рационолистич логики оч много оксюморонов. Вся лирика жук попытка раскрыть тайну поэтому у него появляется таинств образ появл лг котт пережилсмерть любимой. Характер лг статичен разные стихи лишь дополняют его опыт. И как следств мы видим разнообразие эмоц характера лг со своей судьбой. Жук явл прототипом своего лг след изображ внутрен мир лг. С миром этот лг в конфликте реальному миру он противопоставл мир душевный. Душа для нег подлинная жизнь в кот любовь не утрачивается. Любовь у жук обреченная и только в памяти живет это чувство и душа явл формой этого сопротивления т о душа у ж творит свой мир в кот герой счастлив. |
9.Море Жуковского. Лирич герой очарован восхищен эти морем. Тревожный момент,беспокойство. Оттенок заколдованности. Человеческое «я» не вольно себе. Довольно сложное состояние души. Море олицетворено благодаря эпитетам, некие состояния,кот присущи морю. Природа этой субстанции духовна. Полная света,сияния,жизни. Море обобщ образ. Здесь нет описания,деталей,обозначений. Ж делает акцент на выразит чувствах. Эпитет лазурное все же выступ описанием. Оттенок подвижности свечения. В связи с друг эпитетами возник не цветовое восприятие, а эмоц эксперессивн. Видение такого моря зависит от настроения лирич героя. Субъект впечатл от образа. | Море предст бездной состояния,изменч,кот одно смен другим. На самом деле герой созерц человеч душу,загадка его собств душа. Земная неволя противопост небу. Речь идет о доле земной,наше пребывание на земле расм кА неволя. Сост романтич двоемирия.Ж возд на наше подсознание. Размер амфибрахий.Границы стопы смазываются. Между стопами не будет стыка, предлож станов все длиннее. Начин звучать все более плавно и соотн со смыслом в строках. |
10. разработка Жук-м принципов суггестивной поэтики. Анализ невыразимое.Главная идея позии Ж- лирич переживание. Он видит в индив душе всю действит, это пояувствовал вяземский. Единственная реальность для Ж это та кот возникает в его ознание для Ж чел-к свободен и сам себе причина того что с ним происходит. Душа чел-ка свободна. Романтики приходили и к снятию индив понятия души. Все романтич герои несчсастны и находятся в хаосе. Для Ж челове это душа. Объективность мира тлько в его функции. В эстетике это выражается в стихотворение невыразимое. Основная идея – объективный мир природы. Искусство выражения зыбкие оттенки настроения, кот являются поводом. Стих-ние написано чтобы выразить не выразимое. Поэзия для Ж не т очное назыв понятия. Поэзия ключ для души, в ней важны муз-сть словесной мелодии. «Отрывок»-подзаголовок, ибо поток душевных идей сплошь и попытка его схватить лишь открыто. Т о Ж пытается сказать о тм что не выразимо. Величеств оказыв вечернее пережив, а не сам вечер. Ж передает чувство умирания. Вечер это сост души, а час- поток внутренней жизни. Земля это дом скорби внешнее бытие повод для внутр а описательность лишает текст поэтичности. Поэт отвергает легкое изображение природы, как доступное. Все что пригодно для описания –символ, поэтому заместо облаков кланы облаков. Тихое небо это состояние следов. Эпитет тихий или велич. На самом деле относится к восприним субъекту, и потому небо это высокий символ души кот летит высь. В своих стихах Ж | воплощает не внешнию красоту в конце нет рационолистич логики оч много оксюморонов. Предложения распадыв на ряды слов кот набег др на др как волны.Ситнтаксич или граматич разбор его стихотворений не нужен тк возникают муз-словесный поток. В этом потоке слова-ноты. Особое семантич дополнение слово и благодаря ему оно начинает значить большее. В стихе на первый план выступают муз обертоны, т е смысл стиха Ж заключ не в тексте и не в словах а в сознание читающего Ж открыл семантич возможности эмоц значения слова. Это было еще и у Ломоносова. Но тогда это было не востребовано. Теперь это стало важным открытием. В сознание читателя эти связи не задерживаются в его сознание происходит символизация. Ж намекает на иной уровень бытия. Вмещает всю систему быьтия. Он предпочитает использовать качественные прилагательные не прикрепляя к ним сущ-ные милое радостное – что а не какое. Жук может сделать наречие подлежащим например его фраза о милый гость святое прежде. Прежде выполняет в предлож функцию подлежащего, хотя часть речи наречие. Он мог написать такое что современники ломали голову. Например как слит (сказ) с прохладою растений фимиам (подлеж). Важное значение приобретает интонация. Ж использует повторы в итоге его стихи образуют мелодию. Такая поэтика-суггестивная. Современники приняли эту поэтику не сразу. Плетнев говорил о поэзии Ж в ней всякое чувство обретается мечтательностью. |
11. Отражение теории двоемирия в стихах Жуковского «Тургеневу в ответ на письмо», «Весеннее чувство». Ещё Белинский увидел в романтизме 2 тенденции, одна из них – «средневековый романтизм», и, по мнению Белинского, это литература двоемирия: «мир распадается на два мира – на презираемое здесь и неопределенное, таинственное там». «Там» - это идеальный мир, но он недостижим: он или в прошлом, или является лишь во сне, в фантазии, в мечтах. Для такого романтизма главный интерес составляет описание «внутреннего мира сердца». Таков был романтизм Жуковского. Послание «Тургеневу в ответ…» это обращение к другу – Александру Тургеневу - включает воспоминания о прошлом, скорбь от невосполнимости потерь (смерть Андрея Тургенева, утрата надежд, свободы), грусть от гибели прежнего «мира фантазии прелестной», на смену которой пришла «жизни нагота»… | Двоемирие у Ж. представлено в виде концепции 2-х миров, представленных в виде оппозиций: земля и небо, там и здесь. Земля в лирике Ж – юдоль страданий и чел-к на земле обречен на страдания. На небесах же жизнь как возможность осуществления счастья. И цель жизни – подготовка к вечному счастью. Двоемирие связано с идеей бессмертия души.Филос.двоемирие выражено во многих стихах Ж. Их объединяет то, что истинное блаженство откр-ся ч-ку только после смерти тела. Романтизм объявляет земной мир миром подлинных страданий, и на земле в некоторые моменты чел-ку приоткрывается завеса небесной жизни, которая ждет его впереди. Это и есть «чудное мгновенье» |
13. Этапы и мотивы поэзии Батюшкова. Анализ. Выделяется 2 периода в тв-ве Батюшкова.1-й период- гедонистический.В 1 половине своей творч жизни, до войны 1812 года, Б выработал собств «маленькую», по его выр-ю, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера, Б своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий истор-ий опыт породил жизненную и поэтиче философию Б— гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья. Поэт никогда не был сторонником революц просветительства с его грандиозными замыслами разумного переустройства мира. Разочарование в «веке Просвещения» сближало Б с его старшим современником — Карамзиным. Но позиция Б отличалась от не лишенной фатализма позиции Карамзина. По Карамзину, человек и его жизнь — неизбежное смешение тени и света, добра и зла, печали и радости, непрерывно переходящих одно в другое и неотделимых друг от друга. Отсюда «меланхолия» Карамзина. Карамзин испытывал именно жалость к человеку, а не восхищение им (на этом основан его сентиментализм). По Б же, смысл жизни — в даруемой ею радости: Лирика данного периода рождается из чувства неудовл-я действ-ю. Действ-ть и идеал одинаково значимы и для ром-в и для реал-в. Но разл-ся реал и ром-м своей доминантой. Для реал глав явл-ся образное воспроизв-е объект-ой действ-ти в соотн-ии с идеалом худож-ка. Для ром-ка – образное воссоздание идеала в соотн-ии с действ-ю. Тяга к недостижимому и главным явл-ся мечта об идеал мире. У Б.разлад м-у идеалом и действ-ю. Главное – мечта о др-м мире.Границей между 2-мя периодами тв-ва Б.явл-ся 1812 год. Охваченный сильным патриот чувством, Б в 1813 году добровольно вступил в действующую армию, был адъютантом генерала Н. Н. Раевского, участвовал в сражении под Лейпцигом и вместе с рус.войсками вступил в Париж. Однако события Отеч войны Б воспринял во многом иначе, чем больш-во его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Ужас перед преступлениями | вторгшихся в Россию «образованных варваров»(французов) омрачал для него радость и гордость победой. В этом Б был одинок — в рус общ-ве господствовало настроение общего подъема и радужных надежд. Тот самый 1812 год, который резко поднял общ-ую активность, дал толчок движению декабристов, Б-ва погрузил в мрачные раздумья. Он разочаровывается в идеях Просвещения.Б-а уже не привлекает эпикуреизм, даже в той изящной форме, которая восхищала его у М. Н. Муравьева. Единств.средством спасения поэт считает теперь христ.религию. Земная жизнь для Б-временная жизнь. Ч-ка он считал странником на земле.У Б.развивается философия аскетизма в земном мире он не видит надежды на радости. Задача ч-ка – пережить все земные страдания. Религиозность Б скорбная, п.ч.герой Б.был слишком сильно привязан к земн.жизни. Лирика 2-го периода – сознательное отречение от эпикуреизма и спор с 1-м пер. Осн.жанр лирики 2-го периода – |