|
1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века
7. Возникновение и развитие русского романтизма. Его 7.тетическая сущность и основные течения.
На рубеже 17-19 вв на западе и несколько позднее России в литре (и в других видах искусства) возникает направление, названное романтизмом. Это направление было вызвано особым обострением борьбы между феодализмом и буржуазией, борьбы, нашедшей свое наиболее яркое выражение в буржуазной революции 1789 года во Франции. В различных странах это литературное направление имело свои особенности. В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного движения. В такие моменты обострения классовой борьбы особенно остро ощущается неудовлетворенность настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о должном, о желанном. Писатель-романтик стремился уйти от современности в прошлое или будущее или, если он изображал настоящее, он противопоставлял ему своё представление о желаемой действительности. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам (в зависимости от их убеждений) по-разному. Поэтому в романтизме, прежде всего, различают два основных течения – консервативное (реакционное) и прогрессивное. Романтизм прогрессивный устремлен в будущее, полон освободительных идей, связан с борьбой за свободу и счастье людей. У нас идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (Кондратий Рылеева, А. Одоевского, А. Бестужева и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова (в Англии – Байрон, во Франции – Гюго, в Германии - Шиллер, Гейне).Представители консервативного романтизма брали сюжеты своих произведений преимущественно из прошлого, обращались к старине, с ее бытом и преданиями, особенно к средневековью (когда верили во все чудесное), или предавались грезам о каком-то загробном мире. Консервативные
|
романтиков ясно выступала личность поэта, его переживания; 3. романтики уводили читателя от общественной борьбы в мир воображения, мечтательности. представителем такого романтизма был у нас Жуковский.Основные черты романтизма: 1. борьба против классицизма, за свободу творчества; 2. в произведениях характерен интерес к народному творчеству (в нем они видят свободное поэтическое творчество народа); 4. романтические произведения отличаются красочностью языка (широко применяются средства худож выразительности). Лотман показал, что основные черты романтизма характеризуются действованием, соединенным с «витийством» и «разговорчивостью»; резкостью и прямотой суждений, безапелляционностью приговоров; слиянием «игрового» и «серьезного» отношения к жизни, независимостью поступков от обстоятельств, «литературностью» и «театральностью» общения, пренебрежением к конспирации, высокой рыцарственностью. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав авободу"(В.Г.Белинский).Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы
| 5. полемика «архаистов» и «новаторов»
"БЕСЕ́ДА ЛЮБИ́ТЕЛЕЙ РУ́ССКОГО СЛО́ВА" (1811—16) — лит. об-во в СПб.(чрезвычайно активно отстаивали архаическую позицию в вопросах языка и культурной политики) Явилось продолжением лит. вечеров, к-рые с 1807 устраивали поочередно у себя в домах А. С. Шишков, Г. Р. Державин, М. Н. Муравьев, И. С. Захаров. Приобретя офиц. статус, заседания Б. Л. Р. С. стали проводиться в форме ежемес. публичных чтений в заново отделанном зале державинского дома на Фонтанке в исключительно торжественной обстановке, при большом стечении представителей высшего петербургского об-ва. Идеологич. и лит. направленность членов Б. Л. Р. С. была неоднозначна. Осн. объединяющим фактором служило предромантич. стремление определить (в противовес европеизму карамзинистов) языковые и лит. формы выражения нац. самобытности и уникальности. С др. стороны, на фоне сентимент. принципов камерности, легкости и развлекательности чтения очевидны попытки членов Б. Л. Р. С. подчеркнуть серьезность писат. и читат. труда, гос. важность и гражд. пафос лит-ры. С этими положениями, легшими на благодатную почву патриотич. подъема в об-ве накануне войны 1812, в той или иной мере связаны особая официальность заседаний Б., иерархичность ее устройства, борьба за крупные жанровые формы, высокий и простонародный стили, тенденция к созданию "трудной" поэзии, требующей усилий от читателя, интерес к "Слову о полку Игореве" и рус. фольклору, культивирование декламационного ораторского начала. В наиб. яркой и заостренной форме идеологич. и эстетич. основы Б. Л. Р. С. сформулированы Шишковым, к-рый настаивал на необходимости широко использовать в новой рус. лит-ре потенциал др.-рус. словесности во всех ее стилистич. вариантах, а развитие нац. культуры ставил в прямую зависимость от органичности развития языка, не искажаемой иностр. влиянием и "необдуманными нововведениями". Хотя Б. Л. Р. С., за редкими исключениями, не позволяла себе явных выпадов против карамзинистов (Н. М. Карамзин был даже поч. членом Б.), она быстро стала символом архаистич. лит. устремлений и обострила лит. борьбу нач. 19 в., став объектом многочисл. пародий членов "Арзамаса". После смерти Державина, когда Шишкова уже больше всего занимала Росс. Академия, Б. внезапно распалась; ее поэтич. принципы, однако, были подхвачены и переосмыслены "младшими архаистами" — А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным, В. К. Кюхельбекером. Печ. органом Б., очень неровным по ценности
| представл. там соч., являлись "Чтения в Беседе любителей рус. слова" (1811—16, 19 частей)."АРЗАМАС" [1815–1818] — название лит. кружка, объединявшего сторонников нового "карамзинского" направления в лит-ре. "А." поставил себе задачей борьбу с устарелыми лит-ыми вкусами и традициями, защитники которых объединялись "Беседой любителей русского слова". Членами "А." были как писатели (Жуковский, Батюшков, В. Л. Пушкин, Вяземский, А. С. Пушкин и др.), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья Тургеневы, гр. Уваров, Блудов и другие). Большинство членов "А." еще до его основания были тесно связаны м-у собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. Их враги — члены "Беседы" — были реакционерами и консерваторами в области политики и литературы. В противовес бюрократической торжественности заседаний "Беседы", заседания "А." имели характер веселых дружеских сборищ. На заседаниях "А." читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов "Беседы". С закрытием "Беседы" в 1816 полемический характер деятельности "А." потерял смысл..В конце 1816 года а Арзамас был принят Н.И.Тургенев, который скоро почувствовал однообразие, устарелость содержания и формы арзамасской критики. Полит. убеждения Тургенева были значит-но радикальнее взглядов старых арзамассцев. В нач.1817 г. в «А» вступил другой участник движения дек-в – М..Орлов, который в своей речи убеждал арзамасцев опред-ть общ-ву цель. Он призывал их более тесно связать свою деят-ть с полит.борьбой двор-х революц-в. Затем появился в общ-ве А.С.Пушкин, которому предстояло возглавить революц-романтич течение. Но для старых арзамасцев такое напр-е деят-ти было неприемлемо. Полит-ое размежевание привело к распаду общ-ва в н.1818г.Внешней причиной был разъезд многих его членов из Петербурга. Более глубокая причина была указана ранее: члены общ-ва по многим общественным вопросам оказались в разных лагерях, единства взглядов среди них не было. Вместе с тем, ликвидация «А» знаменовала невозможность дальнейшего объединения новаторов-романтиков под одним знаменем. К этому времени рядом с романтич-м течением Жук-го и Бат-го властно заявило о себе другое течение ром-ма – активное, гражданское, революционное. Намечался уже новый фронт борьбы. И она действительно разгорелась в литературе 1816-1825 гг.
| 32. «Борис Годунов» как первая реалистическая трагедия.
«Б Г» посвящён историческим событиям конца 16 – начала 17 века, одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материал – «ИГР» Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала поездка в Псков в сентябре 1825. В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «БГ» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нём картин русской жизни конца 16-начала 17 в. Белинский отмечает глубокое изображение. В «БГ» Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши. Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти. П. показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия.
Сцена избрания царя полна иронии. 1 московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слёзы. Этим комическим советом П. подчёркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царём. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. П. раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного
| участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития наци, государства, народу и принадлежит последнее слово. В «БГ» побеждает народ, но он снова оказывается и побеждённым: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого П. Народ сверг во Фр. Старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот. В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности. В «БГ» отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов. П. верно изобразил политические отношения той эпохи. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого П. как участники полит борьбы. В уста БГ поэт вкладывает характеристику ода П. как рода мятежного. Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, П. провозглашает принцип реализма. В создании трагедии П. помогло изучение исторических хроник Шекспира. В «БГ» П. использовал фольклорный материал. В замечательной сцене в корчме поэт приводит прибаутки и присловья, слышанные им в Михайловском, народную песню «Как во городе было во Казани».Радикально меняются композиционные принципы трагедии. Вместо пятиактного деления, обязательного для классицистической трагедии, Р. Дает рад больших проходных сцен; действие «БГ» растягивается на несколько лет, протекая в самых разнообразных местах. Вопреки классицистической трагедии в «БГ» трагическое смешано с комическим. П. совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув её в сторону сближения с действительностью.
| 50. «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» своеобр итог работы поэта над рус. фолькл. Действие поэмы относится к рус. средневековью, эпохе Ивана Грозного, неоднократно запечатленной в памятниках нар. творчества. В осн сюж — соб, вероятное в царств Ивана IV; какие-то факты, возможно, почерпн из «Ист Гос Рос» Н. М. Карамз В хар, созд Л., отразчерты героев нар поэзии — образ удал купца Калаш очерчен в соотв с традиц разбойнич песни; фигура Кириб и связ с ним лирич. линия «Песни...» ведут к нар-пес лирике. Отнош этих героев оцен с народной т. з.: Калаш, олицетв героич. нац. начало, обнаруж спосо к бунту, яв выразителем нар. предст о правде, чести, дост. Ориент на нар. трад опред и образ Ив Гроз – его пост отраж конфликт м/у усл историч разв Рос и нереализ возм И IV как ист. деят. особ нар эпич. поэзии — композиц. принцип, система изобр. средств, обороты речи, слог и стих фолькл. но нет прям заимств. взгляд на прошлое из наст. (пушк, гус). продолж лерм трад – герои-антагонисты: носит личностн нач (прод демон лин) и мстительПесня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837)-важный этап в эволюции Л на пути к народности.Творчески исп.в поэме фольклорные традиции,Л создает произведение,органически вписывающееся в его худ.систему.Поэт широко исп.приём тройственности,который пронизывает комп-сюж и образно-стил
| структуру Песни,постоянные эпитеты,развернутые отриц.сравнения.лексико-синтаксич.параллелизмы,повторения окончаний одной строки в начале следующей.Каждый из 3 осн.образов поэмы несет в себе свою соц-ист и нравств-псих правду.В Кирибеевиче подкупают искренность и сила его страсти.Любовь к Алене Дмитриевне захватывает его целиком.Кирибеевич близок лерм.героям,неспособным на компромиссы с собой и жизнью.Получив поддержку в соц.положении воля переходит в своеволие,а глубокое чел.чев-во-в произвол..Иван Грозный-деспотизм и жестокость ричудливо сочет.в нем со справедливостью. Положение самодержавного владыки способствует перерождению многих его луших человеческих качеств в их противоположность.Грозный в поэме предстает и как царь-деспот,и как вопощение правосудия,призванного быть на страже общего в его вековечном споре с частным.Степан Парамонович-тип купца,человека третьего сословия,который однако.близок к народу.Он с наибольшей полнотой воплощает тип русского человека,рус.нац.хар-р.Открытый вызов,бросаемый Калашниковым царск.любимчику опричнику Кирибеевичу и самому царю,олицетворял зревшие в народе силы протеста. Центр.проблема фил.порядка-свободен ли человек в своих поступках или они предопределены обстоятельствами.судьбой,Богом. Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы,её конечныз рез-в,он свободен в выборе между добром и злом-свободен нравственно.
| 63.«Мертые души». Замысел Г. был в том, ч/бы показать всю Русь. Г. называет «М.Д.» поэмой. Этим определением жанра автор показывает, что его произ-я не похожи на известные читателю образцы. Большое знач-е в поэме играет образ автора и связанные с ним лирич-е отступления. Основные темы поэмы: 1 своеобразие пути России 2 падение и утрата ч-ка 3 искаженные пути челов-ва 4 меткость рус-го слова 5 тип героя. Лирич-е отступления расширяют худ-е пространство в поэме и углубляют филос-е. Название поэмы многозначно: 1 это души тех помещиков и чиновников, кот-х посещает Чичиков 2 это души крестьян, кот-х скупает Чичиков 3 это филос-й вопрос о том, что убивает человеч-ю душу и что может ее оживить. Ведущей оппозицией поэмы явл-ся мертвое-живое. Этот принцип объясняет выбор действующих лиц. Всех персонажей можно поделить на 2 группы: 1-я связана с мотивом мертвого, неподвижного начала, это люди куклы, напр, Манилов, Коробочка. 2-я группа – те персонажи, кот-е связаны с мотивом движ-я, напр, Плюшкин, Чичиков, автор. Г. пишет 1-ю главу, в кот-й показывает ужасные стороны российской жизни. Для этого он прибегает к приему гиперболы, т.е. он увеличивает к-л негативную черту, и из-за этого герои теряют человеческий облик. Автор часто сравнивает своих героев с вещами или с животными. Не случайно галерею помещиков открывает Манилов – он нейтрален, он не имеет к-л яркой черты, и даже цветовая гамма серая. Не случайно завершает галерею Степан Плюшкин. Биография Плюшкина – это биография утрат: в начале умирает его жена, затем дочь убегает с военным, сын проигрывает казенные деньги. Г. оригинальным образом разрабатывает известный в мировой лит-ре тип «скупого богача». Плюшкин не собирает богатств, он собирает мусор. Итог Плюшкина – это итог человеч-й жизни, от деятельности ч-ка остается куча мусора. Чичикров – новый герой в жизни и в лит-ре. Г. создает образ совр-го ч-ка, все плутни кот-го во имя копейки. Автор называет своего героя подлецом, хотя в Чичикове есть и привлекат-е черты: он деятелен, недоволен своим положением и стремится изменить его к лучшему. Г. Обнажает главный соблазн совр-го ч-ка – это служение телу, и веру совр-го ч-ка лишь в материальную основу бытия.
Сюжет и композиция «Мертвых душ» Гоголя. Тема дороги. Образ автора, роль лирических отступлений в поэме.
По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Прежде всего построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть “миллион. В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.Следующие пять глав посвящены изображению помещиков в их собствщной семейно-бытовой жизни в своих усадьбах. Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробочка даже слыхом не слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и про внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества. За портретами помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Гоголь избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования —
| Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как мошенника, цивилизованного подлеца. Его характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи “Мертвых душ” предстают перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.
Как видно, от главы к главе темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, а трудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессии его достоинств (упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина). Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси.
В композиции поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощью которого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует усилению эмоциональности и динамичности всей поэмы зумительное искусство Гоголя в компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводных эпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубже воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенных идей писателя. Авторские отступления, как о толстых и тонких, о “страсти русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше”, о “господах большой руки и господах средней руки”, о широкой типичности образов Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный фон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях Гоголь так или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженности эта “опасная” тема прозвучала во включенной в композицию поэмы “Повести о капитане Копейкине”, рассказанной губернским почтмейстером. По своему внутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важным элементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давала автору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожество губернской знати. В авторских отступлениях реализуется Лирическое начало в поэме «Мёртвые души». автор «Мёртвых душ» выступает в ней как лирический герой. Автор делится с читателем своими творческими замыслами. Автор беседует с читателем о своём положительном идеале, говорит о своём отношении к Чичикову.Автор постоянно общается с читателем, причём в отношении к читателю частенько сквозит ирония, скрытая под стремлением угодить. Вот как Гоголь обращается к дамам-читательницам. Автор поэмы пытается предугадать отношение читателя к главному герою, представить возможную реакцию читателя.Автор выступает в своём лиро-эпическом произведении и как рассказчик. Некоторые его высказывания связывают отдельные эпизоды поэмы, играют важную композиционную роль. Другие высказывания автора связывают отдельные эпизоды или лирические отступления с основным повествованием.Кроме того, для исчерпывающего понимания образа автора в поэме «Мёртвые души» можно сказать и о том, что в эпической части Н.В. Гоголь выступает как новатор-реалист, а в лирической — как поэт-романтик.
| 19. принципы и приемы худ типизации горе от ума
1 Главенствующей в ком. Гр. Остаётся любовная интрига. Люб. Конфликт в ком. Оказ-ся перестроенным, преобразованным. У Гр. – в перевёрнутом виде, механизм перестроен. Все персонажи в «Г.от у.» выстроены на некой иерарх. Лестнице и меняется местами. У гр. Коллизия окз-ся грандиозно усложненной. Вместо того, чтобы активно столкнуть соперников, персонажи меняются местами, все они ок-ся равны перед судьбой. Обычно в ком. Кл-ма на пути любящих ок-ся препятствия, при этом героиня добивается своего, и счастливый исход связан с положительным исходом. У Гр. Героиня увлечена Молчалиным, не вызыв. У нас доверия. Героиня обман. Отца , но ок-ся обманутой сама. Никакой активной борьбы между соперниками нет, нет хорошего финала. В 4 действии Чацкий и Софья оказ – сь в одной и той же ситуации. Сначала Чацкий подслушивает, что в нём говорят, узнаёт, что его считают сумасшедшим. Потом становится свидетелем разговоров Молчалина. Но и Софья подслушивает Молчалина – параллелизм душевных драм героев.
Связь с ком. Классицизма пр-ся и на уровне класс-ма всегда существовало понятие комедийного амплуа. В комедии Кл-ма есть несколько типов комедийного амплуа. У Гр.: «оригинальные характеры поглотили условные амплуа». В класс-ме за пределы хар-р не выходил.А у Гр. Характер становится объемным, многогранным и идеальным. Говорящие фамилии, но у них другая функция. Конфликт в класс-кой ком. – конфликт, взятый из частной жизни. Обычно в Кл-1 ком. Немного действ. Лиц. Принцип симметрии подчёркивает равенство враждующих сил. В Г.от у. конфликт- все против одного. У Чацкого нет сторонников. Гр. Создает новый тип конфликта, против Чацкого ополчилась вся Москва. Новаторство определ. И двойств. Этого конфликта( Гончаров). Частная ком. Унасл. От классицистов. Одна прерывается, начинается другая. Частная комедия органично
| перетекает в трагедию. Комедия меняет русло. Ком. Класс-ма оставалась только в рамка частной жизни. Гр. Создаёт комедию др. типа. Он соединил сов-норазные начала – комическое и драматическое. Он нарушает закон чистоты жанра. Для Гр. Это трагедия. Это пр-е, в кот. Нарушается единство стиля, образец стиля самых разных начал. В Г. От у. есть публицистическое начало. Классиц. И нарушается и определяет композицию. «Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри». Принцип зеркальной композ. Достаётся из класс-ма. Действует правило 3-х единств. От классицизма и название комедии – «Г.от У.». Ум – главноя ценность ф-и, кот лежала в комедии Кл-ма. У Гр. Ум – источник горя ч-ка. Кл-й прин-п использ. Совместно с др. акцентом. Гр. Не случайно отказался от 5 акта, в ком. Гр. Возник открытый финал. 2 линии и 2 развязки. Проблематика комедии «ГотУ»основ-ся на противоп-ии «века нынешнего и века минувшего». Лагерю крепостнической реакции, защитникам феод.старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он «в противуречии с обществом» - указывает сам Г. Г.первый в рл сумел создать реалистич-ий образ положит-го героя своего времени. Речи Ч. воспринимались как агитационные, как изложение общ-ой программы. В этом смысле еще совр.критика справедливо назвала ГотУ политич-й комедией.Свободолюбие Ч. формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. Его биография типична для передовой дворянс.молодежи 10-20гг. Сначала он едет путеш-ть, надолго оставляя Софью, а позднее не задум-сь едет на резкое столкн-е с Фамусовым, хотя понимает, что это грозит ему потерей Софьи. В этом высоком понимании общ-го долга – одна из сильных сторон личности Ч. Ч.попадает в столицу в ту пору, когда когда там зарожд-ся движ-е либералистов, полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обст-ке и сложились взгляды, стремления и ум Ч.
| 52.ГНВ(комп). представляет собою цикл, состоящий из пяти повестей. Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В "Отечественных записках" за 1839 г. были опубликованы "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист" с примечанием, "что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных"; в 1840 г. там же печатается "Тамань" и следом выходит двумя частями-томиками "Герой нашего времени". Предисловие к роману Л написал в Петербурге весной 1841 для 2изд-я икличность романа – плод отнюдь не одной только творческой индивидуальности Лермонтова, его творческой манеры. Начнем с того, что «Герой нашего времени» рассказан по меньшей мере тремя повествователями: безымянный автор, впоследствии выступающий лишь в роли публикатора дневника Печорина; Максим Максимыч и, наконец, сам Печорин. Каждое событие в романе – как бы луч света, дважды, а то и троекратно преломленный через усиливающие его линзы. Образ одного человека как бы просматривается сквозь образ другого. Лермонтов исп пр-п двойной хронологии:рассказ о событиях идёт в обратной последовательности к их истинному подразумеваемому течению.Свободное обращение со временем позволяет с большец виртуозностью обрисовать образ Печорина в разных ракурсах.Фабула(событийная
| последовательность)Т,КнМ,Б,Ф,ММ,Пр к ЖП, Пр к р.Сюжет(последовательность повествования)Пр к р,Б,ММ,Пр к ЖП,Т,КнМ,Ф.Вырабатывая свою концепцию человека, последовательно шел к новаторскому воссозданию 2 тенденций в развитии романа:1.объективная,2.субъективная. Безусловно, важную роль играет смена повествователей. Максим Максимыч слишком прост, чтобы понять Печорина, он в основном излагает внешние события. Переданный им большой монолог Печорина о его прошлом условно (реалистическая поэтика еще не разработана) мотивирован: "Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от 25-летнего человека, и, Бог даст, в последний..." Литератор, наблюдающий Печорина воочию, — человек его круга, он видит и понимает гораздо больше, чем старый кавказец. Но он лишен непосредственного сочувствия к Печорину. Наконец, сам Печорин бесстрашно, не стараясь ни в чем оправдаться, рассказывает о себе, анализирует свои мысли и поступки.Комп-сюж прерывистость,отсутствие цельности и хрнологич.последовательности в повествовании по-своему отражают метания Печорина в поисках смысла жизни,отсутствие в них удвлетворяющей героя единой цели.Роман начинается с середины и доводится до трагич.смерти,после чего события развёртываются от их начала к середине. Лермонтов искусно исп.приём кольцевой композиции,кот воплощает образсудьбы героя и его поколения.
| |
|
|