Главная страница
Навигация по странице:

  • 35. Сопоставит анализ «Станц смотрителя» и «Шинели».

  • 1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века


    Скачать 492 Kb.
    Название1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века
    Анкорotvety_3.doc
    Дата26.06.2018
    Размер492 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_3.doc
    ТипДокументы
    #20750
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9




    33. Маленькие трагедии. Историко-философская проблематика и поэтика цикла. В Болдине поэт создаёт шедевры своей драматургии – «Маленькие трагедии». П. выступил глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов. В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. Турниры, замки, культ прекрасной дамы, ростовщик, разоряющий рыцарей и сам от них терпящий насилия и обиды, оруженосцы и замковая челядь – всё нашло своё отражение в сценах, диалогах и репликах немногих действующих лиц трагедии. В создании характеров П. стремился к многостороннему раскрытию внутреннего мира персонажей трагедии, их социального облика, присущих им национально-исторических черт. В сравнении с Шекспиром П. осложнил свои задачи драматурга, сведя трагедию всего лишь к нескольким сценам, что потребовало от него большей концентрации содержания, тщательного отбора деталей, лаконичности и чётк4ости в раскрытии отношений между персонажами снизу доверху. Центральным эпизодом в сценах, показывающих Барона, и основой внешнего конфликта являются отношения отца, боящегося сына, и сына, ненавидящего отца. Конфликт завязывается ещё в высказываниях их друг о друге. В феодально-рыцарское общество проникает новая сила – власть золота и денег. Именно эта тема развита в образе скупого рыцаря. С изумительной глубиной П. раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, кот. владеет скупой рыцарь. Всё своё счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом. Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определённой исторической эпохи. Золото композитор - Сальери. Комментарий сюжета трагедии раскрывает роль труда и вдохновения в создании произведений искусства. господствует в трагедии. В «СР» почти не раскрывается индивидуальный характер Барона. Трагизм образа Барона в том, что его всемогущество эфемерно, оно воплощено в облике хилого, полубезумного старика, часы жизни которого сочтены. И


    ничего уже не оставляет он в сердцах других, кроме вражды и

    ужаса. В основу сюжета трагедии «Моцарт и Сальери» лег распространенный тогда слух о том, что в ранней гибели знаменитого немецкого композитора Моцарта виноват другой Основной проблемой пушк. Трагедии Белинский считал «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения».В образе Моцарта П. подчёркивает могучую силу гения художника. Белинский находил, что в лице Моцарта п. представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, нисколько не подозревая своего величия. Моцарт – настоящий гений, он как бы олицетворяет радость и свет, он противостоит тёмному и злобному в своей зависти и коварстве Сальери. Подлинно великое искусство несовместимо со злодейством, в преступлением. В этой трагедии раскрыта и психология зависти. Рисуя образ Моцарта, П. защищал свободу своего творчества в условиях николаевского режима. В этом плане трагедия переплетается со стихотворением П. о поэте. Проблемы вдохновения, творческого акта, роли искусства всегда волновали П. В трагедии «Каменный гость», которой особенно восхищался Белинский, П. по-новому разработал старинную испанскую легенду о гуляке и распутнике Дон Гуане. Традиционный в сценах с Лаурой образ Дон Гуана переосмысливается П. в сценах с Донной Анной. Подлинная любовь перерождает Дон Гуана. Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею П. о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной. Гибель Дон Гуана необходимо завершает драму. 2 типа женской любви представлены в образах Лауры (любовь- наслаждение) и Доны Анны (любовь – страдание). А в целом трагедия – гимн любви.

    Трагедия «Пир во время чумы» - оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. П. провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего вызов всему, «Что гибелью грозит». Городецкий справедливо указывает на «метод резкого контрастирования», используемый Пушкиным в самых различных его вариантах и оттенках, что приводит в «М.ТР.» к крайней напряжённости и драматизму положений.

    35. Сопоставит анализ «Станц смотрителя» и «Шинели».

    "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою. Изначально его жизнь складывается нелегко. Герой повести Самсон Вырин, привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь. Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе. Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя. У Гоголя маленький человек обладает большой верой, существует там, где, кажется, невозможно существовать в общественном смысле. Он продолжение того образа, заложенного

    Пушкиным.. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу. Поэтому истории, подобные к "Шинели", не раскрывают перед нами трагического смысла жизни. Там, где исчезает чувствительность, приходит в упадок мудрость.В большом холодном городе ужасно бедствует мелкий служащий. Никто не ценит его старательности, умения и честности. Года нужд привели к тому, что он больше не может выглядеть пристойно, как того требует его служба. Ценой нечеловеческих усилий он приобретает новую одежду, будто восстанавливает в себе утраченное достоинство, но счастье длится недолго: новую одежду злоумышленники подменяют лохмотья с чужого плеча. От горя этот мужчина умирает. Смерть освобождает от службы, но не от служения, которое есть смыслом бытия для него. Он блуждает ночью городом, отыскивая то, что утратил. И более ничего. Ему не нужно чужого.

    36. своеобразие метода и жанра кап. Дочки.Капитанская дочка.бала впервые напечатана в Современнике ещё при жизни поэта.Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава,которую Пушкин назвал «Пропущенная глава»В КД Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстании.Напоминая в начале романа о крестьянских волнениях,предшествовавших Пугачевскому восстанию,Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий,которое и привело к массовому крест.восстанию в 1774-1775г.В образах белогородских казаков,изувеченного башкирца,татарина,чуваша,крестьянина с уральских заводов,поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социаьной базе движения.Народ в КД не безликая масса.Пушкин стремится изобразить крепостное крестьянство,участников всстания в различных проявлениях их сознания.Крестьяне показаны как люди.хорошо понимавшие антикрепостнический,антипомещичий смысл и направленность Пугачевсого восстания.Пушкин в своем романе изображает Пугачева как талантливого,смелогоруководителя крест.восстания,отмечает его ум,сметливость,храбрость,героизм,гуманность,связь с народом.Все это создает облик подлинного Пугачева.Для Пушкина он выражал ациональный характер русского народа.Пушкин глубоко раскрыл личность Пугачева.Так же как и рядовому крестьянину,Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому барину.Добродушие и простосердечие П-так же свойства характера народного.Для Пушкина Пугачев-не только вождь крестьянского восстания,потрясшего дворянское государство,но и простой казак Емелька ПугачевОднако существенное,ведущее в его образе- величие,героизм.Это выражено символическим образом орла,о котором говорит пугачевская сказка.Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.Сущ.дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства явл. Савельич. образ

    Савельича,преданного своим господам,бы так же необходим дя реалистического изображения исторической действительности того времени,как и образы ревлюционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким,каким оно было в его многостороннем отношении к помещику.Белинский:КД-нечто вроде Онегина в прозе.Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины.Многие картины по верности,истине содержания и мастерству изложения-чудо совершенства.В КД Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа.Жизнь народа освещается П в её национально-историч.своеобразии,в её соц-сословных противоречиях.Рисуя деятельность выдающихся историч.ичностей,П показывает в ней отражение духа времени.КД положила начало рус.историч.роману.Бесспорно,что опыт историч.романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистич.историч.романа на русскую тему. В этом романе Пушкин осущ.давний замысел:пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства.И история как бы сама врывается в частную,мирную жизнь.создавая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.История раскрывается «домашним бразм», и в центре её оказываются обыкновенные,ничем не выдающиеся люди.Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса.Пушкин вслед за Радищевым положил начало тому вниманию к крепостному вопросу,которое с 40-х годов прошлого века становится ведущим в русской общественной мысли и в передовой русской литературе.

    Нарвств потенциал в школьном воспитании.Основная идея произв звдается уже в эпиграфе бериги честь смолоду. АКаждый герой повести проходит испытание честью кто-то его выдерживает и эти герои становятся для учеников образцом подражания они вызыв симапатию а кто то оттарджение. Например швабрина осуждаюти в анализе отдельных героев учитель может сделать акцент на нарвственную составляющую поступков героев тем самым воспитывая своих учеников.

    37. Принцип художественного параллелизма и его функции в романе П. 'капитанская дочка'. Параллельное изображение сцен двух советов в оренбурге и в крепости. Описание говорит само за тебя, П никак их не комментирует. В оренбурге- генерал режет сухие яблоки и слушает о смерти Мироновых со вниманием и равнодушием. 'военный совет за чашкой чая'. Разговор на совете пространный. Ничего конкретного нет. Нет ни лиц ни имён, обращаются по званиям. Совет нечто формальное, проголосовали и всё. Этим П показал, что власть далеко не гибкая, безответственная. Совет Пугачева. Поют песни, принимают оптимальные решения. В этой сцене много красоты, красок, поэтичности.Они ярче живее представлены в тексте. Пара- Петруша и Пугачев. Связаны глубинными отношениями. Не даром каждый из них вспоминает перед смертью друг о друге.


    Для каждого встреча стала судьбоносной. ПетруШа стал бы зуриным не будь Пугач.восстания. Для Пугачева- в его образе много фолькл, говорит языком сказок,поговорок-носитель общественного согласия, образ противоречивый. ГорЯщие глаза, чёрная борода, широкие плечи-Нет индивидуальных черт. Интересно работает цвет-красный- цвет крови,жизни. Золотой-Цвет власти,царственности. Цветаева- П предстает как оборотень. 'то ли волк то ли Человек'. Лейтмотив сверкающих горючих глаз - глаза волка. Вожатый - 'вожак волчьей стаи' не случайно использ Пуш. Всё время колеблится тема волк-человек. Сцена с заичьим тулупом- Петруша задает уровень общения с П.: брат. Пуг. не привычна Петрушина доброта, человечность забота. И это помогло пуг. открыть а себе иные забытые качества.

    40. поэзия Кольцова. Ее место в лит-ре 30х гг Кольцов Алексей Васильевич(1809-1842)Рождение такого самобытного творчества при всей его уникальности определялось четкими-национальными и социальными-посылками и теснейшим образом связано со стновлением всей русской лит-ры,шире-рус.дух.жизни.Кольцов обобщал результаты многовекового духвного худ.тв-ва народа.А сам опыт народной жизни у Кольцова,казалось бы,весь почерпнутый из прошлого,устремился в будущее. В 20-40-е годы продолжает свое развитие русская песенная лирика. Кольцов как поэт прежде всего прошел школу творческой практики у поэтов-песенников первого поколения. Возможно, что даже само желание писать песни возникло у него под их влиянием. В лирическом наследии поэта есть произведения, которые имеют черты подражания. Но сила собственного таланта, жизненные истоки его позволили Кольцову обрести в творчестве собственный голос и во многом опередить всех поэтов-песенников его времени. В отличие от них Кольцов в своем творчестве шел не только от современных литературно-песенных традиций, но и от стиля хорошо ему знакомых народных песен и от живого народного языка. Он стремился в своем творчестве изобразить реальную жизнь народа, его труд, быт и поэзию, поэтому оно было гораздо шире по тематике и реалистичнее. Песням Кольцова, что особенно важно, была свойственна и новая внутренняя настроенность, глубоко отличавшаяся от традиционного сентиментального "уныния" современных русских песен. В них зазвучали бодрые оптимистические призывы к преодолению любых жизненных невзгод. Произведения Кольцова, выражающие народный социальный оптимизм, были очень близки к самим народным песням, в которых даже в мотивах "грусти-тоски" никогда не чувствовалась безысходность жизненного горя. Созданный Кольцовым оригинальный размер стиха был очень близок к ритмическому строю народных песен. Все новое, что внес в поэзию Кольцов, впервые глубоко был оценено В. Г. Белинским. В своей статье о Кольцове он писал: "Кольцов знал и любил крестьянский быт так, как он есть на самом деле, не украшая и не поэтизируя его. Поэзию этого быта нашел он в самом этом быте, а не в риторике, не в пиитике, не в мечте, даже не в фантазии своей, которая давала ему только образы для выражения уже данного ему действительностью содержания. ". Народ в песнях Кольцова изображался во всей полноте его жизни - не только в труде и повседневности, но и в моменты сосредоточенного раздумья над своей жизнью. Кольцов в своих песнях всегда подчеркивал характер героя, его жизненную силу, веру в будущее.В песнях о народной бедности


    жизненной бесприютности, сиротстве ("Сирота", "Раздумье селянина", "В непогоду ветер", "Светит солнышко", "Доля бедняка") изображалась горькая доля бедняка с помощью заимствованных из народной поэзии образов беды, горя, злой судьбы. Но изображение "злой доли" крестьянина у Кольцова сочеталось с мотивами смелого и упорного ее преодоления. Особенно это проявляется в песнях Кольцова "Деревенская беда" (мотивы борьбы бедняка с богачом), "Дума сокола" (страстный порыв героя к лучшей жизни}, "На погибель идти - песни петь соловьем" (молодецкая удаль, помогающая героически преодолеть любое горе) и в других.Вдумчивое проникновение Кольцова в народную жизнь позволило ему увидеть в ней главное, выделить наиболее существенное. В этом отношении особого внимания заслуживает ведущая тема его песенного творчества - тема труда. Кольцов видел крепкую любовь крестьян к "матери сырой земле" и чисто крестьянские трудовые интересы и упования, связанные с земледельческим трудом. Все это он с большой художественной силой отразил как в стихотворении "Косарь", так и в своеобразной трилогии - "Песня пахаря", "Урожай" и "Крестьянская пирушка", посвященной крестьянскому труду. В этих произведениях Кольцов показал не только поэзию крестьянского труда, но и ту сосредоточенную величавую "обрядность", которая была так характерна для крестьянской жизни. Наряду с этими темами в творчестве Кольцова большое место занимали и песни на семейно-бытовые и любовные темы. Значительная лирическая эмоциональность в песнях Кольцова и даже экспрессивность выраженных в них чувств сближали некоторые песни с устными городскими романсами. Песни Кольцова и народные варианты имели достаточно широкое распространение. Об этом свидетельствуют места их записи - Карелия, Беломорье, Центральные области, Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь и т. д. Глубоко проникнув в народ, песни Кольцова не только стали неотъемлемой частью народного песенного репертуара, но и явились образцами для возникновения новых народных песен, которые безусловно оказывали положительное влияние на развитие народной поэзии на протяжении долгого времени. Творчество Кольцова расширило жанровый диапазон многих русских поэтов второй половины XIX века, которые продолжили развитие книжной и народной песенной поэзии.

    41. лирика Баратынского. Анализ. Ахилл. В основе стихотворения лежит античный миф об Ахилле. Его мать богиня Фетида, желая сделать сына ессмертгным опустила держа за пятку в в реку Стикс. Тело Ахилла стало не уязвимым кроме пятки. Погиб он от стрелы Париса, попавшей ему в пятку. Стихотворение построено по принципу антитезы. Б. противопоставляет телесно неуязвимого Ах духовно неуязвимогу бойцу – сыну купели новых дней. В коспозиции стихотворения можно проследить последовательное очищение чел-ка для истинной веры плоть-душа-дух. Описание плоти в первой строфе. Души в купели новых дней – 2я строфа. Духа в 3й, описывающей страдания и

    живую веру. В 1й строфе изображен античный мир. Во 2й и 3й появляется христианская символика (боец духовный, купель, омовен, живая вера) и симпатии автора смещаются с телесно неуязв героя на духовного. Ахилл стоит ниже чем боец на дух лестнице. Используется прием зеркальной композиции. Ахилл должен выстоять борьбу с троянцами и остантся уязвимым только в япту, а дух боец должен выстоять в борьбе с самим собой и встать пятой на живую веру. В стихотворение автор разгранич историч и мифологич время и показ их отличие. Размер хорей. С перрихием в 1-5, 6-7, 10, 13-15. это указыв на ускарение ритма и в тоже время плавность событий.

    44. лирика Языкова. Анализ. Бессонница Тип лирики:интимный Тема:Влюбленный чел не может уснуть Изобразительно выразительные средства: Что мечты мои волнует На привычном ложе сна?-Риторический вопрос(вопрос не требующий ответа) Ты ли мне любви мечтами Прогоняешь мирны сны? Ты ли свежими устами Навеваешь свет луны, Скрыта легкими тенями Соблазнительной весны?-Риторический вопрос Ты ль, приют восторгам нежным,-риторическое обращение(к неживому



    отсутствующему лицу) Ты ли мне любви мечтами --риторическое обращение Ты ли свежими устами--риторическое обращение Благодатное виденье, Тихий ангел! --риторическое обращение ложе сна-парафраз(подразумевается кровать) Тихо очи мне целует Полуночная луна.-олицетворение Ангел взором безмятежным,
    Ангел прелестью очей, - анафора(повторение начала) золотом кудрей - эпитет Мягкое золото - оксЮморон легкими тенями - эпитет Чувства жаркие-эпитет

    52. «Герой нашего времени». Особенности метода и жанра.

    «Г Н В» многими нитями связан с романтизмом, не утратившим еще в ту пору своего значения для Лермонтова. Преимущественное внимание и внутреннему миру чел-ка, психологический самоанализ героя, контратность хар-ров, острота сюжета, нарушение хронологической последовательности в композиции романа - таковы худ традиции романтизма, в той или иной форме проявляющиеся в романе Лермонтова. Но это не значит, что «ГНВ» романтический роман. Традиции романтизма в романе подчинены иному худ заданию - реалистическому. 'Герой общеговремени' стал великим созданием рус реализма. Широкое освещение проблемы о способностях своего поколения выполнить его исторический долг, к кот п

    одошел Лерм требовало худ-х средств реалистич романа. Так возникает 'Г на в'. Автор сам указывает на основные методы, кот он следовал при создании произведения. Это во-первых реализм, задачей кот является создание типического хар-ра: 'Г на в - это портрет, составленный из потоков всего нашегопоколения, в полном их развитии'. Во-вторых критический хар-р реализма. Лермонтовский роман ставит центральную проблему эпохи - проблему 'деятеля', отвечающего общественно-историческим потребностям эпохи. В реалистич романе Лерм попытался художественно познать и оценить 'героя времени' как он есть, в свете своего морально общественного идеала.

    56. своеобразие гоголевского романтизма в вечерах на хуторе близ Диканьки. Своеобразие заключ в отсутствие к акцентиованию творческого аспекта акта. Представлено пасесником Рудой панько. Интерпритация модификации персонификации. Панько внук афансия. Впервые смысл псевдонима раскрывает Маркевич. Панько только издатель записывает и изд чужое слово. Доверяя рассказам Курочкина Фомы Григорьевича. Все похоже на повести Белкина но у Пушкина разнообразие с т з разных авторов. У гоголя все иначе рассказчики не всегда различны. Это романтическое произведение. Странный романтизм. Гуковский говорит отсутствует характерного в стремление актенцуации индивидуальный процесс творческого акта. Носителем тв-го усилия оказывается некая общность людей. Субъект теряет облик индивидуального автора. Субъект передается как фигура коллективная. Субъектом становится нация. Курочка. Фома Григорьевич, Рудый панько. Начало вечеров исчезает. У Пушкина разные авторы напоминали о многоаспектности мира это напоминало единство мира в его многообразии. У гогля идет единый речевой поток лишенный индив голосов. Ему нужен единый собирательный тип человека кот из народа выдвигаться не желает и не имеет индивид голоса. Речь поэта осознается как речь народная. Частное воплощает в себе общее. Манера повествования безлично поэтическая. Гоголь пытается осмыслить речь народа. Частное оказывается воплощением общего. Речевой облик рассказа все время меняется. Здесь нет образа автора кАк личности. Книга объединена именно образом автора. Автор книги – люди народ. Мир мечты идеала тесно связан с народной мечтой. В этом произведение ярок выражена поэтическая душа народа. Здесь специфичные герои. В ней царит здоровая нравственная атмосфера. Добро сильнее зла. От сказки идет идеализация и поэтизация героев. Язык нарочито поэтизированный метафоры идут от унт. Музыкальность

    мелодичность всего произведения. Из фольклора пришли русалки черти ведьмы. Это именно фольклорная чертовщина. Огни имеют бытовой зримый облик Происходит дедемонизация. Черт у гоголя напоминает черта из былички. Амфитеатров сказал: Дьявол в быте в легенде в литре средних вв. Хитрость демонов кажется наивной их можно высмеять и унизить. При этом исследователи отмечают близость к жанру баллады – неотвратимость рока. Идея абсолютного торжества справедливости. В вечерах сильно выражено начало карнавального. Худ мир Гоголя с карнавалом сближает установка на праздник. В праздничное детство вливается герой. Андрей Белый отмечает мир казаков искусственно конструктивный мы можем встретить хронологические даты и архаизмы. Условная эпическая организация. Утверждают что деканские галушки ели олько священники. Все что происх в деканьке это единство обитателей. Сказка пересиливает реальность вечеров. Когда гоголь погрузился в фольклор он прикоснулся к душе народа это было не привычн. И на этой почве развернулась дисскусия о народности. Одни говорили истинная Малороссия, другие например Андрей полевой народности не обнаруживается и говорит что писал не украинец. Но с появлением второго тома смягчает свою т з. К нему присоединяется сторожевой кот находит нарушения. Схлестнулось два подхода. Романтикам было важно, чтобы все было изображено четко. Гоголь после скажет что главное не изображение народного сарафана а изображение народного духа. По пути появляется рассказчик это первое личное обращение к сказовой манере повествования. Специфика кот от личается от повествования от 1го лица. Рассказ ярко отображает свою т з в повествование создание иллюзии монолога который чужд автору. В недрах романтизма у гоголя появляется реализм. Изначально гоголь мечтает об освобождение человека из животного существования. Лотман: реальность в вечерах соединят быт и фантастическое.

    57. сборник Миргород как этап худ эволюции Г. Своеобр сюжета и композиции как единого целого. Новый этап Гоголя. Гоголь выступает открыто. Миргород это новый этап эволюции Гоголя перед нами размышления идеала поэта . Гоголь возводит вопрос о о возникновение человека и реализации в жизни в общих категориях. Худ реальность резко меняется . Гоголь считал что неравноправно разделять восточных славян. Перед нами Малороссия. Здесь вводятся прозаические материал. В Миргороде искажается материал реальной жизни. В Миргороде происходит столкновение возможностей с их историч реализации. М это трагедия искаженного материала . Возникает определенная композиционная сила. Начинается сборник со старосветских помещиков. Гуковский: это тезис с которого все начинается. Погодин: старик и старуха жили были и померли. С одной стороны повесть поражает обыденностью и прозаичностью. Она оч многослойна. Гуковский образы стариков даны в освещение. Они окружены образами в их доме дана деталь поющие двери. Все нампекае5т на скрытое богатство души героя. Это повесть о любви. В их жизни и сейчас есть романтич тайны. Герои слиты с извечными законами природы. перед нами старый сюжет: любовь превыше смерти. Пафос похорон , выдержанный в высоком стиле. Предложения расширяются. Много инверсий. Идет усиление трагизма. Много слез. Любовь не умерла. Вся поэзия это возможности которые скрыты в душах героев. Все кругом в повести спит и ест. Образ еды сниженный. Убийственное отупение. Искажение великого человеческого. Картины напоминают о возможности другой жизни. Они слиты с прошлой средой. У гоголя дурная среда искажает человека вообще.

    Противоречие между средой и родовой сущностью человека вообще. У него индив в характерах сводится к минимуму. Среда губит то что изначально есть в каждом человеке. Ему интересен любой герой . Гоголю интерсно групп явление. У гоголя герой не противопоставляется среде а стоит вровень со средой. Он часть среды. Центр тяжести переносится на изображение самой среды. С гоголя начинается демократизация русс лит-ры. Как решает гоголь поэму доба и зла. Он считает что зло и благо принципиально равны. Сама реальность носительница зла. У Пушкина добро в реальности не исключается но редко реализуется. Зло более реальное чем добро. У Гоголя добро и зло равны. Присущи в одном персонаже Гоголь говорит ты прекрасен в душе своей. У него человек не погибает. Гоголь более активный он борется и пытается спасти человека. Он человек страстный. У гоголя силен элемент объяснения человека. Гоголь стремится к док-ву, отсюда возникает дидактичность. Подчеркивается то что высокое заложено в человеке. Старички несут глубокую основу человеческой жизни. Эту же идею он воплощает в образе Хомы Бруты. В повести Вий. Этт образ двоящийся он живет в 2х стилях обыденной и необыденной. Он окружен бытовой жизнью но он одновременно включен в мир необычных явлений. Путь вечного добра. Обычный человек оказался на грани 2х миров. Иная жизнь тож его жизнь. Один переходит в другой. Мир мечты проходит съ\через мир действительности. В реальной жизни проявл сказка. Борьба 2х аспектов развивается. Это разные сущности одного мира Легенда мрачна но именно в ней он существ подлинно . Торжествует Вий а добро дает себя знать. Глубокая мысль в конце повести не нужно боятся зло.

    58. Образ Птб в Птб повыестях. Как основа худ единства цикла . Анализ вступления и заключения. (пробл тв-ва) Голь свел воедино повест которые в течение 10 лет. Он воспринимал повести как фрагмнт единого целого. Единство повестей обусловлено тем что Петербург это сосредоточенность всяческого зла.ем торжествует пошлость. Эт город бюрократии где все фальшиво. Это сквозной образ который проходит через все повести. Образ птб строится на приеме контра ста. Гоголь не дает описания архитектуры. Только описание людей. Для гоголя не существует Великолепной столицы. Главная черта города – двойственность Все в том городе не точ ем кажется. Человек постепенно сходит с ума. Сюжеты в повестях прихотливы разветвлены и сложны. В основе сюжета необыкновенное происшествие с героями. Ситуации не вероятны. Под влиянием случ обстоятельств круто ломается жизнь человека. Город полон тайн. Это понимание Птб отличает Гоголя от натуралистич школы. ЬТе тяготеют к описанию быта. У гоголя все невероятное. Это суть жизни. Это не романтич фантастика. Типическим оказыв не нормальное безумное бытие. Атмосфера безумия в гоголевском птб это

    констатация характерных признаков объективной реальности жизни города кот приводит автора в ужас и отчаяние. Портрет Птб некая коллективная личность, сплетенная из антагонизмов. Город – единство многих судеб. Птб город вненациональный. Он оч разделен внутренне и внешне. Оч противоречив. Город источник торгашества и бюрократии. В описание Птб много фантастики. Здесь много гиперболизма невероятных утверждений. В записках сумасшедшего дается переписка 2х собачек. Птб не реальный город невероятный. Гоголь не покидает реального мира. Все это мир вполне земной и обыкновенный. Эта фантастика помогает дать гоголю суть буржуазного мира. Из него некуда уйти. Это есть та реальность в кот человек живет. Он либо впадет в отчаяние лимбо пытается выжить. Характеры описаны грубы и резко Гуковский вскрывает тайные пружины при помощи которых среда воздействует на людей. Гоголевская худ система это аналитическая система. Г. волнует суть тв-ва. Он продолжает Пушкинские идеи. Но он считает и сближает поэта и человека и в сфере высокого. Это проповедник высоких личностей.

    60. Своеобразие художественного решения темы "маленького человека" в повести гоголя "Записки сумашедшего".

    Из сборника петербургских повестей. Рассказ дан от первого лица и дает возможность глубоко раскрыть психологию, внутренний мир героя. Его сумашествие позволило как то по новому без привычных условностей взглянуть на окружающее и увидеть то, что обычно принято не замечать. Поприщин - титулярный советник, выполняющий в департаменте самую незначительную работу. Он сидит в директорском кабинете и чинит грусиные перья для его превосходительства. На первых страницах записок поприщин выступает как человек, у которого не возникает сомнения в справедливости сословно-бюрократического устройства. К директору он искренне почтителен, признает его превосходство над другими и над собой. Герой усвоил консервативные взгляды своей среды. Он читает газету северная пчела. Гонор его обращен на тех кто стоит ниже его. Уверен в том, что и его могло ожидать большое поприще."будем и мы вно искалеченному общественным строем николаевской россии


    полковником,а может и чем нибудь побольше" В его рассуждениях ощущается болезненность психики человека, оттесняемого на нижние ступени общественной лестницы. На этой почве развивается душевная болезнь маленького чиновника. Он начинает слушать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слышал. Сумашедший понимает разговор собачек, перед которыми его начальник выступает без лицемерной маски. Теперь перед ним открывается истинная суть этих господ. В другом свете предстает ему светское общество, привлекавшее его ранее своим блеском. Он начинает понимать общественную несправедливость, социальное неравенство. Он задает себе почему он всего лишь титулярный советник и не находит ответа. И его рассудок окончательно гаснет. У маленького человека развивается мания величия как болезненное выражение его попыток отстоять свое человеческое достоинство, и мнимого испанского короля Фердинанда8, каким объявляет себя Поприщин, запирают его в дурку. Повесть проникнутв чувством острой жалости автора гуманиста к человеку, духо

    61. Разработка Гоголем принципов и приемов поэтики абсурда в Птб (нос) В описание Птб Гоголь широко исп фантастику. Границы размыты. В повести есть переписка 2х собачек это похоже на бред но это правда . На первый план выступает мотив слухов. Сто-то говорят о мертвеце с рогами. Реальность и фантастика у гоголя сливаются. В романтике мир идеала был выше. Гоголь первый разрабатывает поэтику абсурда. Абсурд предполагает нарушение причинных следствий. В фантастике они сохраняются. Например повесть нос. Если бы нос был отрезан цирюльником т это был бы курьезный случай, если бы просто пропал то это была бы фантастика. Но нос сам ушел и сам пришел. Оказался в тесте у цирюльника тот его выбросил за мост в реку. Но нос каким то образом выплывает и оказывается в одежде статского советника. Здесь помогает перечень объявлений о пропаже носа Ковалева. Но те объявления которые помещены мы понимаем что это чушь и бред. Например лучшие английская репа. Самая лучшая была в России. Происходит столкновение тихого бытового абсурда с эксцентричным. Мы понимаем на сколько все кругом

    абсурдно. Маленькое белое – нос в мундире и шляпе.Как будто нос превратился в человек. Его узнает квартальный когда тот садитс я в карету. Отсутствует момент превращения. Образ расплывается это и часть тела и и чиновник. Возникает ассоциативный ряд нос-чиновник-Ковалев. Причем нс чином выше самого Ковалева. Образ Птб мифологизируется. Сквозным является образ холода Холод одна из характеристик . В шинели это показано более ярк. Копит деньги в к осени. Шьют холодной вес7н6ой крадут во вьюгу. Милитинский: холод у гоголя позволяет сравнить Птб с царством мертвых. Но в птб души гибнут, мерые цвета приобладают. В итоге появляется мысль. Что этот мир плохо влияет на душу. Но это описание имеет фантастическую оценку. В этой атмосфере прорыв адские силы зла. В итоге абсурдный мир. Мир хаос. Возникает атмосфера безумия. Символисты утверждают что Гоголь имеет инобытность в сознание. Но в мрачных повестях звучит мотив надежды . Это видн через сквозные мотивы.

    62. Новаторство Гоголя в комедии "Ревизор".

    Персонажи ревизора представляют собой "корпорацию разных служебных воров и грабителей". Городничий беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Гоголь показывает, что поборы населения рассматривались как своего рода право местной власти. Ограничиваемое только служебным положением берущего "смотри! Не по чину берешь!"- городничий квартальному. Взятка в обществе это некий рычаг при помощи которого можно повернуть любое дело в гос-ве. Мошеничество в обществе. Самое значительное отражение петербургской темы в ревизоре - гениальный образ Хлестакова. Мелкий петербургский чиновник, упоен мнимым величием, приписывает себе всё о чем он не мог и мечтать. В его образе гоголь воплотил хлестаковщину как один из пороков свойственных чиновнику и - шире - человеку. Это карьеризм, принявший крайние формы, когда человек выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем не является, когда чиновник превышая твои права, пытается изобразить из себя важную персону. Глубокий социальный смысл таит в себе сюжет ревизора. Сюжет заключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от присланного их столицы ревизора свои служебные преступления. Развязка ревизора рассм

    как внешний придаток к сюжету комедии. Последняя сцена дает ясный ответ: настоящий ревизор приехал и уж его то одурачить не удастся. В этом смысл появления в конце пьесы жандарма и последующей немой сцены. В конфликте ревизора вскрывается большие противоречия между чиновничеством и народом. Социальный конфликт определил и строение сюжета. До гоголя действие комедии обычно развертывалось вокруг любовного конфликта. Любовная интрига есть в ревизоре. Но ей отведено третьестепенного место, возникает незадолго до развязки комедии. Хлестаков неожиданно и быстро объясняется в любви сначала дочери городничева,затем ее жене, потом опять дочери и делает ей предложение. Большое значение комедия гоголя имела и для развития драматургического языка. Речь каждого из персонажей представляет собой законченную стилестическую систему, в которой отражается соответствующий характер. И вместе с тем свойственная тому или иному персонажу манера речи не остается застывшей, она варьируется в зависимости от конкретной ситуации, от собеседника. После гоголя соц.-псих характерность речи персонажей становится законом русской драматургии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта