Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Эволюция творческого метода в лирике пушкина (срав. анализ Вольность.ода, Наполеон, Анчар)

  • 28. Поэма пушкина "медный всадник", ее место в творческой эволюции поэта.

  • 30. Принципы и приемы создания образа Онегина.

  • 31. Анализ образа Татьяны в аспекте решения Пушкиным осн «формулы» реализма.

  • 32. «Борис Годунов» - реалистическая историческая трагедия Пушкина.

  • 1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века


    Скачать 492 Kb.
    Название1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века
    Анкорotvety_3.doc
    Дата26.06.2018
    Размер492 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_3.doc
    ТипДокументы
    #20750
    страница4 из 9



    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    25. Сравнительный анализ стихотворений Пушкина К морю, Кавказ, Осень."к морю". Имя Байрона имеет некий символический смысл - романтическое мироотношение. Идеальная константа был Байрон. А наполеон тоже лежал. Реализация романтической романтической личности. Личность подчинила мир своей вниз. В строчках о наполеоне вызывает чувство тоски->образ гробницы, могила->"угасал, хладный сон" - погружение в сон, замедление бытия. "один... одна... в твоей пустыне ". Наполеону не удалось завладеть думами людей, а Байрон властитель наших душ. Б-не эгоистичный вариант в отличае от Н., Б единственному удалось уйти дальше...и лир.герою тоже не удалось. Но в душе жива мечта об идеале. Кавказ. Стихотворение пронизано свободой, торжеством, гордостью. Выр.средства: он описывает как видит (кавказ, терек, арагва). Он описывает как видит, ничего не олицетворяя, не

    экспрессии и других описаний- фотографическое описание. Само зрелище кавказских гор величественно! Если в романтич.стихах чувства в себе, то в реалистич.стихах окружающее вызывает состояние души - восторг! Герой начинает всматриваться в реалистический мир и восхищаться им. Но ранний реализм отличен, от позднего. Осень. Чувство вдохновения расцветает осенью. Только осень вдохновляет его. Время года есть источник вдохновения, это впервые! Раньше у романтиков не было ничего подобного. Реальность вдохновляет, простая повседневность. Красота в окружающей реальности. Предвосхищает концепцию Чернышевского: "прекрасное есть жизнь". Болдино, Поволжье- простор, раздолье... Оценки, чувства, отношение к увиденному. Лирический герой становится активен. Творческая деятельность - это деятельность преобразования мира.

    26. Эволюция творческого метода в лирике пушкина (срав. анализ Вольность.ода, Наполеон, Анчар). Вольность. Из названия сразу Вспоминается Радищев, его судьба-образ мученической судьбы. Идея закона, которому должны подчиняться все. С т.з. политики стих П. Очень сдержанное. Умеренная позиция. Идеи выражались общественные, ничего оригинального в них нет. Говорят что она написана по заказу Тургенева старшего, все идеи - идеи декабристов. Гражданский романтизм в то время еще не существует, П в ней никому не подражает. Стих. лирическое, выражает эмоциональное состояние, переживание. Ода - самое радикальное произведние рус.лит. Состояние души: состояние перехода от одного мироощущения к другому, и оно происходит сразу, вначале. Идет спандей, спандей "где ты, где ты", затем резкий сбой- взволнованное состояние. К концу второй строфы происходит перерождение в поэта гражданина. Зачем менять мир? Мир погряз в носилии. А он хотел бы видеть мир "лишь там", "везде", тоесть НИГДЕ... Мы сталкиваемся с реальной жизнью и мечтами - поэтическое двоемирие. Специфика декабр.двоемирия: считали, что их издал может быть осуществлен. Ода вольность-первая гражданская ода. Наполеон. Мрачный ассоциативный ряд-угас, исчез, кровавая память,мрачность, неволя. Но тутже момент восхищения- чудесный жребий, великий баловень побед. Аксюмороны- властитель осужденый, великолепная могила. Противоречивые чувства героя. С одной стороны народов ненависть, но в то же время чувство восхищения. Мучительное внутр противоречия. герой не может разобраться в своих чувствах. В 3стр. Высказывает общепринятое восприятие человечества. Наполеон-всё ему подчинено. Но! Уже в 4стр 'человечество презрел'. В вольности много оценок фр. революции, а здесь нет. 'И день великий неизбежный' здесь неясно хорошо это или плохо. Сейчас П кажется что революция была неизбежна.



    Потому что существуют объективные законы истории развитию. И он чувствует что это происходит не от наших желаний. Нет смысла осуждать или одобрять. Описание наполеона начинается с фев.революции. Потому что до нее он был никем, просто захудалым офицером. Но наделеный юркими способностями он

    выдвинул себя. фр.р. его породила. 5,6,7 - описание властителя,завоевателя. 5,6,7,8 - он герой одиночка строит историю. А в 9 'кто тебя подвигнул.?' он не понимал историю, ему казалось что он управляет миром. Он ошибался. П. развенчиваетромантич идею личности. Он сам управляем историей как и все. Отсюда, никакой Он ни властитель и тиран. В стихотворении четкая хронологическая последовательность - фр.р -рев.войны-тильзит мир- пожар москвы. Каждое событие коренится с предыдущим, это помогает понять что и как происходило. П. впервые приходит к мысли что наполеону лишь казалось! Дальше о наполеоне говорится снова как о человеке - не Он виноват! А в конце ХВАЛА - за то что его судьба помогла открыть глубиные законы бытия. Это урок для потомков. Анчар. стихотворение вызывает ужас тяжесть обреченность. Дан взгляд со стороны ња картину бытию, нет оценок, реакции лирического героя. Есть фабула - событие. Перед нами баллада-трагический финал, скрытый лиризм. Лир герой дистанцировао, тк человек никак не может повлиять ња рождение анчара - его природа породила. Анчар объективно существующее в мире зло. Во 2ой части появляется человек. Люди всё равно вкл а это зло в своих целях. Зло претендует об то чтобы растечься. Человек служит злу. 'человека человек' для природы они всего лишь люди, а он послушно а путь потек. Вот корень зла. Раб не сопротивляется не бунтует. Раб виноват во всем тк не споротивляется! всегда Есть выбор- подчиняться или нет. Оксюморон - 'зелень мертвая' яркие пластичные образы, картина зрительная. Реализм.

    28. Поэма пушкина "медный всадник", ее место в творческой эволюции поэта.

    Поэма П. написанная в 34 году- лучшее произведение написанное на пике его славы. Само название и подзаголовок обнаруживает синтетичность. Вызывает р

    яд ассоциации- памятник и жизнь ист. личности- петра. Сталкивается частное и государственное еще в названии. Во вступлении. Думы великие, которыми полон петр. П. использует одическую поэтику: инверсию, восклицания и тд. 1 часть. Описание героя, у которого даже фамилии нет- Евгений, где то служит, живет в коломне - район доходных домов. Жили там люди со средним и маленьким достатком. Контрастом мысли петра и мысли евгения. Евгений предельно заурядный молодой человек, мечты у него отнюдь не честолюбивые - мечтает: трудиться, жениться, за простую девушку. Что общего между евгением и петром? Сама идея построения города именно на том месте и повлияла на жизнь евгения. Конфликт: государственная идея и проблема маленького человека. Образы Петра и Евгения как бы двоятся. Петр-великий деятель, яркая фигура, но он представлен образом всадника, памятника - символизирует

    жестокую власть, не замечающий людей вокруг. А в евгение заложены большие человеческие возможности. Мы видим его возможности, когда он бежит к дому Параши. Но он не успел и залез на одного из львов на сенатской площади. Он боялся не за себя, а за свою любимую Просковью. Меняется тон повествования. Даже облик героя меняется, как и характер мыслей. Они высоки: мысли о смысле жизни. Бунт против мировоззрения. Вновь одические мотивы. Образ человека маленького разрастается до монументальной личности. Диалектика обыкновенного и необыкновенного. Даже в маленьком человеке есть чувства великие. Автор не останавливается на сострадании к герою. Есть и вторая часть: безумный Евгений бродит по улицам города. Он вновь видит львов и памятник. Он узнал это место и прошлое. Безумство! Скачки! Стерта грань м/у реальностью и фантастикой. Маленький герой таразазр великому истукану. Это доказывает то что всадник услышал и решил погасить бунт! Великая нация состоит из таких маленьких людей. "залогом величия человека является его состояние"- Пушкин. В мире всё не так как нам хочется. Как же далеко ушел Пушкин в своих мыслях.

    29. евг он -1й реалист роман. Белинский о романе.“Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому. «Евгений Онегин» по праву считается основным, центральным произведением Пушкина. Работа над ним, продолжавшаяся около восьми с половиной лет (9 мая 1823 г. — 5 октября 1831 г.), падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта (в дальнейшем он все больше и больше обращается к прозе). Начал печатать даже не зная дальнейшую судьбу романа.1 изд.- 11833, 2 изд. – 1837. Роман в стихах – стих. Форма. П. создал для неё особую строфу – онегинскую.(14 строк). Онег. Строфа – единство сюжетно-тематическое. Каждая строфа имеет тему, свой номер. Роман в стихах – некое спец. Единство. Стихи группируются в строфы – в эпизоды – главы. Для понимания стр-ры Е.О. важно то, что наряду со стих-м материалом входит в роман и проза( связки, коммент., примечания). Строится роман по принципу фрагмента. П. иногда отступает от Онег. Строфы. Роман в стихах – это НЕ роман, написанный стихами. Отличие романа от романа в стихах – особая уникальная роль автора. Автор выступает в роли создателя романа, ведёт нас по роману. Автор – борец. Е.О. – роман с открытым финалом. П. прощается со своим героем тогда, когда обычно начинают роман, П. расстаётся с ним в пикантной ситуации. П. делает открытый конец, т.к. это форма новизны романа. Повеств. О герое подводило читателя к концу 2 развязки: свадьба или смерть. Открытость финала – свойство самой жизни. А П. просто не знал, как могла сложиться жизнь героя. Новое духовное чувство вывело О. на новы уровень. Эта форма — не поэма, а «роман в стихах» — подсказана Пушкину Байроном — его стихотворным романом «Дон Жуан», который Пушкин считал лучшим творением английского поэта.Но по существу Пушкин не только не следует Байрону, но и прямо противопоставляет свой роман произведению английского поэта-романтика.«Евгений Онегин» — роман о современности, о пушкинском «сегодняшнем» дне, — произведение, которое заимствует все свое содержание — образы


    действующих лиц, картины быта, природы, —из непосредственно окружавшей поэта действительности.Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в 1844—1845 годах в журнале “Отечественные записки”. В свое время роман “Евгений Онегин” вызвал многочисленные отклики современников. Все эти отклики, в высшей степени противоречивые, отражали неустойчивость эстетического сознания эпохи. Однако при всех разногласиях их объединяло одно — непонимание гениального новаторства, оригинальности и подлинного смысла пушкинского произведения. Белинский поставил себе цель: “Раскрыть по возможности отношение поэмы к обществу, которое она изображает”,— и весьма преуспел в этом.Говоря о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. Критик считает “Евгения Онегина” поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Глубокое знание обиходной философии, которым обладал Пушкин, сделало “Онегина” произведением оригинальным и чисто русским. “Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию...— отмечает Белинский.— “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.“"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”,— утверждает Белинский. Он указывает на “народность” как характерную черту данного романа, считая, что в “Евгении Онегине” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении. — Если ее не все признают национальною, то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете — уже не русские и что русский дух дает себячувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи”.вопросы теории в школе. Теория стихосложения (ямб строфа и тд) характеристика героя сопоставительная характеристика героев, характеризуя ленского нужно вспомнить теорию романтизма потому как мы его называем романтич героеманализ эпизода план анализа эпизода его место в целом худ произведение. Что такое сюжет лирическое отступление лирический герой и тд.

    30. Принципы и приемы создания образа Онегина.

    Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование: сначала французская гувернантка, а затем гувернер. В результате немного латынь, имел достаточное представление о литературном процессе (из Энеиды два стиха), “бранил Гомера, Феокрита”, хотя “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Столь же неглубоки были его познания в мировой истории. Правда, Евгений читал Адама Смита и был глубокий эконом, но как раз прогрессивные экономические теории не обсуждались в кругу его знакомых. Образованность Онегина была поверхностной, но было дастаточным, чтобы ему в глазах окружающих выглядеть довольно просвященным, критически мыслящим человеком. Онегин ведет типичный для “золотой молодежи” своего времени образ жизни, но впоследствии это ему опротивило. Онегин пытается вырваться из бездуховного, искусственного, порочного круга презираемого им светского общества с помощью уединения, литературных трудов, “...но труд упорный ему был тошен...” Смерть дяди привела его в среду поместного дворянства, но незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности, подчеркнутая независимость, нежелание поддерживать обременительные светские отношения обрекли его на полное одиночество. В провинции Онегин знакомится с образованным,


    романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и бездуховности сблизили героев, но дружба эта закончилась трагически: “всем сердцем юношу любя”, Онегин, тем не менее, не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли. Возвратить Онегина к жизни, разбудить его чувства, придать осмысленность его жизни могла любовь прекрасной, искренней девушки Татьяны Лариной, но он не нашел в себе достаточно сил для внутреннего возрождения и отверг любовь Татьяны. Гораздо позже, встретив блистающую в свете замужнюю Татьяну, Онегин испытал настоящую любовь, но вернуть прошлое невозможно: верная своему первому глубокому чувству Татьяна не хочет разрушить мир своей семьи. Убежденность Онегина в том, что “вольность и покой замена счастью” была опровергнута всей жизнью, итог которой безрадостен. “Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.


    31. Анализ образа Татьяны в аспекте решения Пушкиным осн «формулы» реализма.Образ Татьяны в произведении «Евгений Онегин» очень своеобразен. Татьяна для Пушкина – милый идеал. Прежде всего, Татьяна – это цельная натура. Натура героини не многосложна, но глубока и сильна. В ней нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком трудные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникнута той ценностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. В характере Татьяны есть черты, которые роднят её с Онегиным, натура Татьяны поражает своеобразием и самобытностью. Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем сете. Неудовлетворённость окружающей среды вызывает у Татьяны

    чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества. Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, определить свой жизненный путь. Она хочет сама избрать спутника жизни. Героиня мечтает о таком человеке, который внёс бы в её жизнь высокое содержание, был бы похож на героев её любимых Романов. Такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине. Евгений отверг любовь Татьяны. Та любовь принесла ей одни страдания. Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала.

    32. «Борис Годунов» - реалистическая историческая трагедия Пушкина.

    «БГ» посвящён историческим событиям конца 16 – начала 17 века, одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материал – «ИГР» Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала поездка в Псков в сентябре 1825. В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «БГ» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нём картин русской жизни конца 16-начала 17 в. Белинский отмечает глубокое изображение. В «БГ» Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши. Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти. П. показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия. Сцена избрания царя полна иронии. 1 московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слёзы. Этим комическим советом П. подчёркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царём. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. П. раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу


    жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития наци, государства, народу и принадлежит последнее слово. В «БГ» побеждает народ, но он снова оказывается и побеждённым: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого П. Народ сверг во Фр. Старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот. В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности. В «БГ» отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов. П. верно изобразил политические отношения той эпохи. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого П. как участники полит борьбы. В уста БГ поэт вкладывает характеристику ода П. как рода мятежного. Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, П. провозглашает принцип реализма. В создании трагедии П. помогло изучение исторических хроник Шекспира. В «БГ» П. использовал фольклорный материал. В замечательной сцене в корчме поэт приводит прибаутки и присловья, слышанные им в Михайловском, народную песню «Как во городе было во Казани».Радикально меняются композиционные принципы трагедии. Вместо пятиактного деления, обязательного для классицистической трагедии, Р. Дает рад больших проходных сцен; действие «БГ» растягивается на несколько лет, протекая в самых разнообразных местах. Вопреки классицистической трагедии в «БГ» трагическое смешано с комическим. П. совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув её в сторону сближения с действительностью.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта