1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века. Мировое значение понятие трудное. Включает в себя много аспектов. Прежде всего мир знач предполагает лит-ру если в ней есть объективные ценности. Рл богата произведениями. Кто-то из исследователей сказал что все наши гении Мб детьми 1й матери. Так как их разделяет всего 25 лет. Национальное своеобразие и м з связаны. М з можно говорить только если говорим о между нар свойствах какова мера ее признания. В др странах. 19 в был поразительным в познание лит-ры т к 18 в еще не было русс лит ры хотя ломоносов был уверен что рл м б. в 1849 г первый перевод с фр это были сатиры Кантемира. Появились в 40-50 гг первые подражания Ломоносову. На западе он привлек западный интеллект как ученый. Его грамматика была образцовой. В целом 18 в русс литру никто не знал. 1812 г Шернель дерсталь писала что русское не научились еще словом выражать свои мысли . в 35 году гоголь ждет неслыханное явление. Пушкин Европа по отношению к России невежественна. Это было заметно в том что русские знали Европу и знали хорошо читали в оригиналах произв, а на западе мало кто знал русс лит-ру. В Россию приехала Полина Виардо с ней познакомился Тургенев и он в не влюбился на всю жизнь. Тургненев едет за границу Ии знакомит друзей с русс лит-рой следовательно к концу 19 в русс литру знали полностью и все было переведено на Европ яз. Ключевский: страна которою она считала угрозой стоит против она признала Россию кровным родственником. Признание русс литры шло с трудом. Начиналось ее изучение только появлялась славистика. Первая монография принадлежала «русский роман» Вогюэ. В был вынужден публично извиниться перед фр академиками за преклонение перд русс романами. Но дело не шло. Россия и Европа столкнулись как равные причем сам интерес к русс лит-ре был несм на разность мышления . У русс книга всегда под рукой а на западе литра не занимает такое место вдруг неожиданно возникает резкий подъем интреса к лит-му искусству. На вершине русс общ-ва всегда стояло слово. В Европе лит-ра свободное иск-во и сотовляло ряд ремесел. Начиная с ренессанса художник предлагал свои услуги меценатам. Эти профессиии были не почитательны в Европе тоже сущ-вало высокое иск-во но в массе поэзия не противопоставляется др профессиям. А в Росси наоборот. Поэзия воспринимается как призвание это был дар свыше она встала на место высшего литературного произведения место церковного слова. Утверждается что поэзия – язык Богов. На западе это считалось метафорой. В зап культуре текст всегда мыслился отдельно от автора. Отдельно от его поступка. И тп. Слово Радищева зри что может слова все слова мужа твердо т е
| верен своему слову. Любой из наших писателей проходит мученический путь именно поэтому было так сильно слово русских писателей это так же задело и западных писателе. Из России пришло не просто большое искусство пришло иное мышление. Иное отношение к жизни и это было актуально. Процесс этот многослоен например тв-во Пушкина или Лермонтова всегда знали плохо на западе т к возникали проблемы с переводом и с передачей мысли. Активизируется живопись. Многие русс произ-ния отразились в кинематографе.
Русская литература отлич своей гуманностью целеустремленностью и человечностью стремится высказать свое мнение. В России философия индивидуальна Одной из главных проблем является проблема нравственности у каждого автора свои решения этой проблемы. Нравственная проблкматика стала основной то и практически все русс писаети сходились в 1м формирование высоких идеалов. Высокое в росии это преодолние эгоизма и индивидуализма. И высокое деятельное героическое те для русс писателей св-но самое требовательное отношение. В России никогда нвозможно было жить отдельной судюбой. Русское общ-во всегда коллктивно. Отсюда оч ранние принрципы историзма. Истоизм помогает понять динамику хар-ра и олбстоятельства активных героев знает не только русс лит Ра но и зап. Т к активность русс героев направлена против противостояния судьбы русс герои сильны например капитан тушин. В англ литре г6ерой стремится к домашнему уюту. Во фр стремится установить себя в социуме. Русс литре характерен нравств выбор за себя и за весь мир. Русс автор показывал жизнь в сообще со всем миром. С этим связана эпичность мышления . русс герои всегда общаются с нацией герои гоголя толстого. Эта почва была оч благопричятна для развития романов. Русс романы оказали большое влияние на запад. Герои были колоссальны они не были привычны зап читателю.русские умели выходить на влпрос бытия. Но сть и обратный момент кггда авторы проникали в национальное. Для того чтоб более подробно рассмотреть этот вопрос можно обратится к работе Касьяновой «русский национальный характер» в книге она рассказывает что для русского человека характерна ценностная установка например способность достигнуть цели. У России и запада различные цели в жизни. Идея воспитания высоких чувств и идеалов это высокое а высокое это эгоизм. Также можно обратится к работе Белинского взгляд на русс литру. В школе этот вопрос можно использовать ни вводных уроках русск л 19го века. Например может б такая тема как худ литра как вид исскуства.
| 2. проблемы периодизации русс лит ры. Р л прошла сложный путь развития кот распадается на несколько периодов. Периодизация р л до сих вызывает научные споры. Так как периодиз литры это не просто общеисторич переиодиз. литерат процесс сложный. литература самостоятельна в развитие и специфична своим закономерностями, делится на периоды. Развитие литры находятся в глубокой связи с общеистор процессами. Грани между периодами в литре условны. Для советского литературоведения бесспорным стало положение о Пушкине как о родоначальнике новой русс лит-ре. Благодаря его работам р л достигла высокого уровня и стала соверш отражением жизни русс народа. Но считать гранбю между 218 в и 19 работы Пушкина не верно. У него были свои предшественники, кот проложили путь гению русской литры. Батюшков жук-й и Крылов. Их тв-во ближе к Пушкину чем к 18 в. 1й период рл 1800-1815 гг. в этот период представлены рпазличн тв. Методы (романтизм, семинтализм) литра переосмысляет весь опыт. В 1801 г не было никаких произв новых, которые бы ознаменовали начало нового лит-ного вр . но в этом году возникают 2ва литературных кружка. Дружеское лит-ное общество и вольное общество любителей словесности наук и художеств. Несм на то что первое общ-во было кратковременно оно ознаменовало зарождение в лит-ре и эстетике тех принципов и идей кот в дальнейшем д б привести к романтизму. Организация 2го общ-ва была вызвана стремлением ученых проводить просветительские идеи. в этот период происходит борьба м-у новым и старым.
| Впервые господств положение занимает сентиментализм. Сторонники кот выступают против классицизма. А классицисты продолжают отстаивать свои старые литные позиции. Также возник романтизм как новое лит0ное направление. Белинский это течение свчзыв с им Жуковского. Рядом с Жук-м появился Батюшков. Ранний русс романтизм нашел отражение в тв-ве этих поэтов и составил основное завоевание этого периода. 2й период. 2я половина10х ггв рл зарождается новое революц-романтич течение, кот достигает подъема в 1й половине 20х гг в тв-ве Пушкина и поэтов- декабристов. Идейно-тв своеобразие револ романтизма связано с историч событиями (революция, коо развивала идеалы свобюоды братства и равества). В этот период лит-ра не исчерпыв рев-романтич течением. В ней продолжает развивается развив романтизм Жуковского и его последователей. Работой грибоедова на горем отт ума и работой пуш-на над 1ми главами евг Онегина и Бориса Годунова завершает процесс формирование худ реалистич метода. И 1825 г опубликов работы грибоед и Пушкина становятся переломными в ист р л. Господство романтизма прекращается и на первый план выходит реализм. Наиболее характерным и значительным для этого периода станов реалист произв Пушкина повести и комедии гоголя герой нашего времени Лермонтова. В 40х годах создается натуральная школа кот образ новый период рл 19 в. В это период в рл приходят молодое поколение будущих реалистов: Тургенев, Островский, Достоевский, гончаров, щедрин, Некрасов, лев толстой.
| 3. особенности лит жизни 10х годов. Начало 19 века в Р. Был особенным тогда шла революция и развивались идеалы свободы братства и равенства. В мат\р е происходит убийство царя Павла 1. к власти приходит ал-р 1. он приводит новых общ-ных деятелей которые образовывают новый кружок негласный комитет в кот входят Новосильцев, Строганов, Кочубей и др. начинают возвращаться сосланныеначинается время реформ. Вместо коллегий возникает гос. Совет. Атмосфера была праздничкнаядней Александровых прекрасное начало- пишет Пушкин. В моду входит быть образованным и возникают новые университеты в царском селе открыв новый лицей который дает высшее образование и службу с 9 и 10 кл. при университетах открыв множество гимназий. Гимназии этот центр образования который преобразовывает весь город. Образование становится доступ всем кроме крестьян. В Птб открывается пед университет. Образование идет на высшем уровне но позже это все оказыв спущено. В 1812 г возникает библейское общ-во которое занимается созданием ланкастерской школы в которых за короткое время можно получить образование. Такие шк были распространены в армейской среде. Библейское общ-во выпускало свою лит-ру что влияло на общ-во. Булич сказал: на яз обыденной жизни зазвучали религиозные темы. С 15 года Библия начинает переводится на русс яз. Все попытки перевода обсуждались. Активизируется масонское общ-во и идея народности становится главной. Тургенев говорит: нельзя быть патриотом вселенной это наше отечество призывает нас к вселенной. И на фоне этого патриотизма и свободолюбии развив лит-ра. Исл-ли говорят что этот переходный период так к нет шедевров, но зато письма и мемуары поэтов говорят что это была бурная эпозха. Такие этапы подтверждают глубокую мысль этой эпохи. Особенно развивается массовая лит-ра. Переходная эпоха очень эклитична (стяжении разнородных явлений и элементов в это время широко представлен классицизм) но не см на это все
| равно сущ-т проблемы личности и на этой почве возникает вопрос о моральном и народном. Тургенев обвинил русс культуру в подражательности и эта идея была подхвачена критиками норманн пишет культурныцй человек одно из интреснейших явлений эпохи. Характерная черта повышение среднего уровня дворянской культуры нет продвижения вперед так идет освоение накопленного. Общественное потепленеи выражается в лит-ных обществах и кружках. Общества делились на две гр вольное общеатво связано с университетами заседания оформлялись протоколами и дружеские интимные общества не громоздкие по составу в них входили близкие друзья и родственники. На первое место выдвигается жанр трагедии. Особенно популярны становится произв Озерова например такие как Дм. Донской и эдит вафилов. Жихорев по поводу трагедии Дм донской говорит Боже что это за трагедия я не мог отдавать отчета тому что делал я не безумствовал как Ии вся публика. Проза в это время не так активно развивается. Появляются первые русс романы. Например роман Измайлова Евгений или пагубное последствие дурного воспитания. Назван в духе 18 века. Представлена картина дворянской семьи Евгений негодяев получает плохое образование но умет говорить по фр и сонно молчать дурной друг усиливает его отрицательные черты. Так же роман Нарежного российский жилглас или похождение князя Чистякова. В название автор ориентировался на фр авантюрные романы. главн герои которых плуты и мошенники. Но гл герой нарежского не плут а бедный князь. В романе представлена широкая картина русс общ-ва в романе много жестокой сатиры кот описывает быт. Но главное событие этого периода это развитие романтизма.
| 3. особенности лит жизни 10 гг Жизнь лит-ры приобретает своеобразный хар-р. Это связано с нов.формами сущ-ия лит-ры. Подъем общ-ой жизни вызывает быстрый рост журналистики. Возник-ет много новых журналов. Появляются лит.кружки, которые способствовали эстетич.самоопределению. Также возникают лит.общ-ва.Ведется идейная борьба.
В Москве: Дружеское лит.общ-во 1801.
В Сп-б:1).Вольное общ-во любителей словесности, наук и худож-в 1801, с перерывами до 1825. 2.) Беседа любителей рус.слова 1811-1816 3)Арзамас 1815-1817 4)Зеленая лампа- лит.филиал декабристского общ-ва 1818-1819.
Также возникают Салоны. НО! неустойчивость этих форм сущ-я. В лит-ре того времени участвуют писатели 2-го и 3-го ряда и лит.фон. Лит.процесс создается усилиями писателей разного дарования. Особенностью лит-ры данного периода: отсутствие единого господствующего лит.стиля. Период хар-ся переходностью: распад классиц-ма, складывается предромант-м, созд-ся неокласс-м, созр-ся сентиментализм.
Осн.идеями дух.исканий рус лит-ры данного периода, по определению Ю.М.Лотмана, были идеи личности и народности. В 18в этой проблемы не было: человек был и индивидом, и частью народа, и частью чел-ва — противоречий в этом не виделось. В конце века, особенно в тв-ве Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина появилось осознание разрыва м/у народом и чел-м, но этот разрыв не был трагически непреодолимым. Личность — развившийся элемент народа, движение к народу — это возвращение к естественности, к природным основам личности.
XIX век начался с осознания личности и народа как 2разных и противоположных начал; личные устремления человека и его прир.основа противоречат м/у собой. В 18в уже возникали противопоставления долга и страсти, чувства и разума, но они не захватывали человека целиком; в нач19в человек целиком противостоит миру. Трагич. напряжение м/у ними, попытки сближения ради обретения “потерянного рая” гармонич. цельности человека и мира стали основным сод-м дух.жизни России первых десятилетий 19века.
| У лит-ры появились новые задачи. Проблема личности и народности, слияние личности и народа мыслилось, в основном, как культурная, а не соц. задача. Перед лит. встала необходимость выработки поэтич. форм, “которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой”. Эта задача сводилась к проблеме нового лит. языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров хаотическое сущ.рус.лит-ры обретало более/менее опред.черты; писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали лит. кружки, общества, журналы, в которых шёл процесс кристаллизации эстетических идей, стилей, поэтических форм. В рез-те этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая лит-ра, давшая нам Пушкина и Гоголя.
Проблема создания нового лит. языка сразу наметилась в 2версиях. Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был язык и письменной лит-ры, и устной речи для интеллект.общения всех людей; такое качество языка объединит людей и вернёт искомое единство личности и народа; реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия(русский и французский), не отрывая, таким образом, русс.лит-ру и общество от достижений Европ. культуры. Другая версия решения проблемы языка основывалась на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации рус.языка и лит-ры. Сторонники этой версии полагали, что разрыв личности и народа произошёл как раз из-за влияния вредных идей развращённой, погрязшей в жестокости Европы, чему доказательством служила Франц. революция. Решением проблемы при таких взглядах мог быть только категорический отказ от любых иностранных влияний и развитие самобытного нац.языка. Разные решения проблемы языка касались не одной лишь лексики. Карамзинская теория предполагала исп.европ.жанры, а значит идущие из Европы идеи; противники Карамзина отказывались от этих идей и жанров, устанавливали др.приоритеты.
| 4. Крылов баснописец. Народность Крылова. Формирование реализма как худ метода в допушкинское время достигло высшей ступени в баснях Крылова. Большую ценность представляет вклад сделанный Крыловым в рл.- басни. Это стало возможным потому что Крылов сохранил свою идейно-худ. позицию просветителя сатирика. К превратил басенный жанр в сатиру в этом заключается его новаторство. Он написал около 200 басен они поражают своей самобытностью и худ мастерством. Отражая в баснях русскую действительность К усиливает сатирический элемент басен. Раньше басни являлись преимущественно моралистическими и не имели конкретного соц адресата. Позже социальная сатира начинает занимать главенствующее место. К не идеализирует действительность. Он изучает народную жизнь и в оценках явлений действ-сти, общ. Отношений, морали руководствуется т з народа и его опытом. К правдиво отражал дейтсвит и отрицательно относился к проявлениям несправедливости в то время прямое свидетельство демократической основы его мирвозрения. Сатира К была оппозиционна к проявлениям крепостнического строя. В баснях вороненок, волки и овцы, медведь у пчел и др К открыто показывал свое отрицательное отношение к к дворянству к деморатич верхам к неограниченному деспотизму. Он видел возможность улучшения положения народных масс как и просветители 18 в моральным воспитанием общ-ва, разделяя патриархальные иллюзии в чел-ке. В сложной борьбе основных лит-ных направлений начала 19 в- классицизма сентиментализма романтизма и начин зарожд реалестич тенденций К занимал особое метсо. Он восставал против незыблемых правил поэтики классицизма. Однако принципы иск-ва классицизма – принципы логической ясности композиц стройности и завершенности жанровой четкости провозглашенные теорией классицизма были усвоены К. В дальнейшем К. высмеял беспринципных писатлей
| которые восхваляли др др. появление басен К имело громадное значение для дальнейшего развития рл. К-баснописец явился 1м для своего времени народным писателем. Называя К истинно-народным поэтом Пушкин видит его народность в передаче характера духа народа и его соц-ного своеобразия. В баснях К-в показал русс жизнь русс чел-ка. показал противоречия жизни ее обществ несовершенства и пороки показал людей различного социального положения. Ряд басен дает критическое изображение дворянства в его быте марале идеологии отношении к крестьянам например «Обезьяна» муха и дорожные. Так же в баснях есть и демократич персонажи кот часто выступают выразителями народной мысли например старик и трое молодых крестьянин и смерть. Особенно большое значение имели басни К в кот затрагивались вопросы общ-но политич хар-ра В тот период когда самодержавно-крепостинеч строй обнаружил симптомы кризиса К выступил с критикой многих сущ-ных явлений этого строя, неразлучных с его основами: соц. Несправедливости произвола лиц Э, стоящих у власти паразитизма привилегированных слоев глупости и беспечности правительства. К таким басням относятся мор зверей, лягушки просящие царй. БЬасни К были доступны широким кругам читателей . народность и реализм басен К глубоко отличают их от басен др авторов напр поэта-карамзиста Дмитриева у кот басня принимает салонный хар-р. Из предшественников К ему ближе баснописец к 18 в Хемницериз современников Измайлов. Белинский отмечал ограниченность К .Стесненный жанровыми рамками он не мог решить задачи поставил перед рл. По своей природе басня не могла порвать с аллегоризмом и дидактизмом. Отсюда неизбежный схематизм или беглость в обрисовке характеров. Лаконизм басен не способствовал полноте и многосторонности типизации.
| |