51. Мцыри и демон.
Лучшими поэмами Лермонтова и величайшими завоеваниями русского романтизма являются «Демон» и «Мцыри». Работа над «Демоном» велась Лермонтовым в течение почти всей его творческой жизни — с 1829 по 1839 год. Обе поэмы являются своего рода кристаллизацией и обобщением того, что было найдено Лермонтовым еще в юности. Прежде всего, это относится к главным героям поэм. В образах Демона и Мцыри представлены самые яркие стороны личности «лермонтовского человека»: его смутные и высокие идеалы, его романтическая ненависть к несправедливому и прозаическому порядку жизни, его неизживаемое страдание и тоска, его страстные мечты и мятежные порывы. В едином сознании «лермонтовского человека» уже в ранних произведениях поэта определяются два аспекта, соответствующие двум типам героев:1. с одной стороны, это трагические герои-индивидуалисты, презирающие мир и не запрещающие себе любые действия, направленные против окружающих. Это Евгений Арбенин и Александр Радин (из пьесы «Два брата»), родственные образу Демона; 2. с другой стороны, герои, которые отрицают лишь конкретное зло и борются с ним, пассивно или активно, но, не выходя за пределы общечеловеческой морали. Это три главных персонажа юношеских драм Лермонтова: Измаил-Бей, герой «Исповеди» и Арсений, и образ Мцыри. Из ряда многочисленных литературных «предков» лермонтовского Демона, которые воплощали «дух отрицанья, дух сомненья», выделяются два наиболее объемных и монументальных образа: байроновского Люцифера и Мефистофеля из «Фауста» Гёте. Демон Лермонтова связан с этими образами лишь в самом общем смысле, пафосом своего отрицания, в глубине которого таится «инстинкт идеалов». В сущности, Демон является вполне оригинальным созданием русского поэта. Он чужд мефистофельского скепсиса и одержим, в противоположность Люциферу, не столько мятежной мыслью, сколько мятежной страстью. Однако наиболее важным отличием Демона от его предшественников служит его внутренний трагизм, его страдание. Как и они, Демон не принимает действительности, но самая сильная его боль, им неизвестная, заключается в том, что он неудовлетворен не только богом и миром, но и своей позицией и хочет ее изменить. В библейском мифе об ангеле, который восстал на бога, Лермонтова интересует не сам бунт ангела, ставшего Демоном, и не та критика, которой подвергает Демон своего небесного врага и весь мир, а судьба Демона после бунта.
В поэму о Демоне вложена центральная лермонтовская мысль о красоте и величии одинокого бунта и о том, что одинокий бунтарь, который противопоставлен всему миру, какая бы правда ни лежала в основе его протеста, неизбежно испытывает трагические последствия этого противопоставления. Ведь герой поэмы находится в состоянии разрыва не только с богом, но и с миром, который не только полон зла, но и полон красоты (природа, образ Тамары). Поэтизируя Демона, давая возможность почувствовать светлые и высокие силы его души, Лермонтов не ставит вопроса об оправдании его демонизма и показывает, что сам Демон своим демонизмом тяготится. Этот основной мотив поэмы — разочарование во зле,— служит естественной предпосылкой любви Демона к Тамаре. В своей любви он пытается найти утраченную гармонию и восстановить разрушенную связь с мировым целым. Финальная катастрофа,
| постигшая Демона, — его вечная разлука с полной любви и глубокого человеческого страдания Тамарой — показывает непреодолимую трагедию его одиночества, его вечную разлуку с миром. Одиночество, сознание бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, печаль, обедняющее душу безразличие к красоте земли, беспощадность в любви — это не только страдания, причиненные мировым злом, но и внутреннее
возмездие, постигающее Демона. Мысль о возмездии, тяготеющем над героями-индивидуалистами, является одной из основных мыслей последних лет жизни поэта и вполне органична для него. И, показывая возмездие, совершающееся над его героями, прежде всего над Демоном, Лермонтов не только подчеркивает в них то, что само себя осуждает и не согласуется с космической гармонией, но и примиряет с их личностью в целом, т. е. вызывает сочувствие к благородным источникам ее тоски и ее мятежа. Поэма «Мцыри», замыкающая у Лермонтова линию романтической героики, построена, как и «Демон», на кавказском материале. Однако, в противоположность «Демону» с его фантастическим сюжетом, вобравшим в себя легенды и авторский вымысел, поэма «Мцыри» основана на событиях, приближенных к реальной действительности. При этом сюжетная ситуация и образы в «Мцыри» не только конкретны — насколько это может быть в романтическом произведении, — но и символичны. Так, образ томящегося в монастыре Мцыри, оставаясь реальным и отнюдь не превращаясь в рассудочную аллегорию, является вместе с тем символом современного Лермонтову человека, едва ли не человека вообще, переживающего в жизни ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении. Монастырь, ставший для Мцыри тюрьмой и пленом, осмысляется как символ всякого упорядоченного человеческого общества, в котором отсутствует свобода. Гроза и буря, сопровождающие побег Мцыри, — не только подлинные гроза и буря, т. е. известные атрибуты романтической поэзии, но и отражение человеческих страстей и, прежде всего, бури в душе героя. В образе родной стороны, неотступно преследовавшем Мцыри, улавливается не только мысль пленного юноши о его реальной, «географической» родине, но и символическое представление об идеале, о стремлении героя к вожделенной, вольной, недоступной человеческой жизни, своего рода «золотому веку».
Герой «Мцыри» близок Демону своей мятежностью, непокорством и силою своего духа. Но личность Мцыри индивидуализирована гораздо больше. В основе его образа — очень живое, парадоксальное и убедительное сочетание силы и слабости. Это юноша гордый, дикий, бесстрашный и пугливый, хрупкий, болезненный. Мцыри чужды такие демонические качества, как эгоистический индивидуализм, универсальное отрицание и жажда мести. Понятно, что и кризиса индивидуализма он не переживает. Одиночество Мцыри вынужденное и ничего общего с индивидуализмом не имеет, а мстить ему некому, так как он понимает, что никто в отдельности в его трагедии не виноват. Мцыри далек от враждебного отношения к действительности и морально с нею связан. В отличие от Демона, который отвернулся от красоты мира, Мцыри доступна поэзия жизни и природы. Трагически бесплодные результаты борьбы, которую ведет Мцыри, и ожидающая его гибель отнюдь не лишают поэму жизнеутверждающего героического смысла.
| 42. идейно-художественное своеобразие лирики Дельвига. анализ. ельвиг А.А. принадлежал к ряду поэтов 30гг 19в и входил в пушкинский круг. Ему посчастливилось учиться в лицее вместе с Пушкиным и Кюхельбеккером (1811 - 1817). Он, как и его друзья, принадлежал к поколению дворянских интеллигентов, воспитанному в атмосфере патриотического подъёма русской общественной мысли. Но как романтически настроенного поэта, его не удовлетворяла русская жизнь. Дельвиг видел в ней всякого рода несправедливость, коварство, ложь, разобщенность человека с другими людьми, с природой…
Одним из наиболее художественных достижений Дельвига являются русские песни, поэтому для рассмотрения своеобразия индивидуальности поэта обратимся именно к этому жанру.
Русская песня (Голова ль моя, головушка…)
Содержание лирической песни всегда грустно, в данном случае, состояние лирического героя можно определить как печаль, даже скорбь по утраченной молодости и недостижимому счастью – «была удалая», «в прежние годы». Герой погружен в раздумье (отсюда и обращение к «головушке») о прожитом («что ж теперь…»).
Днем ли в те поры я выеду,
В очи солнце - ты не хмуришься,
В темном лесе в ночь ненастную
Ты найдешь тропу заглохшую (признаки молодости => сожаление о старости) ногда, в песнях, не показаны причины страданий – просто ушла радость, главное – сами переживания, чувства героя.
Строй и содержание песни соответствует строю народной лирической песни. Дельвиг обращается к таким традиционным
| приемам русской народной песни, как: 1.торы:
Голова ль моя, головушка,
Голова ли молодецкая.
В той ли шапке, шапке бархатной..
Что ж теперь ты думу думаешь,
Думу крепкую, тяжелую? (+ тавтология)
Иль ты…
Иль одно..
прежней воли с прежней радостью… 1.ицательные частицы: «ты не то была удалая», «ты не хмуришься», «ни из сердца, ни с ума нейдет», «уж не вырваться», «не видеть более»…2.раллелизм чувств и сравнение: (в последнем четверостишии) птица в клетке и увядшая молодость, лишенная свободы. астое употребление частицы «ли» (ль), вопросительные предложения – эмоциональность. На манер русской народной песни использованы слова уменьшит.-ласк: «головушка», «конопляночка», «клеточка». В тексте песни много деталей («в русых кудрях», «в шапке бархатной, соболями отороченной»), но мало действия. тмечу, что последнее четверостишье отделено от основного текста песни – это концовка, обобщение, выражение народной мудрости («уж не вырваться из клеточки…»).
В этой песне слышится жалоба на жизнь, отнимающую у человека его законное право не счастье… Дельвиг не только передал строй русской песни, но и внес в нее глубоко современное содержание (как говорилось, скорбь об утраченной молодости…). Песни Дельвига проникнуты гуманным сочувствием к простым людям. Гуманность была не только отличительной чертой его лирики, но и неотъемлемой частью его личного облика.
(литература – Коровин «Поэты пушкинской поры»)
| 61.Абсурд.Своеобраз.творч.метода в пов. «Записки сумашедш.» и «нос».
Реализм Г.-«фантастический реализм». Гротеск-(основа на преувеличении, предполаг.причудлив.сочет.трагич.и комич.)Для гоголя весь мир-гротеск, в нем причудливо сочет.то что не должно сочет. «Пет.повести" — термин условный, сам Г.не давал им такого названия. Пов.«Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По постр.они представл.собой серию сюжетно связ.картин, причем кажд.из повестей изображ.какую-либо одну или неск. стор.жизни Петербурга 30-х годов. В3томе объедин.«Нос»-повесть о телесном начале. Лица исчезают из произведений Г.(особенно глаза-мотив всеобщей слепоты: нос был замечен только на границе и то когда солдат надел очки) Все смешалось, вещи замещают человека. Чел.преобрет.предметн.облик., доминанта предметного в чел-ке. Мотив глаз, искажения чел.лица(В церкви: старухи с замот. Глазами)Фантастич.реализм, гротеск. События в «Нос» кажутся чепухой, автор тоже удивл: «Да, чепуха совершенная, никакого правдоподобия». Автор заранее отказывается объяснять, как это может быть, что нос майора Ковалева оказался запечен в тесте, был брошен в Неву, но в то же время разъезжал по Петерб. в ранге статского советника, а потом возвратился на законное.( рассматр.с т.з.правдоподоб.сюжет повести, он говр.:«редко, но бывают»-опять абсурдность мира) В первонач. редакц.повести происшествие в конце концов оказывалось сном Ковалева. Но в опублик.тексте Г.исключил эту мотивировку, и все описанное стало происходить в действительности, хотя и вправду как будто во сне(Тема сноведений, иллюзий «Нос=сон»( НАБОКОВ считал произведения Гоголя как бы "сновидческими", чья реальность существует по законам сна, то есть не поддается обычной логике. «Абсурд-любимая муза Гоголя» Абсурд граничит с трагичностью.) повесть потеряла в своем комич.эффекте и в серьезном значении, если бы оказалось, что это все-таки сон. Другое дело — действит.событие, происходящее «как во сне». Здесь герою приходится несколько раз ущипнуть себя и убедиться, что это не сон. Вся странность «Носа» в том, что показана реальная жизнь, в которой невиданное событие происходит в самой обычной, будничной обстановке. Для майора случившееся им смысл утраты всей личности: пропало "все что ни есть", без чего нельзя ни жениться, ни получ.место. Ковалев «потерял лицо» и очутился вне общества.Ковалев так и объясняет в газете, что ему никак нельзя без такой заметной части тела. Нос — это некое средоточие, «пик» внешн.достоинства, в котори заключается все существование майора. Заметим для сравнения, что в трагическом «Портрете» роковую роль играли живые глаза.
| Речь о важных для человека вещах: как «сохранить лицо», «не потерять себя»; речь идет о человеческой личности и «собственном месте в обществе». Чепухе, происходит от превращения этих понятий в какие-то самодостаточные внешние вещи. Нос как видная часть становв центре этих превращений: из части тела — в целого господина, из вещи — в лицо. Нос Ковал.стал жить самост.жизнью, ещё и чин выше получил: в церкви когда Ковалев пыт.указать носу место-тот говорит.нагло и именно из-за его высок.чина наст.ковалев пасует(возмездие за унижение котор.награждал других)Вокруг тех же сам.вопросов о личности и ее достоинстве кружатся «Записки сумасшедшего».В тв. Г.это единств.пр., напис.как исповедь, как рассказ героя о себе. Поприщин ведет свой внутр.монолог, говорит «сам в себе», во внешней же жизни, перед генералом и его дочкой, он и хотел бы много сказать и спросить, но у него язык не поворачивается. Это противоречие внешнего положения и внутрен.самосознания пронизывает его записки, оно и сводит его с ума. В первой пет.повести Г.на Невском проспекте самостоят.выступ.усы и бакенбарды. Герой «Записок сумасшедшего» открывает, что его директор департамента(дневник1) —Мы понимаем, что в его безумном сознании происх.реализация сравнения:в этих уподоблениях, в сновидениях и сумасшествиях кроется действительная правда-это разлад в реальности, на несоответствие ее каким-то внутренним законам. Тема сумашествия-сквозная в тв-ве Г. Традиции Гофмана- Собачки-гротесковый элемент, фантастика(переписка Меджи и Фидель): собачки не испорчены социальн.сознание, условностями, потому видят истину(Меджи о ленточке: «ленточка как ленточка, ничем не пахнет» Для нее-ерунда, для чел-ка-соц.условность, но по сути-ерунда., Меджи о Теплове «вошел с бакенбардами». У Трезора-пятнышко, а у теплова-гладкое лицо. Вэтом мире собачки симпотичнее)Желание маленького человека приблизиться к высш.свету, стать значительнее, Поприщин не хочет мириться со своей учестью, чистолюбив, умеет вовремя себя осождать, кичится тем что дворянин все-таки. Посмел в свои 40 влюбиться в дочку директорскую:(2). Есть амбиция, протест(3) Мал.чел-ка. И вот вообразил себя Испанск.королем.(полное сумашествие, датировки в дневнике путаются) Хотел на трон-попал Сум дом. (врачи-велик.инквизиторы, лечашие холодн.водой)-Все права отняты, даже собачки смеются. Вреальн.жизни всякая мечта мал.чел.противопоказ, он всю жизнь переносит «инквизиторские мучения» Сумашествие-хорошее прикрытие, чтобы сказать правду о обществ.отношения, и мал.чел в финале кричит:(4) Дата и число в дневнике перевернулись и понять их нельзя-бесчинсва, унижен.в Р. Были всегда.(КУЛЕШОВ)
Но амбиция,: если маленьк.чел.дорвется ло власти, то это будет страшно, но пока к нему в рус.лит.только сочувствие.
| 64. Образ Чичикова в «М.д.»Павел Иванович Чичиков явл.представителем нового, доселе неизвестного на Руси, обществен.класса. В характере -буржуазное начало. Г.построил поэму двупланово. С одной стороны - мертвая Россия, с ее помещ.и губернск.чиновник., с другой - приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Пошлость его: Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова. Начин.»М.Д.» с какой-то неопределенности в характере Ч., цель его приезда такова, что он о себе ничего не долж.сообщ., он должен скрывать о себе. О нем ничего толком никто не знает, но он производит нужное впечатление, даже Собакевич.понравился. . Внутренняя многоликость, неуловимость подчерк.и его внешностью, опис.Г.в неопределенных чертах: 7)а) Зорок к мелочам(описание подробностей гостиничного номера, выпытывает у трактирщика о губернаторе и т.п.) Все это для «дела». Чичиков собирает в себе по чуть-чуть от каждого помещика: 7)б) роднит с коробочкой, есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и черты самого Г. (фрак с искрой. Г.тоже любил одеваться так)Он чел.нов.времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами7)в), но нет тупого автоматизма Плюшкина: г) «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижение поставленной цели .(Смирнова) Задерж.композиц.помог лучше понять хар-р Ч., почему он именно таков – биография:Павлуша принадлеж.к бедн.дворянск.семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, – беречь и копить копейку. быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента. ему недоступна «блистающая радость» жизни.
| Он усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения Но В Ч.тоже (как и в помещ.) есть душа, страсть, но не догадывается о ней, душа спит:В конечном счете, не сомнительные покупки «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи. Причину омертвления души человека Г.показывает на примере формирован.характера гл.героя — Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников — эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение. «Приобретение - вина всего»-говор.Г.Как это ни странно, наш герой –персонаж, способный на проявление движений души. В конечном счете, не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи.Кап.Копейкин=Чичиков. Издеват.фамилия, живет на копеки. Чичиков тоже все копейкой прошибает. Но у Чичикова – афериста лучше получ.достучаться до правит-ва, чем у героя войны. Аферист пробиться не может, а честн. Чел и подавно. Война 1812г-обр. присутст., но героич. Прошлому нет места в нынешн. Пошл. Действит-ти. (Кутузов и уточки на портретах у Коробочки, Тетки с толстыми ляшками и Наполон)-пошлость, обытовление. Не помнят героич.прошлого и героя войны футболят и заставляют разбойничать.КУЛЕШОВ: Чичиковщина – насквозь паразитич.сила. Она не им.будущего, но метко указ на существующ. Безответственность бюрократ.системы , не думающ. О благе гос-ва, так и на невежеств.помещечье сословие., сост.из сплош омертв. Душ.По НАБОКОВУ, "Мертвые души" - "грандиозное сновидение", а ее герой, Павел Иванович Чичиков - "всего лишь низкооплачиваемый агент дьявола, адский коммивояжер... Пошлость, которую олицетворяет Чичиков - одно из главных отличительных свойств дьявола..."
| |