Главная страница
Навигация по странице:

  • . Философия древнекитайского общества, ее школы и представители.

  • 12. Античная философия: Этапы становления и развития

  • . Философия Древней Греции. Учения: Фалеса, Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля.

  • Проблема человека и общества в античной философии. Софисты, Сократ.

  • Специфика Средневековой западноевропейской философии.

  • Учения Августина, Аквинского. Проблема универсалий. Номинализм и реализм.

  • Становление и особенности средневековой мусульманской философии. Основные направления религиозного и светского вариантов.

  • Средневековая арабоязычная философия. Философское мировоззрение Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда, Аль-Кинди.

  • Философская, социальная и нравственно-этическая проблема в творчестве Х.А.Яссауи, Ю.Баласагуни, М.Кашгари.

  • Особенности философии эпохи возрождения и её основные представители. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности

  • Рационалистическая и эмпирич. тенденции в ф-ии Нового времени. Ф-ое сознание и научн. рев-я

  • 22. Проблема метода познания и понятие о субстанции в ф-и

  • Особенности философии Эпохи просвещения. Проблема человека и общества (Локк, То-ланд, Юм, Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри).

  • Эммануил Кант

  • Иоганн Фихте

  • НАША шпора Философия. 1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей


    Скачать 472.5 Kb.
    Название1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей
    Дата29.05.2022
    Размер472.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНАША шпора Философия.doc
    ТипДокументы
    #555189
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Своеобразие философии в Древней Индии

    Индийская философия – одна из наиболее древних философий в мире. Философская мысль др.Индии была неразрывно связана с религиозно-мифологическим мировоззрением и зачатками естествознания. Основные культурные памятники и источники зарождения др.мысли в Древней Индии были веды – сборники молитв, гимнов, жертвенных обрядов. 4 части: Самхиты, Брахманы, Араньяки, упанишады – философская часть. В Упанишадах наряду с религиозным истолкованием мировоззренческих вопросов появляется и наивно-материалистическая линия их объяснения, в них имеется критика религиозных догм и обрядов, ставятся и обсуждаются вопросы о сущности вселенной о природе души человека о познании мира и т. д.

    . Начиная с 6 века до Н.Э. в Индии сформировалось множество школ и течений которые можно разделить на 2 основные части: Ортодоксальное(признают авторитет вед) и неортодоксальное.

    Ортодокс.: веданта, миманса,

    санкхья ( Старейшая из всех философских систем индуизма. “Санкхья” – “исчисляющий, перечисляющий; тот кто хорошо считает; приверженец философской системы санкхья”. Основатель санкхьи – легендарный мудрец Капила.),

    йога (Патанджали. философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и на практическое психологическое обучение.),

    ньяя (Акшапада Готама. Особое внимание в ньяя уделяется проблемам логики и гносеологии, в частности средствам надежного, достоверного познания), вайшеника. Неортодокс.: джайнизм (Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардамана (жил в VI в. до н.э.).Согласно джайнизму сущность человека двояка – материальная (аджива) и духовная (джива).),

    буддизм (Сиддхартха Гаутама (примерно 583–483 до н.э.). Буддизм – одна из мировых религий. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданию. Освобождение от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется нирваной, буквальное значение этого слова “угашенный”. Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира и от мира мыслей.),

    чарвака–локаята (чарвака – локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, отвергает существование бога и, по существу, строит свое мировоззрение на тезисе о первичности материи и вторичности сознания. Чарваки ограничили первоначала всего сущего лишь вещественными, материальными сущностями. Эти четыре начала – четыре “великих сути” (“махабхута”) – земля, вода, воздух и огонь.).
    11. Философия древнекитайского общества, ее школы и представители.

    1Основными памятниками Древне-Китайской культуры и литературы, являлись: книга истории, книга обрядов, книга песен, книга перемен, летопись «Чунь-цю». Они о пяти началах мира (вода, огонь, дерево, металл, земля), о борьбе инь и янь, которые олицетворяли свет и тьму, тепло и холод и т.д., о свойствах природных явлений, о том, что волновало древнего китайца, то с чем он сталкивался ежечасно – проблема зла.

    Период Джаньго – Золотой век китайской философии(сер 1 тыс до н.э.). В этот период возникло 100 китайских философских школ, но свое значение сохранили 6 школ: 1) конфуцианство - самая влиятельная школа. Конфуций(551-479 гг до н.э.) основная работа – «Лунь юй»(беседы и выссказывания).Основные понятия мировоззрения – человеколюбие(гуманизм), мера, золотая середина. Главная причина беспорядка и упадка общества – падение нравственности среди людей. Человек должен воспитать в себе верность, послушание и почитание родителей и старших.;

    2)моизм (Мо Ди) - считали, что судьба человека зависит только от него самого, не предопределена свыше, человек должен руководствоваться принципом любви, были противниками войны, источник знания – труд, знание не может быть врожденным, нет избранных людей.;

    3)школа закона(фа-цзя) – Европ. легизм- Шан Ян - Законники противопоставили ритуалу Ли закон Фа и целиком отказались от методов убеждения в пользу правового принуждения. Они ввели в обществе явление круговой поруки и институт частной собственности на землю. Земледелие и война – на что должно опираться и ради чего должно существовать государство.;

    4)даосизм (Лао Цзы) – наиболее философская - Дао – неопределенно, оно находится в постоянном движении и изменении, переходит в свою противоположность. Главный труд даосизма “Даодэцзин” (“Книга о дао и дэ”). По мнению Лао-цзы, человек не должен вмешиваться в естественный ход развития. Кто попытается изменить этот ход, подчинить его своим личным интересам, тот неизбежно потерпит неудачу. Лао-цзы выступал против произвола знати, призывал ее отказаться от излишеств и вернуться к первобытной жизни.;

    5)инь-янь – натурфилософы – единство противоположностей;

    6) школа имен мин-цзя.

    12. Античная философия: Этапы становления и развития

    Греческая или античная философия сформировалась в VII-VI веках до н.э. Характером и содержанием, особенно методом философствования она отличается от всех древних Восточных философских систем. Это была первая в истории попытка рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии можно условно выделить четыре основных этапа:

    1) зарождение и формирование (6 век до н.э.)- Нарождался промышленно-торговый городской класс, который начал борьбу против отживающей землевладельческой аристократии. По времени это период резкого роста производства, связанного с переходом к железу, расширения товарно-денежных, вещных отношений, расцвета городской культуры.

    2) зрелость и расцвет (5-4 века до н.э.);

    3) закат-это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 века до н.э.) и

    4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-5 века н.э.).

    Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Иония была расположена на западном побережье Малой Азии и состояла из двенадцати самостоятельных полисов. (Милет, Эфес, Клазомены, Фокея и др.).Затем в Южн. Италии (остров Сицилия). Ионийская философия представлена в основном Милетской школой и философом - одиночкой Гераклитом. Ионийские философы - монисты, их первоначало всегда одно.

    Пред-ли: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклид, Парменид, его ученик Зенон, Левкипп, его ученик Демокрит;

    Расцвет античной ф-ии Это период расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, фундаментальную основу которой составили города - государства, полисы. В ходе войны с персами центры эллинского мира перемещаются в города континентальной Греции. Ведущую роль среди них со второй половины V в. до н.э. завоевывают Афины, где было провозглашено полное равенство рабовладельцев перед законом. Широкий круг свободных граждан получил реальную возможность участвовать в делах полиса. Для этого нужно было овладеть рядом специфических знаний, что вызвало в жизни появление первых профессиональных учителей общего образования. Пред-ли: учителя-софисты (уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Сократ), Сократ, его ученик Платон, Аристотель, Эпикур;
    13. Философия Древней Греции. Учения: Фалеса, Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля.

    Фалес (640-562 гг. до н.э.) – первый из ионических философов, математик, один из 7 мудрецов, осн-ль Милетской школы.. В античности ему были приписаны сочинения в прозе "О началах", "О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Основой всего сущего Фалес считал воду. Все рождается из этого первоисточника, сама земля держится на поверхности воды и окружена океаном со всех сторон. Вселенная полна богов, все вокруг одушевлено.

    Гераклит из Эфеса (около 530-470 до н.э.) по происхождению аристократ, сознательно отошедший от участия во власти. Создал сочинение "О природе". Он учил, что "все течет". Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Основой всего Гераклит считал огонь. Не был демократом, верил в войну.

    Вершиной философского мышления, античного материализма вообще, является творчество Левкиппа и Демокрита. Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Демокрит из Абдер (ок. 460-370гг. до. н.э.) полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте (термин атомас- означает - неделимый). К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще величину, которая была у Левкиппа допустима как различие форм атомов, и тяжесть. Главный труд Демокрита "Великий мирострой" посвящен учению о строении мира. Атомисты полагали, что причина вещей - атомы и пустота или пустые промежутки между атомами. Пустота вместе с атомами и есть материя, или причина вещей.

    Платон (427-347гг. до н.э.)- уч-к Сократа.. Его работы: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Софист", "Парменид". Учение Платона есть объективный идеализм, так как материя (небытие) рассматривалась им как производное от нематериальных, предшествующих материи "видов" или идей (бытие), существующих вне и независимо от сознания людей. Все, что есть в чувственных вещах от бытия, дают идеи. В центре космологии Платона стоит мистическое учение о мировой душе и о перевоплощении отдельных душ. Душа человека, согласно Платону, независима от тела и бессмертна.

    Аристотель (384-322г.г. до н. э.) из Стагира. (пр-я: Категории, Метаизика, О небе, Политика, Экономика) Учился в Академии Платона; был учителем Александра Македонского. Научная деятельность Аристотеля охватывает все области античного знания - логика, естествознание, история, политика, этика, эстетика. В своей первой философии - "метафизике", подверг учение Платона об идеях острой критике. Природа для Аристотеля безусловно объективна, чувственный мир вполне реален. Одной из первых причин и сущностью мира Аристотель признавал материю (вещество).

    Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
    14. Проблема человека и общества в античной философии. Софисты, Сократ.

    Период расцвета античной ф-ии во 2 пол. V в. - конец IV в. до н.э.- расцвет рабовладельческой демократии. Широкий круг свободных граждан получил возможность участвовать в делах полиса. Для этого нужно были знания, что вызвало в жизни появление первых учителей общего образования. Сократ говорил о таких учителях, что, уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и их название - софисты (софос - мудрый). Софисты – рационалисты (ранее натуралисты). В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий, Продик)/младш. (Алкидам, Ликофон, Критий).

    Наиболее характерен для всех представителей этого течения тезис об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Крупнейший представитель софистики Протагор выразил его следующими словами: "Человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют".

    Ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. До этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Эту тематику рассмотрел афинянин Сократ, способствовавший возникновению учений объективного идеализма(469-399 гг. до н.э.). Главная задача познания - самопознание: "познай самого себя". Быть счастливым - значит познать самого себя и придерживаться умеренного образа жизни, творить добро и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природой.

    Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Сократ сводит всякое дурное действие к простому незнанию или к заблуждению, а мудрость - путь к совершенному знанию.

    Его влияние на юношество было благотворным. Он был занят вопросом о том, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. В представлениях С. человек должен быть определенного типа: уверенный в себе, великодушный, равнодушный к земному успеху, верящий, что им руководит божественный голос, ясно мыслящий. 


    15Специфика Средневековой западноевропейской философии. Теоцентризм.

    Со II–III веков по XV век н.э. - эпоха развития средневековой философии. Раннее средневековье (5в.) – становление христианства и европейских государств. Зрелое средневековье (с 11в.) – феодализм с мировоззрением зрелого христианства.

    Средневековое мышление и миросозерцание определяли 2 разные традиции: христианское откровение и античная философия (в идеалистическом варианте - Платоновском).

    Спецефич. черта средневек. ф-ии был теоцентризм. По принципу теоцентризма источником всякого бытия является Бог. Высшую цель жизни люди должны видеть в служении Богу, ибо его всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. В основе лежат 2 принципа, тесно переплетающиеся друг с другом: идеи творения и идеи откровения.

    Особенности философии: 1) исходный пункт философии – тексты Библии; 2) приоритет отдавался вере, а наука – «служанка богословия»; 3) пренебрежительное отношение к опытному исследованию природы; 4) доминирование теологии – учении о Боге, в рамках философских рассуждений; 5) стиль мышления – абстрактно – метафизический.

    Главные проблемы философов: 1) соотношение Бога и Мира; 2) соотношения веры и научного знания, теологической и философской истины.

    Крупнейшими представителями средневековой западно-европейской схоластики являются А. Августин, Р. Бэкон, Ф. Аквинский, У. Оккам, Д. Скотт. Схоластика (греч. schola - ученая беседа, школа) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование западно-христианского вероучения.

    Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма – что значит “творение”, “создание”. Важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог, все остальное – его творение. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего.
    16Учения Августина, Аквинского. Проблема универсалий. Номинализм и реализм.

    Августин Блаженный, представитель патристики, заложил прочный фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Учит, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Душа – нематериальна, бессмертна. Время и пространство сущ. только с миром в мире: прошедшее – в нашей памяти, будущее – в наших надеждах, а настоящее – действительное время, если через него проходит прошлое в будущее. Произведения: «Исповеди», «Рассуждения о граде Божьем и граде земном», «О святой троице».

    Ф. Аквинский – заложил основы католической религиозной философии – неотомизма и томизма, разграничил области науки и веры, систематизировал схоластику. Основные моменты его учения: «исходный принцип – божественное откровение, без которого спастись невозможно. Различая бытие и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.

    На низшей ступени бытия форма составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis), (неорганические стихии и минералы). Далее форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, (растения). Третий уровень — животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens). На четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих.

    Произведения: «О единстве разума против аввероистов», «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

    Проблема универсалий – проблема общих понятий. Реализм средневековый – одно из направлений в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

    Номинализм (имя, название) – направление в средневековой схоластике, считавшее понятия лишь именами. В противоположность средневековому реализму, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Номинализм был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия.
    17Становление и особенности средневековой мусульманской философии. Основные направления религиозного и светского вариантов.

    В средневек. Средней Азии преобладал кочевой образ жизни (номадизм), а также политич. нестабильность (Ею владели и персы, и арабы, монголы, и тюрки).– Что создавало трудные условия для развития культуры вообще, для функционирования философии, в особенности. Теоретическими источниками были: 1Индийская, 2Античная философия. Средневековое мышление было по преимуществу теоцентричным, ибо связывалось с монотеизмом ислама. Однако отсутствовал схоластич. метод из-за слабости ислама. Еще одна особ-ть: комментаторный характер, то есть все философы переводили и комментировали Древни Греческие и Древне Римские сочинения.

    Особенности ислама: отсутствие единого религиозного центра, института духовенства в строгом смысле этого слова, процедуры канонизации решения спорных вопросов и др. В результате появилась возможность развития не только религиозных, но и светских вариантов философского мышления.

    К религиозным относятся калам, а также исмаилизм и суфизм. Калам (буквально – “слово”, “речь”, “литературный диалог”) – спекулятивная теология, выводившая философские положения о предельных основаниях бытия из священных текстов Корана и сунны (предания). Мутакаллимы (представители позднего калама) выступали не только против слепой веры, но и против доказательств, опирающихся лишь на священные тексты, а потому не дающих достоверного знания. За человеком признавалась свобода воли.

    Исмаилизм – крупнейшую секту шиитского ислама и суфизм – мусульманский мистицизм, объединяла оппозиция официальному вероучению на основе различения внешнего, официального, и скрытого, внутреннего смысла слов священного текста. Исмаилиты и суфии усматривали возможность постижения сокровенного смысла через восхождение от “внешнего” к “внутреннему”. Первые подчеркивали необходимость использования рациональных методов познания, вторые – интуиции, воображения, прозрения.

    Светский вариант решения мировоззренчесих проблем получил название “фальсафа”: он сформировался под прямым воздействием греческой философии вследствие развития переводческого движения. Представители “фальсафа” противопоставляли “традиционным наукам”, связанным с религиозным знанием, “науки рациональные”, опирающиеся на опытную практику.

    Основные представители мысли: Аль-Кинди; Аль-Фараби; Ибн-Сина(Авиценна); Аль-Беруни; Аль-Газали; Ибн-Рушд(Аверроэс). Основные представители поэтической мысли: Юсуф-Баласагуни, Махмуд Кашгари, Яссави, Амишер Навои, Амар Хаян, Низами, Косыки, Соади, Федоуси.

    18Средневековая арабоязычная философия. Философское мировоззрение Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда, Аль-Кинди.

    В основу учения арабских философов был положен принцип извечности мира, невозможности рождения из ничего(принцип эманации). Первым в арабоязычном регионе этот принцип принял “Аристотель Востока” аль-Фараби (870–950). Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке". Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю

    Фараби считал, что “первая материя является потенцией всех субстанций в поднебесье”, что “форма существует благодаря материи, а материя является субстратом для форм”. Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только посредством разума.

    Вслед за аль-Фараби принцип эманации был использован последующими средневековыми арабоязычными философами вплоть до самого “чистого” аристотелика – Ибн Рушда(Аверроэс), позиция которого - натуралистический монизм. Он делил людей по способностям и разумению на три категории: широкую публику, “вовсе не способную к толкованию”, диалектиков, способных к диалектическому толкованию “по природе и навыку”, и, наконец, мудрецов-аподеиктиков. Его учение о вечности и несотворённости мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме легло в основу направления западно-европейской философии 13— 15 вв., получившего название аверроизм.

    Ибн Сина (Авиценна) — учёный-энциклопедист, поэт, родился вблизи Бухары. Научное наследие (около 300 сочинений) охватывает помимо философии такие отрасли знания, как медицина, математика, астрономия, ботаника, геология и др. "Канон врачебной науки" в течение почти пяти веков считался одним из основных медицинских руководств. Среди философских трактатов наиболее известны: "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений", "Книга знания" ("Дониш-наме"). Он разделил философию на 3 части: физика, логика (учение о познании природы и человека) и метафизика (учение о познании бытия в целом). Рассуждая о степенях разума, Ибн Сина вводит еще одно определение души – сравнение ее с зеркалом, в котором отражаются формы вещей. Бессмертны души добродетельных людей и людей, обладающих знаниями; души же людей невежественных смертны.

    Аль-Кинди – основоположник арабской философии, род. в г. Басра. Творчество носит энциклопедический характер. Нет такой области знаний того времени, которой он не коснулся бы в той или иной мере в своих многочисленных трактатах (число их, согласно средневековым арабским источникам, достигало 238, но большинство этих работ, к сожалению, до нас не дошло).

    «Философ арабов» переводил труды античных философов, писал к ним комментарии.

    Наиболее значительными философскими работами аль-Кинди являются «Трактат о количестве книг Аристотеля», «О разуме», «О первой философии», «Об определениях и описаниях вещей», «Рассуждение о душе», «Трактат о ближней действующей причине возникновения и уничтожения», «Книга о пяти сущностях».
    19Философская, социальная и нравственно-этическая проблема в творчестве Х.А.Яссауи, Ю.Баласагуни, М.Кашгари.

    Яссави. О Яссави говорят как основателе «тюркского» пути мистического познания в исламе. Его идеи: о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождество процесса познания Бога с самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с Богом. Он – признанный глава ветви Суфизма. Яссави соединил религиозную идеологию с массовым сознанием, тенгрианско-шаманитским зороастризмом. Знаменитое произведение – «Диван и Хикмет» - книга мудрости. Яссауи переложил всю ответственность на самого человека, как часть божественного смысла. Умеренность – это другой фундаментный принцип Яссауи. В людской жадности и непомерности во всех проявлениях он видел начало многих бед на земле.

    Махмуд Кашгари. Знаменитая книга Кашгари «Диван лугат ат-тюрк» - тюркская энциклопедия. «Диван» – памятник тюркской культуры, запечатлевший этнические ценности, нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI веке, дающий представление о фонетических и морфологических явлениях и специфике диалектных форм. В книге наряду с древним шаманистским миро представлением запечатлены элементы новой идеологии – ислама, и такой его ветви как суфизм.

    Юсуф Баласагуни. В творчестве поэта преобладает ярко выраженный рационализм художественного мышления, с другой – рационализм обличенный в символические покровы суфизма. Поэзия направлена на жизненные реалии, поиски реализации гуманистических принципов истины, добра, счастья. Мировоззрение Баласагуни определяют разнородные доисламские верования – зороастризм, манихейство, буддизм, христианство, шаманизм. Знаменитое произведение «Кудадгу Билик». Характеру философствования присуще стремление к энциклопедическому охвату общемировоззренческих проблем. Рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме.
    20Особенности философии эпохи возрождения и её основные представители. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

    В Италии эпоха Возрождения (Ренесанса) с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исс-лей связывают поя-ие В-я с переходом от средневековья к Нов. времени, т.е. от феодализма к капитализму. Две идеи: гуманизм и чел. ндив-ть. Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Формально философы В. в центр мироздания ставили Бога, но при этом основное вним-е обращали уже не на него, а на че-ка. По их мнению, чел-кая личность по преимуществу яв-ся творческой, она как бы принимает на себя творческую роль Бога и способна обладать как собой, так и природой. Фичино считал, что че-к могущественен подобно Богу. Че-к ищет точку опоры не только в космосе, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе и в своем теле.
    Отличительные черты идеологии В.:
    1. антифеодальная направленность
    2. светский характер (против церкви, ЗА НАУКУ)
    3. гуманистическое мировоззрение, вним-е на че-ке, возвышение его творч-й сущности.
    4. обращение к культурному наследию античности.


    5. Ориентация на искусство. Основ­ные представители эстетической мысли:1.Поэт Данте, художник Джотто,писатель Боккаччо, поэт Пет­ранно, скульптор Донателло, Леонардо Давинче, Рафаэль, Микельанжело, Рубенс; писатели Монте и Равель, Шекспир, Томас Мор и Компонела, Сервантес.

    6. Формируется течение пантеизм, что означает всебожие. Основные представители пантеизма: Коперник – «Об обращениях небесных тел»; Дж.Бруно; Галилей;Н. – немецкий ученый, философ и богослов; Ф. Парацельс – немецкий врач, алхимик и астролог.

    21Рационалистическая и эмпирич. тенденции в ф-ии Нового времени. Ф-ое сознание и научн. рев-я

    Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники.

    Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым предметам - стержнем новых философских программ. Последние оказываются гносеоцентристскими (от греч.- знание, познание).

    Два крупных течения: Рационализм (от лат. ratio - разум) выдвигает на первый план логические основания науки, где главным источником знания считаются идеи, мысли и понятия. Философский эмпиризм (от греч. - опыт). Ее представители утверждали, что все знания возникали из опыта и наблюдений.

    Рациона­листы (Декарт, Спиноза, Лейбниц) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. 

    Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником знаний (Гоббс, Локк). Родоначальником опытной науки Нового времени считается Френсис Бэкон. Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека.
    22. Проблема метода познания и понятие о субстанции в ф-и XVII в. (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц)

    Родоначальником опытной науки Нового времени считается Френсис Бэкон. Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Развивал учения о новом методе научного познания – индукции («наведение») – движении от частного к общему. Ф. Бэкон считал, что для создания «нового здания науки» человеческое сознание должно преодолеть 4 идола-предрассудка-заблуждения: идол рода, идол площади, идол пещеры, идол театра. Произведения: «Новый Органон», «Новая Атлантида».

    Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. Его работа “Рассуждение о методе”, “Начала философии”. Исходный принцип - “я мыслю, следовательно, я существую”. На практике у Декарта три субстанции. Субстанция – причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом (3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог). Для отыскания истины необходимо раз в жизни усомниться во всем, и это есть первое достоверное знание, которое возможно приобрести.

    Бенедикт Спиноза. Основная цель фил. - завоева­ние господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. С его точки зрения, достоверные знания достигаются при помощи рационально-разумного, математико-геометрического знания, так как связь между субъектом и предикатом совершенно необходима только в суждениях математического типа. Произ-е: “Этика”, «О боге». Противопоставлял дуализму материалистический монизм – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа

    Философия Лейбница – это определение возможностей и пределов человеческого познания, построение алгоритма универсального знания. Вместилищем и источником всех сущностей и возможностей, которые только можно мыслить, является, согласно Лейбницу, Бог. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Форма - нематериальна и представляет целесооб­разно действующую силу, а тело - это механ. сила.
    23Особенности философии Эпохи просвещения. Проблема человека и общества (Локк, То-ланд, Юм, Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри).

    Период Просвещения охватывает конец XVII – начало XIX вв., т.е. время английской буржуазной революции 1688 г. и Великой французской революции 1789 г. Для раннего Просвещения была характерна борьба с религиозными предрассудками.

    На знамени просветителей написаны два лозунга - наука и прогресс; и обращаются они прежде всего не просто к разуму, как в XVII веке, а к научному разуму, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных "гипотез".

    Джон Локк - разработал сенсуалистическо-аналитическую теорию познания, согласно которой общее в знании есть продукт деятельности разума. Сенсуализм – позиция, в которой достоверные знания дают только чувства.На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: "Не знаю". Ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что либо вне себя. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта.

    Во французском Просвещении было три ветви: правое крыло, умеренный центр и левое крыло. Главной фигурой правого крыла можно считать Франсуа Мари Аруэ Вольтера. В течение многих десятилетий Вольтер был мыслителем дум, он беспощадно критиковал невежество, духовенство, он настаивал, чтобы французы приобщались к знаниям, науке. Вольтер не был атеистом, но говорил, что бог все сделал, и жизнь людей определяется их деянием.

    Левого крыло Жан-Жак Руссо - полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил, что он сердцем чувствует бога. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить.

    Умеренным центром: Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха. Заслуга Ламетри - провозглашении атеизма. Все живое и человек рассматриваются Ламетри как частные случаи и проявления механических законов материи (“Человек-машина”, “человек-растение” и т.д.). Дидро в своих произведениях (в “Племяннике Рамо”, “Жаке-фаталисте” и др.) оправдывает метафизический материализм, содержащий зачатки диалектики.

    Основной принцип немецкого Просвещения – разделение случайного и необходимого, индивидуального и общего (Х.Ф. Шубарт, И.Г. Зейме, И.Г. Форстер, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, Гете).

    24 Немецкая философия XVIIXIXвека. Основные представители и идеи.

    Немецкая классическая философия – это этап в развитии философской мысли, который охватывает период с конца XVIII первую половину XIX веков.

    Основатель Эммануил Кант (1724-1804) в его деятельности можно выделить два периода:

    1. до критический – он занимается преимущественно вопросами естествознания и натуральной философией. В книге “Всеобщая естественная история и теория неба” (1775) Кант разработал гениальную гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности. 2. Критический период Кант занимается чисто философскими проблемами изложенные в его основных произведениях. «Критика чистого разума» - анализирует проблемы познания, «Критика практического разума» - учение об этике, «Критика возможности суждения»- проблемы эстетики и учение о целесообразности в природе. Основные противоречия философии Канта составляют вещи в себе (материалистический момент).

    Его ученик – Иоганн Фихте – разрешил противоречие Канта в пользу субъекта и создал классическую систему субъективного идеализма, в центре которого нах-ся субъект или «Я». («Назначение человека», «Наука учений»).
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта