Главная страница
Навигация по странице:

  • Своеобразие философского познания. Смысл и назначение философии

  • Философия и наука, философия и религия

  • 7. Сущность основного вопроса философии

  • НАША шпора Философия. 1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей


    Скачать 472.5 Kb.
    Название1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей
    Дата29.05.2022
    Размер472.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНАША шпора Философия.doc
    ТипДокументы
    #555189
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей.

    В шир. смысле слова м. пред-ет собой сов-сть общих взглядов на мир и место че-ка в нем. Оно явл. сердцевиной чел-го сознания и познания. В формировании м. участвуют философия, наука, искусство, религия, различные политические учения, исторический опыт народа. Характер м. во многом зависит от образа жизни, обычаев, традиций, бытовой и производств. деят-ти людей. Мировоззрение определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации.

    Эмоц.-психол. сторону м. на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт форм-ия познавательных образов мира с исп-ем наглядных представлений относят к мировосприятию. Познават – интеллек-ую сторону м. составляет миропонимание.

    В м. воедино соединяются чувства и разум человека, сомнения и убеждения, знания и оценки, целостное понимание человеком мира и осознание самого себя в нем.

    В структуре - 4 компонента:

    а) Познавательный - базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. и представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

    б) Ценностно-нормативный - Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни.

    в) Эмоционально-волевой. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое, глубокое усвоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования.

    г) Практический компонент. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

    Таким образом, м-е есть сов-сть взглядов, оценок, норм и установок, опред-щих отношение че-ка к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
    2Исторические типы: мифология, религия, философия

    Мифологическое (65 тыс. лет назад)– это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, основанное не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональных представлениях о мире, общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людьми социальных процессов и своей роли в них. Одна из главных особенностей мифа, отличающая его от научных знаний, заключается в том, что миф объясняет "все", для него нет непознанного, неизвестного. В мифологии нет разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.

    Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам, но в отличие от мифа последняя не "смешивает" земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религия, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, которые, как и ведущий к ним жизненный путь, переносятся в потустороннюю область, не в земную, а в "вечную" жизнь. Религия - возникла 45-50 (75) тыс. лет тому назад эпоха верхнего палеолита каменный век. Ранние религиозные верования: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия.

    Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.
    3Философское мировоззрение, его возникновение и особенности. Основные темы философских размышлений.

    Фил/ м-е зарождается 3 тыс. лет назад в классовом об-ве в условиях рабовладения и азиатс/ способа производства в странах Древнего Востока, Китае, античной Греции. Философия – особый способ духовного освоения мира, это есть теоретически сформулированное м-е и система взглядов. Она изучает не отдельные стороны, свойства и отношения, а наиболее общие для всех предметов и явлений свойства, отношения и связи.

    Круг проблем, относимых к числу ф-их, изменялся по мере развития человеческой культуры, научного познания и практики.

    Всегда существовали вопросы, ответа на которые по традиции ожидают от философии. Это коренные проблемы мировоззрения. Мыслитель XVIII в. И. Кант свел их многообразие к четырем: “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?”, “На что я могу надеяться?”, “Что есть человек?”.

    Одна из главных тем размышления философов это тема «природы». Именно природу сделали предметом изучения греческие философы. Их интересовали не отдельные явления, а их совокупность.

    Вопрос «Общественной жизни», политическое и правовое устройство. Философы разрабатывали различные принципы и теории о обществе.

    Современный немецкий философ М. Хайдеггер главными, или “предельными” вопросами считает: “что такое мир, конечность, уединение?”.

    Среди мн-ва ф-их проблем есть главный вопрос – вопрос об отношении мышления к бытию. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики – таковы фундаментальные проблемы философской науки, таково ее предметное самоопределение.
    4. Предмет и основные функции философии

    В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология. Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы утаить их, приспособить к собственным интересам; одни обращают свой взор к небу, другие – на землю, одни обращаются к богу, другие – к человеку.

    Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром. Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать. Гносеологическая – познавательная. Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания. Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества. Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали. Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества. Общекультурная –согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.

    5Своеобразие философского познания. Смысл и назначение философии

    Философия – это учение о сущности мира и о человеке, это наука о системе отношений “мир–человек”, то есть понимание субъективно-объективных отношений взаимодействия человека и мира. Философия, в отличие от других наук, дает систему знания о мире. Она занимается не простым сложением всех научных знаний, а интегрирует их в самом общем виде и, опираясь на этот интеграл, строит систему знания о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), этику, эстетику, теорию культуры и, естественно, свою собственную историю, т.е. историю философии, являющуюся частью содержания самой философии.

    Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.

    Философия нацелена на то, чтобы понять внутреннюю связь и единство между частями и частицами мира. Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики – таковы фундаментальные проблемы философской науки, таково ее предметное самоопределение.

    Фил. знанию свойственно: а) это исследование наиболее общих вопросов бытия; б) анализ наиболее общих вопросов познания; в) изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества; г) исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
    6 Философия и наука, философия и религия

    Любая конкретная наука имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, законами, гипотезами и теориями, имеет свой предмет. В философии, как и в любой науке, люди заблуждаются, ошибаются, выдвигают догадки, гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными. Но в отличие от других наук, у философии иной предмет. Она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науке в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает.

    Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействие на сознание, поведение людей.

    Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жизни людей, т.е. точек соприкосновения у философии и религии немало. И все-таки философию от религии отличает обращение к разуму, знанию, логике, действию. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образованные сильные духом люди.
    7. Сущность основного вопроса философии

    Основной вопрос фил. в самом общем виде есть вопрос о соотношении духовного(идеального) и материального в мире или вопрос об отношении форм и законов мышления к формам и законам материального мира. Классическая его формулировка в работе Людвига Фейербаха во 2 главе: «Что является первичным: дух или природа?» Осн. вопрос ф. имеет 2 стороны: что первично? 2.вопрос познаваем ли мир?. Все многообраз­ные философ.школы и течения в зависимости от решения основного вопроса фил.делятся на два осн.направления:1идеализм,2материализм. Идеа­лизм(идея) исходит из положения согласно, кот. материальное есть продукт духовного()субъективный, объективный. Материа­лизм(вещество) же напротив, в качестве отправного пункта принимает положение: духовное есть продукт материального.

    Бывало так, что в течение долгого времени этот вопрос четко не ставился, не обсуждался философами. Большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно данного вопроса. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Гельвеций важнейшим делом, великим призванием философии считал решение вопроса о путях достижения людьми счастья. По убеждению Д. И. Писарева (XIX век), главное дело философии - решать всегда насущный "вопрос о голодных и раздетых людях; вне этого вопроса нет решительно ничего, о чем стоило бы заботиться, размышлять, хлопотать". Камю считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни.

    И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком "всемирно-гражданском" ее смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
    8Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

    Метод – путь достижения поставленной цели. Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования, это совокупность приемов, с помощью которых можно открыть истину и получить конкретный результат. Ф-ие методы не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Здесь, в конечном счете, решающее слово принадлежит практике, жизни.

    Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизикой. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются в движении, развитии, гармонии, во взаимосвязи. Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

    Без неё невозможно и создание соц.-истор. картины мира. Именно она помогает уяснить природу и характер дв-х сил обществ. развития, а также общ. прогресса, выявить негативные моменты в строительстве нового общества. Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.

    Метафизика – метод противоположный диалектике, он отрицает взаимную связь между предметами и явлениями действительности, рассматривает их обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

    9.Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли.

    Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

    Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

    1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

    2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

    3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

    Философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, философия Запада – многопроблемная(политич., правовые проблемы). Восточная исследует проблемы человека с точки зрения практики, образа жизни, Западная – предлагает человеку общие принципы бытия и познания. Восточная ф. развивается в тесной взаимосвязи с религией(индуизм, буддизм). Первыми странами, в которых возникли философские школы и оформились основные философские направления были древняя Индия и Китай (8– 6 век до н.э.). Своего наивысшего раз­вития древняя фил. достигла в Античной или Древней Греции (6 –3 век до н.э.). Далее древнегреческая философия имела своих последователей в Древнем Риме (2век до н. э.-3 век н.э.).
    10.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта