НАША шпора Философия. 1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей
Скачать 472.5 Kb.
|
40. Пространство и время как формы бытия материи. Современные естественнонаучные теории пространства и времени. Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Совр. физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. 41. Диалектика как теория взаимосвязи и развития, научная методология познания. Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало <вести беседу>.Диалектика(рассуждать)– фил теория, метод и методология научного познания. Диалектике как учению о развитии противопоставлены методы познания: метафизика, софистика, догматизм, релятивизм. В смысле, близком к современному понятию, Д употреблена Гегелем, базируется на принципах: 1) принцип всеобщей связи(связи м/у предметами внутренние и внешние, существенные и несущественные); 2)пр становления и развития(процесс формирования материального или идеального); 3)пр объективности рассмотрения(сам предмет «вещь в себе»); 4) пр системности(конкретизирует пр объективности и явл аксиомой и 1 установкой познания). В совр. понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мира. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противоположных точек зрения. Элементы диалектики содержались в учениях в Др. Китае, Индии, Греции. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направленности. Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Французские просветители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. 42. Понятие закона в философии. Группы законов. Закон представляет собой наиболее общие, существенные объективные связи и отношение м/у предметами и явлениями; но не всякая связь выступает как закон. Для закона характерно: существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся, внутренне присущая явлениям связь и взаимная обусловленность. Закон выражает такую связь, которая при наличии известных условий определяет характер развития. Все законы носят в своей основе объективный характер и их можно разделить на три группы: 1)частные и специфические(частно-научные) законы(отражают связь определённых частей, сторон и особенности реальной действительности), 2)общие или общенаучные законы действия( распространяются либо на всю природу либо на все общественные явления. Для мышления присущи такие общие з-ы как з-н тождества, з-н противоречия, з-н достаточного основания и з-н исключённого третьего, который изучает формальная и математическая логика); 3)всеобщий или универсальный з-н(относятся з-ы диалектики). З-ы диалектики действуют везде , охватывают все стороны мира, распространяются на природу общества и мышления и имеют всеобщее познавательное и методологическое значение. Диалектика разрабатывает не только законы бытия, но и законы познания, поэтому Д. – это не только учение о законах развития бытия, но это теория познания и логика одновременно, т.е. учение о законах в форме мышления. Среди всебщих законов Д. Принято выделять три основных з-а: 1.З-н перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2.З-н единства и борьбы противоположностей. 3.З-н двойного отрицания. 43. Основные законы диалектики: их сущность. Среди всебщих з-в Д. Принято выделять три основных закона: 1.Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2.Закон единства и борьбы противоположностей. 3.Закон двойного отрицания. Законы Д. Раскрывают существенные черты, любого развивающегося явления. Они раскрывают: механизм перехода от старого к новому(1), источник развития объективного мира и человеческого мышления(2), его направленность(мира) тенденции и взаимоотношения, формами развития и результат развития(3). Впервые эти законы сформулировал Гегель. 1-й закон(в первой части) его науку логики в учение о бытие. 2-й закон учение о сущности. 3-й закон использован при построении всей философской сис-мы. 1-й закон есть взаимосвязь таких всеобщих понятий как: свойства(хар-ка пред, котор обусловливает его различие или общность с др предметами; св-во относительно), качества(совокуп св-в, указ на то, что собой дан вещь представляет, чем является), количества(совокуп св-в, указ на размеры вещи и величину), мера(рамки, в кот кол и кач хар-ки находится в сост гармонии) и категория скачка(форма перехода из 1 кач сост в др; скачки бывают взрывы(революция) и медленные(эволюция)). Диалектика кач и кол-ва сост в том, что не одно кач изменение не произойдет до тех пор, пока не будут накоплены необход кол изменения. 2-й закон: понятие тождества, категория различия, категория противоположностей, единства, борьбы, противоречий. Раздвоение единого и познание противоречивых частей его – суть и ядро диалектики. Единство относительно, борьба абсолютна, осн понятием явл диалектическое противоречие, которое включает в себя тенденции в развитии взаимо друг друга дополняющие и отрицающие. 3-й закон: отрицание, диалектическое отрицание, двойного отрицания, поступательность, цикличность, прогресс, регресс. Основные элементы закона: тезис, антитезис, синтез. 44. Понятие категории. Категории диалектики: единичное и общее, сущность и явление, причина и следствие. Категории(признак, объяснение) - наиболее общие понятия науки, которые отражают объективные и существенные признаки предметов. Категории выполняют методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Категории диалектики – универсальные, всегда существуют парами: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность. Единичное и общее. Единичное хар-ет отдельный предмет, явление, процесс, отличающийси по своим пространственным, временным, и др св-вам от других, в том числе подобных ему пред, явл. Общее – объективно сущ-ее сходство характеристик единичных пред, их однотипность, принадлежность к одной группе. Реальные предметы единичны. Общее представлено чертами сходства предметов и подобия. Общее не существует само по себе. Единичное входит в класс предметов, заключает в себе общие черты. Сущность и явление. Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса. Явление – внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Говорят о видимости, кажимости. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня.»(Маркс), но если бы они не были бы связаны, то познание сути вещей было бы невозможно. Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий(детерминизм). Отрицание связи м/у причиной и следствием – индетерминизм. Конкретная причина порождает конкретное следствие, вытекающее из этой причины. Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Когда говорят о причинности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. 45. Необходимость и случайность, возможность и действительность в условиях социальной реальности. Необходимость и случайность. Необходимость – однозначно обусловленное явление, при котором наступление события-причины влечет за собой определенное явление-следствие. Случайность – такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. Случайное событие, по Гегелю, не может быть объяснено из самого себя. Вероятность – мера возможности наступления случайного события.Реальные явления обусловлены сложными по составу причинными основаниями(внутренними и внешними). Общественная жизнь представляет собой сложную систему причинно-следственных отношений, необх и случ действий, поступков и процессов. Слечайность и необходимость относительны, тесно связаны с соотношением возможного и действительного. Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Т.е. возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса. Т. обр возможность и действительность – 2 последоват ступени развития явления, его движения от причины к следствию, 2 этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств. Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. 47. Философия о познаваемости мира. Субъект, объект и предмет познания. Гносеология – фил учение о чел-м познании. Чтобы изменение мира было рациональным человечество выработало познание. Существует 4 формы познания: 1)жизненно-практическое; 2)художественное, эстетическое; 3)религиозное; 4)научное. Теория познания – раздел в фил, котор занимается поиском ответов на вопросы: что есть объект познания?, кто явл субъектом поз, каковы возможности познават деятельности человека,какими методами осущ познание. Скептицизм – знание возможно, но нельзя сказать верно ли оно. Огностецизм (понятие ввел в 19 в Гекс Ли)- мир реально существует, но принципиально непознаваем. Оптимизм – познание возможно, процесс познания безграничен. Процесс получения человеком знаний – познание. Субъектом познания явл человек, общество людей, человечество в целом. Объект познания – фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность человека в данный момент. Выбор объекта познания зависит от след причин: уровень развития науки, орцдий труда, потребностей общества. Предмет познания – конкретные аспекты, на которое направлено острие ищущей мысли. Задача Г – выяснение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру чел-ого знания. Различия м/у О и С относительны. С и О – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельност. 48. Чувственное познание и его формы; их роль в познании. Чел. практич познание явл. начальным этапом познания. Такая деят-ть является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат. объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности, не могут сущ. Для познания объектов необход. функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ., восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв. чувств деятельностью или чувств познанием. Структура: прямое созерцание- абстрактное мышление –практика –истина. Выделяют 3 осн формы чувств познания:ощущение, восприятие, представление, (эмоции). Ощущения может рассм. как простейший и исходный элемент чувств познания(первичное), дает неполное представление об объекте познания. Ощущение – приращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Установлено, что с точки зрения “информмац-й. способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета(боль). Восприятие – целостный образ матер предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие возникает на базе нескольких ощущений, дает более полное представление об объекте. Восприятие – процесс активный, творческий. Представления возникают на базе ощущений о восприятий. Представление – отражение в сознании человека предметов, объектов ранее знакомых человеку, но в данный момент они не явл предметом изучения(в памяти удерживается целостный образ). Эмоции – переживание, страсть человека, бывают положительными и отрицательными. Эмоции(гнев, страх, любовь) – комплексная, сложная форма человеч чувственности. Все элементы чувств познания(живого созерцания) находятся в диалектической взаимной связи(чтобы возникло представление нужны ощущения и восприятия). 49. Особенности рационального познания. Основные формы рационального познания. Рац познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рац является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Рац-зм - учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почеркнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. Мышление-это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Сторонники деалектического матер-ма: Мыш-е – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие2) Суждение3) Умозаключение Рациональное(абстрактное) познание – более высокий уровень познания, основой является разум, мышление человека. Выделяют 3 элемента: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма мысли, которая отображает наиболее существенные свойства, связи, отношения м/у предметами и явлениями окружающего мира. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные абстрактные понятия, различающиеся по степеням общности. Суждение – форма мысли, которая указывает на наличие, отсутствие признакаов, свойств у предметов, явлений. Суждение состоит из понятий, а для формулировки понятия нужно высказать несколько суждений. Умозаключение – вывод, который следует из нескольких суждений. Все элементы рац познания находятся в тесной диалектической взаимной связи. 50. Единство чувственной и рациональной сторон познания. Сенсуализм и рационализм. Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Две ступени познания: чувственное и логическое(рац) познание – находятся в диалектическом единстве. Их единство обусловлено тем, что они отражают один и тот же мир; их общй основой является практика; они имеют единую физиологическую основу, нервную систему человека; в процессе познания они не только дополняют друг друга, но и взаимно проникают одно в другое, это лишь разные стороны одного и того же процесса познания. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят, специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда. Рационализм(лат разум) – метод, согласно которому основой знания и действия людей является разум(Спиноза, Лейбниц, Кант, Декарт, Гегель, Фихте, Шеллинг.) Рационализм недооценивает роль чувственного в познании, утверждая, что мышление может постигать сущность вещей, минуя чувства, не опираясь на ощущения. Начальной степенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения. Сенсуализм(лат чувство) – методологич принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений(Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Фейербах). Сенсуализм преувеличивает значение чувственного в познании: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах». Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление, ощущение – это элемент. |