НАША шпора Философия. 1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей
Скачать 472.5 Kb.
|
51. Понятие истины. Относительная и абсолютная истина. Догматизм и релятивизм.//Бэкон: «Истина – дочь времени». Истина – знание, адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Форму отражения объективной истины, зависящую от конкретных историч условий, характеризующую степень ее точности и полноты на данном этапе называют относительной истиной. Относительная истина – ограниченное верное знание, обычно научное. Т.о. все развитие чел. познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относит. истин другими, более полно и точно выражающими объ. истину. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсол. истины. Тем не менее абс. истина сущ.; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к кот. стремится чел. познание. Каждая относит. истина - ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Т.о. каждая относит. истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абс. истина - это предел бесконечной послед-сти истин относительных. Конкретность – свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон обхекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития(вода кипит при 100 град – при конкретных условиях: нормальное давление и обычная вода). Принцип конкретности истины требует подходить к фактам с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что не совместимо с догматизмом. Догматизм – метафизич мышление, оперирующее догмами, в основе Д –слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений(религия). Релятивизм(относительный) – методологич принцип, заключающийся в абсолютизации относительности и условности познания, ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины, к агностицизму. 52. Критерии истины. Истина, заблуждение и ложь. Скептицизм и агностицизм.//Бэкон: «Истина – дочь времени». Практика- критерий истины.Знания могут оцениваться как полезные и бесполезные, ложные, выгодные, невыгодные. Полезность и истинность знаний не всегда совпадают. Истина – адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Форму отражения объективной истины, зависящую от конкретных историч условий, характеризующую степень ее точности и полноты на данном этапе называют относительной истиной. Относительная истина – ограниченное верное знание, обычно научное. Т.о. все развитие чел. познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относит. истин другими, более полно и точно выражающими объ. истину. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Заблуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Ложь – искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Скептицизм – знание возможно, но нельзя сказать верно ли оно(высшее проявление у древнегреческого философа Пиррона). Агностицизм(греч непознаваемый) (понятие ввел в 19 в Гекс Ли)- мир реально существует, но принципиально непознаваем. Агностики: Протагор, Кант. Оптимизм – познание возможно, процесс познания безграничен. 53. Практика – основа, движущая сила и цель познания. Формы практической деятельности.//Практика (др греч деятельный)- критерий истины. Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов природы и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под П прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его истор развитии. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практическая деятельность сознательна, коллективна, общественна, целенаправленна. Структура практики: потребность, мотив, цель, отдельные действия, движения, акты, предмет труда. Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. В-третьих, практ служит критерием истинности рез познания. Основные виды практики: научная(эксперимент), общественная(преобразование общ, соц отношений), материально-произв деятельность и социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы), направленная на улучшение экономич оснований жизни общества. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Структура: эл-ты процесса труда по Марксу: ч-к с его целями, знаниями и навыками, осуществл. ч-ком операции целесообр. деят-сти; объекты, включенные в ходе этих операций в опред. взаимодействия. 54. Понятие метода и методологии. Эмпирический и теоретический уровни знания.//Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Метод – совокупность приемов, с помощью которых открывают истину, получают конкретный результат. Методы – сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования, и которые фиксируют порядок познавательных операций. Человеческое мышление – сложный познават процесс, он включает в себя множество методик, приемов и форм методов мышления. Приемы мышления определяют общую направленность хода мысли человека на каждом этапе исследования. Учение о методах – методология. Все методы научного познания можно разделить на 3 группы:1)универсальные, котор хар-ют человеческое мышление в целом; 2)общенаучные, хар-ют ход познания во всех науках(основа – общие методологич приемы: моделирование, эксперимент, наблюдение); 3)специальные, применимы в рамках отдельных наук(основа – спец науч теории: качеств анализ в химии, спектр ан в физике). В научном познании выделяют уровни: эмпирический, теоретический, абстрактный, конкретный, уровни находятся в диалектической взаимной связи. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно, этот уровень связан с использованием приборов. Эмпирическое исследование – факто-фиксирующая деятельность. Методы эмпирического познания:1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент. Теоретическое познание – сущностное познание, которое осуществляется на уровне высоких абстракций. Основное орудие: понятие, категории, законы, гипотезы. Методы теоретического познания: анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, исторический и логический. Также: 1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному. /55.Основные научные методы эмпирического познания.//Виды экспериментов.//Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно, этот уровень связан с использованием приборов. Эмпирическое исследование – факто-фиксирующая деятельность. Методы эмпирического познания:1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент.//Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знания о внешних сторонах, св-вах и отношениях изуч объектов. Элементы: наблюдатель, объект набл, средства наблюдения(приборы).Требования: однозначность замысла, объективное отражение объекта исследования. 2 вида: непосредственное и опосредованное(прибор). Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и передает рез-ты набл с помощью опред знаковых средств(понятия, знаки, схемы, графики, цифры). Описания бывают 2 видов: качественные и количественные. Измерение(количеств описание) осущес-ся с применением математики, измерительных процедур и нахождение эмпирических зависимостей м/у рез-тами измерений В основе операции измерения лежит сравнение объектов по сходным св-вам с помощью единиц измерения, математических средств. Наблюдения и сравнения могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом(лат опыт, проба). В эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса, с целью получить опред знания, проводится в спец создаваемых и контролируемых условиях. Виды экспериментов: мысленный, измерительный(выявление колич определенности изуч объекта, качественный. Мысленный эксперимент совершается над воображаемой моделью. 56.Общенаучные приемы и методы теоретического исследования.//Теоретическое познание – сущностное познание, которое осуществляется на уровне высоких абстракций. Основное орудие: понятие, категории, законы, гипотезы. Методы теоретического познания: формализация, анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, исторический и логический, аксиоматический. Также: 1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному. //Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Отношения знаков и формул заменяет собой высказывания о св-вах и отношениях предметов.//Аксиоматический метод – сначала задается набор исходных положений, аксиом, постулатов, затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений(геометрия Евклида). Индукция(лат наведение) – вид обобщения, связанный с предвидением рез-тов наблюдения, теоретическое знание строится «снизу». Индукция – движение мыслей от частного к общему. Дедукция(лат выведение) - движение мыслей от общего к частному, теоретическое знание развертывается «сверху». Исторический метод предполагает изучение процесса, появления, формирования, становления и развития предмета или явления и на этой основе мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития. Логический – предполагает выявление общей закономерности, основной тенденции развития, раскрывает логику путем изучения историч процесса на внешних стадиях его развития. 57.Сущность и структура научного познания: проблема, гипотеза, теория.//Наука – историческая сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности. Наука – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. В наши дни наука имеет разветвленную дисциплинарную структуру, в которую входят философские, логико-математические, естественнонаучные и гуманитарные науки. Современная наука стала важнейшим фактором формирования духовного мира человека, культуры и практики общества. Структура: проблема, наблюдение, эксперимент, факт, описание, объяснение, гипотеза, теория, научные предвидения. Научное познание начинается с постановки проблемы. Проблема – вопрос, с которым обращается ученый к природе, практике, теории, жизни. После постановки проблемы – наблюдение(этап сбора фактов). В процессе наблюдения важную роль играют органы чувств. За наблюдением следует эксперимент(получение фактов). Факт – явление материального или духовного мира, ставшее достоянием сознания человека. Энштейн: «наука начинается с фактов», Павлов: «факты – воздух ученого». Факт нуждается в описании и объяснении, требования описания: точность, строгость, простота. Затем следует гипотеза. Гипотеза – предположение, которое требует доказательства. Цель научного познания – построение теории. Теория оперирует законами, категориями, понятиями. Теория может быть полной и неполной. Главная особенность современной науки- она дисциплинарно организована, т.е. разделена по отраслям. Классификация современной науки включает в себя: естественные, социально-гуманитарные, технические и философские науки. Современная наука предполагает соблюдение ученым определенной этики, т.к. он ответственный за открытие. Основы этики совр ученого: 1)принцип информированного согласия; 2) научное знание открыто для восприятия всем и каждому; 3)ученый должен объективно оценивать качество своего исследования. 58.Наука как специализированная форма познания. Признаки научного познания: язык науки, средства и методы деятельности.//Наука – историческая сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности. Это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается(электричество, холодильник). Наряду с языком научное исследование нуждается в особой системе спец орудий, которые воздействуют на изучаемый объект. Отсюда необходимость спец научной аппаратуры(измерит приборы, приборные установки). Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний за другие, истинность которых уже доказана. Системность и обоснованность научного знания– еще 1 признак. У науки один высший властитель – истина, один высший критерий – практика. Главная особенность современной науки - она дисциплинарно организована, т.е. разделена по отраслям. Классификация современной науки включает в себя: естественные, социально-гуманитарные, технические и философские науки. Современная наука предполагает соблюдение ученым определенной этики, т.к. он ответственный за открытие. Основы этики совр ученого: 1)принцип информированного согласия; 2) научное знание открыто для восприятия всем и каждому; 3)ученый должен объективно оценивать качество своего исследования. 59.Проблема человека в истории философской мысли. Человек как высшая ценность//Проблема человека в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.//Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектная. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т.д. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности. Философская антропология- раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.//Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. Между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру», т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность- это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа.// 60.Единство природного и общественного, биологического, психологического, социального в человеке. Проблема жизни и смерти.//За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно. Жизнь - страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь - сон (Веды, Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь - бездна зла (древнеегипетский текст “Разговор человека со своим духом”). “Жизнь - борьба и странствие по чужбине” (Марк Аврелий); “Все пепел, призрак, тень и дым” (Иоанн Дамаскин); “Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия” (Паскаль); “Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду” (Ницше). // Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначе соизмеряться с вечным. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать “насыщения днями” как библейские пророки - может ли что-то быть более заманчивым? //Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные н чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие “там” и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: “Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант”. А |