Главная страница
Навигация по странице:

  • 62.Соцальная среда и личность: проблема самореализации человека.//

  • 65. Природа как объект философского анализа. Взаимодействие природы и человека. Биосфера и ноосфера.//

  • 69. Сущность теорий «географического детерменизма» и «геополитики»//

  • 70. Народонаселение – предпосылка и условие общественной жизни. Сущность теории Мальтуса Т.Р. и неомальтузианство. Современная демографическая ситуация.//

  • //74. Формы общественного сознания, их возникно­вение и развитие.

  • 79.Сущность научно-технической революции, ее соц. последствия. Гуманистический потенциал НТР.//

  • 80. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28-го февраля 2007г. «Новый Казахстан в Новом мире».

  • НАША шпора Философия. 1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей


    Скачать 472.5 Kb.
    Название1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей
    Дата29.05.2022
    Размер472.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНАША шпора Философия.doc
    ТипДокументы
    #555189
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    61.Индивид, индивидуальность. Личность. Свобода и ответственность личности.//Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человече­ского. В настоящее время существует 2 концепции лично­сти: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека. Сущностная концеп­ция является более глубокой. Личность - индивиду­альное выражение общественных отношений и функций людей, субъ­ект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознаю­щего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности является мировоз­зрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только вырабо­тав то или иное мировоззрение, личность, самоопределя­ясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово характер, как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.//Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не сколько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Ответственность – категория, отражаю­щая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравствен­ного долга и правовых норм. Необходимость и свобода. Вопрос об отношениях свободы и необходимости извечен. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения.


    62.Соцальная среда и личность: проблема самореализации человека.//Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.//Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: //а) трудовой способ существования; //б) наличие сознания; //в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.//Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. //Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни.
    63. Понятие общества. Отличие общественной жизни от процессов живой природы. Деятельность как специфический способ существования общества.//Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в производственную деятельность + техносфера. //Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений) связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро общества) 2) переход от животного к социальному ( Гоббс, Руссо. Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем договора, а естественнисторическим закономерным путем ( затем и Маркс и другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам}.// Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов, учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни.// Кроме того в общественной жизни, в отличие от природы общие связи (закономерные) не толькко не выступают в чистом виде, но зачастую не поддаются реальному практическому воспроизведению (каждое событие уникально). Поэтому на первый взгляд развитие общ-ва предстается как поток индивидуальных неповторимых событий, кот. вызываются волей и желанием людей. Осмысление общ-нного развития первоначально осуществлялась философией и историей (от Августина Блаженного) т.е. довольно общих рассуждений о смысле истории и о движущих ее силах. В 30-40гг. IXXв. О.Конт – основоположник позитивизма противопоставил философии истории точное социальное знание (социология). В идеале социология должна была стать точной наукой- строгое описание фактов и связей. Этот идеал до сих пор не достигнут и возможно недостижим позитивистскими методами (от единичных фактов к обобщению). Т.е. изучение общ-ва требует общего видения предмета изучения, т.е. требует определенной социальной философии.
    64. Общество как саморазвивающаяся система. Особенности социальных законов и их отличие от законов природы. Общество – совокупность индивидов, взаимодействующих между собой, и находящихся в определенной связи и отношениях. Для общества характерна упорядоченность, которая возникает из-за того, что некоторые ценности становятся общими для тех или иных групп людей. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.//Социальная среда - окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социального мира относят общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная среда задана человеку культурно-исторически.//Социальная сфера- система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.//Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия, городское и сельское население, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности. Социальная структура объективна по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее развития и изменения выступают производство, форма собственности и распределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества.
    65. Природа как объект философского анализа. Взаимодействие природы и человека. Биосфера и ноосфера.//Природа – это мир в целом, и сюда включается также и развитие человеческого общества. 2) Природа – это часть мира, противостоящая обществу и развивающаяся по своим собственным законам. Это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Весь мир – взаимосвязь нескольких сфер, основными из которых явля­ются: 1) Метасфера (сфера неживой и неорганиче­ской природы); 2) Биосфера (сфера всего живого) – разработали Э. Зюссон и Вернадский + «Биосфера»; 3) Ноосфера (сфера разума и разумного управления окружающей средой – Высокая ступень развития биосферы) – Пьер де Шарден + «Феномен человека» ; 4) Сформированная человеком социо-техносфера. По мере развития производительных сил общества, человек повышал свою защищен­ность от стихийного буйства природы. Совершенст­вование одежды, строительство дамб и т.д. - позволяет обеспечить более стабильное и комфортное существование. В орбиту человече­ской деятельности вовлекается неуклонно расширяю­щийся спектр процессов, явлений и веществ природы, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром, окружающей природой. Но не только человек зависит от природы, но и наоборот.

    66. Происхождение и сущность глобальных проблем современности, их характеристика.//ХХ век истории человечества ознамено­ван возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокуп­ность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетиче­ских и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастро­фой. Серьезной проблемой современного мира является «демографический взрыв». Десять тысяч лет назад было около 5млн. человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн., в 1960 г. – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд., в 1987 - 5 млрд. Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить, что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненного уровня в относительном отношении, делает эти страны опасными с точки зрения ядерного потенциала. Неуклонный рост народонасе­ления планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергетических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожжены за 800 лет. Традиционные энергетические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Так называемые интенсив­ные технологии истощают плодородие почв. Увеличивающееся число глобальных про­блем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилиза­ции, идейно-мировоззренчески восходя­щей к греческой культуре.
    67.Человек, общество и природа: проблемы экологии.

    //Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития.

    В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются.

    В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.//

    Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.//

    Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие для блага человека и человечества.
    68. Понятие и роль географической среды в жизни общества. Её влияние на историческое развитие народов//В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы. Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).

    Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.В географической среде возникла и развивается жизнь.

    Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано://-Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;//-Заняться решением экологических проблем;//-Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;///-Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством//
    69. Сущность теорий «географического детерменизма» и «геополитики»//Географический детерминизм – учение философии, согласно которому деятельность человека обусловлена естественной средой полностью. Основной представитель – французский просветитель XVII в. Шарль Луи Монтескье, который считал, что нравы и религиозные верования людей, общественный и политический строй народов определяются прежде всего особенностями климата «Характер человека, обычаи государства, его формы правления обусловлены географической средой», - Геродот, первый заявивший об этом. В XIX в. появилась географическая школа «Бокля и Ренана», которые пытались изучить влияние географических факторов на расселение и плотность. В начале XX в. географическая школа оперировала понятиями «жизненное пространство, естественные границы». В конце XIX-XX вв. – школа социальной географии (Тур Виль, Демолен). Они пытались доказать, что культура развития самого человека влияет на развитие человека.Социобиология связывает жизнь человека с наследст­венностью. Социальное положение людей определяется генами, причем не обязательно существование человека должно носить агрессив­ный характер во взаимоотношениях, на которых строится общество. Эту модель строят врачи, биологи и т.п. К этому направлению относится географическое, которое объясняет историю климатом. Геополитика (введена Р. Челленом – 1916 г.) – школа, философская концепция, согласно которой общество может вести себя как биологический организм и постоянно расширять свои границы, а политика государства определяется различными географическими факторами. История человечества толкуется как борьба государств, воюющих за жизненное пространство (Ф. Ратцель). Геополитика обращается к географии, чтобы объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику обще­ства. Все это натурализм, который сводит законы общества к природе. Основные понятия геополитики: «жизненное пространство и географическое положение».

    70. Народонаселение – предпосылка и условие общественной жизни. Сущность теории Мальтуса Т.Р. и неомальтузианство. Современная демографическая ситуация.//Народонаселение- совокупность людей, проживающих в пределах на определенной террито­рии, части страны, всей страны, групп стран и всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальной и духовной жизни определяет возможности развития общества. Для нормального функционирования и развития общества в целом необходим определенный минимум людей или определенная плотность народонаселения. Первая точка зрения сформировалась во второй половине 18 в. - первой половине 19 в. В это время появля­ется школа, считавшая основным злом, приводя­щим к нищете – быстрый рост народонаселения. Основателем этой точки зрения является англий­ский экономист, священник и социолог Мальтус. Основные произведения: “Опыт о законе народонасе­ления”, где он писал, что причина бедственного положения народа, в том числе и безработица, есть результат переизбытка населе­ния, все дело в естественном законе народонаселе­ния. Согласно которому его рост увеличивается в геометрической прогрессии, а рост средств существо­вания лишь в арифметической прогрес­сии. Выход в принудительном регулировании народонаселения. Голод, эпидемия ликвидируют лишнюю часть населения.

    Большое распространение получила неомальтузианская теория кризисных мировых ресурсов (Джон Форрестер). Рост народонаселения определяется комплексом причин: уровень разви­тия производственных сил, культурой, характером существующего общественного строя, условиями, в которых живут люди, уровнем образования, здравоохранения, общественным положением женщины, обычаями, традициями, религиями. Поэтому можно сделать вывод, что каждой сту­пени развития тому или иному типу государства культуры свойственны свои темпы роста народонасе­ления, особые законы его роста, связан­ные главным образом с социальными и, прежде всего, экономическими условиями.
    71. Проблема сознания в философии. Возникновение сознания, его природа и сущность.//Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.//Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости мира). //Таким образом, если брать термин “сознание” в философском смысле как деятельность субъекта, направленную на познание окружающего мира и себя и выработку отношения к данным объектам, то мне ближе всего точка зрения Гельвеция, если же брать понятие сознания в философско-психологическом смысле как совокупность разно уровневых психических процессов, одномоментно находящихся либо в состоянии активности, либо пассивности, то я придерживаюсь концепции Зигмунда Фрейда, так как она согласуется с моими эмпирическими наблюдениями и наиболее близка моему мировоззрению.//
    72. Понятие и сущность духовной жизни общества. Основные её элементы и виды духовной деятельности.//Если материальная жизнь общества в своей сущности есть предметно-практическое освоение действительности, т. е. материальное производство, то духовная жизнь — есть духовное освоение действительности.//Основными элементами духовной жизни общества являются://• духовная деятельность;/• духовные ценности;//• духовные потребности людей;/• духовное потребление;/• индивидуальное сознание;/• общественное сознание./Духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Духовная жизнь рассматривается идеализмом как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а воспринимаемый человеком чувственный мир – как комплекс ощущений или проявление объективного духа. Идеалисты и представители религий отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой души. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он пребывает, он сам живёт свой жизнью и в своём развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории. Материалисты же утверждают, что разум не может быть демиургом мира, т.к. сам он является продуктом высшей формы его организации.
    73. Структура общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.// Обычно выделяют два основных аспекта рассмотре­ния общественного сознания: гносеологиче­ский и социологический. Первый показывает связь общественного сознания с объектом отражения. Второй устанавливает место общественного сознания в жизни общества, его социальные функции, социальную деятельность. 1) Аспект позволяет выделить такие два уровня, структуру общественного сознания: эмпирические, теоретические уровни. Эмпирические уровень отражает повседневную жизнь общества непосредст­венные нужды, потребности и ценности людей. Теоретическое сознание фиксирует сущ­ность процессов и явлений. Раскрывает закономерно­сти их существования. Эти уровни в диалектики взаимосвязаны и границы между ними исторически обусловлено. //2) Социальный аспект имеет два уровня: общественная психология и идеология. Общественная психология выражает эмоционально волевые отношения действительно­сти и проявляется, через общественное настроение, убеждения и социальные чувства масс. Общественная идеология представляет собой систему взглядов представлений установок социальной общности, в которой находится теоретическое обоснование, ее коренные интересы. В общественной психологии выделяют три момента:1) Психологический склад (социальный характер привычки, традиции); 2) Социально психологические явления (мода, слухи, анек­доты); 3) Психологическое состояние (чувство и умонастроение). Идеология в отличие от обществен­ной психологии относятся к теоретиче­скому уровню отражения действительности. Идеология в широком смысле слова понимается общественные взгляды, теории, дающие общую картину в жизни человеческого общества, совокуп­ность идей по основным вопросам жизни деятельно­сти людей, она распадается на отдельные формы общественного сознания: 1. Политическое сознание; 2. Правовое сознание; /3. Этическое созна­ние (мораль); 4. Эстетическое сознание (искус­ство); 5. Философское сознание; 6. Религиозное сознание (религиозно-атеистическое); 7.Научное сознание. Основными признаками, дифференцирующими формы общественного сознания, являются: 1. Предмет отражения (разносто­ронность объектов действительности дает возможность для появления различных форм сознания); 2. Форма отражения; 3. Устанавливается по той роли, в которую они играют в обществен­ной жизни.

    //74. Формы общественного сознания, их возникно­вение и развитие.

    В широком смысле слова под идеологией понимается общественные взгляды, теории, дающие общие картины жизни человеческого общества, совокупность идей по основным вопросам жизнедеятельности людей. Она распределяется на отдельные формы общест­венного сознания: 1. Политическое сознание 2. Правовое сознание 3.Этическое сознание (мораль) 4. Эстетическое сознание (искусство) 5. Философское сознание 6. Религиозное (религи­озно-атеистическое) 7. Научное сознание.

    Каждая форма общественного сознания заполняет необходимый результат, который вызывается в жизни потребностями социальных групп, классов, масс в области политики, техники и формирова­нии моральных качеств личности. Сознание выступает как особая форма отражения, регуля­ции и управления отношением людей с окружаю­щей действительности, к самим себе и развива­ются на основе практически-преобразовательной деятельности. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развива­ется только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлека­ясь в эти процессы, люди вырабатывают соответст­вующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Развитие общественно-производительной практики, разделе­ние физического и умственного труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм (наука, искусство и мораль). Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Термин “общественное сознание” характеризует и реаль­ное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражением состояния которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающую его проблемы, противоречие и т. д.
    75. Нравственное и эстетическое сознание. Общечеловеческие принципы морали. Социальные функции искусства.//Нравственное сознание – основная ценностная форма общественного сознания, в которых находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное созна­ние отражает отношения между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное «я». Нормы нравственного сознания образуют систему социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Специфику нравствен­ного сознания изучает этика. Нравственное созна­ние общества проявляется в социальных запретах, предотвращающих недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственное сознание – необходимый фактор прогресса человече­ского общества. 2 уровня нравственного сознания:– 1) обыденно-практический; 2) теоретический (прогнозируемый обществом идеал; мораль; в качестве морального идеала принят принцип распределения по потребно­стям; отражаются реальные нравы обще­ства. Отсутствие юридической закрепленности нравственных норм, => вытекает категория морали свобода воли. Ценностная ориентация нравствен­ного сознания обеспечивает функциональное единство всей структуры, характеризуя общую направленность. Элемент этический имеет место в каждом акте человеческой активности. Искусство – высшая форма эстетического сознания. Эстетиче­ские категории являются объективными. Эстетическое, есть непосредственно данная чувствен­ная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевшая в себе процесс опредмечи­вания человеческой сущности и очеловечи­вания природы мира, которые воспринима­ются и переживаются человеком как самостоятельная жизненная ценность. В эстетиче­ском совмещены все духовные силы человека в их гармонической цельности. Искусство – особый вид человеческой деятельности, в которой эстетиче­ское, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель. Социальные функ­ции искусства: выражает внутреннюю сущность человека в ее цельности; превращает субъективное содержание человека в общезначимое и целостное объективное бытие; обеспечивает целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссозда­ние мира; обеспечивает целостность и мобиль­ность, его поисковую направленность в буду­щее, психологическая устойчивость в настоящем; многовековая преемственность культуры, ее нарастающая универсальность; выражает смысл всего человеческого развития; вбирает в себя все достижения человечества, трансформируя и изменяя их.
    76. Происхождение и специфика религии как формы общественного сознания. Роль религии в современном мире//Религия (от лат. Religio-благочестие, набожность, святыня, предмет культа)-такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний-«земной », естественный, воспринимаемый, организм чувств, и потусторон­ний-«небесный», сверхъестественный, сверхчувст­венный. Вера- способ существования религиоз­ного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка вашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представле­ний о мире и человеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Религия – явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества. Обществен­ные процессы определят в конечном итоге и её судьбу. Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они –общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи миро уяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но и велико их разли­чие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем, числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслитель свободно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образован­ные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои мораль­ные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распростране­ние в мире.
    77. Понятие культуры. Место и роль культуры в жизни общества.//Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материаль­ные и духовные ценности и происходит становле­ние человека, как субъекта культурной деятельно­сти. Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве Культуры человека и его деятельно­сти. Там, где есть человек, его деятель­ность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К., при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К. заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К. всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К. как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К. есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К. представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. К. существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, К. выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладе­ние К. – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции. К. выполняет разнообразные функции: 1 гуманистическая. К. – способ становле­ния человека, развития личности; 2 познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний; 3) ценностно-мировоззренче­ская; 4) методологическая, так как К. – совокупность способов, методов деятельно­сти; 5) образовательно-воспитатель­ная; 6) коммуникативная; 7) социальной памяти; 8) психологической защиты.

    78. Философская трактовка категории «цивилиза­ция». Цивилизация как социлкультурное образование.//Цивилиза­ция не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождеств­ляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в разви­тии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенг­лер, который написал книгу «Закат Европы», где говорил, что развитие истории имеет циклический характер. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент, но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культу­рой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не верным является утверждение, что это приве­дет к катастрофе. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культур­ный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризу­ется: //1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотовод­ство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и, следовательно, создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общест­венном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное общество. Таким образом, понятие цивилизации основывается понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей.
    79.Сущность научно-технической революции, ее соц. последствия. Гуманистический потенциал НТР.//Сущность НТР - один из наиболее дискуссионных моментов в обсуждении проблем НТР в работах советских авторов (см.: В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.). Одни авторы видят главную суть НТР в автоматизации, коренных качественных преобразованиях производительных сил, другие - в небывалом ускорении процесса проникновения научных достижений в технику, третьи - в новом общественном разделении труда, четвертые - в создании четырехзвенной системы машин и т.д. Известно и такое общее определение НТР: "Сущность НТР можно определить как комплекс коренных качественных перемен в производительных силах общества, в технологии производства, орудиях и предметах труда, а также в организации управления и характере трудовой деятельности людей" [18].

    "Отличительной особенностью современной НТР является создание принципиально новой техники и технологии производства", - утверждают Н. М. Ознобин и А. С. Павлов [19]. Они эту весьма важную черту НТР обосновывают: применением в новейших технологических процессах немеханических форм движения материи на молекулярном и атомном уровнях; внедрением электрофизических, электрохимических, радиационных, плазменных и других способов обработки материалов. Все это требует новой техники для управления и контроля. //

    "Именно появление ЭВМ ознаменовало начало современной научно-технической революции", - подчеркивает Л. Т. Кузин. //

    B автоматизация производства, и ускорение внедрения достижений науки в производство, и появление новых отраслей знаний, новых источников энергии, новых видов материалов, и освоение космоса и, наконец, изменение роли человека в системе материального производства - являются следствиями этой сущности. Если ранее революции развертывались в отдельных областях науки и техники, то ныне она пронизывает все области науки и техники, охватывая все производственно-экономические, социальные, культурные и другие области человеческой деятельности, всюду где есть информационно-управленческие процессы.
    80. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28-го февраля 2007г. «Новый Казахстан в Новом мире».

    30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики (конечно не 30, а только самые важные, расшифровку придумаете сами)

    1. Рост качества жизни Казахстана

    2. Первое направление - Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики

    3. Третье направление - Участие в крупных и «прорывных» проектах

    4. Четвертое направление – «…системно решать вопросы повышения уровня производительности сельского хозяйства…»

    5. Одиннадцатое направление - Развитие стратегической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, а также повышение качества управления в этой сфере

    6. Четырнадцатое направление - Скорейшее и повсеместное внедрение технических стандартов, соответствующих международным требованиям

    7. Шестнадцатое направление - Формирование основ дальнейшей индустриализации Казахстана

    8. Девятнадцатое направление - Формирование основ «умной экономики» (развитие адров и образования).

    9. Двадцатое направление - Последовательная политика в сфере обеспечения доступности жилья и развития рынка недвижимости

    10. Двадцать первое направление - Улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта