НАША шпора Философия. 1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей
Скачать 472.5 Kb.
|
32. Значение духовного наследия казахского Просвещения для современной философской мысли. Ч. Валиханов(1835-1865) – выдающийся казахский ученый, просветитель, демократ. Большое влияние на его мировоззрение оказали русский писатель Достоевский, революционер Дуров, известный географ Семенов-Тян-Шанский. Он вошел в мировую науку, как исследователь культуры Семиречья и Киргизии, Восточного Туркестана. Его работы «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтын шара», «О западном крае Китайской империи», «Следы шаманства у киргизов»(проблема появления человека), «Записка о судебной реформе»(справедливость, красноречие, несправедливость), «О Баянаульском автономном округе» и другие поставили Валиханова в один ряд с выдающимися путешественниками и исследователями Европы и Азии. Он собирался рассказать России и всему просвещенному миру о жизни казахов, их сокровенных чаяниях, помыслах и надеждах. Открыть другим народам свой народ и сдружить их. В этом непреходящее значение непродолжительных по времени, но яркой и многогранной деятельности Чокана. В этом он новатор по сравнению со своими предками. Он считал что внешний мир существует вне человеческого сознания, причина соц несчастья- безграмотность. Ибрай Алтынсарин(1841-1899) – казахский просветитель, поэт, писатель, первый народный учитель. Он изучал жизнь казахского народа, ориентируя его на цивилизацию. И.А. считал прогрессивным для казахского народа переход к оседлости, т.к. оседлость создает условия для развития торговли, ремесел и повышению материального состояния. Он придавал большое значение трудовому воспитанию школьников и учил детей, автор 1 букваря, сторонник советского образования. Он близок к деизму – верит в жизнь окр среды вне человеческого сознания, он подтверждает силу бога, создавшего мир, признает объективное существование мира. «Несчастье киргизов»(недовольство кол-админ. реформами царского правительства). 33. Сущность и смысловые ориентиры западной философии XX века. Философия XX в. - различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. «Восстание масс», «потеря Бога», наступление «нового средневековья» - являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры. В 20-х годах ХХ века произошло становление трех главнейших течений современной западной философии - экзистенциализма, неопозитивизма и неотомизма. Господство этих течений продолжалось примерно три десятилетия. Свойственные этим течениям определяющие категории: "чистого факта", "тотального отчуждения" и "религиозной веры". К основным концепциям франкфуртской школы (Хоргхайме. Маркуза, Адорно, Клаус Оффе…) относятся концепция "негативной диалектики", "критическая теория общества" и концепция "одномерного человека". В 1928 году немецкий философ М.Шеллер издал книгу "Положение человека в космосе", в которой сделал заявку на создание самостоятельной философской отрасли знания - философской антропологии. В этой работе им была предложена программа познания человека во всей полноте его бытия. Определял человека как "существо духовное, способное к чистому созерцанию вещей". структуралисты-философы (Мишель Поль Фуко, Клод Леви- Стросс и др.) поставили ряд интереснейших проблем: возникновение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; взаимосвязей психического и социального, социального действия, структуры личности и ее самосознания и др. 34. Основные направления современной философии XX – XXI вв. В философии XX в. следует отметить не резкую конфронтацию различных философских направлений (в том числе марксистского и немарксистского), а их взаимодополняемость. Прагматизм. Он возник в конце XIX в. как реакция на философию англо-американского неогегельянства. Его создателем и теоретиком является Чарльз Пирс. Термин «прагматизм» был введен Пирсом и означает «философию действия». Исследуя соотношение знания, веры и действия, философы этого течения полагали, что уровень познания и теоретической разработки проблем, которые выдвигает жизнь, не является вполне достаточным. Позитивизм. В конце XIX в. позитивизм Конта, Милля и Спенсера вступил в полосу кризиса, потому что их философские построения не находили логического обоснования и не были достаточно конструктивны. В результате возник «второй» позитивизм Маха-Авенариуса, получивший название эмпириокритицизма, или философии критического опытного знания. Они считали, что имеется ряд физических событий, а им соответствует ряд психического восприятия. К 20-м годам XX в. возникает «третий» позитивизм - неопозитивизм. В отличие от предшественников неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи. В 60-х годах XX в. логический позитивизм практически перестал существовать и был заменен «постпозитивизмом», или «философией науки». Ее основатель, английский философ Карл Поппер, отказался от верификационной концепции значения и идеи индуктивного обоснования науки и выдвинул принцип фальсификации, согласно которому предложение является научным, если возможно хотя бы в принципе найти такой факт, который опровергал бы это предложение. Экзистенциализм - философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование (Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Г.Марсель). Основы герменевтики как общей теории интерпретаций заложены Ф. Шлейермахером). Следует отметить, что герменевтиков 70-90 годов интересует "понимание" не как прикладная задача, возникающая в процессе истолкования текстов, а как фундаментальная характеристика человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление. 35. Человек и мир человека в современных зарубежных концепциях (экзистенциализм, персонализм, философская антропология) Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы (Хайдеггер, Ясперс, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Г.Марсель). В этот период властителем дум Западной Европы становится мрачный и трагический религиозный мыслитель Серен Кьеркегор, основные идеи которого были заимствованы экзистенциалистами. Персонализм (от лат. persona — личность) — теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога. Персонализм сформировался в конце XIX века в России и США, затем в 30-х гг. XX века во Франции и других странах. Основоположниками американского персонализма явились Б. Боун, Ройс; Французские персоналисты (П. Ландберг, Недопсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) Представители персонализма отрицают обособленность этого философского течения, считая его одной из коренных тенденций развития философии на протяжении всей ее истории. Филосо́фская антрополо́гия (филосо́фия челове́ка), в широком смысле — философское учение о природе (сущности) человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской, преимущественно немецкой, философии первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни (Дильтей), феноменологии Гуссерля и других и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — биологии, психологии, этнологии, социологии и т. д. Начало философской антропологии связано с появлением работ Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых — специфическое отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологических потребностей, в «дистанции» его по отношению к окружающей среде. 36. Исторические формы позитивизма. Неопозитивизм. Структурализм и герменевтика. Позитивизм, как и другие влиятельные интеллектуальные движения этого переиода – сложное и неоднородное идейно-теоретическое направление, сложившееся в Европе в 1ой пол. XIXв. В истории фил-ии выделяют: 1)классический позитивизм(О.Конт) 2) «второй» позитивизм(Р.Авенариус) 3)неопозитивизм(М. Шлик, Карнап, Рейхенбах,Бертран Рассел, Витгенштейн) 4)постпозитивизм(Е.Кун) Позитивизм, начало которому положили работы О. Конта, в отличие от многих философских систем с самого начала был ориентирован не столько на решение методов получения нового знания и даже не на внутренний мир отдельного человека, его переживания и душевного состояния, сколько на преобразование общества. В отличие от предшественников неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи. В 60-х годах XX в. логический позитивизм практически перестал существовать и был заменен «постпозитивизмом», или «философией науки». Ее основатель, английский философ Карл Поппер, отказался от верификационной концепции значения и идеи индуктивного обоснования науки и выдвинул принцип фальсификации, согласно которому предложение является научным, если возможно хотя бы в принципе найти такой факт, который опровергал бы это предложение. Основы герменевтики как общей теории интерпретаций заложены Ф. Шлейермахером). Следует отметить, что герменевтиков 70-90 годов интересует "понимание" не как прикладная задача, возникающая в процессе истолкования текстов, а как фундаментальная характеристика человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление. 37. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы и диалектика бытия. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория «ничто». У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Т.о., бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция. Субстрат – это, то из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют. Бытие – 1 фил категория. Смысл: 1) «полагание вещей»(мира в целом) с внутренне присущими им свойствами-исходный пункт фил категор-го аппарата; 2)категория, с пом кот-ых фил стремится наиболее полно и глубоко осмыслить ранее рассмотренную проблему бытия. Чтобы понять что такое бытие надо отвлечься от конкретных и общих свойств, мы ищем общую мировую связь. Формы бытия различны. Основными формами бытия являются: материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия; человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в этой схеме – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом. 38. Формирование научно-филисофского понятия материи. Современная наука о строении материи. Материя (лат. materia - «древесина»)— философская категория для обозначения (объективной) реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них. Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории материи осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Постоянно сохраняющуюся основу вещей философы назвали первоматерией(вода, огонь, земля, воздух). Еще в 5в до н.э. возникла идея об атомном строении материи, в 17-18 вв она становится господствующей(механистическая картина мира.). Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идея. Итак и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления. Материя - это всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20 вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом неделим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строние(элем частицы, атомы, молекулы, радикалы, ионы, комплексы, коллоидные частицы, звезды, галактики). Более 30 разл элементарных частиц, вместе с резонансами 100. «Непрерывные формы» - гравитационные, электромагнитные, ядерные поля. 39. Философское осмысление движения. Основные формы движения и их взаимосвязь. Мир находится в постоянном движении, оно многообразно. Движение – способ существования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении. Абсолютность Д обусловлена его всеобщностью, относительность Д – конкретной формой его проявления. Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция. Движение относительно, нужна система и тело отсчета. Движение внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Как бы не изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность(река). Обрести абсолютный покой значит перестать существовать. Диалектика движения: двигаться – значит быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновременно там. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда. Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни. Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета. Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная. |