Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Юридическое мировоззрение и правосознание. Юридическое мировоззрение

  • Юридическое мировоззрение

  • 3. Историко-сравнительный подход в истории правовых учений. Систематизируя и анализируя политико-правовые знания, Монтескье

  • Джамбаттиста Вико (1668–1744)

  • Диахронный сравнительный метод

  • 4. Эволюция юридико-правовых понятий.

  • Принято выделять следующую группу понятий, закреплённых в современном праве

  • 5. Предмет и метод юридической науки .Предмет юридической науки

  • 6. Методология науки. Понятие метода .Методология науки

  • Методология

  • Предмет формальной методологии

  • Ответы на билеты - История и методология юридической науки. ИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания


    Скачать 275.55 Kb.
    НазваниеИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания
    Дата23.04.2018
    Размер275.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты - История и методология юридической науки.docx
    ТипДокументы
    #41923
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    ИиМ юридической науки. Ответы на билеты.

    1. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания.
    Историческое и логическое — философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета.
    И. выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта,

    Л. — те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, к-рые существуют в развитом состоянии объекта.
    И. относится к Л. как процесс развития к его результату.

    ИиЛ находятся в диалектическом единстве, включающем в себя момент противоречия.
    Их единство выражается, во-первых, в том, что И. содержит в себе Л. в той мере, в какой всякий процесс развития заключает в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую к определенному результату. Хотя в начале процесса Л., как выражение развитой структуры объекта, еще отсутствует, последовательность проходимых процессом фаз в общем и целом совпадает с тем отношением (логической связью), в к-ром находятся компоненты развившейся системы, т. е. процесс как бы несет в себе свой результат.

    Во-вторых, единство ИиЛ выражается в том, что соотношение и взаимозависимость сторон развитого целого своеобразно отражают историю становления этого целого, историю формирования его специфической структуры. Результат содержит в себе в “снятом” виде породившее его движение: Л. заключает в себе И.
    Но хотя единство ИиЛ имеет решающее значение для понимания соотношения между историей объекта и его развитой формой, они совпадают лишь в общем и целом, т. к. в объекте, достигшем полной зрелости и классической формы, отпадает и утрачивается все случайное, преходящее, все те зигзаги развития, к-рые неизбежны в реально протекающем процессе.

    Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий и форм развития тех или иных явлений, последовательности их переходов от одних исторически необходимых стадий к др.

    Задачей логического исследования является раскрытие той роли, к-рую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого.

    Но т. к. развитое целое сохраняет лишь те условия и моменты своего развития, к-рые выражают его специфический характер, то тем самым логическое воспроизведение развитого целого оказывается ключом к раскрытию его действительной истории.
    Вместе с тем грани, отличающие эти два способа исследования, условны, подвижны, ибо Л. в конечном счёте — это то же И., только освобожденное от его конкретной формы, представленное в обобщенном, теоретическом виде, и наоборот: И.— это то же Л., только облеченное в плоть и кровь конкретного исторического развития.

    2. Юридическое мировоззрение и правосознание.
    Юридическое мировоззрение, идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство рассматриваются как основа и главный движущий фактор общественного развития. Ю. м. складывалось в ходе борьбы буржуазии против феодальных отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл Ю. м. "классическим мировоззрением буржуазии" которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков. Гносеологические представления о праве как первооснове общества связаны с тем, что правовые формы простого товарного производства, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми и для отношений капиталистического товарного хозяйства. Поскольку эти правовые формы пережили смену общественных формаций и разных политических систем, возникла иллюзия, будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Ю. м. Хотя Ю. м. подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием "заменить правление людей правлением закона", оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Ю. м. абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д. На Ю. м. был основан и т. н. юридический социализм А. Менгера и др. — реформистская теория о возможности перерастания капитализма в социализм исключительно путём совершенствования законов.

    Юридическое мировоззрение – это выражение настроений новых социальных групп, которые освобождались от власти сословных и корпоративных прав феодального общества и которые стремились закрепить свою личностную самостоятельность и независимость, свои индивидуальные права. Индивидуальные права и свободы в буржуазном обществе всегда стоят на первом месте.
    Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это Sивное восприятие правовых явлений людьми.

    Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

    Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

    На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

    Структура: Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

    Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

    Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

    Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

    Sивная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
    3. Историко-сравнительный подход в истории правовых учений.

    Систематизируя и анализируя политико-правовые знания, Монтескье использовал историко-сравнительный метод, за что многие исследователи называют его родоначальником сравнительного правоведения.

    В своем учении о праве, Монтескье критикует феодальное право за отсутствие справедливости и теологические подходы в юриспруденции за оторванность от действительности. Сначала в рамках теории естественного права, затем вне ее, Монтескье, применял историко-сравнительный метод и пытался при помощи "духа законов" связать право и закон. Он считал справедливость права объективной, а законы, вытекающими из природы вещей. "Дух законов" в учении Монтескье о праве – это то уникальное для каждой нации, что формируется физическими и моральными факторами, то, что непосредственно вытекает из "духа нации". Согласно Монтескье, законодательство в той или иной степени является естественным, т.к. формируется под влиянием ряда факторов общественного развития, что он и назвал "духом законов".

    Проанализировав множество историко-правовых фактов, применив сравнительный метод, Монтескье удалось, по сути, заложить основы будущего буржуазного законодательства. Его работы оказались плодотворными для дальнейшего развития юридической науки и сыграли важную роль в становлении диалектического и историко-материалистического учения о государстве и праве.

    Джамбаттиста Вико (1668–1744) – в своем труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) применил историко-сравнительный метод и детерминистский подход к объяснению государственно-правовых институтов. Пройденный историей цикл включает три фазы. Его начальная стадия – божественная, эпоха богов. Она не знает государственности, не знает юридических норм. Законами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщавших людям волю богов. На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы и беспощадно подавляет плебеев. Право здесь – право грубой силы. Третья, последняя фаза – эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми. Идеи Вико долгое время не получали распространения и признания.

    Сравнительный метод имеет самостоятельное значение в науке истории политических и правовых учений. Сравнительный метод применяется в синхронном и диахронном измерениях, т.е. сопоставляются теории, существовавшие в прошлом либо одновременно (в одной стране, регионе или в разных странах, регионах, культурах), либо на различных отрезках (этапах) своего развития. Диахронный сравнительный метод – это исторический метод, однако, специально направленный на сравнение, сопоставление в «пространстве» истории изучаемых теорий с целью их классификации, типологизации, выявления в них общих черт и особенностей.

    4. Эволюция юридико-правовых понятий.

    Правовая наука зиждется на категориальном фундаменте, апробированном временем и юридическими традициями. Однако данная основа отнюдь не остается раз и навсегда законсервированной в своей неизменности. Право, как и его терминология не стоит на месте, отвечая возникающим общественным потребностям. Закономерно появляются новые понятия, отходят в небытие старые, возрождаются забытые, соответственно меняются определения.

    Объективно перемены в юридических понятиях неизбежны, поскольку истинным критерием корректирования традиционных образцов юриспруденции всегда служила практика.

    Принято выделять следующую группу понятий, закреплённых в современном праве:

    Юридический понятия, которым возвращен первоначально заложенный в них смысл. Понятийный аппарат юридической науки во многом связан со словами, восходящими к терминологии прошлых эпох, но не всегда первичный юридический смысл или выражение сохраняло свое первоначально значение. В Риме латинский термин «lex» первоначально обозначал всякое правило, в котором содержались права и обязанности сторон (например при договоре). Позднее рамки закона расширяются, поскольку его действие распространяется на широкий круг лиц.

    Юридические понятия, которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании. Смысл слова или словосочетания становится совершенно иным либо им придают ограничительное или расширительное толкование, в любом случае отличное от того, каким оно было при введении понятия в правовую лексику. «Юрисконсульт» – в Риме iurisconsult являлся юристом в широком смысле как знаток правовой теории и практики, который также давал консультации и заключения. В современном понимании - это работник правовой службы организации, в функции которого входит контроль за приказами, участие в составлении договоров. ограничение первично заложенного в юридическое понятие смысла.

    Юридические понятия, которые не изменяли содержания, всегда соответствуя своему первоначальному значению. Презумпция невиновности – человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена в законном порядке, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

    Юридические понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения. Терминология, имевшая двусмысленное значение и избавленная от дополнительной смысловой нагрузки. Например, «социалистическое правосознание», «социалистическая законность», «социалистическое правовое государство».

    Возрожденные юридические понятия, вновь вошедшие в лексикон права после многолетнего забвения. Использование подобной терминологии (губернатор, мировой судья, суд присяжных и т.п.) в действующем законодательстве прекратилось с крушением Российской империи и возобновилось лишь в самом конце XX в. в иных общественно-политических условиях.

    Юридические понятия, заменяющие традиционно использованную терминологию, которая ныне противоречит международным требованиям. Например, понятие «сильнодействующего вещества», доставшееся российскому праву от старой нормативной системы. Сейчас в связи с требованием МП появился новый статус "психотропных" или «наркотических».

    Юридические понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей. Они фиксируются в нормативных правовых источниках в основном в силу возрастающего значения для общества и государства тех действий, которые составляют их содержание. Например, ст.358 УК РФ закрепляет термин «экоцид» как совокупность действий, способных вызвать экологическую катастрофу, непосредственно соотносится с актуальностью создания юридических преград массовому уничтожению растительного и животного мира и т.п. Устаревшие юридические понятия. Они уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен. Например, «спекуляция», входившая в уголовно-правовую терминологию. Уголовный кодекс РСФСР до 1991 г. сохранял статью о спекуляции как скупке и перепродаже по повышенным ценам товаров в целях наживы. Ныне подобное не попадает под юридическую ответственность и расценивается как поведение в рамках дозволенного.
    5. Предмет и метод юридической науки.
    Предмет юридической наукиобъективные свойства права и государства в их понятийно-юридическом постижении и выражении, общие и частные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их структурном разнообразии.

    Если предмет юридической науки — это понятие права во всех аспектах его теоретико-познавательного проявления и выражения, то предмет каждой отдельной юридической науки — какой-либо определенный элемент юридической действительности.
    Метод юриспруденции представляет собой способ юридического познания, создания и организации юридического знания. С помощью юридического метода предмет юриспруденции конкретизируется и оформляется в соответствующую юридическую теорию (юридическую науку) как единую систему знаний о государстве и праве, выраженную в понятиях.

    Основной метод юридической науки — философская диалектика (материалистическая и идеалистическая).

    ДИАЛЕКТИКА (dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались разл. толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс).
    Методология_науки._Понятие_метода_.Методология_науки'>6. Методология науки. Понятие метода.

    Методология наукиспецифическая область знания, занимающая промежуточное положение в иерархии познавательных сфер между конкретными науками и философией. Поэтому методология наук не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин. Методологиясистема принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе.

    Метод (с греч. путь, исследование) – способ достижения определенных целей, совокупности приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
    Хотя методология вырабатывает общие подходы и принципы, она не дает готовый рецепт нового знания. Она указывает на возможные варианты решения проблемы и на тупиковые пути. Методология, как учение о познавательной деятельности, может выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной.

    Дескриптивная методология – это история отношения научного знания. Ее называют также первичным уровнем рефлексии или самосознания определенной науки.

    Нормативная методологияучение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Нормативная методология рассматривается как феномен явного самосознания науки явная рефлексия.
    Существуют еще понятия «протометодология». Это интуитивный выбор пути познания, на основе индивидуального познавательного опыта.
    Различают еще формальную и содержательную методологию. Предмет формальной методологии – это язык и логика научного познания. Формальная методология в основном занимается решением проблем обоснования научного знания. Она характерна для позитивизма и неопозитивизма.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта