Главная страница
Навигация по странице:

  • Законах Хаммурапи, Законах Ману, Зороастризме, Даосизме, Конфуцианстве, Буддизме.

  • 12. Античные первообразы права и их влияние на европейскую юриспруденцию

  • Платон

  • Аристотеля

  • 13. Влияние стоицизма на Римское частное право.

  • Зенона, Хрисиппа, Панетия, Посидония и др.).

  • 14. Идеи софистов и их восприятие в Европейском праве. Переломный момент в развитии рационалистического понимания права – творчество софистов

  • Протагор из Абдер

  • Гиппий из Элиды

  • Антифонт и Ликофрон

  • 15. Натурфилософские основания теорий общественного договора.

  • Теория общественного договора Томаса Гоббса

  • 16. Типы теорий естественного права. Алексеев выделяет четыре основных типа естественно-правовой теории . 1. восходит еще к римским юристам

  • Дунса Скота и Фомы Аквинского

  • Б. Больцано и Ф. Брентано

  • Ответы на билеты - История и методология юридической науки. ИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания


    Скачать 275.55 Kb.
    НазваниеИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания
    Дата23.04.2018
    Размер275.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты - История и методология юридической науки.docx
    ТипДокументы
    #41923
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Научный рационализм принципиально отличается от мифологических форм познания, поэтому он рождается не столько вследствие усложнения или количественного роста мифологических представлений, сколько в результате качественного скачка, актуализации принципиально новой стратегии обработки когнитивной информации. Утилитарное, но не сакральное отношение к миру становится важнейшим условием преодоления ограниченности традиционного мифологического мышления.

    Мифологическое истолкование права и государства присуще политико-правовой культуре Древних Восточных цивилизаций, они, в той или иной мере, отражены в Законах Хаммурапи, Законах Ману, Зороастризме, Даосизме, Конфуцианстве, Буддизме. Развитие юридической мысли в культуре Древнего Востока можно представить как процесс постепенного сжатия мифологических представлений и расширения рациональных и, соответственно, изменения отношения к законам позитивным.

    переход от мифологического понимания права к рациональному предстает в древнекитайском политико-правовом учении Моизма. Основатель моизма Мо-Цзы (479–400 гг. до н.э.) дает новую трактовку небесного закона - «воли неба», утверждая, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». Такое понимание воли неба позволяет Мо-Цзы приблизиться к новому пониманию государства как продукта общественного договора.

    12. Античные первообразы права и их влияние на европейскую юриспруденцию.

    Культура Древней Греции – важнейший этап становления юридической науки. связан с переходом от мифологических представлений к философским, от образно-эмоцонального мышления к логико-понятийному анализу и зачаточным формам эмпирико-научного познания.

    изначально политико-правовая мысль Древней Греции была мифологичной. Первые ростки политико-правовой мысли рождаются в поэмах Гомера и Гесиода. в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.) «Теогония» и «Труды и дни» проблемы правового устройства решаются посредством апелляции к мифологическому сюжету: от брака Зевса (олицетворения всего совершенного) и Фемиды (олицетворения вечного естественного порядка) рождаются дочери-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Дике охраняет естественно-божественную справедливость и карает неправду. Эвномия обозначает божественный характер начал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного устройства. Для поэм Гомера характерно превращение мифологических образов в обобщающие понятия, в частности Дике означает у него уже принцип вечной справедливости.

    Гераклит (VI –V вв. до н.э.) определяет право как порождение всеобщего логоса – всеуправляющего разума. настаивает, что закон полиса имеет разумную природу, возникает в результате интеллектуального постижения логоса.

    Переломный момент в развитии рационалистического понимания права – творчество софистов, выступивших в V в. до н.э. в период расцвета афинской демократии. Софистами – мудрецами называли в Древней Греции учителей политического красноречия, которые радикальным образом изменили представ-ления о праве и государстве.

    1. софисты выступают с критикой идеи божественного происхождения права.

    2 софисты выдвигают идею утилитаризма - обусловленности нравственных, правовых норм жизни общества человеческой пользой.

    3. идея утилитаризма у софистов неразрывно связана с идеей релятивизма - относительности существующих нравственных и правовых норм, их изменчивости, текучести.

    4. в толковании правовых норм софисты приближаются к антропоцентрическому пониманию права и государства, согласно кото-рому основным источником права и государства является человек.

    Рационализация политико-правовых представлений в творчестве софистов связана, в первую очередь, с передачей права установления норм социальной жизни человеку. Определение человека как меры всех вещей (Протагор) открывала возможность рационального – аналитического, а не сакрального – апологетического отношения к существующему праву

    вклад софистов в дело формирования юридической науки: они предложили деление права на естественное и позитивное; опираясь на естественно-правовую теорию заложили основания современной теории прав человека; с позиций естественного права обосновали аксиому правового равенства людей; обосновали факт разнообразия законов. Знание носило фрагментарный и во многом умозрительный характер.

    Сократ (469– 399 гг. до н.э.) стоит у истоков традиции рационального понимания права. Идея тождества разумного, справедливого и законного. Утверждая, что править должны знающие, формулирует принцип компетентного правления.

    Создателем целостной концептуальной системы знаний относительно государства и права является Платон (427–347 гг. до н.э.). В «Законах» Платон выдвигает ряд важных политико-правовых идей – создает классификацию форм правления государства в зависимости от количества правящих и их отношения к законам, вводит понятия «смешанной конституции» (форма государства) и «пропорционального равенства». учение Платона является философским.

    Аристотеля часто называют основателем политической науки. трактат «Политика». в своих исследованиях права и государства Аристотель опирается на эмпирическую базу – в основу его исследования был положен сравнительный анализ действующих конституций. Аристотель преодолевает присущий Платону идеализм и дуализм в понимании государства и права. Государство - продукт естественного развития; отвечает самой природе человека, который есть существо социальное и политическое. Аристотель вплотную подходит к созданию науки о праве. создает понятия уравнивающей и распределяющей справедливости; осуществляет классификацию форм правления исходя из критерия количества правящих и служения интересам общего блага; разрабатывает проект идеальной формы правления – политии.

    13. Влияние стоицизма на Римское частное право.

    Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3–65 гг.), Эпиктет (ок. 50–ок. 140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121–180 гг.). Их общетеоретические представления находились под значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков (Зенона, Хрисиппа, Панетия, Посидония и др.). Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцепсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу. В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования.

    Под влиянием философии стоиков сложилась философско-правовая концепция идеального естественного права (jus naturale).

    Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. Не отвергая само рабство как социально-политический институт, Сенека вместе с тем считал его в этическом плане несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным Sом. Все люди равны и в том смысле, что они – «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы.

    В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе – государство и законы. Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума. Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум – часть божественного духа.

    Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своим естественным правом, признание которых – дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

    У Эпиктета призывы к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняется резкой критикой богатства и осуждением рабства. Акцент при этом делается на безнравственности рабства.

    Марк Аврелий Антонин развивал «представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных». В сочинении «К самому себе» он отмечал, что в силу общего всем людям духовного начала все мы – разумные существа. «Если так, – рассуждал император-стоик, – то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Дух целого, полагал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей («наиболее совершенных существ») – «единомыслие», достижению чего и служит стоическая философия.
    14. Идеи софистов и их восприятие в Европейском праве.

    Переломный момент в развитии рационалистического понимания права – творчество софистов, выступивших в V в. до н.э. в период расцвета афинской демократии. Софистами – мудрецами называли в Древней Греции учителей политического красноречия, которые радикальным образом изменили представ-ления о праве и государстве.

    1. софисты выступают с критикой идеи божественного происхождения права.

    2 софисты выдвигают идею утилитаризма - обусловленности нравственных, правовых норм жизни общества человеческой пользой.

    3. идея утилитаризма у софистов неразрывно связана с идеей релятивизма - относительности существующих нравственных и правовых норм, их изменчивости, текучести.

    4. в толковании правовых норм софисты приближаются к антропоцентрическому пониманию права и государства, согласно кото-рому основным источником права и государства является человек.

    Протагор из Абдер(V в. до н.э.) – старший софист, основательсофистической школы. Мера всех вещей– человек, который является индивидом и гражданином полиса. Все измеряемое человеком относительно, т.к. наши знания, полученные посредством ощущений, отличаются у разных людей, поэтому нет единой истины. О всякой вещи всегда есть два противоречивых мнения; также условно и изменчиво право. Миф Протагора о Прометее объясняет, как было создано государство. У разных народов существуют различные нормы права, т.е. единых представлений о законности в мире нет. Мерило всех ценностей, справедливости – полис: гос-во само решает, что справедливо, а что – нет. Протагор уравнивает право и закон, считая, что всякий закон справедлив, т.е. является правовым. Естественный закон у Протагора – догосударств. состояние общества, которое не лучше и не хуже гос-ва.

    Гиппий из Элиды(V в. до н.э.) противопоставлял природуюридич. закону. Законы природы – истинное, естественное право. Все люди равны между собой по природе, а не по закону. Всеобщие естественные (природные) законы всегда одинаково хорошо и четко выполняются в любой стране, т.к. веления природы всегда соответствуют человеческому естеству. Естественное право – справедливость; позитивный закон, данный государством, ей противоречит, устанавливая искусственные требования.

    Антифонти Ликофронтакже считали, что позитивное право – продукт человеческой договоренности, поэтому предписания закона(в отличие от велений природы) условны и даже враждебны природе человека. Человеческие законы можно нарушить безнаказанно (ведь преступника могут и не найти), а вот нарушителя законов природы всегда ждет кара. Труд Антифонта «Единомыслие»: человек должен жить в гос-ве; среди граждан должно быть единомыслие в понимании закона; право – гарантия личных прав человека, которые закрепляются и охраняются гос-вом.

    Фразимах из Халкидона(V в. до н.э.) – софист младшего поколения. Он утверждал, что существует определенный принцип властвования: выгода сильнейшего. Поэтому в каждом гос-ве силу имеет тот, кто стоит у власти. Любая власть, установив свои законы, объявляет их справедливыми. Подданные делают то, что угодно правителю, т.к. сила у него.

     Калликлбыл сторонником аристократии – правления лучших, противником демократии. Калликл считал, что неправедные законы издают не сильные, а слабые (демос), чтобы ограничить и запугать сильных (аристократию).

    Рационализация политико-правовых представлений в творчестве софистов связана, в первую очередь, с передачей права установления норм социальной жизни человеку. Определение человека как меры всех вещей (Протагор) открывала возможность рационального – аналитического, а не сакрального – апологетического отношения к существующему праву

    вклад софистов в дело формирования юридической науки:

    1. они предложили деление права на естественное и позитивное;

    2. опираясь на естественно-правовую теорию заложили основания современной теории прав человека;

    3. с позиций естественного права обосновали аксиому правового равенства людей;

    4. обосновали факт разнообразия законов.

    Знание носило фрагментарный и во многом умозрительный характер. Идеи софистов получили второе рождение и вновь стали разрабатываться в Новое время.
    15. Натурфилософские основания теорий общественного договора.
    Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в средние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется философией науки, отсекающей всякую гипотезу, которая не представляется необходимой для доказательства. Тем не менее, различные натурфилософские системы появлялись в XIX и XX веках.
    Теория общественного договора Томаса Гоббса

    Природа человека - эгоистическая, причем этот эгоизм не знает границ. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. В естественном состоянии в полной мере проявляется природа человека, он обладает всей полнотой прав (включая право убивать другого), чтобы осуществить эгоистические интересы. Принцип «война всех против всех». Это - естественное состояние. Словосочетание ценностно нагружено. ТО представление о человеке, соответствующее реалиям, с которыми имел дело Гоббс, абстрагируется от этих реалий и выставляется в качестве того, что коренится в естественной природе человека. Такова вечная ситуация, в которой человек был и пребывает.

    Последствия таковы: человек в своем естественном состоянии настолько завязан на ситуацию войны всех против всех, что это опасно для его жизни. Поэтому люди, как только начинают понимать это (откуда?), по Гоббсу, начинают осознавать необходимость договориться, заключить общественный договор, перейти в гражданское состояние. Сам договор - средство, инструмент перехода.

    Итог общественного договора - создание государства. Люди, находящиеся в естественном состоянии, понимают, что это состояние опасно, и договариваются делегировать какому-то органу свои полномочия, чтобы взамен получить безопасность и правила поведения. На государство переносятся полномочия или права естественного человека

    С одной стороны, Гоббс вслед за латинскими аверроистами, Макиавелли, Гуго Гроцием утверждает, что государство отнюдь не от Бога и власть не от Бога, а продукт человеческой деятельности (крупный шаг вперед в развитии политической философии исходя из природы человеческого общества, природной трактовки натурфилософии, человека), а с другой стороны, человек создал чудовище, Левиафана - сила государств превосходит силы индивида и индивид бессилен перед государством. Отчуждение от человека его прав, его сил, подавление человека - впервые ставится эта проблема. Гоббс не использует термин «отчуждение» (только немецкая классическая философия).
    16. Типы теорий естественного права.

    Алексеев выделяет четыре основных типа естественно-правовой теории.

    1. восходит еще к римским юристам, которые понимали под естественным правом принадлежащие людям и животным их природные, физические свойства. В начале ХХ в. таких воззрений придерживался немецкий правовед Э. Юнг, который полагал, что естественное право основывается на некоем «первоначальном естественном инстинкте», «элементарном правоощущении», вырастающего из потребностей человеческой жизни (материальный интерес, инстинкт создания семьи и воспроизводства потомства и т.п.). В этом своем значении, считает Алексеев, теория естественного права является учением о «жизненных и социальных отношениях», т.е. совпадает с социологией права и, следовательно, не решает задачи познания сущности права.
    2. природа понимается в естественно-научном смысле, а само естественное право представляет собой совокупность естественных законов природы, действующих, в том числе и в обществе. Недостаток таких натуралистических теорий состоит, согласно взглядам Алексеева, в том, что они не учитывают социальную природу права. Логические и аксиологические свойства права ничего общего не имеют с природой, которая всегда остается нейтральной к духовной сфере человеческой жизни.
    3. сближает естественное право с правом божественным, установленным верховным существом как высший закон. В религиозных теориях естественного права под «естественностью» понимают некое метафизическое, сверхприродное существо права, что в античности было представлено еще у стоиков. В дальнейшем метафизическое понимание права активно разрабатывали отцы церкви, что наиболее ярко проявилось, по мнению Алексеева, в учениях Дунса Скота и Фомы Аквинского. Дунс Скот: источник права лежит в воле Бога. Право здесь предстает как функциональное проявление Бога, не содержащее в себе «божественного логоса», «идеи права». Право как нечто волеустанавливающее (хотя бы и волей Бога) принципиально ничем не отличается от человеческого позитивного права, для которого характерна условность и относительность. В учении Фомы Аквинского, напротив, природа права связывается не с волей Бога, а с его разумом. Право, согласно данной позиции, представляет собой проявление «божественного логоса», «идеи божественной премудрости». Представление о естественном праве человеку дается посредством причастности его к «вечному разуму», «божественному логосу». Поскольку между разумом человека и Богом есть внутренняя связь, человек оказывается способным постигнуть подлинную природу права. Такая позиция явно близка Н.Н. Алексееву.
    4. возник на базе этической концепции И. Канта, согласно которой, под естественным правом понималось «должное» право, правовой идеал. Основной недостаток кантианского подхода Алексеев усматривал в том, что право в этом случае отрывается от метафизики и религии. Вместе с тем кантианская трактовка естественного права, как он полагает, оказала глубокое влияние на «старое учение о логосе», открыв путь для подлинно эйдетического исследования права. В этой связи Алексеев называл двух религиозных философов – Б. Больцано и Ф. Брентано, философия которых, по его мнению, привела к формированию феноменологии Э. Гуссерля.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта