Главная страница
Навигация по странице:

  • 47.Становление теоретической юриспруденции.

  • . Первый

  • 48.Теория права и юридическая догма. Теория права

  • 49. Спекулятивная философия права. Спекулятивная философия права

  • Во-первых

  • 50. Аналитическая юриспруденция. Аналитическая юриспруденция

  • Герберта Харта

  • 51. Становление советской школы права.

  • Декрет о мире

  • Декрет об отмене наследования

  • Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).

  • 52. Материалистическая диалектика и познание права. Материалистическая диалектика

  • 53. Методология советского правоведения. Методом социалистического правоведения, развивающегося на основе марксистско-ленинского мировоззрения, является материалистическая диалектика

  • Ответы на билеты - История и методология юридической науки. ИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания


    Скачать 275.55 Kb.
    НазваниеИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания
    Дата23.04.2018
    Размер275.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты - История и методология юридической науки.docx
    ТипДокументы
    #41923
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

    46. Философские основания исторической школы права.
    Историческая школа юристов зародилась в столкновении со школой естественного права на почве законодательной политики. Историко-философская школа стремится вывести объяснение развития права из широких наблюдений над исторической жизнью народов и построить учение о законах развития права на почве положительного материала. Школа естественного права стремилась к выработке единой разумной и общечеловеческой системы права, не придавая серьезного значения национальной специфике права.  Одним из продуктов правового творчества периода Французской революции явился знаменитый Гражданский Кодекс, названный впоследствии именем Наполеона. В 1814 г. профессор Ф. Ю. Тибо (1772-1840), приверженец школы естественного права, в открытую заговорил о необходимости основывающегося на общих принципах Кодекса Наполеона единого общегерманского гражданского уложения, которое позволило бы преодолеть исторический партикуляризм (государственную раздробленность германских земель), сторонники самостоятельного национального развития Германии забили тревогу. Их протест был выражен в отповеди Тибо, которую дал юрист Ф. К. Савиньи (1779-1861)2 в специальной брошюре под названием О призвании нашего времени к законодательству и к науке права (1814).
    Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии. Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически.
    Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию).
    Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию. Савиньи
    В статье «Являются ли законы единственными источниками юридических истин» Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, от случая к случаю, потому что другие говорят или делают так, и к обстоятельствам подходит именно это слово, правило. Право развивается так, как правила игры (шахматы, бильярд, карты), где на практике часто встречаются ситуации, не предусмотренные поначалу установленными правилами. В процессе игр возникают и постепенно получают общее признание определенные способы решения этих ситуаций. Кто их автор? Все — и никто. То же и право — оно складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа. Обычаи имеют то преимущество перед законом, что они общеизвестны и привычны. Множество законов и договоров никогда не выполняется. Сколько раз в Геттингене власть переименовывала улицы — но все их привычно называли и называют по-старому. Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.
    Историческая школа права получает известность после опубликования в 1814 году брошюры Ф. К. Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению».
    Историческая школа поставила вопрос о возможности преемственности современного права и права предшествующих эпох. Юристы в практике эту преемственность должны учитывать. Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.
    47.Становление теоретической юриспруденции.

    Позитивная философия (философия науки), реализуя себя, определяет направление развития юр. мысли – наука (теория) права. 

    Задача науки права – пользуясь системой оснований и методов научной традиции создать универсальные модели, позволяющие объяснять разные правовые явления, предсказывать их развитие и обеспечивать юр.практики в соответствии с объективными тенденциями В основании формирования теоретической юриспруденции в XIX столетии лежат два фактора. Во-первых, это многовековое стремление романо-германских юристов представить право как систему, т.е. системная установка по отношению к праву, существовавшая со времен поздних глоссаторов. Во-вторых, это культ научного знания, сформировавшийся в результате «первой научной революции» в естествознании и вновь актуализированный философией позитивизма О. Конта, который построил проект единой позитивной науки, из которой исключены неверифицируемые метафизические понятия. Выделяются также «проекты» теоретической юриспруденции. Первый – «догматический», в котором теория права – система понятий, общих всем отраслевым юридическим дисциплинам. Второй – «позитивно-научный», в котором теория права призвана вскрыть общие закономерности становления, развития и функционирования права как явления социального.  Многовековая ориентация континентальной догматической юриспруденции на выведение логически завершенной системы юр. понятий из авторитетного текста также служила формированию представления о том, что предельным основанием ученого правоведения должна быть система общеправовых понятий, которую и призвана сформировать новая юр.дисциплина – общая теория права.

    Развитие научной рациональности связано с развитием теоретической рефлексии - критического мышления, ориентированного на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающихся на доказательства построений.
    Подводя итог, можно сказать, что XVII – первая половина XIX века – этап классической науки для юридической науки является, с одной стороны, периодом отделения юриспруденции от философии и теологии, с другой стороны периодом ее дисциплинарного самоопределения. Эти чрезвычайно сложные и не однонаправленные процессы вели не только к накоплению значительной информации в сфере правового знания, не только к формированию умений практического приложения этих знаний, но и к становлению теоретического аппарата юридической науки, связанного с осмыслением объекта, предмета, методов юридической науки, а также ее роли в жизни общества. В классический период осуществляется взросление юридической науки, обретение ею теоретической зрелости и практической значимости. Тем не менее, многие вопросы, поставленные историей перед юридической наукой, найдут свои ответы только в следующем неклассическом этапе ее развития.
    48.Теория права и юридическая догма.

    Теория права занимает в правоведении особое место. Это наука теоретическая, концептуальная. Она исследует содержание и сущность права, его структуру, составные элементы, механизм действия, т.е. общие проблемы всего правоведения. На базе теории права, опираясь на выводы этой теории, отраслевые юридические дисциплины исследуют отдельные отрасли законодательства: гражданское, уголовное, трудовое, процессуальное и др. Вместе с тем теория права опирается на конкретику отраслевых дисциплин, обобщает их положения на более высоком теоретическом уровне. Теория права изучает правовую идеологию, правовое сознание граждан как область представления людей о праве, исследует область общественных отношений, регулируемых правом правовые нормы, их содержание и форму, их тексты, их виды, их порядок принятия и применения.

    Юридическая догма — часть общей теории права, изучающая право с позиции специально-юр. свойств и проявлений. Это имеющая характер логической системы теория, связанная с атомистической проработкой фрагментов правовой действительности, осуществляемая путем обобщений, получаемых аналитическим путем данных (выработки понятий, категорий) на основе текстов законов и иных нормативных правовых актов, судебных решений, сложных юридических дел (казусов), реальных фактов правовой жизни. Предметом догмы права является изучение права как юр. формы общественных отношений, формулирование понятий, специально-юридический анализ правового регулирования норм права, правоотношений, правоприменения, правонарушения, мер принуждения в праве, систематизации законодательства и др.
    49. Спекулятивная философия права.

    Спекулятивная философия права – это один из способов мыслимости права, имеющий свои культурные значения и социальные следствия. Спекулятивная философия права начинает формироваться уже в эпоху античной рациональности как философское рассуждающее познание мира как единого целого, в основании которого лежат метафизические идеи. Основание для формирования философских спекуляций о праве заложил Платон, которые впервые удвоил реальность, разделив ее на мир идей и мир вещей. Во-первых, спекулятивная философия права сформировала многие философские категории, которые используют юристы (идея, сущность, цель и др.) Во-вторых, спекулятивная философия права задает правовой идеал, образ права как должного, формирует ориентиры для развития правовой системы общества. В-третьих, спекулятивная философия права сформировала многие ценности современной западной традиции права, утвердила ценность права как основополагающего базиса западной цивилизации. Спекулятивная философия права составляет «ядро» философско-правового уровня юридического знания; без философских спекуляций было бы невозможно формирование философии права как части профессионального сознания юристов
    50. Аналитическая юриспруденция.

    Аналитическая юриспруденция – система научного анализа действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и эффективного практического использования Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма. Для такой юриспруденции характерно восприятие права как некой совокупности норм, упорядоченной системы законов и отраслей права. При этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и своя более или менее совершенная система соподчинения и распределения. Из этого анализа и толкований рождается то совокупное знание и умение, которое называют догмой права или догматической юриспруденцией.

    В XX в. эти идеи были подхвачены и отчасти перетолкованы в работах англичанина Герберта Харта, который рассматривает право как формально-логическую систему первичных и вторичных правил. Первичные правила представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (т. е. парламентом), и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности и правомочия. Вторичные правила состоят из трех разновидностей: правил признания, правил изменения и правил вынесения судебного решения. Последняя разновидность, по сути дела, предстает правилами о правилах, т. е. такими правилами, которым должны следовать в процессе применения или толкования закона. Правила изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе. Правила признания составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права. Отсутствие вторичных правил, согласно Харту, есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества.
    51. Становление советской школы права.

    Становление советского права начинается с первых декретов, принятых в 1917 году на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Это - Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир. Декрет о земле, который отменил частную собственность на землю и национализировал ее. Декрет об отмене наследования. По этому декрету все имущество, оставшееся после смерти гражданина, становилось достоянием государства. Дарение собственности фактически запрещалось. Советская власть уничтожила сословную систему, отменила чины, титулы и ранее полученные награды. Совет. государство разрушило старую судебную систему с ее прогрессивными принципами судопроизводства - гласностью, бессословностью, состязательностью сторон. Вместо прежних буржуазных судов были образованы местные суды, которые сами осуществляли следствие. Наряду с ними повсеместно стали создаваться революционные трибуналы по борьбе с контрреволюционными преступлениями. На практике это были группы из 3 или более человек из числа революционно настроенных рабочих или солдат, которые подчас не имели не только юридического образования, но и вообще были малограмотными. Исходя из революционной целесообразности, они и принимали судебные решения. Им же принадлежало право допускать или нет защитника к участию в деле. В 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В ее задачи входило следить за настроением всех слоев общества, выявлять инакомыслящих. В 30-е годы при НКВД были созданы внесудебные органы - особые совещания, "тройки" и "двойки". Они выносили судебные решения фактически без суда и следствия, применяли изощренные пытки. Заключенные лишались права на защиту и обжалование приговора.

    Для всех послереволюционных государств, каковым и являлась РСФСР, характерна множественность источников права. Была принята масса новых законодательных актов. Возникали противоречия между актами, создаваемыми центральными и местными Советами, ВЦИКом и Совнаркомом. Не сложилось понятие закона. Многие законы принимал Совнарком. Конституция 1918 г. не дает четкого определения законодательной практики. На окраинах России действовали обычные правовые нормы мусульманского права (шариат), в крестьянской среде распространены были обычаи. До весны 1918 г. были разрешены ссылки на дореволюционное законодательство. Достаточно рано оформилась система советского права, а чуть позже система советского законодательства. 30 декабря 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик и принята Декларация об образовании нового государства - СССР. Декларация стала  основой Конституции СССР 1924 г., которая установила общесоюзные законодательные и исполнительные органы. Уже в 1928 г. принят первый советский кодекс КЗоТ, а чуть раньше закон "О записи актов гражданского состояния" (КЗАГС). В КЗАГСе впервые уравниваются в правах мужчины и женщины, облегчен развод, регистрация брака отбирается у церкви, момент вступления в брак является буржуазной процедурой.

    В 1936 г. была принята новая Конституция СССР. В ней появились новые главы:- об устройстве общества и местных органов власти;- о суде и прокуратуре;- о правах и обязанностях граждан. Конституция 1977 г. закрепила роль Коммунистической партии. Советское право на протяжении всего пути его развития было подчинено государству. Законы переписывались в зависимости от ситуации, подстраиваясь под господствующую идеологию - марксизм-ленинизм. Кроме того, право той исторической эпохи отличалось декларативностью - правовые нормы провозглашались, но не всегда действовали.
    52. Материалистическая диалектика и познание права.

    Материалистическая диалектика — термин марксистско-ленинской философии. В широком смысле употребляется в качестве синонима диалектического материализма[1][2]. В более специальном — как синоним науки о мышлении и теории познания.

    Материалистическая диалектика базируется на диалектике Гегеля в интерпретациях, данных ей К. Марксом и Ф. Энгельсом. Энгельсу принадлежит формулировка так называемых трёх законов диалектики:

    1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    2. Закон единства и борьбы противоположностей.

    3. Закон отрицания.

    При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества. Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества – это и новая ступень в развитии государства и права. Постепенные количественные изменения в структуре государства, его функциях, законодательстве приводят к качественным преобразованиям в государственно-правовой системе.

    Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Используя их при анализе государственно-правовых явлений, можно проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения. Каждый из законов диалектики проявляет себя в любом юридическом явлении, процессе. Так, любая юридическая норма, и прежде всего вновь принятая, отражает единство и противоречивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то же время противоречивые интересы. Она проявляется тогда, когда изменения в социальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают нового качественного состояния и требуют принципиально иной юридической нормы.
    53. Методология советского правоведения.

    Методом социалистического правоведения, развивающегося на основе марксистско-ленинского мировоззрения, является материалистическая диалектика - марксистско-ленинская теория познания.

    Стержень методологии правоведения - метод материалистической диалектики, состоящий из звеньев - общенаучные методы, методологические положения других наук, частнонаучные методы, общие методологические положения науки правоведения.

    Общие требования материалистической диалектики, предъявляемые к исследованию государства и права: требования всесторонности в исследовании, нацеленности на раскрытие сущности правовых явлений, их противоречивых сторон, единства логического и исторического, анализа и синтеза, научной объективности и т.д. Особым, весьма важным требованием научного познания с позиций марксистско-ленинского мировоззрения является требование партийности.

    В соответствии с требованиями материалистической диалектики решающее значение для диалектико-материалистического понимания права имеет методологическое положение о том, что правовые отношения не могут быть поняты из самих себя, что, «наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях».

    Два этапа познания права: 1. путь от явлений, данных в непосредственном опыте, к их сущности, 2. путь от сущности явлений к тому конкретному многообразию этих явлений, с которых был начат научный анализ. За правовой формой должна быть выявлена ее сущность, ее глубинное основание и отсюда - ее экономическое, социально-политическое содержание.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта