Главная страница
Навигация по странице:

  • 54. Философско-методологичский монизм и советская теория права

  • 55. Современная социокультурная ситуация и анализ проблем методологии юридической науки.

  • 56. Современное правоведение в поисках методологии. Методология юридической науки

  • 57. Смыслы философско-методологического плюрализма.

  • Методологический плюрализм

  • 58. Объект юридической науки.

  • Ответы на билеты - История и методология юридической науки. ИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания


    Скачать 275.55 Kb.
    НазваниеИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания
    Дата23.04.2018
    Размер275.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты - История и методология юридической науки.docx
    ТипДокументы
    #41923
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Значение законов и категорий материалистической диалектики в познании права состоит в том, что они дают возможность проникнуть в глубины правовой действительности, наметить важнейшие, принципиальные, отправные позиции для всестороннего познания права.

    В общей теории права, как и в иных областях социалистического правоведения, велико методологическое значение общенаучных методов (системно-структурного подхода и других методологических положений иных наук, в частности управления, психологии). Общенаучные методы, методологические положения иных наук должны применяться в том их виде, в каком они выступают в качестве положений, конкретизирующих требования материалистической диалектики, ее законы и категории или, во всяком случае, соответствующих им. Познавательный инструментарий должен использоваться с учетом особенностей правоведения, его профиля, функций, предмета.

    Частно-научные методы правоведения - конкретные приемы сбора, обработки и изучения фактического материала, вырабатываемые и используемые на основе метода материалистической диалектики в соответствии с особенностями профиля, функций и предмета данной науки. технико-юридический метод, состоящий в интерпретации правовых документов, формально-юридическом анализе догмы права, характеристике средств и приемов техники юриспруденции и т.д., свойствен, прежде всего, технико-юридическому уровню разработки специально-юридической проблематики в общей теории права и в специальных юридических науках.

    54. Философско-методологичский монизм и советская теория права

    1. Марксистско-ленинская концепция монизма связана с пониманием мира как противоречивого развивающегося единства многообразного, в основе которого лежит одна (материальная) субстанция. Такое содержание наиболее адекватно выражается понятием "диалектико-материалистический монизм", которое позволяет, в отличие от широко употребляемого в отечественной литературе термина "материалистический монизм", отграничить монистическую концепцию марксизма от вульгарно-материалистических и ме тафи зико-материалисти че ских подходов.

    2. Принцип диалектико-материалистического монизма имеет следующие основные аспекты: онтологический (единство мира "самого по себе"), гносеологический (единство Sа и объекта, содержания сознания и внешнего мира) и логический (единство результатов процесса познания действительности). Их содержание раскрывается и конкретизируется в ряде самостоятельных принципов: материального единства мира (онтологический аспект), отражения (гносеологический аспект) и единства знания (логический аспект).

    3. Анализ методологических ориентации современной науки позволяет сделать вывод о необходимости выделения принципа единства знания в качестве относительно самостоятельного регулятива познания. Научное объяснение объективной детерминированности и эвристической значимости в познании принципа единства научного знания возможно только на основе целостного, многоаспектного понимания принципа диалектико-материалистического монизма. Оно раскрывает несостоятельность философско-мировоззренческих позиций тех ученых-естествоиспытателей, которые достаточно успешно используют эвристические возможности принципа единства знания в своей конкретно-научной области,

    но решают вопрос об источнике единства на основе какого-либо

    иного варианта монизма (идеалистического, механистического и др.), либо вообще игнорируют его мировоззренческое содержание и объявляют его "псевдопроблемой".

    4. В научном познании принцип диалектико-материалисгического монизма конкретизируется в принципе единства научного знания (а также в принципах единства его отдельных областей: физического, биологического и др. знания), единстве научной картины мира, монистических аспектах стиля мышления (идеале единой науки и др.), субстанциональном подходе, методологических принципах (редукции, экстраполяции, аналогии, простоты, соответствия и др.). Это обеспечивает его проникновение и эффективное использование на всех уровнях и этапах научного познания.

    В советской философской литературе вопрос о статусе проблемы монизма решается с альтернативных позиций. С одной стороны, высказывается мнение, что проблема монизма является только прерогативой философии и исследователей должны настораживать попытки многозначного использования данного понятия (Р.С.Карпинская). С .другой же стороны, обращение к литературе показывает, что понятие монизма используется при решении широкого круга специально-научных проблем (исследовании общественных явлений, изучении синтетических тенденций в развитии научного знания, разработке концепции деятельности, многомерного развития личности и др.), где указанный принцип существенно модифицируется и получает дальнейшую конкретизацию.
    55. Современная социокультурная ситуация и анализ проблем методологии юридической науки.

    Современная социокультурная ситуация может быть охарактеризована как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и морали. Базовым ресурсом становится информация, что неизбежно приводит к нарастанию ценностного отношения не только к самой информации, но и к умению ее добывать, обрабатывать и использовать.

    Актуально переживаемую социокультурную в целом и теоретико-познавательную ситуацию принято также характеризовать как "состояние постмодерна", базовой характеристикой которого является кризис исторического метарассказа. Он не может оцениваться в морально-этических категориях "хорошо - плохо", но необходимо понимать, что кризис метанарратива национального уровня разрушает социальную память, ведет к атомизации социума и в конечном счете к утрате национально-государственной идентичности.

    С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения;

    В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

    — Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике Динамизм общественной и культурной жизни вызвал значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в Sивной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.

    — В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статуса
    56. Современное правоведение в поисках методологии.

    Методология юридической науки – это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.

    Методы, используемые в юридической науке, многообразны. Обычно они разделяются на три самостоятельные группы. Это философский (общемировоззренческий) метод, а также общенаучные и частнонаучные (специальные) методы.

    Ф. Бэкон - метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.

    Многовековые научные исследования становления и развития государства и права во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политико-правовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций - материализма и идеализма, метафизики и диалектики.

    Если юр. наука советского периода, обращенная, главным образом, к советскому государству и праву, находилась в условиях достаточно определенных социальных идеалов и стратегий, имела вполне устоявшиеся философские основания и методологические установки, то сегодняшнее отечественное правоведение находится в принципиально ином положении. Переходные процессы в обществе, смена социальных идеалов и ценностей, актуализация различных философских взглядов на право и методологических подходов к его исследованию требуют нового обращения правоведов к наиболее фундаментальным и устоявшимся положениям своей науки, в том числе, считавшимся "незыблемыми истинами", осмысления их на современном философско-методологическом, науковедческом уровне.

    Очевидно, что подобные исследования это, прежде всего, обращения к понятию юридической науки, проблемам ее предмета и метода.

    Несмотря на их многократное осмысление правоведами, данные вопросы всякий раз оправданно актуализируются при смене социокультурных ситуаций, изменении представлений о правовой науке. Таким образом, разумно признать, сложившуюся сегодня ситуацию в области методологии нашей науки проблемной и активно разворачивать соответствующие исследования.
    Методология отечественной юридической науки переживает переходный период. В ней самым

    причудливым образом сочетаются принципы, правила и приемы прошлой, настоящей и будущей научной деятельности. Поэтому понять и верно оценить нынешнее состояние методологии российской юридической науки довольно трудно.
    57. Смыслы философско-методологического плюрализма.

    Методология – сложное явление. Она понимается, во-первых, как наука о методе; во-вторых, как система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки; в-третьих, как совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

    С точки зрения философии, методология представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

    В современных условиях ученые оперируют не просто понятием метода науки, а имеют дело с развитой системой этих методов, строящейся на основе определенных методологических принципов, что позволяет говорить о методологии юридической науки.

    Итак, методология – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

    Метод науки – это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки.

    Для сегодняшнего дня характерна множественность методов – "методологический плюрализм" в познании государства и права. Впервые понятие методологического плюрализма в науке дал выдающийся русский ученый И.А. Ильин в своей работе "Понятие права и силы", написанной в 1910 г. Он писал, что нет единого, универсального способа изучения права, который бы вытеснил и заменил все остальные, сделал их ненужными.

    Методологический плюрализм – важнейшая предпосылка получения достоверного знания. Изучая государственно-правовые явления с помощью различных методов одновременно, мы имеем возможность сравнить полученные результаты, выявить повторяющиеся закономерности, увидеть эти явления с разных точек зрения, следовательно, избежать однобокости получаемых выводов. Право и государство – очень сложные явления, и получить о них достаточно полное представление можно, только исследовав их с разных сторон, в разных аспектах. Именно для получения полной картины какого-либо явления используется методологический плюрализм как основа любого серьезного научного исследования.

    Научная картина мира отныне рассматривается не как сам мир в его непосредственной данности, а как исторически изменяющаяся теоретическая модель мира. Неклассическая научная культура выдвигает идею полипарадигмальности научного знания, в русле которой оформляются принципы теоретической гетерогенности и методологического плюрализма – допустимости истинности нескольких, отличающихся друг от друга теоретических описаний реальности, соответственно, многообразия исследовательских подходов и методов. Принцип методологического плюрализма, способствующий расщеплению научного знания на множество когнитивных структур, создает условия для формирования новой разновидности научной рациональности – социально-гуманитарной рациональности и отпочкования ее от рациональности естественнонаучной. В этой связи, ключевая идея классической науки – идея единства естественнонаучного метода теряет свою актуальность. На смену методологическому монизму приходит методологический и теоретический плюрализм. Аргументация последнего опирается на принцип дополнительности, допускающий истинность нескольких, отличающихся друг от друга теоретических описаний реальности; и принцип вероятностного характера научных теорий, определяющий их проблемную при-роду, следовательно, допускающий возможность их опровержения. Отныне научный поиск вынужден смириться с тем фактом, что обретенное знание не абсолютно, но относительно.

    Различные парадигмы юридической науки не только позиционируют свой особый предмет познания, но и формируют свой метод. Так юридическая герменевтика определяет в качестве метода познания права метод интерпретации и понимания правовых текстов; юридическое неокантианство (аксиология) - метод «отнесения к ценности»; юридическая феноменология базируется на методологии феноменологической редукции; юридический прагматизм – на методе реконструкции опыта; юридический позитивизм опирается на методологию эмпирического исследования; юридический натурализм возрождает естественно-научные подходы в многообразии их вариантов; социологическая юриспруденция кладет в свое основание структурно-функциональный метод; наконец, юридический постмодернизм выдвигает методологию деконструкции правовых тестов.

    Методологический плюрализм, в видении постпозитивистов, призван противостоять авторитарности в научных суждениях.
    58. Объект юридической науки.

    Все науки, в том числе и социальные, к которым относятся юридические, имеют собственный объект исследования. Юр. наука изучает право во взаимодействии с государством. Право, как регулятор общественных отношений, тесно взаимосвязано не только с государством, но и другими социальными феноменами – политикой, религией, культурой и др. Отношения, возникающие между правом и другими социальными реалиями, - также в поле зрения юридической науки. Связь государства с другими экономическими и социальными явлениями также в фокусе внимания юридической науки.

    Государство, право и экономика тесно связаны между собой. Господствующие экономические отношения, и прежде всего собственности, во многом предопределяют содержание права, его сущность. Безусловно, содержание права, его развитие вне государственной власти, ее механизмов невозможны. Соотношение политических сил, представительство собственников и других социальных слоев в парламентах, несомненно, сказываются на содержательной стороне законодательства.

    Однако на развитие права, тенденций движения государственной власти оказывают влияние не только экономические отношения. Их функционирование подвержено влиянию и со стороны социальных сил, политики, религии, морали, общественного и правового сознания, культуры и др., что позволяет говорить об относительной самостоятельности государства и права, объективной независимости их сторон от экономики и других факторов, их обратном воздействии. Экономические отношения, иные социальные и политические феномены облечены в правовую форму и неизбежно развиваются в правовом русле и регулируются его предписаниями.

    Итак, объектом юридической науки в первую очередь выступают государственно-правовая реальность и связанные с ней социально-экономические явления. Юр. наука призвана ответить на вопрос: каким образом осуществляется правовое регулирование? Одновременно юр. наука исследует правовые средства, юридические механизмы, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, например, целесообразность юридической нормы, ее эффективность, справедливость и т.д.

    Важнейшими средством и итогом исследования юридической науки, в том числе и ее теоретической составляющей, являются оценочные выводы о целесообразности, социальной полезности либо вредности, бесперспективности того или иного правового режима регулирования, тех или иных правовых норм, того или иного правового отношения, их эффективности и т.д. Конечно, диапазон оценок может быть разный, и зависит это от ряда обстоятельств - методологии исследования, количественных и качественных характеристик объекта изучения, политической конъюнктуры и др.

    Объектом юридической науки выступают реальные государство и право, а также экономика, политика и иные социальные факторы, поскольку связаны с их функционированием и развитием. Подчеркнем, что экономика, политика и иные социальные феномены не являются собственно объектом юридической науки и лишь исследуются ею в связи с их взаимозависимостью.

    Юр. наука – сложное и стремительно развивающееся явление. В своем составе она имеет самостоятельные области знаний, например, конституционное право, гражданское право, уголовное право и др. Каждая юр. наука ставит задачу исследовать специфические правовые явления и закономерности в рамках собственного предмета исследования. Это процесс объективный, ибо правовые науки есть своеобразный исследовательский механизм государства и права. Адекватно можно воспроизвести реальность только в том случае, если каждая область знаний, в том числе юридическая, отражает ее объективно, а исследовательские данные отвечают критериям достоверности. Словом, каждая юр. наука имеет свой предмет исследования (образно говоря - свой "участок").
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта