Главная страница
Навигация по странице:

  • 76. Метафизические идеи и научные конструкции в правоведении. Метафизика

  • Позитивная философия

  • 77. Роль философских спекуляций в правоведении. Философские спекуляции

  • 78. Средства юридического исследования и научный предмет. Построение предмета юридического исследования. Средства

  • Специально-юридические средства

  • Фундаментальные исследования

  • Прикладные научные исследования

  • Цель фундаментальных исследований

  • Прикладные науки (теории)

  • Ответы на билеты - История и методология юридической науки. ИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания


    Скачать 275.55 Kb.
    НазваниеИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания
    Дата23.04.2018
    Размер275.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты - История и методология юридической науки.docx
    ТипДокументы
    #41923
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Философское самоопределение ученого – это активный, творческий выбор предельного основания, «начальной точки» исследования, принятие фундаментальной «системы координат», комплекса базовых категорий, которые, в конечном счете, определяют его «угол зрения» на объект науки и исследования, задают первичное его видение (языки описания, фундаментальные допущения и пр.). Например, принятие основных положений философского идеализма или философского позитивизма ученым-юристом предопределит и его понимание природы правовой реальности, целей ее исследования. Философское самоопределение задается только на основе знания философских традиций через рефлексивную позицию ученого.
    На философское самоопределение, несомненно, оказывают воздействие такие факторы как доминирование в культуре определенного философского учения, ценностно-целевые структуры общества, научные традиции. Они сужают пространство философского выбора ученого, но не в состоянии его исключить. В истории правоведения значительную ее часть составляют исторические отрезки, на протяжении которых безусловное господство определенного философского учения (вкупе с ценностными и институциональными факторами) предопределяло философский выбор ученого, нивелировало саму проблему философского самоопределения. Так, господство Аристотелевской системы мышления вкупе со схоластическим типом сознания предопределяло восприятие права и целей деятельности академических юристов XI – XV вв.
    Необходимость сознательного философского самоопределения ученого в наибольшей степени ощущается в переходный период, когда социокультурная ситуация в своих базовых представлениях и институтах существенно изменяется в достаточно короткий промежуток времени. Рефлексия базовых ценностных оснований общества и культуры осуществляется, прежде всего, философским сознанием, а осмысление ценностных оснований государственно-правовой действительности осуществляется философией права, которая задает идеальный план юридического сознания, без которого невозможны осмысленная постановка юридических целей и выбор юридических средств, их конфигурации в правовом регулировании общественных отношений. Принципиальное изменение отношения научного сообщества к философскому учению марксизма-ленинизма за последние 20 лет, возникновение конкуренции между философскими системами в познании государственно-правовой действительности привели к существенному увеличению актуальности философского самоопределения юридического сообщества в нашей стране.
    76. Метафизические идеи и научные конструкции в правоведении.

    Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

    Натуроцентристская научная картина мира, основанная на идее абсолютизации природы, исключает любого рода умозрительные, отвлеченные от конкретных природных явлений и процессов, метафизические идеи как ненаучные. В рамках натурализма декларируется идея демаркации науки и метафизики.

    Концепции естественного права отличаются значительным разнообразием и даже неоднотипностью. Но все объединены родством методологических принципов: право рассматривается не как акт государственной воли, предполагающий законное принуждение в случае ее нарушения, а как воплощение справедливости и разума.

    Густав Гуго (1764—1844 гг.) был сторонником «чистой», освобожденной от метафизических построений, правовой науки. Мыслитель выступает с критикой концепции естественного права и общественного договора. Он утверждает, что естественное право и общественный договор – умозрительные, беспочвенные конструкции. Естественного права нет, полагает Гуго, существует лишь право позитивное, которое, в отличие от естественного права несовершенно, однако к нему привыкли и с его помощью можно обеспечить общественный порядок.

    Отказ от различного рода метафизических конструкций, от редукции (сведения) юридических явлений к каким-либо иным (природным, ментальным) явлениям и сосредоточение исследовательских усилий на изучении явлений юридической сферы – важнейшие принципы позитивизма.

    Обретение юриспруденцией самостоятельного дисциплинарного статуса обычно связывают с деятельностью представителей юридического позитивизма. Действительно в рамках позитивизма получает обоснование принцип полагания в качестве предмета юридических исследований реально существующего права.

    Позитивная философия, в видении Конта, это здоровая философия, которая изгоняет все неразрешимые метафизические вопросы и концентрирует внимание на проблемах методологии науки. Философия, таким образом, превращается в логику отдельных наук, призванную выполнять функцию систематизации, упорядочивания, кодификации научных выводов. Значение понятия «позитивный» для Конта многогранно, позитивное знание – это знание реальное, полезное, точное, положительное (созидательное), оно противостоит вненаучному химерическому, негодному, сомнительному, отрицательному (разрушительному) знанию.

    Постпозитивисты отказываются от радикальной антиметафизичности. Метафизические конструкции рассматриваются как фундамент научного познания. Кредо постпозитивизма: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа».

    Постструктурализм противопоставляет метафизике и науке культуру, понимаемую как свободная стихия творчества, игры, реализации желания. Постструктуралисты развивают тезис - адекватное постижение действительности доступно не точным наукам, но интуитивному «поэтическому мышлению».

    Р.А. Ромашов предложил систематизацию основных типов понимания права - «реалистическое» и «метафизическое» направления в правовой теории.
    77. Роль философских спекуляций в правоведении.

    Философские спекуляциипринятый в философии метод размышления в рамках категорий и способов, не нуждающихся в обращении к практике, экспериментальной проверке выводов (Н.Н. Тарасов).

    В основе спекулятивного познания – система целенаправленных операций, которые не обосновываются, не рационализируются, а принимаются.

    Через обращение к философским спекуляциям юристы, как правило, выстраивают основания правовой идеологии с претензией сформировать ценностно-целевой фундамент действующей правовой системы, который придает ей осмысленность и устойчивость.

    Философия права со времен классической немецкой философии – спекулятивная (метафизическая) философия. Метод философских спекуляций доходит до предельных оснований, которые рассматриваются как экзистенциональные, т.е. не имеющие дальнейших способов рациональной аргументации.

    Основания для метода философских спекуляций закладываются Платоном, который впервые в истории философии помыслил и концептуализировал мир как двуединый – мир идей и мир вещей. Причем истина, согласно «мифу о пещере» Платона, достигается путем выхода за пределы «пещеры», где возможно видеть лишь фрагментарные, искаженные отражения – тени действительных феноменов. Следовательно, первоначала действительности могут быть схвачены только спекулятивным путем.

    Если социальная эмпирическая действительность постоянно изменяется и разум не может найти в ней такие основания, то мыслитель неизбежно обратится к действительности сознания, что и есть спекулятивный путь познания.

    Если Аристотель был убежден, что путем сравнительного исследования и выделения общих черт у действующих правопорядков можно определить естественный закон, не зависящий от места и являющийся выражением природы человека (эмпирический путь познания), то Платон отрицал возможность достижения идеала действующими правопорядками.

    Спекулятивная традиция в правоведении будет выражена, помимо прочего, в убеждении целого ряда ученых-неокантианцев, что посредством сравнительного правоведения невозможно постичь сущность права. Иными словами, сущность права постигается исключительно спекулятивно как действительность должного; между «сущим» и «должным» имеется невосполнимый разрыв, природа права относится к миру долженствования, является плодом разума, а не эмпирической реальности.

    Для целей правового регулирования в ситуации, когда ставится цель сформировать на основе права новую систему социальных институтов, метод философских спекуляций не имеет себе равных в плане эффективности. Идею безусловного долженствования, безусловной значимости определенных ценностей невозможно задать эмпирически – всегда будут существовать альтернативные интерпретации тех или иных социальных обстоятельств. Метод философских спекуляций единственно способен задать идею безусловного долженствования, постулировать принципы правового регулирования. Так, категорический императив Канта выводится не эмпирически (что невозможно), а лишь спекулятивно.

    Допустимо утверждать, что один из способов построения оснований политики права – философские спекуляции. Они позволяют задавать правовой идеал, осуществлять критическое исследование действующего права с позиции идеала и предлагать способы и средства реформирования и системы позитивного права с целью приближения к правовому идеалу.

    Философская спекуляция в правоведении – один из действенных способов противостояния сложившейся социокультурной традиции, один из путей формирования новой «парадигмы», основания юридического знания.

    В истории романо-германского правоведения философские спекуляции играли значимую роль. Во-первых, именно спекулятивный образ мышления средневековых университетских докторов права соединенный со схоластическим типом сознания дал возможность сформировать традицию экзегетического и системного исследования авторитетных текстов – традицию юридической догматики. Во-вторых, философские спекуляции позволили школе естественного права сформировать правовую идеологию нового времени, которая до сих пор составляет фундамент конституционного правового регулирования в государствах западной традиции права. В-третьих, философские спекуляции сформировали фундамент как метафизического, так и диалектического методов познания правовой действительности.
    78. Средства юридического исследования и научный предмет. Построение предмета юридического исследования.

    Средства - материальные и нематериальные "инструменты" сбора, обработки, анализа и обобщения информации.
    Общенаучные средства. Данный вид средств исследователи стали особо выделять в XX в. в связи с появлением так называемых метанаучных областей, представленных, например, как общая теория систем, теория моделирования, общая теория деятельности и т. п. Однако, по принципу, к этому виду средств относятся и математические методы исследования, и разного рода логики. Для юриспруденции этот уровень представлен диалектической, формальной и другими логиками, структурно-функциональным и генетическим анализом и т. д. Через данные исследовательские средства юриспруденция соотносит себя с современным состоянием научного мышления, например, через способы формализации, идеализации, моделирования и т. п. В методе юриспруденции это блок процедур, присущих научному мышлению вообще, выражающих его общую природу и специфику. Метанаучные исследовательские средства при работе с предметной юридической проблематикой могут выступать или как общие принципы и правила научной деятельности, или как «пустые» исследовательские формы, напол­няемые в процессе познания конкретным юридическим содержанием. Поэтому на данном уровне юридической наукой актуализируются, разумеется, далеко не все процедуры и приемы научного мышления, а только те, которые «вписываются» в общий строй ее метода и адекватны природе исследуемого объекта.
    В гуманитарных и социальных областях философские исследовательские средства не только задают стратегии развития наук, актуальные поля исследований, фокусы категориальных систем, ценностные основания, но и формируют базовые идеи, раскрывающие сущность тех или иных явлений. Так, для юридической науки это гуманизация, человек, личность, ответственность, справедливость и т. д.
    Специально-юридические средства процедуры, приемы и формы исследовательской деятельности, характерные только для юриспруденции. В литературе на этом уровне обычно выделяют специально-юридический метод, метод интерпретаций и метод сравнительного правоведения. Данный уровень выражает степень нормативной организованности познавательного процесса в рамках данной науки, связанной с уровнем системной организации ее предмета. С другой стороны, чем сложнее, разнообразнее и «изощренней» приемы, процедуры и формы исследования, принадлежащие данной науке, тем сложнее организован ее предмет. Особенностью методологических средств данного блока является их предметная «содержательность» в сравнении с общенаучными операциями и процедурами.
    Марксизм - диалектический метод построения предмета исследования. Ведущее звено в процессе такого построения - выделение единицы анализа путем абстрагирования "простого начала", "клеточки" и дальнейшего отслеживания превращения "клеточки'' в единицу, представляющую собой "молекулу" - носитель основных свойств, присущих целостному предмету психологического исследования. Одним из аспектов построения предмета исследования является выделение элементов, образующих структуру такого предмета. Соответственно, юр. наука предстает как совокупность научных направлений, изучающих различные элементы права. В определенные моменты развития общества те или иные элементы права приобретают для господствующего дискурса особое значение, вследствие чего ученые и политики принимают их за «центр структуры» и убеждают в этом других посредством «теории права».
    Выделение отдельно объекта и отдельно предмета исследования в юридической науке имеет одной из причин множественность юридической науки, потребность в объяснении того факта, что каждая из юридических наук имеет свой особый предмет исследования. Роль любой науки о праве в жизни общества и ее место среди других юридических наук определяется предметом исследования, т. е. кругом изучаемых проблем, влиянием последних на общественную жизнь. Правовая действительность представляет некий целостный «организм», отдельные органы и функции которого изучаются разными отраслями юридической или иной общественной науки. При этом сама правовая действительность настолько сложна и масштабна, что не может быть охвачена предметом (объектом) какой-либо одной их юридических наук.

    79. Фундаментальные и прикладные исследования права.

    Фундаментальные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию.

    Прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение.
    Общая ориентация культуры Древнего Рима на утилитарные цели и ценности обусловливает выдвижение на первый план прикладного знания. Связь юридической практики и юридической теории была самой непосредственной. Поэтому римская юр. наука была по преимуществу прикладной наукой. В Средневековье юриспруденция обретает статус прикладной отрасли теологии, соответственно, юридический дискурс сплетается с богословским.
    По своему непосредственному отношению к практике все юридические науки следует разграничивать на фундаментальные (ТГП; история государства и права; история политических и правовых учений) и прикладные (криминалистика; судебная медицина; правовая статистика; юридическая психология; судебная психиатрия; судебная бухгалтерия и др.). По такому же принципу можно подразделить и отдельные теории, из которых состоит та или иная наука.
    Цель фундаментальных исследований — теоретическое осмысление глубинных процессов, закономерностей возникновения, организации и функционирования правовых явлений, безотносительно к их немедленному и непосредственному использованию в конкретной практической деятельности. Историко-теоретические (или фундаментальные) науки дают знания о развитии и чертах государства и права вообще, безотносительно к конкретным государствам или праву, действующему на отдельной территории. Фундаментальные науки содержат обобщенные знания о государстве и праве. На основе этих знаний разрабатывается понятийный аппарат и система отраслевых и прочих юридических наук.
    Прикладные науки (теории) в большей мере нацелены на незамедлительное решение специальных практических вопросов. Через них в основном реализуются в практику и результаты фундаментальных исследований. Прикладные науки не изучают какие-либо отрасли права, не связаны непосредственно с исследованием определенных правовых норм. Однако они изучают явления, связанные с правом, используя при этом знания не только из области правоведения, но и из области других наук (медицины, химии, статистики и др.). Эти науки стоят на стыке юридических и не-юридических наук.
    Фундаментальные исследования в сфере права являются залогом совершенствования прикладных научных исследований и научно-экспертной деятельности.
    80. Проблема соотношения методологического, теоретического и прикладного знания в юриспруденции.

    В самом общем плане проблема взаимодействия юридической науки и практики сводится к тому, что теоретические исследования призваны удовлетворять нужды практики, базироваться на ее материалах, а практика в свою очередь должна опираться на научно обоснованные рекомендации и выводы. Юр. наука призвана направлять организационно-практическую деятельность различных Sов, изучать и корректировать формирующийся личный и социально-правовой опыт, способствовать выработке и реализации юридической политики в разнообразных сферах общественной жизни. Наука разрабатывает методологию и методику юридического познания, систему специальных принципов, приемов, средств, методов и правил, которые используются не только в теоретических исследованиях, но и в организационно-практической деятельности.
    Фактический материал образует важную основу для описания, объяснения, обобщения, систематизации, выдвижения гипотез и установления тенденций развития изучаемых явлений, для разработки понятий и создания теоретических конструкций, формулирования научных рекомендаций и предложений. Юридическая практика как относительно самостоятельная разновидность социально-исторической практики выступает одним из важнейших критериев истинности, ценности и эффективности научных исследований. Жизненность тех или иных рекомендаций и выводов, их достоверность или ошибочность, полезность или вредность проверяются на практике.
    Критерий практики, разумеется, нельзя абсолютизировать. Он никогда не может достаточно полно подтвердить или опровергнуть соответствующие теоретические положения и выводы, поскольку любая практика постоянно изменяется и развивается, представляя собой внутренне противоречивый процесс (его результат), обусловленный природными и социальными, объективными и Sивными, нормативными и другими факторами реальной действительности.
    Изучение юридической практики происходит на теоретическом и эмпирическом уровнях. Эмпирическое познание направлено обычно на отдельные аспекты практики и опирается на наблюдение фактов, их классификацию, первичные обобщения и описания опытных данных. Теоретическое исследование связано с разработкой и совершенствованием понятийного аппарата, глубоким и всесторонним изучением сущности явлений и процессов, установлением закономерностей развития юридической практики. Если на эмпирическом уровне ведущей стороной является чувственное познание, то на теоретическом — рациональное, связанное с творческим синтезом понятий и категорий.
    Оба уровня изучения практики присущи общей теории права и конкретным юридическим наукам. Однако соотношение теоретических и эмпирических звеньев в них неодинаково. Уровень, а также сфера теоретических обобщений в отраслевых и прикладных науках значительно ниже и уже, чем в общей теории права, поскольку они исследуют лишь строго определенные (обусловленные их предметом) стороны, элементы и процессы юридической действительности. Вместе с тем, отраслевые и прикладные науки могут подниматься до такого уровня абстрагирования в изучении отдельных проблем, что порой выходят далеко за пределы исследуемых ими вопросов, достигают общетеоретического уровня обобщений. В практической деятельности широко используются теоретические понятия и категории, конструкции и концепции. Исследование природы юридической практики, ее содержания и формы, функций и закономерностей развития, механизма преемственности и других вопросов направлено на повышение эффективности и ценности юридической практики в правовой системе общества. Эти знания составляют теоретическую основу практической деятельности. Научное мышление, таким образом, представляет необходимый и важный элемент практики.
    С целью повышения эффективности юридической науки необходимо создать четкий организационно-правовой механизм внедрения результатов теоретических исследований в конкретную практику. Разработка такого механизма — одна из важнейших задач юридической науки.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта