Главная страница
Навигация по странице:

  • 40. Культурно-исторические условия становления догматической юриспруденции

  • 41. Логическая организация догматического правового мышления.

  • 42.Практические смыслы юридической догмы.

  • Во-вторых

  • В-третьих , легитимирующая функция

  • В-четвертых

  • В-пятых

  • 43. Культурное значение догматической юриспруденции. Культурное значение догматической юриспруденции

  • 44.Рациональное обоснование естественного права.

  • 45. Гносеологическая установка и исследовательские методы школы естественного права. гносеологические установки

  • Ответы на билеты - История и методология юридической науки. ИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания


    Скачать 275.55 Kb.
    НазваниеИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания
    Дата23.04.2018
    Размер275.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты - История и методология юридической науки.docx
    ТипДокументы
    #41923
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

    39. Юридические конструкции в римском праве

    В юриспруденции слово «конструкция» понимается в том же самом смысле, что и в технике, в материальном производстве, в инженерном деле, т.е. как типовая схема и принципы действия, в данном случае - как своеобразное построение прав, обязанностей, ответственности. Эта схема носит как в любой «конструкции» характер постоянной, утвердившейся «модели», которая призвана удовлетворить интересы лиц, дать оптимальный результат, нередко использоваться по выбору заинтересованного лица.

    Важно при этом обратить внимание на то, что образование юридических конструкций в той или иной национальной юридической системе происходит во многом спонтанно, в ходе сложных практических отношений и представляет собой по большей части довольно длительный процесс, который носит, как свидетельствуют исторические данные, формализованный, причем нередко усложнено формализованный характер, что как раз в известной мере раскрывает технологию формирования юридических конструкций.
    В Древнем Риме (юриспруденция которого как раз отличается разработкой утонченных и совершенных юридических конструкций частного права) правовая защита представлялась лишь в тех случаях, когда истец получал от чиновника, находящегося на службе правосудия, но не являющимся судьей, - претора, специальный «исковой формуляр». Нечто удивительное - спустя более тысячелетия, такое же развитие событий в мире юридических явлений произошло в средневековой Англии. И здесь основу судебного процесса составляли «предписания» (writs), представлявшие собой приказ короля, в котором он кратко излагал суть тяжбы, поручал судебному чиновнику, судье или руководителю суда вчинить иск по данному конкретному делу и заслушать его в присутствии сторон. Причем поскольку истцы в обоснование своих исковых требований приводили, как правило, одни и те же причины, очень скоро (точь-в-точь как в Риме) был разработан стандартный текст предписаний, получивший на практике название «искового формуляра» (form of action), в который требовалось внести только имена и адреса сторон.
    Немалое число дошедших до нас юридических конструкций прослеживается в правовом материале римского права. Примером таких конструкций может служить правовая презумпция, выступавшая в качестве идеальной модели юридического факта, оформленного нормой права, предписывающей признать истинным в суждении в качестве доказанного факт, существование которого сомнительно. Так, при рождении двоих близнецов, один из которых мальчик, а вторая – девочка, мальчик, согласно положениям римского права, считался родившимся первым; или, например, предполагалось, если не доказано иное, что муж, выплативший долг супруги, намеревался совершить акт дарения в пользу супруги, а не обязать ее впоследствии возвратить ему долг.
    Одним из наиболее ярких примеров юридических конструкций, существовавших в римском частном праве, может служить locatio-conductio (наем). С одной стороны, структурное единство locatio-conductio (отвечающее названию института) отводило вещи роль основы соглашения, информируя о происхождении института, а с другой – позволяло посредством единой конструкции обслуживать целый ряд … отношений: наем вещей, договор подряда, наем услуг, договор перевозки, получивших в современном гражданском праве свое самостоятельное место в системе договорных обязательств
    40. Культурно-исторические условия становления догматической юриспруденции.

    Догма правапонятие юридической науки, означающее, 1. всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо Sивных оценок и критики, 2. деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявлению его основных принципов.

    По справедливому утверждению Б.А. Кистяковского, догматическая юриспруденция использует описательные методы, применяемые для познания материала положительного права. Ее цель – установить классификации, родовые и видовые отличия различных правовых институтов, позволяющие их безошибочно распознавать.

    Социокультурные, идейно-ценностные основания континентальной юридической догматики сформированы в эпоху высокого средневековья. Социокультурным основанием континентальной юридической догматики выступила схоластика, для которой абстракции более действительны, чем конкретно-эмпирические явления: именно поэтому глоссаторы и постглоссаторы изучают право ex libris и воспринимают regulae juris римских юристов в качестве универсальных максим, выступающих критерием не только истины, но и справедливости.

    Начальной точкой эволюции континентальной догматической юриспруденции выступает средневековая школа глоссаторов. Философское основание континентальной юридической догматики было сформировано схоластикой. Процесс эволюции догматической юриспруденции может быть разеделен на три основных этапа. Первый, средневековый, представлен академическими школами глоссаторов и комментаторов (постглоссаторов). Второй период характеризуется созданием культурной и философской основ догматической традиции, которые сложились благодаря гуманистической школе юристов и школе естественного права. Третий период представлен исторической школой права и «юриспруденцией понятий», которые завершили развитие догматической юриспруденции.

    Вся догматическая традиция имеет метафизические основания, которые и сформировали стиль мышления юриста-догматика, при котором социальные явления подводятся под диспозицию нормы, определяющей, что в ситуации является юридическим фактом, а что – индифферентной для догматического анализа акциденцией. Действительность правового текста для основателей континентальной юридической догматики заключалась не во властном установлении политического суверена, а во внутренней истинности содержания Corpus Juris, которое и позволяло разрешать политические конфликты между императором, папскими легатами и представителями средневековых городов. Вполне справедливо Г.Дж. Берман пишет о том, что до XVIII столетия в доктринальной юриспруденции не было разделения и абсолютизации нравственной, политической и исторической перспектив в исследовании права, в религиозном сознании они были объединены фигурой Бога. Те авторитетные тексты, которые исследовали первые поколения глоссаторов конца XI – середины XII вв., заложившие основу континентальной догматики, не являлись в строгом смысле слова политически установленным, позитивным правом

    Догматическая юриспруденция сформировала фундамент романо-германской правовой традиции: систему характерных юридических понятий и конструкций, структуру положительного права, иерархию формальных источников права, основу доктринального и профессионального правосознания романо-германских юристов, без которых невозможно утверждать о самостоятельности юриспруденции как исследовательской и практической деятельности. Именно догматическая юриспруденция формирует традицию профессионального юридического мышления, задает своеобразие его «единиц» и формирует то, что принято называть собственной логикой права. Юридико-догматический подход, несмотря на свою традиционность, не всегда оставался неизменным, он эволюционировал вместе с развитием философской рефлексии и научного видения правовых проблем. Первые редакции юридической догматики, формирующейся на основе диалектики, становятся известны правовой науке в связи с деятельностью глоссаторов XI – XII вв. Позднее, в Новое время, философско-методологическая основа глоссаторов получит название схоластики. Впервые диалектику к праву стали применять еще римские юристы. Однако, «используя в основном прием деления на роды и виды, римские юристы стремились упорядочить материал цивильного права с единственной и главной целью решить конкретные правовые споры». Диалектика, применяемая глоссаторами, была направлена главным образом на создание системы понятий и установление соотношения между ними. Выведение понятий из полного противоречий обширного, но замкнутого круга источников становилось возможным посредством «примирения противоположностей».

    41. Логическая организация догматического правового мышления.

    Основой инструмент в прикладных догматических исследованиях права – логически выверенные термины, юридические конструкции, которые позволяют организовать и систематизировать материал позитивного права Юр. наука традиционно имеет в своем арсенале такой важный компонент, как методы научного познания. В юриспруденции преимущественно используют логические или формально-логические методы научного познания. Это анализ и синтез, индукция и дедукция. В частности, основным методом научного познания являются методы формальной логики. В науке какое-либо неизменное знание называют догмой. В юридической науке есть ряд положений, категорий, конструкций и направлений (научных школ), которые являются догмой, т. е. общепринятыми и признанными для всех юристов и правоведов. Например, такие понятия и юр. конструкции, как система права, норма права, система законодательства, форма права, источник права, действие права, форма реализации права, механизм правового регулирования, право в объективном смысле, право в Sивном смысле, правоотношение, Sивные юридические права и обязанности и т. д. являются общепринятыми и интерпретируются для всех в основном одинаково. Впервые диалектику к праву стали применять еще римские юристы.
    42.Практические смыслы юридической догмы.

    Практический смысл юридической догмы заключается в том, что она организует текущую юридическую практику, позволяет системе положительного права воспроизводиться и устойчиво развиваться. В этом смысле догматическими можно назвать и прикладные, главным образом «технические», разработки действующего (позитивного) права. Сюда можно отнести все разработки, касающиеся построения и оформления юридических текстов, систематизации законодательства, юридического документооборота, организационных схем и процедур профессиональной юридической практики и т.п. В правовой системе юридическая догма выполняет ряд значимых функций.

    Во-первых, сам факт существования юр. догмы в правовой системе выступает индикатором завершения процесса отдифференциации права как регулятивной системы от иных нормативных и ненормативных социальных регуляторов (сигнализирующая функция). Наличие догматического содержания в правовой системе указывает на то, что профессиональное правосознание и специально-юр.-ие виды деятельности конституировались как самостоятельные, отличные от общественного правосознания, политических, религиозных и иных практик, имеющие собственное интеллектуально-мыслительное содержание, собственную предметность сообщества юристов. В истории правовой системы дается основания утверждать, что в ней сформировалось сообщество юристов как коллективный S.

    Во-вторых, юр. догма выполняет в правовой системе воспроизводящую функцию. «Кристаллизуя» положения положительного права в строгих интеллектуальных формах (конструкциях, принципах, понятиях). Поскольку в любой отдифференцированной правовой системе в силу сложной организации положительного права, сообщество юристов, принимает участие в правоустановительной деятельности публичной власти, постольку структуры юридической догмы, формируют конфигурацию институтов положительного права, внутреннюю структуру того или иного образования в системе права.

    В-третьих, легитимирующая функция юридической догмы по отношению к системе положительного права. При догматическом подходе к положительному праву его содержание берется как определенная позитивная данность, абстрагированная от исторического, социального и культурного контекста, философских, ценностных оснований.. Многие поколения юристов догматической традиции были убеждены, что юр. догматика идеологически нейтральна, она лишь логически оперирует с юр. понятиями, выведенными из авторитетных правовых текстов.

    В-четвертых, юридическая догма конституирует профессиональное правосознание юристов, служит его идентификатором, выступает предметом, исключительным «интеллектуальным владельцем» которого выступает сообщество юристов (конституирующая функция)... Содержание национальной юр. догмы усваивается в процессе юр. образования при практически полном господстве нормативной установки по отношению к ее содержанию, с позиции действующей юридической практики.

    В-пятых, в процессе правоприменительной деятельности юридическая догма выполняет регулятивную функцию. Юр. догма выступает регулятивным основанием для юридической практики, формирует устойчивые образцы специально-юридической деятельности (профессиональные обычаи), определяет конфигурацию профессионального правосознания. 
    43. Культурное значение догматической юриспруденции.

    Культурное значение догматической юриспруденции – это раскрытие каналов и форм ее влияния на юридическое мышление, специфику организации профессионального сознания, языка юристов, отличающих его от обывателя, опр. влияние догмы права на формирование единиц юридического мышления – юридических конструкций, норм и принципов. Догмат. юр-ия сформировала фундамент романо-германской правовой традиции: систему характерных юр. понятий и конструкций, структуру положительного права, иерархию формальных источников права, основу доктринального и профессионального правосознания романо-германских юристов. К культуре можно отнести ценностно-целевые структуры, нормы деятельности и мышление. Именно эти «элементы» обусловливают и внешние формы выражения профессиональной юр. культуры. Юр. догма выступает логически осмысленным содержанием действующего права, но обусловливает нормы профессиональной культуры и деятельности юриста, признается культурным и мыслительным основанием всей континентальной правовой семьи, задающим рамки юр. практик. Принципиальные различия в восприятии и оценке определенных действий юристом и не-юристом проистекают из того, что профессиональный юрист воспринимает правовые явления через призму юридических конструкций, понятий, принципов, которые и выступают интеллектуальным результатом деятельности многих поколений юристов догматической юр-ии. Лишь качественное своеобразие юридического мышления делает право элементом культуры и позволяет утверждать, что юриспруденция является самостоятельной сферой общества. Культурное значение догмы является первой в истории универсальной системой юридических знаний, а положения юр. догматики одним из наиболее высоких достижений юр. мысли, которое вполне обоснованно находит признание как феномен наднационального порядка.
    44.Рациональное обоснование естественного права.

    В конце XVI в. и в первые десятилетия XVII в. - сформироваласья и укрепилась позиция теория естественного права в работах итальянца Альберико Джентиле (1552-1611), в его произведении "De iure belli" ("0 праве войны", 1558), и особенно у голландца Гуго Гроция (Гуго де Гроот, 1583-1645) в написанном им трактате " О праве войны и мира " ( 1625) Фундаментом соглашения людей между собой является разум и природа, которые совпадают между, собой. "Естественное право", регулирующее человеческое сообщество, имеет этот рационально-естественный фундамент. Он есть "голос здравого смысла, с которым неизбежно утверждается или порицается все с точки зрения морали, и, как следствие, устанавливается или запрещается Богом, Творцом природы". Но примечательно, что онтологическая основа естественного права, по Гроцию, имеет следствием своим то, что и сам Бог, поскольку на этом праве все держится, не может его изменить. Это означает, что естественное право отражает рационализм самого Бога, и что, как таковой, Бог не может ничего изменить, не впадая в противоречия с собой, что немыслимо. в основе учения о естественном праве лежит идея о том, что все существующие правовые нормы должны основываться на каких-то объективных началах, основаниях, не зависящих от воли человека (общества). Все это к тому же связывало теорию естественного права с идеалистическим мировоззрением. Поскольку образцом таких объективных начал считалась природа, то и право, не зависящее от человеческой воли и желаний, было названо природным, или «естественным».

    Сторонники ЕП верят в рациональное устройство права как объекта: право не создается разумом или волевыми действиями Sа, оно существует как естественная данность – выражение природы человека и истории самобытной нации – соответственно, и такая естественная данность обладает своим собственным внутренним «логосом», рациональным устройством. Представители классического юснатурализма связывали внутреннюю разумность права с рациональным устройством природы, общества, мироздания в целом и были убеждены, что правильно «настроенный» разум способен познать этот ratio juris.
    Рационалистический метод естественно-правовой школы был направлен, прежде всего, на исключение каких-либо внешних авторитетов, кроме авторитета разума исследователя– поскольку рационализм резко противопоставлял себя средневековой схоластике с ее безусловной верой в истинность авторитетных текстов, по большей части иррационально легитимированных религиозной традицией. Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая “является матерью всех естественных наук”. Математический метод, по Гоббсу, свободен от Sивных оценок. В основу исследований Б. Спинозы, Локка положен эмпирический метод. По мнению Спинозы, естественное право вытекает из природы. Естественное право – это законы природы «открытые естественным светом», т.е. человеческим разумом.
    45. Гносеологическая установка и исследовательские методы школы естественного права. гносеологические установки — представления о том, как научно изучать мир (аксиологически, экспериментально, в статике, в динамике)

    Как классическая школа естественного права , так и историческая юриспруденция обе по своим гносеологическим установкам принадлежат к классическим типам научной рациональности с ее противопоставлением Sа и объекта в социальных исследованиях. Значимыми методологическими характеристиками, неразрывно связанными с гносеологическим идеалом классической научной рациональности, как в естественно-правовой, так и в исторической школах права являются, 1 методологический «монизм»; 2, вера в рациональное устройство права как объекта исследования; в-третьих, отсутствие проблематизации языковой представленности юридического знания. школа естественного права воспринимает определенный метод познания права как единственно правильный, способный привести исследователя к всестороннему познанию права. По сути, как школа естественного права интегрируются в единое целое во многом благодаря следованию определенному методу познания и выстраиванием на этой основе своей оппозиции иным школам правоведения.

    И классические юснатуралисты, и представители школы Ф.К. Савиньи убеждены, что правильно примененный, соответственно, рациональный или исторический метод гарантирует обладание полным юридическим знанием, которого достаточно для достижения социальных целей, прежде всего, изменения правовой системы общества. Оптимистический взгляд на эвристический потенциал того или иного метода, в свою очередь, является следствием «натуралистической» гносеологической установки, при которой юридическое знание считается «зеркальным отображением» права как объекта во всем многообразии его связей и отношений. Ни представители школы естественного права II пол. XVII–XVIII столетий, ни основоположники исторической юриспруденции в Германии I пол. XIX века не осознают качественного различия между правом как объектом – феноменальной представленностью, частью социальной действительности, социальным институтом и процессом, с одной стороны, и правом как предметом, знаково-знаниевой системой, являющейся «достоянием» сознания интеллектуальной элиты, профессионального юридического сообщества, представленной в виде понятий, конструкций, концепций, идей и пр Наиболее распространенной формой натурализма в познании права является юснатурализм или школа естественного права, сформировавшаяся в юридической науке XVII - XVIII веках. Представители классического юснатурализма Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, С. Пуфендорф, Ж.Ж, Руссо, Ш.Л. Монтескье и др. под естественным правом понимали совокупность прав, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека и независимых от конкретных социальных условий и государства. Природа в теоретических построениях выступает как главный авторитет в защите идеи равноправия людей и критике существующих форм права. Обращение к природе как сущностному основанию права, в представлении юснатуралистов, открывало возможности превращения правоведения из знания умозрительного в знание научное.

    верят в рациональное устройство права как объекта: право не создается разумом или волевыми действиями Sа, оно существует как естественная данность – выражение природы человека и истории самобытной нации – соответственно, и такая естественная данность обладает своим собственным внутренним «логосом», рациональным устройством. Представители классического юснатурализма связывали внутреннюю разумность права с рациональным устройством природы, общества, мироздания в целом и были убеждены, что правильно «настроенный» разум способен познать этот ratio juris.

    рассматривали подлинное право как систему, рационально организованную целостность – не создаваемую интеллектуальной деятельностью философов или юристов, а уже потенциально существующую в общечеловеческом разуме и духе народа соответственно, а, значит, имеющую объективные основания. Объективный характер права и наличие единственно верного метода познания права и делали – в восприятии данных школ правоведения – юриспруденцию наукой, легитимировали академическую интеллектуальную деятельность и противопоставляли профессиональную деятельность юристов этих школ сугубо технической деятельности юристов предшествующей догматической традиции.

    верят в способность языка интеллектуальной элиты полноценно выразить объективно существующее право. Иными словами, совершенно не осознается и возможность языка искажать или скрывать действительное содержание социальной феноменальности, и способность языка создавать новое социальное содержание, и в целом языковая природа правовой действительности.

    Рационалистический метод естественно-правовой школы был направлен, прежде всего, на исключение каких-либо внешних авторитетов, кроме авторитета разума исследователя– поскольку рационализм резко противопоставлял себя средневековой схоластике с ее безусловной верой в истинность авторитетных текстов, по большей части иррационально легитимированных религиозной традицией. Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая “является матерью всех естественных наук”. Математический метод, по Гоббсу, свободен от Sивных оценок. В основу исследований Б. Спинозы, Локка положен эмпирический метод. По мнению Спинозы, естественное право вытекает из природы. Естественное право – это законы природы «открытые естественным светом», т.е. человеческим разумом.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта