Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Историческая теория права.

  • 3. Психологическая теория права.

  • 4. Нормативистская теория права

  • 5. Социологическая теория права.

  • 18. Позитивистская методология в юриспруденции .Позитивизм

  • Дж. Остин, К. Бергбом, А. Эсмен, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов

  • 19. Марксистская методология в юридической науке. Методом социалистического правоведения является материалистическая диалектика

  • Частно-научные методы правоведения

  • 20. Принципы конвенционализма в науке и праве. Конвенционализм

  • 21. Постмодернизм и его влияние на западное правосознание. Постструктурализм (постмодернизм)

  • - Дж. М. Балкин, А. Бозо де Кармон, Г. Гудрич, П. Шлаг

  • 22. Постструктуралистские концепции свободы. Их влияние на современную юриспруденцию

  • Ответы на билеты - История и методология юридической науки. ИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания


    Скачать 275.55 Kb.
    НазваниеИиМ юридической науки. Ответы на билеты. Соотношение логического и исторического в развитии научного знания
    Дата23.04.2018
    Размер275.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на билеты - История и методология юридической науки.docx
    ТипДокументы
    #41923
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    17. Типы концепций права. Парадигмы в юриспруденции.

    1. Естественно-правовая теория права. Авторы Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. естественное право проистекает из природы самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Как правило, естественное право в его широком понимании разумно и справедливо. Авторы данного направления учения о праве доказывали, что естественное право не сковано границами отдельных государств, а также временем.

    2. Историческая теория права. основана в первой трети XIX в. в Германии, Густав Гуго, Савиньи, Пухта и др. Историческая школа права явилась по сути реакцией на идеи естественной школы права и на поражение Великой Французской революции. отрицала возможность существования единого для всех народов права. основывалась на концепции, согласно которой у каждого исторически сложившегося народа есть свое право, определяемое присущим данному народу духом. право каждого народа — это проявление народного духа, которое выражает общее сознание, убеждение народа.

    3. Психологическая теория права. начало XX в. в Германии - Г.Ф. Кнап, во Франции - Г. Тард. В России - Л.И. Петражицкий. Суть состоит в отстаивании концепции разделения права на позитивное, т. е. официально действующее в государстве, и интуитивное, истоки которого заложены в психике людей и складываются из того, что они переживают как право. а позитивное право выражается в законах и иных нормативных актах государственной власти. малодоступно простому народу. Интуитивное право характеризуется через психологические состояния людей, оно понятно. право складывается за счет эмоций.

    4. Нормативистская теория права. начало из философии И. Канта. рассматривали правовые нормы в отрыве от экономики, политики и других явлений общественной жизни. отвергали существование у человека неотчуждаемых прав. утверждали, что, кроме опирающегося на государство права, иного права не существует.

    5. Социологическая теория права. сложилось в первой трети XX в. в Европе, получило развитие в США. под «правом» понимали правовые институты: административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи; правосознание людей, судей, должностных лиц; правоотношения; юридические нормы. под правом понималась деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность, т. е. право рассматривалось в действии. юридическое значение правовых норм принижалось.

    Паради́гма (от греч. «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Различные юридические парадигмы фокусируют внимание на разных аспектах права: 1. юридическая герменевтика выделяет смысловые аспекты права;

    2. юридическое неокантианство (аксиология) - ценностные;

    3. юридическую феноменологию интересуют чистые структуры права;

    4. юридический прагматизм изучает право в действии;

    5. юридический позитивизм рассматривает право, прежде всего, как правовой факт;

    6. в рамках культурно-исторического подхода к праву эксплицируются духовные, обусловленные культурой основания права;

    7. в рамках формационного подхода право позиционируется как надстройка над экономическим базисом;

    8. юридический натурализм определяет право как природный феномен;

    9. социологическая юриспруденция позиционирует право как институт, регулирующий различные интересы;

    10. юридический постмодернизм рассматривает право как структуру, заданную дискурсом власти.

    Различные парадигмы юридической науки не только позиционируют свой особый предмет познания, но и формируют свой метод. 1. юридическая герменевтика определяет в качестве метода познания права метод интерпретации и понимания правовых текстов; 2. юридическое неокантианство (аксиология) - метод «отнесения к ценности»; 3. юридическая феноменология базируется на методологии феноменологической редукции; юридический прагматизм – на методе реконструкции опыта; 4. юридический позитивизм опирается на методологию эмпирического исследования; 5. юридический натурализм возрождает естественно-научные подходы в многообразии их вариантов; 6. социологическая юриспруденция кладет в свое основание структурно-функциональный метод; 7. юридический постмодернизм выдвигает методологию деконструкции правовых тестов.

    18. Позитивистская методология в юриспруденции.
    Позитивизм - методология, направленная на изучение, обобщение фактов и артикуляцию всеобщих законов, выявляющихся в результате суммирования регулярностей и установления последовательностей фактов.

    Наблюдение квалифицируется позитивизмом как универсальный метод получения знаний, способ освобождения от догматических напластований, удержания на твердой почве фактов.

    Важнейший принцип позитивизма - принцип отказа от дедуктивных построений и абсолютизации обобщения как единственного подлинно-научного метода исследования, т.е. индуктивизм. Позитивистский метод ориентирует исследователя на изучение и обобщение фактов. Важную роль играют также статистика и сравнение, которые восполняют в гуманитарных и социальных науках анализ и эксперимент. Основные процедуры позитивистского метода можно представить в виде исследовательской цепочки: наблюдение – описание – обобщение – закономерность.

    Всеобщие законы, таким образом, выявляются при помощи суммирования регулярностей и установле¬ния последовательностей.

    Задача позитивного метода - обнаружение законов, по которым совершаются умственные операции.
    Юридический позитивизм – методология познания права, сложившаяся в XIX веке и составившая теоретическую платформу школы юридического позитивизма, представителями которой были Дж. Остин, К. Бергбом, А. Эсмен, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов и др.

    Характерной особенностью позитивистского подхода к праву является отождествление права с действующим законодательством. Сторонники юридический позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением действующего в данный момент позитивного права.
    Позитивистский метод изучения права опирается на формально-логическое исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. юридический позитивизм опирается на методологию эмпирического исследования. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Юридический позитивизм в качестве эталона знания выдвигает принципы ясности, строгости, очевидности. Задача юридической науки, в видении представителей юридического позитивизма, заключается в упорядочении всего массива непрерывно изменяющегося и разрастающегося законодательства.
    19. Марксистская методология в юридической науке.
    Методом социалистического правоведения является материалистическая диалектика. Другие методы - философской методологией, общенаучные методы, методологические положения других наук, частнонаучные методы, общие методологические положения правоведения.

    В соответствии с требованиями материалистической диалектики решающее значение для диалектико-материалистического понимания права имеет методологическое положение о том, что правовые отношения не могут быть поняты из самих себя.

    Частно-научные методы правоведения - конкретные приемы сбора, обработки и изучения фактического материала, вырабатываемые и используемые на основе метода материалистической диалектики в соответствии с особенностями профиля, функций и предмета данной науки.

    технико-юридический метод - интерпретация правовых документов, формально-юридический анализ догмы права, характеристика средств и приемов техники юриспруденции и т.д., свойствен, прежде всего, технико-юридическому уровню разработки специально-юридической проблематики в общей теории права и в специальных юридических науках.

    Для правоведения характерен сравнительно-правовой метод, связанный с существованием многообразных правовых систем. Этот общенаучный в своей основе метод свойствен правоведению в значительной мере потому, что глубоко вплетается в юридический анализ на всех его уровнях. сравнительное правоведение, прежде всего, выступает в качестве метода эмпирических исследований, т.е. на уровне технико-юридического исследования, когда раскрываются технико-конструктивные и иные технико-юридические черты сходства (единства) и различия содержания и формы тех или иных правовых институтов различных правовых систем или даже их подразделений.
    20. Принципы конвенционализма в науке и праве.
    Конвенционализм как методологическая концепция истолкования науки, определяющая генерализующую теорию как конвенцию - соглашение между учеными, обусловленное соображениями удобства и простоты и не связанное непосредственно с критерием истинности. Сторонники конвенционализма утверждают, что научные теории не являются обобщениями опытных данных, они суть конвенции. В рамках конвенционализма выдвигается идея гипотез ad hoc – гипотез для каждого отдельного случая. Посредством гипотез ad hoc конвенционалисты стремились примирить противоречащие факты с существующей теорией. Конвенционализм выдвигает тезис о несоизмеримости, логической несвязанности и несопоставимости теорий. Выбор теорий осуществляется на основе мировоззренческих или социокультурных предпочтений. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс, а научное сообщество предстает в виде разобщенных, исповедующих разные принципы группировок. Философия науки превращается в историю науки. Конвенционализм продемонстрировал зависимость научного исследования от антропологического фактора – мнения, интуиции ученого как важнейшего инструмента открытия.

    Идеи конвенционализма формулирует Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912 гг.) - французский математик, физик и методолог, автор работ: «Наука и гипотеза», «Ценность науки», «Наука и метод». Пуанкаре создает теорию умеренного конвенционализма. Сторонником радикального конвенционализма был Эдуард Леруа, полагающий, что факты конструирует ученый посредством выдвигаемых им категорий, следовательно, все теории конвенциональны. Пуанкаре отвергает точку зрения Леруа, он утверждает, что ученый не создает факт – в качестве грубого материала факты существуют независимо от ученого, ученый лишь превращает эти грубые факты в научные. Пуанкаре выдвигает тезис: голые факты не репрезентабельны, нужна теория. Теория провозглашалась условно принятым положением, конвенцией - соглашением, которое необходимо для наиболее удобного описания соответствующих явлений.

    Иначе говоря, конвенционализм говорит, что ученый выбирает теорию не потому, что он убежден рациональными аргументами, а исходя из мировоззренческих, социально-психологических предпочтений. Само развитие науки - это деятельность разобщенных группировок, которые не вникают в доводы оппонентов.

    Принципы конвенционализма определяют пути и формы выработки согласованных социальных норм, которые призваны регулировать совместную деятельность участников соглашения (договора).
    21. Постмодернизм и его влияние на западное правосознание.

    Постструктурализм (постмодернизм) – методология познания права, вторая половина XX века и теоретическая платформа постмодернистского направления в развитии права, представители - Дж. М. Балкин, А. Бозо де Кармон, Г. Гудрич, П. Шлаг и др.

    Правовой постмодернизм как направление евро-атлантической правовой мысли стал развиваться в 1970-х годах, как реакция на кризис легитимации существующего права, законодательства.

    Возникает как рефлексия по поводу правовой ситуации постиндустриального общества. По мнению последователей, западное право претерпело системный кризис, связанный с разрушением модернистских представлений о праве.

    Исходная позиция– критика модернисткой, либеральной теории права. указывают на предвзятость «либерального права», которое, является отражением политической идеологии правящего класса, выражением интересов власть имущих. принципы и нормы либерального права направлены на подчинение несостоятельных слоев общества состоятельным, женщин мужчинам, цветных белым, социальных меньшинств социальному большинству. Классическая либеральная юриспруденция рассматривается как форма европо-центрического доминирующего дискурса, подавляющего иные дискурсы и голоса.

    Не существует фундаментальных принципов права, помимо заданных волей одних Sов для устранения мнений других Sов из юридического поля.

    Выдвигают идею полной деконструкции дискурса либеральной теории права и либеральной юриспруденции в целом. Рассматривают деконструкцию как действенный метод работы с юридическими текстами - «правовую деконструкцию метод работы с нормативным текстом, предполагающий включение в поле внимания интерпретатора всех обстоятельств, формально не связанных с применением права, однако оказывающих реальное воздействие на результат правоприменения - от политического климата до личности судьи. Постмодернизм ставит задачу выявить все факторы, влияющие на интерпретацию юридических текстов.

    Проблему сущности права юридический постмодернизм замещает проблемой исследования слоев права, способов связи между ними.

    Постмодернисты утверждают, что необходима перестройка всего правового порядка. Выдвигают идею ризомного децентрированного права. Право представляет собой разветвленную, многомерную сеть – ризому, состоящую из множества случайно и локально развивающихся элементов - язык права, символы права, нормы права, акты правоприменения, законы, правовые ценности. В определенные моменты развития общества те или иные элементы права приобретают для господствующего дискурса особое значение, вследствие чего ученые и политики принимают их за «центр структуры» и убеждают в этом других посредством «теории права».

    Постмодернизм использует метод децентрации Sа в правотворческом и правоприменительном процессе. «Децентрация» сознания законодателей и правоприменителей направлена на его освобождение от установок, заданных властью.

    Постмодернисты констатируют, что право есть культурно обусловленная форма; что не существует культурного единообразия и однородности. Рождается новое понятие правосудия как творческого правосудия активного общества, которое основывается на переформулировке формальных категорий их превращении в функциональные категории; новое понятие права как «живого права» - предполагает наличие кретивной установки не только в процессах правотворчества, но и в процессах правоприменения. Таким образом, происходит сближение юридической теории и юридической практики.

    Постмодернизм выходит на новый уровень понимания права и способов его функционирования в обществе. В его рамках складывается новое видение юридической теории - как дискурса, описывающего, интерпретирующего и одновременно реконструирующего мир. Постмодернизм выступает против догматичности и абстрактности правовых конструкций, за их приближении к юридической практике и пользователям. Постмодернистское мышление ориентировано на человека. Постмодернистская теория права носит ярко выраженный критический характер, практически ориентирована. Ее положения акцентируют внимание, прежде всего, на применении права и практической защите прав маргинализируемых меньшинств и неимущих.

    Она оказывает огромное влияние на правосудие и законодательство на Западе.
    22. Постструктуралистские концепции свободы. Их влияние на современную юриспруденцию.

    Одна из основных задач постструктурализма - поиск зон свободы - маргинальных, находящихся за пределами структуры, но оказывающихся в результате в качестве предельной, далее нерасчленяемой реальности, не контролируемой силами власти (желание, история, «хаос-мос», аффекты, тело, жест и т.д.). Такую вожделенную зону свободы, где законы силы, господства и подчинения не действуют, представляет собой Текст - авансцена борьбы множества сил, равноправных дискурсов, являющихся одновременно объектами борьбы за власть, но также и сильными властными позициями.

    Свобода Sа. Собственно свобода как таковая сводилась в рамках постструктуралистских представлений к свободе интерпретации, понимаемой, разумеется, весьма широко, и предполагала игровой принцип функционирования сознания. Когда Деррида говорил о раскрывающейся перед «читателем» «бездне» возможных смысловых значений, как и самой возможности «свободной игры активной интерпретации», то тем самым была декларирована и свобода интерпретирующего сознания. намечены и его пределы, определяемые рамками общей интертекстуальности, или «всеобщего текста» — письменной традиции западной культуры. Фуко ищет ответ на вопрос о том, как и в каких формах возможно такое „свободное“ поведение морального Sа, которое позволяет ему „индивидуализироваться“, стать „самим собой“, преодолевая заданные коды и стратегии поведения». Поскольку и человек характеризуется как «желающая машина», то подлинно свободный индивид — «шизо», «деконструированный S», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто простое от своего имени, не спрашивая на то разрешения» Делез, Гваттар. Можно понимать как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени (60-х — 70-х гг.)

    Социальная реальность современных либеральных государств, по мнению участников движения критико-правовых исследований, отвергает возможность обеспечения свободы через принцип «правления права». Соответственно принцип «правление права» - это миф, а не реальность. Сторонники движения критических правовых исследований проводят мысль о фундаментальной противоречивости либеральной правовой системы, ее нежизнеспособности. Такого рода критика способствует расшатыванию либеральной традиции правовых исследований, ставит под сомнение ценность формального подхода к праву. Представители Школы критических правовых исследований поднимают вопрос об идеологической ангажированности либерального права, в их видении, между либеральной наукой права и либеральной идеологией нет существенных различий.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта