Главная страница
Навигация по странице:

  • Становление и эволюция философии марксизма. Концепции диалектики

  • 26. Практически-нравственная ориентация русской философии

  • 27. О революционной традиции русской философии

  • 28. Сущность и основные представители русской религиозной философии

  • 29. Особенности и специфика казахской философии Просвещения Ч. Валиханов, И. Алтынсарин.

  • 30. Проблема человека в мировоззрении Абая. Нравственно-этические идеи в «Книге слов».

  • 31 Казахская философия и общественно-политическая мысль в начале 20 века. (Торайгыров, Кудайбердиев, Байтурсынов, Дулатов). С. Торайгыров

  • НАША шпора Философия. 1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей


    Скачать 472.5 Kb.
    Название1 Мировоззрение, его сущность, роль в жизни людей
    Дата29.05.2022
    Размер472.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНАША шпора Философия.doc
    ТипДокументы
    #555189
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Фридрих Шеллинг - Ценность натурфилософии Шеллинга состоит в ее диалектике, он дал тонкий анализ категорий свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. «О мировой душе», «Ф-ия иск-ва».

    Гегель создал систему объективного идеализма (в основе понятие абсолютной идеи).

    Гегель вводит принцип тождества и мышления который осуществляет для него, при первичности мышления. Сформулировал 3 основных закона диалектики: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) Закон единства и борьбы противоположностей; 3) Закон отрицания отрицания. Цитата: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно!».

    Основные произведения: «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология».

    Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного. Однако для него человек, прежде всего, природное существо, поэтому вопрос о том, почему сознание разных социальных групп неодинаково остался для него открытым. Не Бог создал человека, а человек Бога.

    Основные работы: «Мысли о смерти и бессмертии», «Основные положения философии будущего», «Предварительные тезисы к реформе философии».
    25Становление и эволюция философии марксизма. Концепции диалектики

    В середине 19 века в Западной Европе складыва­ются новые общественные отношения, которые привели к формированию новой философской системы К.Маркса и его последователя Фридриха Энгельса. Социально - историческими условиями формиро­вания этой системы явились: экономиче­ская зрелость капитализма того времени в странах Западной Европы; резкое обострение классовых противоречий; впервые самостоятельный выход на историческую арену рабочего класса. Основными теоретическими источниками философских взгля­дов Маркса явились: Немецкая классическая философия; Английская классическая политическая экономика; Англо-французский утопический социа­лизм. Философия Маркса есть прежде всего материалистическое мировоззрение, которое отличается от предшествую­щего материализма тем, что: материа­лизм до Маркса носил механистический характер; домарксовский материализм был по преимуществу метафизическим и не мог с материали­стических позиций объяснить обществен­ную жизнь. Использование диалектики Гегеля, материализма Людвига Фейербаха, создание диалектико-материа­листического мировоззрения, превращение материализма в диалектический материализм, раскрытие внутренней диалектичности материальных процес­сов и процессов их познания, были новыми момен­тами характеризующими философские взгляды Маркса. Основными идеями марксистского философ­ского мировоззрения являются: 1) распространение материализма на понимание общественной жизни. 2) Философия Маркса характе­ризуется единством составляющих её положение, открытостью и в связи с этим нахо­диться в постоянном движении и развитии. Филосо­фия Маркса получила научное обоснование единства, теории и практики, т.е. его точки зрения задача философии заключается в том, чтобы не отбрасывать объяснение мира, а связать его с практической преобразовательной деятельностью людей.

    Маркс утверждал, что причина отчуждения в труде – частная собственность, которую нужно отдать народу; практика общества – исторична. Он предложил новую периодизацию истории, в основе которой – смена общественно-экономических формаций способа производства. Формаций – 5: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая. Маркс сформулировал закон об определяющей роли базиса по отношению к надстройке.

    Основные работы: «Капитал», «Тезисы о Фейербахе», («Манифест Ком. Партии», «Нищета философии») – совместно с Ф. Энгельсом.
    26. Практически-нравственная ориентация русской философии XVIII-XIXв.в.

    В 18 столетии светская философия в России делала первые шаги. Для нее это был период становления и школы.

    Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Н. Федоров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Бакунин, П. Сорокин, С. Булгаков и многие другие являют собой самостоятельное, обладающее неповторимым национальным своеобразием, действительное оригинальное философское направление, достойно представляющее Россию в европейской философской традиции.

    Русская философская мысль заявила о своей вполне совершенной самостоятельности лишь к концу 40-х годов XIX в. в лице П. Чаадаева. Русские философы использовали мыслительный материал, возникший на более развитой социокультурной основе, включили его, при этом соответствующим образом переработав, в структуры национального происхождения. Главными моментом в этом процессе стали:

    • Теории естественного права и договорного происхождения государства, принятые в России задолго до постановки задач антифеодальных преобразований и истолкованные в широком диапазоне программ нескольких политических направлений (консервативных, просветительных, радикальных);

    • Теории утопического социализма, возникшие в начале XIX в. как альтернатива развивающемуся капитализму и взятые на вооружение либеральным и радикальным дворянскими движениями, народниками, революционными демократами конца XIX – начала XX в., непримиримо относившимися к идее последовательного развития России;

    • Антропологический материализм, который в России превратился в главную теоретическую систему почти всех направлений революционного движения;

    • Идеалистическая диалектика, подвергнутая материалистической обработке и понятая как метод революционного отрицания, что было, кстати говоря, осуществлено параллельно с разработкой К. Марксом аналогичных проблем;

    • Мистические религиозно-философские системы, прежде всего Ж. Де-Местра и Я. Беме, перенесенные на почву русского православия.


    27. О революционной традиции русской философии XIX века: её представители.

    Русская философия - в лице своих самых лучших представителей - выдвинула и защищала иную систему ценностей, иные цели и идеалы, нежели просвещенная, цивилизованная Европа. Рациональному знанию и иррациональной воле (высшим, самым зрелым проявлением европейского духа) русская духовность противопоставила "несвоевременные мысли” и "архаичные" понятия любви, стыда, совести. В этом была безусловная "слабость", но и величайшая сила мыслителей и художников, не устрашившихся разлада со своим временем, которое все больше и все определеннее вовлекало Россию в мировую систему западного, т.е. капиталистического хозяйства.

    В качестве самостоятель­ного духовного явления о русской Философии может идти речь с 18-19 вв. В широком смысле философия этого периода является продуктом взаимодейст­вия самобытных идей русского православия и воззрения французских философов эпохи Просвещения. В XIX в. РФ формировалась при заметном влиянии Шеллинга и Гегеля (Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и материализма (Киреев­ский, Белинский, Герцен, Бакунин). Последний в результате генезиса своих взглядов стал идеологом русского анахронизма. Среди последователей материализма и позитивизма Н.Г.Чернышевский, П. Лавров, М.М.Филиппов. Первая попытка связать марксизм с РФ была сделана В.Г. Плехановым и в последствии развита Ленкиным дядей. В конце 19в. начинает формироваться русская мистически-религиозная Философия. Сначала получила отражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.
    28. Сущность и основные представители русской религиозной философии XIX-XX веков.

    Оригинальным русским философско-идеологическим тече­нием является славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Ки­реевский, К.С.Аксанов, Ю.Ф. Самарин). Славянофилы опирались на «самобытников», на право­славно-русское направление в общественной мысли России. В ос­нове их философского учения лежала идея месжанской роли рус­ского народа, культурной и религиозной самобытности. Только православие, считает А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуаль­ную религиозность с церковной орга­низации. Решение проблемы сочетание свободы и необходи­мости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов вяз­ким методологиче­ским принципом для разработки ключевого понятия, их религиозно философских воззрений понятий соборности. Опре­деляющим признаком соборности служит принцип «единства и множества». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее со­единение людей, но и постоян­ную возможность соединения на ос­нове духовной общности. Славянофилы отстаивали тезис о принци­пиальном отличии развития России от всей Западной цивилизации. В. С. Соловьёв попытался создать целостную мировоз­зренческую систему, которая бы связывала в едино запросы религи­озной и социальной жизни человека. Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. Он стремился постановить разум на рациональное начало человеческого сознания. Религиозный опыт получает истолкование непосредственное слияние человеческой души с Богом, переход человеческих переживаний, чувств и запре­дельное, трансцендент­ное измерение.

    Западники (П. Чаадаев. Т. Грановский, В. Белинский, А. Герцен и др.). Среди западников был мыслитель, чьи взгляды отличались уникальностью. Этим мыслителем-западником был «декабрист без декабря» П.Я. Чаадаев (1794-1856). Одно только напечатанное еще при его жизни первое «Философическое письмо» взбудо­ражило Россию и обессмертило его имя. При помощи истории он пытался решить основные мучившие его вопросы о причинах отсталости России, существования крепостничества и абсолютизма. Причины эти он связывал с православием, которое шло на поводу у царизма, в то время как католичество было независимо, по его мнению, от власти и государства. Главная задача России, по Чаадаеву, в воссоединении ее с другими народами и национальными культурами и с человеческим родом в целом.
    29. Особенности и специфика казахской философии Просвещения Ч. Валиханов, И. Алтынсарин.

    Казахская философия — это не просто философская система, показывающая особенности определенного этноса. Это — мировоззрение, основанное и «говорящее» на казахском языке.

    Ч. Валиханов(1835-1865) – выдающийся казахский ученый, просветитель, демократ. Большое влияние на его мировоззрение оказали русский писатель Достоевский, революционер Дуров, известный географ Семенов-Тян-Шанский. Он вошел в мировую науку, как исследователь культуры Семиречья и Киргизии, Восточного Туркестана. Его работы «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтын шара», «О западном крае Китайской империи», «Следы шаманства у киргизов»(проблема появления человека), «Записка о судебной реформе»(справедливость, красноречие, несправедливость), «О Баянаульском автономном округе» и другие поставили Валиханова в один ряд с выдающимися путешественниками и исследователями Европы и Азии. Он собирался рассказать России и всему просвещенному миру о жизни казахов, их сокровенных чаяниях, помыслах и надеждах. Открыть другим народам свой народ и сдружить их. В этом непреходящее значение непродолжительных по времени, но яркой и многогранной деятельности Чокана. В этом он новатор по сравнению со своими предками. Он считал что внешний мир существует вне человеческого сознания, причина соц несчастья- безграмотность.

    Ибрай Алтынсарин(1841-1899) – казахский просветитель, поэт, писатель, первый народный учитель. Он изучал жизнь казахского народа, ориентируя его на цивилизацию. И.А. считал прогрессивным для казахского народа переход к оседлости, т.к. оседлость создает условия для развития торговли, ремесел и повышению материального состояния. Он придавал большое значение трудовому воспитанию школьников и учил детей, автор 1 букваря, сторонник советского образования. Он близок к деизму – верит в жизнь окр среды вне человеческого сознания, он подтверждает силу бога, создавшего мир, признает объективное существование мира. «Несчастье киргизов»(недовольство кол-админ. реформами царского правительства).
    30. Проблема человека в мировоззрении Абая. Нравственно-этические идеи в «Книге слов».

    А.К(1845-1904) – великий мыслитель, поэт, философ. Он жил в своеобразную казахскую эпоху Возрождения, когда все острейшие проблемы бытия как бы поднимались на его поверхность, и когда их отражение требовало от философа или художника универсализма. Универсальными были образование и мировосприятие А. Творчество А. созвучно творчеству мн. Великих писателей. А. бескомпромиссно и беспощадно высвечивал правду, и от того муза его трагична, судьба поэта – тоже. Отсюда строки: «Я человек с черной кровью и раной в душе…» Но именно А. произносит поднимаясь на ощущением трагической предопределенностью бытия, слова: «Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе». С одной стороны он призывает быть разумным, с другой вопрошая: «Жить? Зачем? Есть ли смысл в ней, в жизни…?» В центре своих размышлений А. ставит человека. В познании мира он изучает и обобщает произведения величайших мыслителей прошлого, исповедует их для объяснения особо важных явлений в жизни каз. народа. Он признавал объективную закономерность мира: мир и человеческое общество находятся в постоянном изменении, что жизнь человека, его судьба также как и все, что существует на свете переменчиво. Ничему живому на земле не дано состояние покоя. А. считал человека важнейшим существом мира, понимал неразрывную связь его тела и души. А. учил, что разум, доброта, упорство, скромность, труд – вот 5 друзей. Он говорил, что для того чтобы достигнуть намеченной цели и быть верным своему долгу, в характере человека должны быть постоянство, решимость, сильная воля, способность беречь трезвость рассудка и чистоту совести. Чтобы заняться наукой надо ее полюбить, иметь стремление к ней. А. считал, что существует 3 вещи, способные уничтожить весь человеческий род, которых надо избегать – невежество, леность, злодеяние. «Сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность. Люди не могут обходиться без этих начал. Просто в жизни не бывает случая, когда бы не участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу» - А. «Слова назидания».
    31 Казахская философия и общественно-политическая мысль в начале 20 века. (Торайгыров, Кудайбердиев, Байтурсынов, Дулатов).

    С. Торайгыров – представитель казахской демократической интеллигенции начала 20 в. Он был не только защитником и пропагандистом антирелигиозных идей просвещения, но дал им новую жизнь и новое обоснование. Атеист. Все, что было сказано им о религии и о служителях религиозного культа, представляет собой ни что иное, как продолжение им и дополнение новыми аргументами идей несостоятельности и реакционной сущности религии. Свои мысли, настроения и чувства, направленные против религии, Торайгыров изложил, по преимуществу, в художественных произведениях, стихах, поэмах, романах, письмах («В чем цель учебы?», «Религия»). Особое значение для раскрытия существа отношения поэта к религии, ее служителям имеет его роман-поэма «Камар-Сулу».

    Поэт и мыслитель Шакарим Кудайбердиев.(1858-1931). Он писал, что для становления человека необходимы труд, совесть, милость, выдержка, осторожность. В своих стихах воспевал такие качества, как ум, совесть, целеустремленность. Человек – большая ценность, эта мысль была основной в их общественной жизни. «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «3 истины», сборник стихов «Зеркало казахов», «Калкаман мамыр». Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Шакарим самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Полностью отдавшись наукам и знанию, он отправляется путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом.

    Ахмет Байтурсынов(1873-1938) – поэт, ученый, тюрколог, переводчик русской классики, педагог, общ деятель. В 1909 г. за критику колониаль­ной политики царизма А.Байтурсынова арестовали и сослали. Он работал редактором газеты «Казах». Он принимал активное участие в создании партии “Алаш”, был делегатом ее первого съезда. Его интересы: лингвистика. А.Байтурсынов создал новый казах­ский алфавит, написал “Пособие по родному языку”, несколько методических работ, “Новый букварь”, различные хрестоматии и т.д.

    М. Дулатов(1885-1935)- поэт, педагог, журналист, общ деятель, писатель, ученый-историк и философ. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу и славу своего народа. Его судьба изобиловала драмами и закончилась трагично. Он переводил на каз яз русских классиков: Пушкина, Лермонтова, также Тукая, Шиллера. «Библеографический указатель казахских книг». М. Дулатов активно сотрудничал с А. Байтурсыновым при издании газеты «Казах», став позже ее редактором. Был в первых рядах составителей программы партии «Алаш», был одним из руководителем правительства «Алаш Орда», членом его военного совета. Социально-политические воззрения М.Дулатова отличались глубиной и патриотизмом. В статье «Наши задачи» он разоблачает царскую политику на национальных окраинах.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта