Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Ф и мировоззрение. Соотношение Ф, религии, искусства и науки.

  • 3. Проблема генезиса фил-фской мысли.

  • Предпосылки генезиса Ф

  • 4. Основные особенности древнеиндийской и древнекитайской Ф.

  • Древнеиндийская Ф.

  • Ф Древнего Китая

  • Философия. фил билеты. 1. Проблема определения ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура филфского знания


    Скачать 436.18 Kb.
    Название1. Проблема определения ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура филфского знания
    АнкорФилософия
    Дата01.06.2022
    Размер436.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил билеты.docx
    ТипДокументы
    #562288
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1. Проблема определения Ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура фил-фского знания.

    Ф –от др.греч. - любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. (фило – люблю; софия –мудрость). Фил-ф, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей.

    1-ым кто назвал себя фил-фом, был Пифагор. Он создал религиозно-фил-фский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. Общепринятого определения Ф, как и представления о предмете Ф, не существует. В истории сущест-ло множество различ. типов Ф, отличающихся предметом и методами. В самом общем виде под фил-фией понимают деят-ть, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих ?-сов, касающихся сущности знания, человека и мира.

    Проблема определения:

    - изменялся предмет Ф, ставились новые проблемы.

    - ряд проблем и ?-сов выходили из ведения Ф.

    - в рамках одной эпохи представители разных школ по-разному понимали.

    Предметом Ф называют круг ?-сов, которые она изучает. Это общие принципы или основы бытия, познания. Что именно является предметом Ф, зависит от эпохи и позиции мыслителя. Споры, что такое предмет Ф продолжаются. Кант считал, что предметом Ф – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою фил-фскую систему «трансцендентальным идеализмом». Основные ?-сы Ф в марксизме-ленинизме: «Что первично: дух или материя?», то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно. Также ?-с о познаваемости мира, который был в нём главным ?-сом эпистемологии.

    Одним из фундаментальных ?-сов Ф является непосредственно ?-с: «Что такое Ф?» Каждая фил-фская система имеет стержневой, главный ?-с, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

    Ф отвечает на ?-сы: «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Ф пытается ответить на ?-сы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на ?-сы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

    Соответственно этому происходило деление предмета Ф, фил-фского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную фил-фию (учение об общ-ве) и др.



    2. Ф и мировоззрение. Соотношение Ф, религии, искусства и науки.

    Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем. Выделяются 3 основные формы мировоззр-я: • мифология; • религия; • Ф.

    Мифология - форма общ-венного сознания, мировоззрение древнего общ-ва, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действит-ти. Как правило, мифы пытаются дать ответ на =˃ основные ?-сы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деят-ть человека и его достижения; ?-сы чести, долга, этики и нравственности. Черты мифа: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимод-вие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на реш-е конкретных жизненных задач (хоз-во, защита от стихии и т.д.); однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

    Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека хар-рна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окруж-ей действительности. Религия исследует ?-сы те же, что и миф: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы.

    Основными мировыми религиями являются: • христианство; • ислам; • буддизм.

    Ф - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Фил-фское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Т.о., Ф представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

    Ф как мировоззрение прошла 3 стадии эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм.

    Космоцентризм - фил-фское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная Ф была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

    Теоцентризм - тип фил-фского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

    Антропоцентризм - тип фил-фского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные фил-фские школы).

    Главнейшей функцией науки является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общ-венного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

    Ф основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное возд-вие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика. Главные тенденции развития Ф связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивил-ции, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

    В Ф невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий ответ на поставленный ?-с. Если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то Ф не может похвастаться подобной однозначностью. Вместе с тем исторические параллели Ф и науки достаточно очевидны. Ф и наука являются "звеньями единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. Научное знание как форма сознательного поиска и познания истины многообразно: оно и фундаментальное и прикладное, и экспериментальное, и теоретическое. Наука видит реальность как совокуп-ть причинно обусловленных естественных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Наука ратует за естественный порядок, который может быть выражен законами естествознания и математики. Фил-фские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они исключительно зависимы от личности мыслителя, каждая фил-фская система авторизована.

    Сам статус научности, который многие века оспаривала Ф, предполагает ряд необходимых признаков. Помимо отмеченного выше, критериями отнесения той или иной области человеческого освоения мира к сфере науки считаются:

    - определение предмета иссл-ия;

    - выработка понятийного и категориального аппарата, этому предмету соответствующего;

    - установление фундаментальных законов, присущих данному предмету;

    - открытие принципов или создание теории, позволяющей объяснить множество фактов.

    Исходя из указанных критериев может ли быть Ф причислена к числу наук? Предметом ее иссл-ия являются начала и причины всего сущего. Если и относить фил-фию к науке, имея в виду предметные критерии, указанные выше, то Ф являет себя как некоторая Божественная наука (по степени своей всеобщности), тем самым отрицая свою научность и в этом плане.

    Подобно Ф, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в Ф - на интеллектуальное постижение.Тем самым Ф дает дополнительную возмож-ть постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в Ф - мысль и знание. Религия догматична, а Ф антидогматична. В религии есть культ в отличие от Ф.

    Карл Ясперс писал: «Признаком фил-фской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя».

    Ф и религия стремятся ответить на ?-с о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют ?-сы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, Ф присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но м/у ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Ф - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а Ф свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Ф всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

    Говоря о тех чертах, которые роднят фил-фию и искусство, отметим =˃:

    Ф и искусство связаны с социальностью, с общ-венным, публичным существованием человека. И Ф, и искусство являются способами сохранять и длить сознательные состояния, делая культуру живой. Без выполнения таких состояний культура превратится в застывшее и мертвое собрание памятников, в имитацию культуры. Говоря о важном для всех, об общем и общезначимом, и Ф и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие.

    И худож-ное и фил-фское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора. Интерпретация как способ жизни в культуре и худож-ных, и фил-фских произведений оставляет «в живых» их авторов, позволяет «задать им ?-сы» и – получить новые ответы.

    Фил-фию и искусство роднит и сам способ творчества – особая роль интуиции, свободного, игрового момента, вдохновения и спонтанности.

    И Ф, и искусство опираются на естественный язык.

    И Ф, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя др. др.

    3. Проблема генезиса фил-фской мысли.

    Первые фил-фские учения появились в наиболее развитых государствах древнего Востока и Эллады в 6-5вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции.

    Существует неск-ко подходов к объяснению генезиса Ф. Мифогенный подход - принципиально разделявшего мифологию и религию и считавшего, что Ф возникает из безрелигиозного мифа путем дальнейшей абстрактизации и общих представлений, действительно содержащихся в развитой мифологии. Ф оказывается попыткой прочитать зашифрованное в образах мифа знание и перевести его на язык понятий. В рамках такого подхода Ф часто мыслится неспособной открыть некое новое знание по сравнению с тем, что уже скрыто содержится в мифе.

    Гносеогенный подход - основной предпосылкой возникновения Ф развитие протонаучного знания, в 1ую очередь математического и астрономического, для которого хар-рны высокая степень абстрактности, доказательность, стремление к выявлению объективных законов, а также высокая способность к постановке проблем.

    В отеч-ной традиции сложился мифогенно-гносеогенный подход, в рамках которого базой генезиса Ф считается развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Важно, что эти 2 источника Ф полагаются равно необходимыми и др без др процесс генезиса Ф не порождают. Переходные от мифа к Ф формы называют предфил-фией (термин А.Н.Чанышева).

    Предпосылки генезиса Ф были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Прежде всего это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией, символом которой считается наступление «железного века». Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости - денег - развивало абстрактное мышление, в социальной структуре древних цивил-ций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Социально-классовая дифф-ция общ-ва привела к возникновению государства. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной культуры мышления, логики, эристики, диалектики. В духовной культуре древних цивил-ций появилась и утвердилась Ф, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общ-ва.

    Уже Платон заметил психологический аспект этой проблемы. Согласно Платону, начало Ф в удивлении (изумлении). Эту догадку Платона об эвристическом значении эмоции удивления развивает далее Аристотель. Действительно, согласно Аристотелю, люди начали фил-фствовать, избегая незнания. Но для этого они должны были достичь знания своего незнания.

    Причины возникновения Ф в Греции:

    - относительно невысокая степень традиционности греческого общ-ва. Миф в Греции не был догматичен, не сложился класс жречества (хранителей мифологии). Мифы могли дополняться, изменяться, заимствовались чужие мифы. Было легкомысленное отношение к богам.

    - более низкий уровень развития цивил-ции и культуры Греции по сравнению с другими странами Средиземноморья.

    - большая свобода в Греции, существовала возмож-ть выражать своем мнение.

    - возмож-ть контактов с более развитыми цивил-циями (Египет, Вавилон, Персия).

    Сталкиваясь с другими культурами, греки впадали в сомнения.

    Первые фил-фские школы возникли в городах – колониях, фил-фы могли путешествовать м/у странами. Греки перерабатывали данные, которые потом становились преднаучными концепциями. Основные заимствования греков: восприятие финской письменности; влияние мифов и религиозных культов стран Средиземноморья.

    Лучше всего духовные предпосылки генезиса Ф обозначил в своих «Лекциях по истории Ф» – немец. фил-ф Гегель. «Ф начинается там, где всеобщее понимается как всеобъемлющее сущее, или, иначе говоря, там, где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления. Где же это произошло? Где это началось? В этом состоит историческая сторона ?-са. Мышление должно существовать для себя, получить существование в своей свободе, оторваться от природного и выйти из созерцательной погруженности; оно должно как свободное войти в себя и т.о. достигнуть сознания свободы. Началом Ф в собственном смысле мы должны признать тот момент, когда абсолютное уже больше не существует как представление и когда свободная мысль постигает бытие».

    4. Основные особенности древнеиндийской и древнекитайской Ф.

    Фил-фская мысль челов-ва зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общ-ва и государства. Отдельные фил-фские идеи, обобщавшие многотысячный опыт челов-ва, можно обнаружить в лит-рных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является Ф, возникшая в Индии и Китае.

    Древнеиндийская Ф. Ф в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивил-ций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени.

    Древняя индийская Ф представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т.е. явно противопоставлены др. др. Несмотря на множественность школ и различия во взглядах м/у ними, единство древнеиндийской Ф неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно фил-фских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская Ф отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям.

    Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях. В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положит-го сальдо - перевеса добрых, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния фил-фы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства. Все школы древнеиндийской Ф различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед.

    Древнеиндийские фил-фские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.

    Ф Древнего Китая Древняя китайская Ф весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической Ф. ?-сы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общ-ва, упорядочения отношений м/у "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие фил-фы представляли влиятельные общ-венные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий фил-фствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих людей.

    Еще один элемент рассматриваемой специфики - оторванность фил-фских исканий от конкретных научных знаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных. В этой оторванности определенно просматривается пренебрежительное отношение к естественнонаучным наблюдениям и прикладным знаниям как к чему-то явно низкому и недостойному человека, человека-мудреца. Противостояние Ф и естествознания лишала древнекитайскую культуру возможности выработать цельное и всестороннее мировоззрение. Оно пагубно сказывалось на естественных науках, которые тем самым обрекались на очень низкий общ-венный статус и становились, по сути, уделом одиночек. Для самой Ф недооценка естествознания обернулась недостаточной развитостью натурфил-фских, в частности космогонических идей и представлений. Этот проблемный блок довольно скуден и, по сути, мифологичен. В общих чертах древнекитайская космогоническая картина выглядит следующим образом: вначале был тай цзи ("великий предел" - хаотически недифференцированное состояние мира, бытия); из него выделились инь и ян (две упорядочивающие силы: темное и светлое, женское и мужское, земное и небесное); закон их жизни - дао (взаимопревращение, или постоянная смена чередование инь и ян). Инь и ян вместе с опосредующим их цзы образуют триадическую спираль Дао: инь - цзы -ян. Отсюда, кстати и объяснение, почему все древнекитайские фил-фы называются цзы: Лаоцзы, Кунцзы, Мэнцзы и т. д. Они занимают срединное, "детское" (цзы буквально - дитя) положение и являются мудрецами "центра". Своеобразной материалистической конкретизацией рассматриваемой картины мира было учение о "пяти первостихиях" (воде, огне, металле, земле, дереве). В "Шу цзин" ("Книге истории") говорится: "Первое начало - вода, второе - огонь, третье - дерево. Четвертое - металл и пятое земля.

    К специфике древнекитайской Ф следует отнести и ее сущностную обращенность к прошлому, в прошлое. Так, все выдвинутые ею проекты идеального общ-ва были в действительности не чем иным, как идеализацией глубокой древности, "золотого века" совершенномудрых правителей - Яо, Шуня и Вэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности был культ предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков.

    Для древнекитайской Ф характерна также тесная связь с мифологией, мифами. Отличительной же особенностью последних был зооморфный (животноподобный: полуживотные - полулюди) характер действовавших в них богов и духов. Важным, системообразующим элементом мифологии была божественная сила неба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит от предопределения или воли неба. Земля, мир для них всегда - Поднебесная. Сыном неба перед своими подданными выступал государь, правитель. Его почитали как высшего посредника м/у людьми и небесными духами. Ссылки на мифы рассматривались в Ф как самые авторитетные аргументы.

    В связи с мифологией следует сказать и об отношении древней (и последующей) китайской Ф к религии. Это отношение не похоже на то, что было в греко-римском мире и особенно в средневековой Европе, где Ф довольствовалась - разумеется, вынужденно - ролью прислужницы теологии. Религия здесь проходила тест на фил-фское обоснование, чтобы быть принятой общ-вом. Даже более того, сама Ф могла превращаться в религию. Вот конфуцианство. Это и Ф, и, как канонизированное учение, - религия.

    К особенностям древнекитайской Ф необходимо причислить также слабую разработку ?-сов логики, равно как и сознания, мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развития логико-фил-фской терминологии был иероглифический характер китайской письменности. Расцвет древнекитайской Ф приходится на VI-III вв. до н. э., которые по праву называют золотым веком китайской Ф. Здесь целое созвездие имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы, Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян и Хань Фэйцзы.

    5. Периодизация и специфика античной Ф.
    Особенности античной Ф. Античная Ф - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения ф-фов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Др.Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной Ф: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.Античная Ф – это совокупность философских учений, созданных в условиях античной демократии в 6 вв. до н.э. Возникновению и развитию античной Ф способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в др.Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Античная Ф тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта