Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Проблема познания Бога и доказательства его бытия в Ф Ф. Аквинского.

  • 16. Общая характеристика Ф Возрождения.

  • Пантеизм

  • Антиклерикализм.

  • 18. Особенности Ф Нового времени: этапы развития, основные особенности и проблемы.

  • 19. «Когито» Р.Декарта, сущность и правила его дедуктивного метода.

  • Философия. фил билеты. 1. Проблема определения ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура филфского знания


    Скачать 436.18 Kb.
    Название1. Проблема определения ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура филфского знания
    АнкорФилософия
    Дата01.06.2022
    Размер436.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил билеты.docx
    ТипДокументы
    #562288
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    14. Фил-фские взгляды А. Августина

    Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430) . "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве. Христианской основе своей Ф Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром фил-фского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер. Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога. Направленность к богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Душу Августин понимает чисто спиритуалистиески, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличатся совершенством. Такое понимание существовало и в греческой Ф, но у Августина впервые было сказано, что это совершенство происходит от бога, что душа близка богу и бессмертна. Основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Согласно Августину, мир как свободный акт бога является творением разумным, бог создал его на основе собственной идеи. Как у Платона, так и у Августина существуют 2 мира: идеальный - в боге и реальный в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю. Августин полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить Ф. Счастья можно достигнуть в едином - в боге. Достижение человеческого счастья предполагает прежде всего познание бога и испытание души. Истину о боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. Этике Августина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение, чем добру. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от бога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро. Социально-политическая доктрина Августина основана на идее неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общ-венной жизни. Неравенство является стороной иерархической структуры общ-венного организма, созданного богом. Земная иерархия - отражение иерархии небесной, "монархом" которой является бог.. В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар.
    15. Проблема познания Бога и доказательства его бытия в Ф Ф. Аквинского.

    Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области Ф и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог. Бог – первопричина и конечная цель сущего, как чистая форма и чистая актуальность. Слияние первопринципа формы и материи рождают мир индивидуальных явлений. Индивидуальность человека – личностное единство дули и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосущна: она – субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Основополагающий принцип познания – реальное существование всеобщего. Познание начинается с чувствительного опыта под действием внешних объектов. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благодаря образу, вещь входит в душу, в духовное царство мыслей. Истина по Аквинскому – соответствие интеллекта и вещи. Нельзя одновремнно нечто утверждать и отрица. В своих этических воззрениях Аквинский опирался на принцип свободы воли человека, на цчение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. Зло – менее совершенное благо. Важнейшей идеей в этике Аквинского является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческого устремления. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общ-ва и государства. Несмотря на то, что Аквинат, казалось бы, говорил о самостоятельных сферах природы и разума, он в то же время утверждал, что естественная и мирская сфера власти, в конечном счете, подчинены духовной. Духовное бытие людей - компетенция церкви как воспитателя. Именно церковь, воспитывая в людях добродетель, направляет земное блаженство т.о., чтобы оно привело к счастью на небесах. Так Аквинат доказывал гармонию двух институтов в христианском общ-ве: церкви и государства.

    16. Общая характеристика Ф Возрождения.

    Социально-культурные предпосылки становления Ф Возрождения: 1. Соц-эконом. Результат становления городского сословия (торговцы, ремесленники, литераторы) интерес к человеку, к личности. 2. Соц-культурные. –ослабление позиций католической церкви, укрепление светского государства, - налаживание контактов с арабами и византийцами, - возвращение античности, обращение к антропологич тематике. Влияние оказали: компас (арабы), порох (китайцы), ликвидация рыцарства на военное дело, механические часы. Менее зависит от церковного времени, ликвидация монополии церкви на время, печатный станок (доступ книг, рост грамотности и образованности, разрушение монополии церкви на образование). Периодизация и основные особенности. С начала 14 века и до конца 16. I. Географич периодиз.: 1. итальянское (14-конец 15), 2. европейское (конец 15 – конец 16). II. Проблемная периодиз. 1. 14 в – гуманистич, 15 в – антропоцентризский, 16в – натурфилосовский. Особенности: антропоцентризм: в центре фил познания человек и антропологич проблематика. От античности – понимание чел-ка как микрокосмос, акцент на том, что чел-к образ и подобие Бога. Человек – тоже творец. Значение труда повышается. Гуманизм. Система воззрений, утверждающ ценности чел личности, признающ её права и свободы, подчёркив индивидуал и неповторим каждого чел-ка, считающ идеальными нормами отношение м/у людьми принципы равенства и справедливости. Акцент на каждом человеке. Пантеизм - Все бог. Бог повсюду, он все и везде. Система воззрений, согласно кот бог растворяется в природе, мире. Антисхоластическая направленность. Не устраивала отвлеченность способа, не научность. Антиклерикализм. Критика церкви, её представителей и сторонников. Редко представители Ф были филос по приемуществу.

    17. Антропологическая и социально-фил-фская проблематика в Ф Никколо Макиавелли.

    Единственно возможным разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию. Макиавелли полагал, что любой человек во все времена наделен одними и теми же страстями, желаниями, волей. Только человек представляет собой константу, что позволяет выводить общие законы политической жизни, характерные для всех времен и народов. Макиавелли исследует причины дурных человеческих склонностей и поступков. Дурные человеческие страсти, с одной стороны, объясняются биологической природой этого существа, е2 вышедшего из животного состояния. Другая причина относится уже к человеку как к общ-венному животному и объясняется свойствами государства. Тираническая власть, по Макиавелли, стимулирует худшие из человеческих страстей: жажду господства, взаимную ненависть правителей и угнетенных, низменную зависть мелких тиранов к более крупным, склонность к заговорам. Социальные слои и группы он делит главным образом по признаку богатства и участия в политической власти. Правитель, дворянство, народ – эти три основных компонента политической власти располагают различными правилами и играют в зависимости от этого различную роль на политической арене. Все они активны, как участники процесса политической жизни, и каждый из них обнаруживает свои страсти, стремления, волю. Многие полагали, что судьба движет событиями и потому бесполезно напрягаться, стремиться противостоять ей, и лучше было бы прекратить попытки бороться с ней. И Макиавелли стремиться приспособиться к этому мнению. Но решение проблемы в следующем: одна половина всего человеческого зависит от судьбы, другая - от добродетелей и свободы. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью. Таким примером удачливого и умного политического и государственного деятеля является для Макиавелли мрачно известный Цезарь. Государь должен стремиться к тому, чтобы народ если уж и боялся, то уважал своего правителя, к тому, чтобы большинство было довольно своей жизнью и законами. Макиавелли настойчиво призывает добиваться активного согласия народных масс на единственно возможный в то время вид демократии - абсолютную монархию. Для Николо Макиавелли важной общ-венной ценностью являлась свобода в широком понимании этого слова. Свобода важна и для государства в целом - страна должна уметь сохранять свою независимость. Макиавелли всячески подчёркивал огромную значимость религии для жизни государства и огромную пользу, которую может извлечь умный правитель из религиозности людей. Религия именно как общ-венный, социальный институт совершенно необходима для построения и функционирования государства. С помощью религий создаются новые государства, объединяются народы и страны. Но одна из важнейших заслуг Николо Макиавелли состоит всё ж таки в том, что он впервые в истории отделил политику от морали и религии, и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология у Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.
    18. Особенности Ф Нового времени: этапы развития, основные особенности и проблемы.

    Начало 17 века – до середины 19 века. Периоды: 17 век – английская Ф (Бэкон), 18 век – просвещение (Руссо, Локк), 19 век до середины – немецкая классическая Ф (Кант, Радищев, Новиков, Гегель). Особенности: антиклерикализм (выступления против церкви доходят до высшей точки, появление первых атеистов), антисхоластическая направленность, в центре – проблема познания, его метода, тесная связь с наукой, метафизичность, механистичность )объекты по аналогии с механизмом, попытки применить правила механики), существование 2-х направлений : эмпиризм (направление в теории познания, предполагающ чувствен опыт источником знания. Содержание знания может быть представлено как описание этого опыта либо сведение к нему) и рационализм (фил направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научная рев-я и Ф. 17 в. (Бекон, Декарт, Спиноза, Лейбниц) Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место попытки ф. заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес ф. был направлен на ?-сы познания - Ф. Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в Ф. На первом плане проблемы гносеологии. 2 основных направления ф.: Эмпиризм направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокуп-ть ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и не более того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности. 2) знание подчинено единому универсальному методу познания.
    19. «Когито» Р.Декарта, сущность и правила его дедуктивного метода.

    В исходном положении декартовской Ф – «я мыслю, следовательно, я существую» - бытие оказывается свойством мыслящей вещи; мышление логически предшествует бытию и является его основанием, а бытие – следствием мышления.

    По Декарту, деят-ть когито организована так, что всякий его акт имеет определ-ую логико-грамматическую форму: всякое представление протекает в форме «я представляю», всяк. мышление – в форме «я мыслю», всяк. побуждение – в форме «я хочу» и т. д. Декарт говорит о мышлении в выражениях от первого лица: «я мыслю», «я существую», «я – мыслящая вещь», т.е. рассматривает в качестве модели мышления как таковое свое собственное мышление.

    Изучение сознания в истории Ф, начиная с Декарта, базировалось на признании возможности непосредственного и прямого знания о содержании опыта сознания. В этом и заключался главный смысл декартовского «когито», согласно которому каждое индивидуальное Я может обнаружить в своем опыте сознания 2 рода идей. Во-первых, идеи, которые проявляются, когда данное Я страшится, желает, переживает и т. д. Это - разного рода аффекты, эмоции, суждения и т. д. Во-вторых, идеи - образы вещей, т. е. мысли о конечных и бесконечных вещах (боге, душе и т. д.). Идеи первого рода принципиально неотделимы от Я, и, с т.зр. Декарта, рассуждать об их истинности бессмысленно. Что бы ни воображало каждое Я (химеру, бога, дерево и т. д.), одинаково истинным будет то, что именно это Я воображаю и то, и другое. Среди идей второго рода есть такие, как, н-р, субстанция, длительность, порядок, число, величина, фигура, движение, расположение и т. д. Они характеризуют не только состояния сознания, но и состояния вещей.

    Декарт предпринял анализ сознания с определенной целью: метафизически обосновать существование внешнего мира. В обыденной жизни, считал он, существует «моральная * уверенность людей» в реальности внешнего мира. Ф же должна сделать эту уверенность метафизически достоверной. Исходя из того, что содержание сознания, представленное в самосознании, является очевидностью, не требующей специального доказательства, он предпринял и соответствующий логический ход: обосновать существование внешнего мира, идя от содержания сознания.

    Принцип «когито» - это принцип обращенности сознания на себя, признание автономности и самодостаточности содержания сознания, его независимости от любых детерминант, лежащих за пределами его опыта. На основе принципа «когито» стало возможным рассмотрение генезиса сознания как самопорождения, самодвижения содержания сознания, реализуемого с помощью рефлексии и под ее неустанным контролем. Метод Декарта (дедуктивный) назыв. аналитическим или рационалистическим. Им предлагаются 4 правила.

    1 правило. Принимать за истинное все то, что воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне самоочевидно. Декарт верил в безошибочность действия самой интуиции. Ошибки, по его мнению, проистекают от свободной воли человека, способной вызвать произвол и путаницу в мыслях, но никак от интуиции разума. Интуиция есть осознание «всплывших» в разуме истин и их соотношений, и в этом смысле - высший вид интеллектуального познания. Она тождественна первичным истинам, называемым Декартом врожденными. В качестве критерия истины интуиция есть состояние умственной самоочевидности. С этих самоочевидных истин начинается процесс дедукции.

    2 правило. Делить каждую сложную вещь на более простые составляющие, не поддающиеся дальнейшему делению умом на части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, т.е. до того, что непосредственно дается интуицией. Такой анализ имеет целью открыть исходные элементы знания. 2 правило метода Декарта вело к двум, одинаково важным для научно-исследовательской практики XVIII века, результатам

    1) в итоге анализа исследователь располагает объектами, которые поддаются уже эмпирическому рассмотрению;

    2) фил-ф-теоретик выявляет всеобщие и потому наиболее простые аксиомы знания о действит-сти, которые могут уже послужить началом дедуктивного познавательного движения.

    Т.о., декартов анализ предшествует дедукции как подготавливающий ее этап, но от нее отличный. Анализ здесь сближается с понятием «индукция».

    Выявляемые анализирующей индукцией Декарта исходные аксиомы оказываются по своему содержанию уже не только прежде неосознававшимися элементарными интуициями, но и искомыми, предельно общими характеристиками вещей, которые в элементарных интуициях являются «соучастниками» знания, но в чистом виде выделены ещё не были.

    3 правило. В познании мыслью следует идти от элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания. Здесь дедукция выражается в выведении общих положений из др и конструировании одних вещей из др.

    Обнаружение истин соответствует дедукции, оперирующей затем ими для выведения истин производных, а выявление элементарных вещей служит началом последующего конструирования вещей сложных, а найденная истина переходит к истине следующей ещё неизвестной. Поэтому собственно мыслительная дедукция Декарта приобретает конструктивные черты, свойственные в зародыше так называемой математической индукции. Последнюю он и предвосхищает, оказываясь здесь предшественником Лейбница.

    4 правило. Оно состоит в энумерации, что предполагает осуществлять полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В самом общем смысле это правило ориентирует на достижение полноты знания. Оно предполагает:

    1. Во-1х, создание как можно более полной классификации;

    2. Во-2х, приближение к максимальной полноте рассмотрения приводит надежность (убедительность) к очевидности, т.е. индукцию - к дедукции и далее к интуиции. Сейчас уже признано, что полная индукция есть частный случай дедукции;

    3. В-3х, энумерация есть требование полноты, т.е. точности и корректности самой дедукции. Дедуктивное рассуждение рушится, если в ходе его перескакивают через промежуточные положения, которые ещё надо вывести или доказать.

    В целом по замыслу Декарта его метод был дедуктивным, и в этой его направленности были подчинены как его общая архитектоника, так и содержание отдельных правил.

    Декарт – основоположник классического рационализма. Центральное место в его методологии занимает принцип очевидности или интеллектуальной интуиции. Единственный критерий истины – разум. Истинно лишь то, что мыслится разумом совершенно ясно и отчетливо. То, что мыслится ясно и отчетливо и есть истинное бытие.

    Разум человека – малое и несовершенное подобие бесконечного божественного разума. В исходном тезисе Декарта "мыслю, следовательно, существую", содержится утверждение того, что единственной и подлинной реальностью является лишь сознание субъекта.

    Декарт сделал исходным принципом Ф – самосознание. Мое существование, как мыслящей субстанции (души) абсолютно достоверно.

    Только Бог может быть надежным источником "естественного света ума". Бог необходим, заявляет Декарт, как гарант безошибочности действий человеческого разума и как гарант существования внешнего мира, как посредствующее звено м/у "Я" и природой.

    Доказательство бытия Бога. Декарт пытается доказать бытие Бога отталкиваясь от тождества бытия и мышления или онтологического и логического. Что это значит? Это значит, что из положения "Я мыслю" вытекает вывод "Я есть", а, следовательно, "Бог мыслим" – "Бог есть".

    Выводит механическую систему существующего телесного, материального мира. Онтологическая опора рационализма Декарта – признание субстанциональности души, т.е. ее самостоятельного и независимого от тел существования. Дуализм – признание самостоятельно существующих материи (мира, природы) и души (мышления).

    Декарт отделил физику от метафизики и осуществил "раскол" м/у миром и Богом. Система Декарта оказала весьма существенное влияние на дальнейшее развитие, как материализма, так и идеализма. Его методологическое сомнение и первый принцип его Ф "cogito, ergo sum" имели исторически прогрессивное значение, поскольку были направлены против того, что принималось на веру и основывалось на догматах, утверждая новое основание достоверности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта