Философия. фил билеты. 1. Проблема определения ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура филфского знания
Скачать 436.18 Kb.
|
Периодизация Ф античности.Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.) I период. НатурФ / досократовская Ф (6-5 вв. до н.э.) II период. Классическая Ф (2 пол.5-4 вв. до н.э.) III период. Эллинистическая Ф (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.) IV период. Римская Ф (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.) Предфил-фская традиция (8-7 вв. до н.э.). Софисты (Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай). Не является по сути Ф, заложила основы фил-фского познания в дальнейшем.I период. НатурФ / досократовская Ф (6-5 вв. до н.э.) Главная проблема – проблема устройства мира, проблема первоначала. На данном этапе Ф развивалась в рамках фил-фских школ:НатурФ (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Ионийская школа: Гераклит из Эфесса; Эмпедокл из Агригента) Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Гераклит заложил основы диалектики, обосновавшей положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей. Элеаты (Зенон, Ксенофан, Парменид, Мелисс). Противопоставляли др.др мышление и материальный мир. Утверждали, что познать первооснову мира невозможно ч/з его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие открыто только чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия. Пифагорийцы (Пифагор Самосский, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай). Пифагор (6 в. до н.э) – философ, религиозный и полит. деятель, математик. Был убежден в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур. Атомисты (Демокрит из Абдер/Фракии, Эпикур, Левкипп). По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые материальные частицы, их – бесчисленное множество, различаются формой, величиной. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи, поэтому бытие познаваемо. Пустота же между ними представляет собой небытие, оно непознаваемо. II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)Смена проблематики: от природы к человеку и обществу. Создание первых философских систем. Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.) В своей Ф ставит на 1ое место не физику, а этику, считая, что именно Ф человека должна стать ключом к Ф природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - майевтика (буквально, - повивальное искусство) – метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов. Излагал свое учение устно; главный источник – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель Ф Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) ученик Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его Ф на первом месте не натурФ, а этика. Основа его Ф – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие «материя». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное гос-во на справедливых началах. Идеальное гос-во – это иерархия 3х сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззр-я (ср.вековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Аристотель (384 -322 гг. до н.э.) - ученик Платона, наставник Александра Македонского. В 335 г. до н.э. основал Ликей (перипатетическую школу). Колебался между материализмом и идеализмом. В «Первой Ф» (позднее названной метафизикой) содержится учение об основных принципах бытия. Аристотель пересмотрел многие концепции Ф Платона. Перенес акцент с идеи на форму. Выделяет в каждой вещи материю (субстрат) и форму. Утверждает, что форма важнее материи. Следовательно, форма есть главная причина бытия. Бытие, по Аристотелю, есть синтез материи и формы. Бог для Аристотеля – это не только перводвигатель, источник движения и изменчивого бытия, но еще и «ум». Утверждает, что в душе человека самое важное – ум, следовательно, и Бог. «Ум», разум отличает человека от животного, человек – существо общественное. Аристотель впервые систематично изложил формальную логику как науку о законах мышления и этику как практическую науку, целью которой является счастье, где счастье - это не жизнь, потраченная на удовольствия, развлечения и наслаждения, не успех и богатство, это добродетели человека: разумное поведение, умеренность (метриопатия), мудрость, рассудительность, правдивость, дружелюбие, любезность, щедрость, мужество. Его политические взгляды совпадают с идеями Платона. Формы государственного устройства делил на правильные (достигается всеобщая польза) и неправильные (польза для некоторых). Наилучшие формы государства: монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия»); наихудшие: тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис), цель трагедии – «очищение» духа (катарсис). |