Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы познания и метода в Ф Р. Декарта Ф. Бэкона.

  • – ничего не принимать

  • 21. Основные особенности и представители немецкой классической Ф.

  • 22. Гносеологическая и этическая проблематика в Ф И. Канта.

  • 23. Специфика неклассической Ф XIX – н. XX вв.

  • 24. Антропологическая и этическая проблематика в Ф А. Шопенгауэра.

  • 25. Основные особенности и направления Ф жизни. Ф истории О.Шпенглера.

  • 26. Антропологическая и этическая проблематика в Ф Ф. Ницше.

  • 27. Периодизация и особенности русской Ф

  • Философия. фил билеты. 1. Проблема определения ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура филфского знания


    Скачать 436.18 Kb.
    Название1. Проблема определения ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура филфского знания
    АнкорФилософия
    Дата01.06.2022
    Размер436.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил билеты.docx
    ТипДокументы
    #562288
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    20. Учение об идолах и индуктивный метод Ф.Бэкона

    Он первым осознал значение научного метода познания и сосредоточил все свои усилия на его разработке. Свое учение о методе познания как "законном сочетании опыта и разума" в иссл-и он излагает в сочинении, названном им, "Новый Органон или указания для истолкования природы". Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания, в основе кот-й лежат опыт и эксперимент с определенной методикой их анализа и обобщения.

    Бэкон ставит ?-с о том, что "соотнесено с человеком" и что "соотнесено с миром". Идолы – это искаженные, ложные образы, возникающие в человеческом уме. Проблема идолов – это проблема очищения интеллекта от ложных обманчивых образов. В методологическом основании науки Бэкон различает 2 аспекта: 1) критический, рассчитанный на преодоление препятствий к познанию, коренящихся в его социальных и гносеологических особенностях; 2) позитивный, состоящий в необходимости введения нового метода и в его разработке.

    Процесс познания - взаимод-вие вещей и человека. Познание начинается со свидетельств чувств, благодаря которым скрытая сущность вещей. Задача познания в том, чтобы определить, какова же вещь объективно.

    "Идолы" или "призраки" классифицируются. "Призрки" врожденные и приобретенные. Врожденные присущи природе самого разума и воздействуют на интеллект или в силу самих особенностей. Приобретенные "призраки" возникают из мнений и различных учений. Полное искоренение "призраков" из человеческого разума Бэкон считал не возможным, если они врождены человеческой природе и даже если они приобретенные. Бэкон выстраивает ряд "призраков" или "идолов": "идолы рода", "идолы пещеры", "идолы площади" и "идолы театра".

    "Призраки рода" – это те препятствия к познанию истины, которые коренятся в самой природе человека, т.е. устройстве и функционировании органов чувств и разума, а также в эмоционально-волевом воздействии на разум и чувства. "Призраки рода" м/б порождаемы и свойствами человеческого разума, более склонного к заблуждениям, чем чувства. Источником заблуждений могут быть страсти и способность разума к абстрагированию.

    "Призраки пещеры" коренятся в индивидуальных душевных и физических свойствах человека. Они могут происходить и от особенностей воспитания, привычек и совершенно случайных обстоятельств.

    "Призраки рынка" находятся в словах, ибо слова могут быть источником глубочайших заблуждений, т.е. речь идет о языке, многозначности понятий или неправильном употреблении. В связи с этим Бэкон и выдвигает требование строгости определения научных терминов. Эти призраки не отделимы от общ-венной природы человека, ибо язык – это продукт совместной умственной деят-ти людей и средство этой деят-ти.

    "Призраки театра" Бэкон связывает с фил-фскими теориями средневековой схоластики. По его мнению, ск-ко существует систем, столько сыграно и комедий, в которых представлены искусственные и вымышленные миры. Эти призраки могут быть изгнаны из человеческого разума.

    Если "призраки рода" неустранимы в силу их врожденности, то их вред все же можно свести к минимуму, зная их источник. "Призраки пещеры" нейтрализуются посредством образования, которое уравнивает знания людей, а "призраки театра" устраняются или преодолеваются посредством научной критики или замены одной фил-фской системы на другую. Критика направлена на то, чтобы освободить человеческий разум от всяческих предрассудков, которыми он зачастую бывает обременен.

    Бэкона подчеркнул, что научное знание проистекает из целенаправленного организованного опыта - эксперимента, а не просто из непосредственных чувственных данных.

    Опыт в науке должен осуществляться по определенному плану. Первый вариант опыта он определяет как плодоносный, а второй, связанный с созданием опосредствующей теоретической концепции – светоносным.

    Основным методом иссл-ия в естественной Ф (естествознании) Бэкон утверждает индукцию, которая бы уже в опыте проводила разделение и отбор и путем исключений и отбрасывания делала бы необходимые выводы. Его без сомнения можно рассматривать одним из родоначальников современной экспериментальной науки.

    Индукция – способ умозаключения от частного к общему. По методу Бэкона при постепенном обобщении следует придерживаться трёх правил. Сделать обзор всёх известных случаев проявления известного свойства у разных предметов: положительных, отрицательных (исследуемое свойство отсутствует), и тех случаев, где известное свойство проявляется в различных степенях, и отсюда уже делать обобщения.

    Дедукция - способ умозаключения от общего к частному.

    Проблемы познания и метода в Ф Р. Декарта Ф. Бэкона.

    Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деят-ти отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания: _ чувственное познание _ мышление _ эмпирическое познание _теоретическое познание. Объективизированное познание осущ-ется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства. Различают также такие типы познания как: - обыденное - худож-ное- - научное - естественнонаучное - общ-венно-научное. Общее: 1. сначала надо очистить сознание от того, что будет мешать познанию. Б. – учение об идолах (типах ошибок). 4 разновидности идолов: - призрак рода – присущ природе человека вообще, определ спецификой разума и чувств. – идол пещеры – характеризует каждого человека индивидуально, каждый живёт в своей пещере. – идол площади – речевое общение, мы полагаем, что повелеваем словами. Слова говорят не о том, что такое вещи сами по себе, а о том, что значит для людей эти вещи. Бесчисленные споры о словах. – идол театра – некритич принятие, слепая вера в авторитеты, особенно фил-ф и научные. Д. – метод критического сомнения. Сомневайся во всем кроме того, в чем невозможно сомневаться. Можно сомневаться в существовании внешнего мира, своего тела, но невозможно сомневаться в сомнении. Я мыслю – я существую. Б. тоже ищет отправную точку для познания. Д. – правила метода – ничего не принимать за истину, все сложное разделять на составляющие, необходимо рассуждать последовательно, начиная с простого переходить по ступеням к сложному, не перешагивая ступени, рассматривать все, не пропуская ничего. Выводы каждой ступени проверять с помощью эксперимента. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию” . В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую” . В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

    21. Основные особенности и представители немецкой классической Ф.

    Немецкая классическая Ф стала одной из вершин развития мировой Ф. Она отразила особенности и противоречия Германии, страны, отсталой в социально-экономическом положении, раздробленной на мелкие княжества, расколотой Реформацией и Контрреформацией на католическую и протестантскую церкви, ослабленную Крестьянской войной, в которой немецкая буржуазия не победила силы феодализма, страны, в которой возрождается идеалистическая Ф. Но в ней начинает развиваться диалектика, почти забытая со времён греков. Эта особенность немецкой классической Ф была отражением компромисса немецкого общ-ва. Немцы сами не смогли осуществить буржуазную революцию. За них это сделали французы, отменившие все феодальные порядки, когда вступали войска Наполеона.

    Немецкая Ф XIX века – уникальное явление мировой Ф. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие Ф, совместить в себе почти все известные в тот период фил-фские направления, открыть имена выдающихся фил-фов, которые вошли в «золотой фонд» мировой Ф. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фил-фов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

    В немецкой классической Ф были представлены три ведущих фил-фских направления:



    Вклад немецкой классической Ф в мировую фил-фскую мысль заключается в следующем:

    1. учения немецкой классической Ф способствовали разработке диалектического мировоззрения;

    2. немецкая классическая Ф значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

    3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

    Родоначальником немец. классической Ф стал И.Кант. Его Ф отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом, рационализма с сенсуализмом и эмпиризмом.

    Фихте назвал свою фил-фию наукоучением и хотел строгого вывода всех положений из основных. Фихте встает на позиции субъективного идеализма. Только такой идеализм, по Фихте, способен найти непосредственное абсолютно достоверное знание, не нуждающееся в подтверждении опытом, а содержащееся в самом субъекте, заключающее в себе само содержание познания вместе с его результатом. Фихте называл материализм «догматизмом», который за признание независимости субъекта не способен найти абсолютно чистое достоверное знание без обращения к внешнему опыту.

    Фихте отбрасывает «вещь в себе», заменяя её «Не Я», существующей вместе с «Я» в самом субъекте. «Не Я» Фихте - это чувственная природа человека. «Я» у Фихте иногда совпадает с «эмпирическим Я», иногда расходится, становясь «абсолютным, чистым Я». Кант называл самосознание - трансцендентальной апперцепцией, которая содержит в себе представление «Я мыслю». Фихте стремится преодолеть дуализм Канта м/у теоретическим и практическим разумом, считая их двумя сторонами деят-ти Я, его активности. Заслуга Фихте - признание активности субъекта, то есть человека в процессе познания, и в снятии границ, установленных Кантом, в процессе познания, критика агностицизма, учения о непознаваемости «вещи в себе».

    Свою фил-фию Фихте рассматривал как теоретическое обоснование практической деят-ти. Разум, исследующий возд-вие «не-Я» на «Я», есть разум теоретический, и, наоборот, исследующий возд-вие «Я» на «Не-Я», - практический. Как разумное существо человек есть цель. Как, не существующий для чего-то другого, человек - самоцель. Эти положения Фихте очень глубоки и развивали многие положения Канта. Особенно трактовка категорического императива (нравственного закона): «Поступай так, как ты мог мыслить закон своей воли как вечный закон».

    Ф Фихте, особенно его понимание роли противоречия, оказала большое влияние на Шеллинга и Гегеля.

    Шеллинг - известный немецкий фил-ф. Его взгляды менялись, что позволяло выделять четыре периода в развитии его Ф.

    Всё существующее, по Шеллингу есть абсолютный разум, в котором объект и субъект едины и нерас­торжимы. В Абсолюте тождественно всё. Раздвоение начинается с перехода от единого к множественному. Абсолют - не дух и не природа. Он даёт Вселенную. Мир конечен и преходящ. Абсолют - вечен. Он возмож-ть всего. Порождение Вселенной из Абсолюта – иррационально. Это акт, не поддающийся рациональному познанию. Акт бессознательной воли. Если м/у первыми тремя периодами в Ф была взаимосвязь, то в четвертый период Шеллинг переходит на позиции теософии, соединяя фил-фию, мифологию и религию. Ф Шеллинга в этот период успеха не имела. Шеллинг оказал большое влияние на Гегеля (своего современника) своей диалектикой природы и на фил-фию жизни (Ницше) главным образом своим иррационализмом. Шеллигианство было распространено в России.

    Гегель обобщил многие рациональные идеи немецкой классической Ф в области диалектики и разработал свой диалектический метод, хотя и на идеалистической основе. Гегель выступил с критикой субъективного идеализма Фихте и агностицизма Канта, заявив, что мир познаваем и не познаваемых «вещей в себе» не существует.

    Гегель в качестве первоначала берет объективно-идеалистическую абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: Логическую идею (до сотворения природы); Природа или инобытие идеи; Дух, являющийся не результатом развития природы, а своим собственным результатом, который тоже проходит три ступени: Субъективного духа (индивидуального сознания); Объективного духа (право, мораль, нравственность) и Абсолютного духа (искусство, религия, Ф), на которой абсолютная идея приходит к познанию самоё себя. Такова была общая конструкция Ф Гегеля. Но в рамках её идеализма самым ценным оказалось рассмотрение всего в виде процесса развития во всеобщей взаимной связи, во взаимопереходах.

    Гегель в силу своего идеализма описывал не процесс развития мира, а движение, саморазвитие своей абсолютной идеи. При этом в описании самодвижения абсолютной идеи он высказывает гениальные идеи в теории диалектики. В лице его Ф абсолютная идея, познав себя, исчерпала познание. Это противоречие будет разрешено Марксом и Энгельсом. Они откажутся от всякой претензии на абсолютное и исчерпывающее познание, освободят рациональное зерно гегелевской Ф от идеализма и метафизики. Не их вина, что в их методе снова создадут новую схоластику и поведут борьбу с открытиями в науке, превратят фил-фию в служанку идеологии, превратив в новую религию.

    Фейербах - выдающийся немецкий фил-ф и единственный представитель материализма в немецкой классической Ф. Фейербах выступил с критикой идеализма и религии, разработал материалистическое учение о природе познания и человеке. Он подверг критике Гегеля за отрыв мышления от человека и превращение его в безличный разум. Идеализм, по Фейербаху - это рационализированная религия. Ф должна расторгнуть союз с религией и заключить с естествознанием. Самым универсальным предметом Ф является человек. Ф должна стать учением о человеке, антропологией. Человека Фейербах рассматривал как существо природное, физиологическое, вне связи с историей. Он отрицал какой-либо дуализм души и тела. Мышление не может творить материю, наоборот сама материя на определенной ступени порождает сознание. Фейербах выступал против распространённой в то время формы материализма – вульгарного материализма, сводившего сознание к материальным процессам в коре головного мозга, считавшего и мысль материальной. Поэтому Фейербах называл свою фил-фию не материализмом, а антропологией. Но его Ф была материалистической и представляла собой высший этап в развитии домарксовского материализма. Фейербах не сводил все формы движения к механическому движению, но не смог преодолеть метафизического характера старого материализма. Он много говорил о значении открытой Гегелем диалектики, но сам применить её к своему учению о природе и че­ловеке не смог. Поэтому его материализм остался метафизическим. В понимании истории развития общ-ва Фейербах тоже остался на идеалистических позициях, не дойдя до материалистического понимания истории развития человеческого общ-ва. Фейербах, критикуя идеализм, подвергал критике и религию, считая её порождением страха человека перед стихийными силами природы и жизни людей. Бог - отчуждённая сущность человека. Религия вредна и реакционна, так как парализует стремление человека к лучшей жизни в этом мире. Но Фейербах хотел не устранения религии, а её замены религией без бога, религией любви человека к человеку. Свою фил-фию Фейербах называл фил-фией будущего. Фейербах - выдающийся фил-ф, сыгравший большую роль в Германии и в Европе. Благодаря его Ф многие мыслители освобождались от идеализма.
    22. Гносеологическая и этическая проблематика в Ф И. Канта.

    Эммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал. Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м. б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным) Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума” . Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и фил-фского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления... Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. “Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума” - 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно) Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс) . Достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы. Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится связь м/у двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические убеждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот) Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2. эта связь не может основ на опыте. Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения. (все, что случается имеет причину) . Апр. суждениям К. придает б. значение. ?-с о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2. как возм они в теорет естествознании 3. возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума. Чувственное познание. ?-с о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего) , что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость. Т. о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности. Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т. е. категории не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает ?-с: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания. На этих основах разработал ответ на ?-с о возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2. причинности и 3. взаимод-вия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т. е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума. Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием. Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или “категорический императив.” З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м. б. моральным только если он соверш из

    уважения к нравст з-ну. К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что м/у мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие м/умор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире “умопостигаемом” . Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование “практического разума”.
    23. Специфика неклассической Ф XIX – н. XX вв.

    Условно в неклассической Ф можно выделить неск-ко программ, направленных на переосмысление классического типа фил-фствования:

    1) иррационалистическая традиция в неклассической Ф (С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше);

    2) социально-критическая программа (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);

    3) критико-аналитическая программа (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая Ф, структурализм);

    4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

    Отличия от класс-ой Ф:

    1. классическая Ф рассматривает традиционную проблематику с универсалистских позиций, исходя из одного (неск-ких) оснований. Новые проблемы и нет стремления создать систему.

    2. Прикладное значение фил-фских учений почти не имели, а современная – практическая приложинноть.

    3. На изучение объектов, объектов мира, человек как объект, а современная – на человека как субъекта, общ-во \ творчество тоже субъект.

    4. Объективность, а современность – отказ от субъективности.

    5. Характерен рационализм, культ разума, а современная – обращает внимание на то, что человек не столь рациональное существо, главное – не разум. Революции: оптимизм начинает теряться, общ-во развивалось непрогрессивно, поступки определяет не разум, научная революция, зависимость от науки. Классическая Ф исчерпала себя, её вершиной стала концепция Гегеля.

    Первым вызов гегелевской Ф бросил немецкий фил-ф Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.). Главная работа Шопенгауэра “Мир как воля и представление”. Уже в этой работе Шопенгауэр утверждал, что все бытие делится на 2 несоединимые, по существу невзаимосвяз-е, сферы. Объективная реальность, которая подчиняется слепой спонтанной воле и человеческий мир, который является сферой представлений, иллюзий. Мировая воля не только не подчиняется человеку, человек не способен даже в малой степени ее понять, поэтому человек ничего не может изменить во внешнем мире, он может только изменить свое отношение к миру. И лучшая позиция - полное безразличие, беспристрастность или нирвана.

    Ф Шопенгауэра получила название “волюнтаризм” и фил-фский пессимизм.

    Др. немец. фил-ф - Фридрих Ницше (1844-1900г.) в противоположность Шопенгауэру сформулировал концепцию фил-фского активизма.

    С т. зр. Ницше миром движет не просто воля, а воля к власти. Именно она заставляет все живое развиваться и совершенствоваться, и все, что способ-ет усилению воли к власти Ницше считал полезным и прогрессивным, а все, что ослабляет - реакционным. Европейская цивил-ция и все остальные больны 2 болезнями: христианством и социализмом. Христианство - это религия слабых, не обладающих достаточной волей к власти, чтобы обеспечить себе место под солнцем, и потому молящих о помощи. Социализм - идеология усредненности, она не терпит ничего выдающегося, особенно людей с повышенной волей к власти. Спасение Европы и всей мировой цивил-ции - в воспитании сверхчеловека в новой расе господ, “белокурых бестий”. Они должны суметь создать новую религию, новую мораль и повести за собой массы. В отношении к др. др. они должны придерживаться кодекса чести, а в отношении к остальным - любые средства.

    Анри Берксон (1859 - 1941 г.) критикует Гегеля с позиции иррационализма. С его т.зр. источником всеобщего развития является “жизненный порыв” - движущая сила творческой эволюции. Отличительной особенностью этой эпохи является то, что она является непрерывной цепью качественных скачков, причем м/у вновь возникающими качествами нет никакого количественного опосредования. Новое качество никак не связано со старым. Т.к. м/у качественными скачками не эмпирического, ни логического опосредоания, то постичь творческую эволюцию можно только через интеллектуальную интуицию - Ф Берксона - Ф интуитивизма.

    Великая организация или институализация творческой эволюции приводит к остановке развития, гибели подлинного творчества - социалистическая революция должна быть спонтанной, неорганизованной стихией, поэтому Ф Берксона является теоретическим источников европейского анархизма.

    Кьеркегор Серен (1813-1850 г.) критикует фил-фию Гегеля за ее “бесчеловечность”. Гегель неоправданно подчинил индивида народу, личность - общ-ву, “индивид выше рода”. Только индивидуальность, отдельная личность образует подлинное существование.

    Кьеркегор считает, что человек противостоит миру, бытию один на один, каждый принимает весь мир на себя. Человек постоянно балансирует на грани м/у величием космоса и ничтожеством смерти, бытием и небытием. Главные характеристики человека: страх, отчаяние, победить которые можно верой в Бога, причем Бог д/б живым, не гегелевской абстракцией, а Богом “Авраама, Исаака, Якова”.

    “Христианство стало задачей всей моей жизни. С глубоким стремлением понял я, что и самой длинной жизни не хватило бы, чтобы исполнить эту миссию”.

    Кьеркегор - предшественник экзистенциализма, т.к. он, в определенном человеке, личности видит главным основной предмет Ф. “Человек - это экзистенция - бытие, которое выбирает само себя, поэтому экзистенция - это свобода или возмож-ть выбирать”.

    В середине 19 века формулируется одно из самых влиятельных сегодня направлений неклассической Ф - позитивизм. Вплоть до конца 20 века позитивизм проходит неск-ко стадий развития, пока конце 20 века не вливается в современную фил-фию науки. Родоначальник - Огюст Конт (1799-1857 гг.) - критикует Гегеля, но не с позиций иррационализма, а из традиций эмпиризма. С его т.зр. Ф должна стать точной наукой, для этого необходимо освободить ее от теологических и метафизических заблуждений. Челов-во в своей истории проходит 3 стадии: теологическую; метафизическую; позитивную.

    Такие науки, как: математика, физика, биология, с середины 19 века перешли в позитивную стадию. Теперь задача Ф - освободится от теологии и метафизики.

    Главным примером позитивной науки считают классическую механику, особенно важен переход в позитивную науку для социалистической Ф, которая не должна конструировать идеальных людей общ-ва, она должна исследовать социальные факты. Человек тем самым может создать предпосылки для развития новой социальной технологии, которая будет в состоянии решать социальные проблемы. Новая наука об общ-ве, которую Конт назвал социологией, должна опираться на эмпирические и социологические методы. Конт является основателем эмпирической социологии.
    24. Антропологическая и этическая проблематика в Ф А. Шопенгауэра.

    Основные источники – Кант, Платон, индийская Ф. Основное произведение Шопенгауэра - “Мир как воля и представление” (1819) . Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его т.зр., представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с т.зр. его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщ-во представляет, т.о., как совокуп-ть воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осущ-ется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали. Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых фил-фских школ, иррационализм- отрицательное явление. Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций, и, главное, абсолютизировал понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деят-ти человеческого сознания. Интеллект, по его мнению, сам того не осознавая, функционирует не по своему рациональном плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех воль. Интеллект утомляется, а воля неутолима. Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира – история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать сама себя. Он у утверждал познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осущ-ется либо как интуитивное, либо как отвлеченное. Интуиция – первый и важный вид знания. Истинным совершенным познанием может быть только созерцание. Этика Шопенгауэра пессимистична. Страдания присуще жизни неотвратимо. Счастье – отрицательное, сводится от страданий.
    25. Основные особенности и направления Ф жизни. Ф истории О.Шпенглера.

    Инрационалистическое течение возникло в конце 19 – нач. 20 века. Основное понятие – жизнь. Жизнь не равна духу, материи, может быть постигнута только интуитивно. Жизнь трактуется неоднозначно. Три категории жизни: 1. Биологическая (Ницше, Лессинг) – живое – нечто естественное, противоположно механическому сконструированному, искусству. 2. Космологическое (Бергсон) – жизнь – космическая сила, для которой характерно постоянное непрерывное самовоспроизведение и воплощение в новых формах. Субстанция – время, считая длительность. 3. Культурно-историческое (Шпенглер, Дильтей). Жизнь – непосредственно внутренние переживания, которые обусловлены культурно исторически. Критика эмпиризма (Беккон) и рационализма (Декарт). Жизнь нельзя постичь ни разумом, ни опытом. Разум оторван от жизни и привносит в познаваемое свою субъективность. Наука может достигать только отношения м/у вещами, на не сами вещи; ориентирована на практические интересы, поэтому не может своими средствами постичь жизнь. Наиболее адекватные свойства постичь жизнь – искусство. Родоначальник – Шопенгауэр.

    Ф истории О. Шпенглера.

    Среди фил-фов жизни первой половины XX века выделяется немецкий фил-ф, все творчество которого было посвящено Ф истории, которая, по его мнению, и есть подлинная Ф - Освальд ШПЕНГЛЕР. Он ставит перед фил-фией в качестве главной задачи "понять мир как историю". Для Шпенглера "всякое настоящее историческое исследование есть настоящая Ф".

    "Закат Европы" - главное произведение О.Шпенглера, которое сразу сделало его европейской и даже мировой знаменитостью.

    Шпенглер рассматривает историю как совокуп-ть циклов, кругов, которые проходит вся культура. Она совершает предназначенный ей судьбой цикл рождения, расцвета и умирания. Нынешняя западная культура, согласно Шпенглеру, вступила в последнюю стадию этого процесса и близится к своей гибели.

    Итак, центральная тема произведений Шпенглера - это история.

    Сама история конкретизируется у Шпенглера в понятии КУЛЬТУРА. Поэтому Шпенглера еще в большей степени, чем Ницше, можно назвать фил-фом культуры.

    Автор "Заката Европы" принципиально антинаучен и антитеоретичен. Он исключает самою возмож-ть научного рассмотрения тех ?-сов, о которых он пишет. Мистическая интуиция, прозрение ясновидца - вот применяемые им средства для создания своей Ф истории.

    Исходным понятием для Шпенглера, как и для всей Ф жизни, является "ЖИЗНЬ". В отличие от Дильтея, она отнюдь не сводится к духовной жизни, но включает, как и у Бергсона, сильнейшую биологическую, точнее виталистическую тенденцию. Шпенглер принимает некое творческое жизненное начало, сходное с жизненным порывом Бергсона, но без присущего тому религиозного оттенка. В этом начале он видит наиболее глубокую основу и исток всей культурной жизни челов-ва.

    Шпенглер - воинствующий иррационалист, и он продолжает линию критики разума, характерную для Ф жизни. Совершенно в духе своих предшественников Шпенглер противопоставляет природу истории. Он упрекает историков в том, что они пытались применять к истории естественнонаучный подход. На историю смотрели как на природу, как смотрит на свой объект физик, и действовали соответствующим образом. Шпенглер говорит, что проникнутые духом позитивизма историки XIX века старались уничтожить границу м/у природой и историей, и притом в пользу природы.

    Для Шпенглера история - это вовсе не наука. Наука, говорит он, всегда есть естествознание. История же - это вообще не знание, а переживание. История, по Шпенглеру, это само живое бытие. Жизнь есть первое и последнее; жизнь лишена системы, программы, разума. Эти соображения показывают преемственность Ф жизни, потому что это почти буквальное повторение высказываний Ницше, Дильтея и Бергсона.

    Но в одном пункте Шпенглер удаляется от Дильтея. Противоположность природы и истории, по Шпенглеру, определяется, скорее, не различием их объектов, а различными методами познания.

    К НЕОКАНТИАНЦАМ Баденской школы - Виндельбанду и Риккерту - приближается Шпенглер, противопоставляя природу и историю не по их объектам, а по их методам познания. Природа, по Шпенглеру, есть результат деят-ти интеллекта, результат познания. История же есть результат созерцания, интуиции.

    Согласно Шпенглеру, наука, логика убивают жизнь.

    В полном согласии с Бергсоном и Ницше Шпенглер говорит, что наука нужна вовсе не для понимания действительности, а для ее приспособления. Интеллект и опирающаяся на него наука имеют практическое, техническое значение. Со времени своего возникновения наука, по Шпенглеру, стала "служанкой технической воли к власти". Это - прямое заимствование у Ницше, который также утверждал, что познание работает как орудие "воли к власти" и никакого другого значения не имеет.

    Две идеи вызывают особое возражение Шпенглера: идея исторической закономерности и идея общ-венного прогресса. Первую он заменяет идеей круговорота, а вторую - идеей судьбы.

    "Судьба, - говорит Шпенглер, - слово, содержание которого надо чувствовать". Кто не в состоянии этого сделать, пусть не занимается историей, потому что "познанию природы можно научиться, но знатоком истории можно только родиться".

    В такой позиции отчетливо проявляется элитарный характер методологии Ф жизни. Рациональное мышление в принципе доступно каждому и демократично. Интуиция, инстинктивное схватывание - это уже привилегия. Для Шпенглера является аксиомой, что понять исторический процесс, усвоить уроки истории могут лишь избранный, а всей остальной массе остается только воспринимать их откровения.
    26. Антропологическая и этическая проблематика в Ф Ф. Ницше.

    Основные работы: «По ту сторону добра и зла», «Воля власти». Стиль написания – образный, многосмыловой, нелогичный. Ницше выделяет главное основание жизни – воля к власти. Множество воль, которые борются друг с другом. Пытался разрушить христианскую этику, утверждая, что Бог умер. Сверхчеловек – идеальный человек, который смотрит на мир глазами ребёнка. Три превращения в сверхчеловека – 1. Верблюд (человек пытается познать нормы и, нагружая себя, устает сильнее. 2. Лев (сбрасывает стереотипы. Тотальное отрицание). 3. Младенец. Сверхчеловек – следующий после человека стадия развития человеческого мира. Челов-во с течение времени не развивается, а деградирует. Обычно Ницше называет простых людей "недоделанными и неполноценными" (bungled and botched) и не возражает против того, чтобы они страдали, если это необходимо для создания великого человека. Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру. В своей книге "По ту сторону добра и зла" он на самом деле стремится изменить понятия читателей о добре и зле, но при этом стремится, за исключением отдельных моментов, представить дело так, будто он восхваляет зло и порицает добро. Н-р, он говорит, что ошибочно считать своим долгом добиваться победы добра и исчезновения зла. Этика Ницше является этикой самооправдания. Он верит в спартанскую дисциплину и способность терпеть, так же как и причинять боль ради важной цели. Он ставит силу воли выше всего. Этическим ?-сом, в противоположность политическому является ?-с о сочувствии. Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других, и это до некоторой степени естественно для человеческого существа. этика Ницше полное отсутствие сочувствия " В целом сострадание парализует закон развития - закон селекции. Оно поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели". Проповеди Ницше часто направлены против сострадания, и чувствуется, что в этом отношении ему было нетрудно следовать своим заповедям. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идеи «вечного возвращения одного и того же». Согласно Ницше, мораль играет главную роль, предполагая послушание, терпение, совестливость.
    27. Периодизация и особенности русской Ф
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта