Главная страница

философия. фил. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


Скачать 308.47 Kb.
НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
Анкорфилософия
Дата23.01.2020
Размер308.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафил.docx
ТипДокументы
#105537
страница1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты.

Мировоззрение — это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Мировоззрение выступает как духовно-практическое явление, как концепция жизни и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Важнейшими элементами структуры мировоззрения являются:

- мироощущение, проявляющееся в настроениях, чувствах и действиях человека, характеризуется непосредственностью;

- мировосприятие, определяемое воспитанием, образованием и социальным статусом личности;

- миропредставление, может иметь различные уровни и определяться характером и видом деятельности субъекта. У ученого физика оно может быть иным, чем у философа, у экономиста оно может не совпадать с миропониманием крестьянина и т.д.;

- миропонимание, может быть научным или антинаучным, религиозным, прогрессивным или реакционным, материалистическим или идеалистическим. В различные исторические эпохи оно отражает состояние общественного сознания и уровень развития науки и образования;

- мироотношение, определяется существующим социальным строем, потребностями общества, а в нашу эпоху – состоянием международных отношений и сознанием мирового сообщества.

Функции:

1) синтезируя знания о мире в целом, мировоззрение позволяет нам освоиться в мире, активно действовать в нем и чувствовать себя комфортно;

2) формируя идеалы и жизненные цели, мировоззрение показывает нам то, каким должен быть наш мир, что в нем должно быть и чего не должно быть. Это помогает найти ответы на смысложизненные вопросы и определять ценностные ориентиры;

3) мировоззрение является основой мотивов человеческой деятельности и поведения человека в обществе;

4) формирование мировоззрения – важнейшая основа воспитания личности.

К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.

2. Раскройте сущность проблемы бытия в философии, ее основные формы и их диалектика.

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Гераклит утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем, согласно материализму, бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования.

Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика. Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.

Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.

1. наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества и познания

2. общение с собеседником с целью обретения им истины.

3.диалектический материализм;

Основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

3. Решайте следующие тесты.

1.Философии – это: - наука, - одна из форм религии, - наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества и познания, одна из многих наук.

2. Майевтика – это: - ироничное подтрунивание.форма назидания.легкая беседа «ни о чем». - эксперимент.- общение с собеседником с целью обретения им истины.

3. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении: а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм; в) диалектический материализм; г) экзистенциализм; д) томизм.

4. Прочитайте следующие строки. "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать".

1) Определите, кому строки принадлежат? Платон

2) Как автор объясняет процесс познания? Какое ценностное значение имеет идея для современного понимания процесса познания? Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Платоновское учение о припоминании (анамнезис) указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

1. Анализируйте специфику и основной вопрос философии, характерные особенности философской рациональности как самосознания и рефлексии.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

 Существуют две стороны основного вопроса философии— онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм; идеализм; дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита")— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Идеализм ("линия Платона")— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом (сенсуализмом) (Ф. Бэкон); рационализмом (Р. Дэкарт) Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта

Специфика основного вопроса: 1) рефлексивность (фф изучает не столько окруж. нас мир, сколько уже сущ-ие знания о нем) 2) всеобщность(знание о том общем, что присуще всем предметам окр нас мира) 3)предельность(все понятия фф настолько обобщенные, что они не подлежат дальнейшему обобщению) 4) вечность(в фф есть такие вопр, на которые никогда нельзя получить окончательный ответ) 5)теоретичность 6) абстрактность (фф—это знание обо всем и ни о чем конкретно)

Специфика философской рациональности выражается двумя ее функциями: мировоззренческой и методологической. Сами эти аспекты философии представляют собой попытку выразить субъективный Рациональность мировидения по сути своей не противоречит достижению нравственно-эстетического совершенства, предполагающего "отнесение к ценности" всех жизненно значимых явлений. Одна из основных функций рефлексии как формы самосознания науки состоит в том, что она является важнейшим средством интенсификации, активизации, стимулирования процесса познания, так как способствует выработке и осознанию наиболее эффективных методов и путей познания действительности. Рефлексия выполняет также функцию критической переоценки пройденного наукой пути и достигнутых ею результатов, а следовательно, и формой целеполагания в науке, а также прогнозирования. Немаловажной является также функция рефлексии как формы организации знания, выработки регулятивных принципов научного познания.

2. В чем заключается сущность проблемы субстанции в истории философии.

СУБСТАНЦИЯ – то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от свойств, существующих в другом (а именно в субстанции) и через другое. Субстанция – нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; сущность, лежащая в основе явления; неделимое, единое, постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого. В понятии субстанции находит выражение важнейший аспект бытия. В истории философии для обозначения первоосновы используется предельно широкая категория ʼʼсубстанцияʼʼ. Субстанция предстает и как естественное, ʼʼфизическоеʼʼ основание бытия, и как ᴇᴦο сверхприродное, ʼʼметафизическоеʼʼ начало. Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям˸ земле, воде, огню, воздуху или первопричинам - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся˸ самодетерминация (определяет самое себя), универсальность (обозначает постоянную первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности). Различные философские учения по-разному используют идею субстанции. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, получили название ʼʼфилософский монизмʼʼ. Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, в случае если более двух - плюрализмом. С точки зрения современных научных представлений на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический. Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в базе ᴇᴦο единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как ᴇᴦο свойства и проявления.

Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия.

3. Решайте следующие тесты.

1. Предметом философии является (-ются) …- положения Священного писания- физическая реальность- доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции- всеобщее в системе «мир – человек»

2. По Аристотелю, человек – это:- двуногое без перьев.- нравственное существо.- душа в темнице тела.- смеющееся существо.- политическое животное.

3. «Бессознательное» в современной философии это: а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение; б) рефлекторные процессы в организме человека; в) опыт, не поддающийся логическому анализу; г) нечто, присущее только отдельному человеку; д) общественное, социальное в личности.

4. Прочитайте следующие строки. «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей – существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

1) Определите, кому из античных философов принадлежит авторство следующей социально-философской концепции. Аристотель, «Политика»

2) Раскройте ее сущность, роль и функции государства и гражданина. По Аристотелю, государство является продуктом естественного развития. Он воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении и выросший именно из этого общения. В начале цепочки он ставит семью, семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством. По определению Аристотеля: «Человек — животное политическое», т. е. он не может жить вне государства, вне общества. Сначала человек создает себе семью, но наилучшим образом его политическая природа реализуется в государстве, которое он понимает как союз свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной власти. Аристотель, также, как и Платон, искал наилучшую форму совершенного государственного устройства. Лучшим типом государства он считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Другими словами, полития была им названа государством «золотой середины», в нем соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полития должна на средний класс (перекос в сторону богатых приведет к олигархии, перекос в сторону бедных — к крайней демократии), власть должна быть разделена между различными социальными группами, для создания стабильного среднего класса часть земли и рабов должна находиться в общей собственности всего народа, другая часть — в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны отдавать нуждающимся (таким образом можно избежать социальных взрывов). Идея существования среднего класса принадлежит именно Аристотелю, хотя сам он называл средний класс «средним элементом», под которым понимал слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений. В политии этот слой и был у власти. Идеалы «среднего элемента» порождали и задачи законодательной власти — она должна была сохранять мир и давать гражданам досуг.

3) Какое ценностное значение имеет идея для современного понимания государства и гражданина?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

1. Выделите основные функции философии в системе культуры. Раскройте взаимосвязь философии с наукой (вашей специальностью), искусством, правом, другими историческими типами и формами мировоззрения.

Философия в системе культуры. Функции Философии.

КУЛЬТУРА - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ :

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана.

Культурогенная философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.

Критическая функция -она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

Методологичекая функция философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира.

Интеграционная функция философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему.

Гносеологическая. Осуществляет особый механизм познания, полагающийся только на достоверное и правильное понимание действительности.

Прогностическая. Подобные функции философии кратко позволяют прогнозировать развитие и тенденции общества, человека и природы на основании имеющихся достижений и знаний.

Раскройте взаимосвязь философии с наукой (вашей специальностью), искусством, правом, другими историческими типами и формами мировоззрения:

Философия и наука

Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию теоретического. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания

Философия и искусство

Философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира, понять мир как невыразимый полностью на язык логических понятий и рациональных схем.

Философия и политика

И философия, и политика выступают не только сферами духовной жизни общества, но и имеют стремление к активному переустройству общественной жизни.

Философия и религия

Философия и религия находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные, мировоззренческие представления. Также их объединяет общая выработка системы общих воззрений на мир и место в нём человека.

2. Раскройте сущность материи как субстанции. Выделите уровни, виды материи

Материя как субстанция:

Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Существует две стороны в философском определении материи. Первая – гносеологическая. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Вторая сторона определения материи – онтологическая. Материя – это субстанция. Материя, как субстанция характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи.

Структурные уровни организации материи. Структурные уровни материи образованы из какого-либо вида и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критериями для выделения различных структурных уровней служат следующие признаки:

1) пространственно-временные масштабы;

2) совокупность важнейших свойств и законов изменения

3) степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.

Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями – субординационные.

Виды материи: 1) Вещество – вид материи, имеющий массу покоя. Твердое, жидкое, газообразное, плазма. 2) Поле – не имеет массы покоя. Форма материи – совокупность различных материальных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, проявляющихся в общих св-вах и специфич для данной формы материи способов существования.
В настоящее время можно выделить так же появление 3 вида-информация.

3. Решайте следующие тесты.

1. Содержание ______ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов.-идеалов- интегральной- логической-аксиологической

2. В основе средневековой гносеологии лежит идея: - творения. - грехопадения;- предопределения; - спасения.- откровения.

3. Философское понятие рефлексии относится к феномену:а) эмпирического познания; б) логического познания; в) интуитивного познания; г) самосознания; д) подсознания.

4. Прочитайте следующие строки. "Он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота – это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечное по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приводят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению".

1) Определите, кому из античных философов принадлежит авторство? Демокрит

2) Определите, о чем и о какой философской системе идет речь. Атомы и пустота, атомизм.

3) Назовите основоположника данной философской системы и дайте краткую характеристику. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают,

другое гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота —

между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо

свойства неделимости атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого

движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в

мире бесконечно. Они различаются друг от друга по четырем признакам: 1) по

форме, 2) по величине, 3) по порядку и 4) по положению. Из разных атомов и

разного их числа, путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если

бы они находились в состоянии покоя, то объяснение многообразие вещей было

бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь

в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения;

одним из видов движения является вихрь. Само движение безначально и не

будет иметь конца.

4) Определите ценностное значение этих слов для современности.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

1. Восстановите хронологию генезиса философии, трансформацию ее предмета и метода.

Генезис (греч. genesis – происхождение, возникновение). Каждый из этапов развития философии отличался рядом особенностей.

Античная философия (VIв. до н.э.- VIв. н.э.)- развивалась под влиянием, с одной стороны мифологии, с другой –науки. Для этого этапа характерен космоцентризм – стремление понять мир как единое целое, его происхождение и сущность.

Средневековая философия (VI – XIV вв.)- - развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания. Для этого этапа характерна теоцентричность – природа и человек рассматриваются как творения Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью – спасение души. Философия утверждается как «служанка богословия».

Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.)- развивалась под мощным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы. Закладываются основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. Начинается формирование науки.

Философия Нового времени (XVII в.)- ориентировалась на науку и резко критиковала религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. Она разработала новую систему ценностей. В центре внимания философии – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания.

Философия эпохи Просвещения (XVIII в.)- основывалась на критике религии, теологии, решающее значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса.

Немецкая классическая философия (XVIII-XIXвв.)- даёт обоснование научного статуса философии. Г. Гегель характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. Разработка диалектики способствовала превращению философии в методологию.

Постклассическая европейская философия (XIX-XX вв.)  представлена двумя направлениями: рациональным (марксизм, позитивизм, структурализм и др.) и иррациональным (экзистенциализм, психоанализ, русская религиозная философия и др.)

Современная западно-европейская философия (XX-XXI вв.)- - характеризуется новым этапом развития западноевропейской (неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и др.) и русской философии.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта