Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Проанализируйте сущность и структуру проблем философии Древней Индии, ее основные проблемы и школы. Какое значение имеет человек в философии и культуре Древней Индии.

  • Древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа

  • Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах, которые были писаны на самом древнем языке – санскрите

  • Первые философские тексты Индии – это Упанишады

  • 2. Раскройте философский аспект проблемы происхождения сознания.

  • 1. В чем заключается особенность древнекитайской философии Перечислите основные школы древнекитайской философии и анализируйте одну из них.

  • религиозно-мифологическое мировоззрение.

  • философия. фил. Экзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение


    Скачать 308.47 Kb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 1 Раскройте сущность мировоззрения, его структура и основные компоненты. Мировоззрение
    Анкорфилософия
    Дата23.01.2020
    Размер308.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафил.docx
    ТипДокументы
    #105537
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    2. Анализируйте пространство, время и движение как формы бытия материи.

    Важнейшими формами бытия материи являются пространство, время, движение.

    Движение - категория материалистической диалектики, отображающая любое изменение в природе и обществе. Количественное изменение в мире, не затрагивает качественных основ мира. Движение в общем смысле понимается как способ существования материи, охватывающий все происходящие во Вселенной изменения, начиная от простого перемещения и заканчивая мышлением.

    Пространство- всеобщая форма бытия, характеризующая его протяженность, соразмерность его структурных форм и образований.

    Время - одна из форм бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. Свойства времени: длительность, неповторяемость, необратимость.

    В истории философии две основные точки зрения на время и пространство:

    .1 Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые су­ществуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» дли­тельности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в кон­цепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера про­текающих в мире материальных процессов.

    2. Реляционная концепция рассматривает пространство и вре­мя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

    3. Решайте следующие тесты.

    1. Систему приемов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют …- методом.-теорий.- экспериментом.- парадигмой.

    2. Философия природы Дж. Бруно – это:- деизм; -дуализм;- креационизм;- материализм.- пантеизм;( В этом учении Бог не трансцендентен миру (т.е. не находится за его пределами), как в христианской философии, а наоборот, пронизывает всю природу, находится везде и во всем)

    3. Детерминизм является учением: а) о божественной предопределенности; б) о всеобщей познаваемости мира; в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений; г) о непознаваемости мира; д) о сотворении мира.

    4. Прочитайте следующие строки. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

    1) Определите автора, раскройте смысл и содержание. Гераклит. По Гераклиту, первовещество природы - огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Г. называет «логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся «огнем». Жизнь природы - непрерывный процесс движения. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в спою противоположность: холодное становится теплым, теплое - холодным и т. д. Т. к. все, непрерывно изменяясь, обновляется, то нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: В человеческой жизни этот переход всего в свое противоположное не простое изменение, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество: одно и то же - путь вверх и вниз, экизнь и смерть ит. д. Всеобщность изменения в переход каждого свойства в свою противоположность делают все качества относительными. В основе познания лежат ощущения. Однако только мышление приводит к мудрости. Если бы нечто осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от света разума.

    2) Определите, о чем и о какой философской системе идет речь. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики, материалист.

    3) Дайте краткий анализ данной философской системе (в понимании мира, природы).

    4) Определите ценностное значение этих слов для современной философской мысли, понимания природы, формирования научной картины мира.



    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

    1. Проанализируйте сущность и структуру проблем философии Древней Индии, ее основные проблемы и школы. Какое значение имеет человек в философии и культуре Древней Индии.

    Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии. Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э.

    Древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

    * Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).

    * Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI - II вв. до н. э.).

    * Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).

    Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах, которые были писаны на самом древнем языке – санскрите. Состоят они из нескольких сборников, написанных в виде гимнов. Считается, что Веды составлялись в течение тысячи лет. Веды использовались для культового служения.

    Первые философские тексты Индии – это Упанишады (конец 2 тысячелетия до н. э.). Упанишады — это толкование Вед.

    В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы.

    Упанишады — это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта».

    В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре, как круге страданий, который человеку нужно преодолеть.

    К основным положениям философии Древней Индии относят:

    * совершенствование внутреннего мира человека;

    * желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;

    * искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;

    * восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;

    * неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;

    * постижение знаний путем длительного сознательного погружения;

    * подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

    Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (ВНИМАНИЕ: никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)

    1.Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.

    Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ – ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.

    3неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели –джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).

    6 ортодоксальных школ: вайшешика-ньяя (мокша = освобождение от бренного через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы).

    Человек – творение Богов. Первочеловек – Пуруша (сын Бога Неба=Ману). Ману приписывали, что он создал первые законы для людей.

    Человек, как дитя природы, представляет собой единство природного, духовного, божественного. Человеческое Я – это тело и душа. Человека возвышает ум, знания, ценимые как в богах, так и в людях.

    2. Раскройте философский аспект проблемы происхождения сознания.

    Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Можно рассматривать сознание как форму регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде

    всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включённости человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

    Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Материалистическая традиция в философии полагает, что сознание – это философская категория, определяющая высшую форму отражения действительности, способ отношения человека к миру и самому себе, опосредованный общественно-исторической деятельностью людей. Согласно данному определению, сознание – это философская категория, обозначающая высшую – социальную форму отражения реальной действительности.

    Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизводстве признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Неживая материя обладает свойствами механического, физического и химического отражения. Живая материя плюс к указанным выше обладает свойством раздражимости. Высшие животные располагают инстинктами и условно-рефлекторными формами психического отражения. И только человеку – единственному на земле существу присущи предметность и осмысленное отражение окружающего его мира, опосредованные практической деятельностью, материальной и духовной культурой.

    В качестве главных функций сознания выделяются:

    * познавательная

    * коммуникативная (средство общения)

    * рефлексивная (обращенность сознания на самоё себя)

    Сознание адекватно отражает действительность, реализуется в практической и теоретической деятельности человека. Эта реализация предполагает определение и формулирование цели или идеи.

    Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Традиционно сознание определяют как высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и отношении предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью. Т. о сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Практический мир вещей существует в сознания человека. в виде мира понятий, слов. На этой основе у человека формируется способность сосредоточиться на себе самом и овладеть собой как особым предметом познания (рефлексия). Благодаря этому все

    представления человека и его опыт связываются в единое целое и получают способность развиваться в новой сфере. Сознание сложилось вместе, одновременно с формированием человека, ибо нет человека без сознания, как нет сознания без человека. Сознание – это важнейший атрибут человека, отличающий его от всего живого на нашей планете.

    3. Решайте следующие тесты.

    1. ________ функция философии базируется на ее способности в союзе научной предсказывать общий ход развития …- прогностическая- отражательно-информационная.- аксиологическая.-эвристическая.

    2. «Государство» Платона было:- демократическим государством равных возможностей.- религиозным государством;- государством кастового типа, с четким сословным разделением.- абсолютной монархией.- деспотией восточного типа.

    3. Материалисты утверждают, что: а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное; б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало; в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления; г) мир создан Богом из ничего.

    4. Прочитайте следующие строки. «И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать – это как раз и значит _____________".

    1) Впишите недостающее слово в предложение – припоминать.

    2) Определите автора строк. Платон.

    3) Раскройте смысл и гносеологическое содержание слов. В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминани.

    4) Определите, о чем и о какой философской системе идет речь. Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектик.

    5)Дайте краткий анализ данной философской идее (в понимании процесса познания).

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

    1. В чем заключается особенность древнекитайской философии? Перечислите основные школы древнекитайской философии и анализируйте одну из них.

    Сильный традиционализм в культуре, который не мог не отражаться на философии. Традиционализм проявляется в форме ритуала-как религиозного,так и светского.

    • Сосуществование множества различных школ (за исключением отдельных этапов китайской истории).

    • Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения.

    • Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малый ян, малая ипь, триграммы, гексограммы, «нять-па-пять агентов движения» (у-сип), смысловые узоры спирали дао (вэпь ли) и т.д.)

    • Слабое развитие логики.

    • Малая системность как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой.

    • Дао-исток и центральное понятие древней китайской философии.

    • Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической, так и в социальной философии.

    • Преобладание идеализма над материализмом.

    В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение.

    Основные школы:

    1. Даосизм (дао дэ цзя). Основатель: Лао-цзы.

    2. Конфуцианство. Основатель: Кун Фу-цзы (Конфуций).

    3. Моизм (мо-цзя). Основатель: Мо-цзы.

    4. Школа закона или легизм (фа-цзя, или легизм). Видные представители: Шан Ян, Хань Фэй-цзы, Ли Сы.

    5. Школа имен (мин-цзя) иногда называется школой логиков, софистов и «спорщиков» (диалектиков). Видные представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун.

    6.Натурфилософская школа (ипь-яп цзя). Главный представитель: Цзоу Янь.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта